Напоминание

Роль произведений Р.М. Глиэра на развитие творческого потенциала учащихся старших классов ДМШ и ДШИ


Автор: Исаева Елена Николаевна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУДО "Детская музыкальная школа 40"
Населённый пункт: г.Новокузнецк, Кемеровская область - Кузбасс
Наименование материала: Творческая статья
Тема: Роль произведений Р.М. Глиэра на развитие творческого потенциала учащихся старших классов ДМШ и ДШИ
Раздел: дополнительное образование





Назад




Международное СМИ Центра

АРТ – образования

Творческая статья

«Роль произведений Р.М.Глиэра

на развитие творческого

потенциала учащихся старших

классов ДМШ и ДШИ»

Исаева Елена Николаевна

преподаватель

МБУДО «Детская музыкальная

школа 40»

г.Новокузнецк, Кемеровская

область - Кузбасс

РОЛЬ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Р.М. ГЛИЭРА НА РАЗВИТИЕ

ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ

КЛАССОВ ДМШ И ДШИ

Рейнгольд Морицевич Глиэр - советский, украинский и российский

композитор, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель.

Народный артист СССР. Лауреат трёх Сталинских премий первой степени.

Автор музыки гимна Санкт-Петербурга развивался под непосредственным

воздействием традиций русской музыкальной классики – П.И. Чайковского,

С.В. Рахманинова, Н.А. Римского-Корсакова.

Человек с добрым сердцем и поэтичной душой, так современники называли

Рейнгольда Морицевича Глиэра. Выдающийся маэстро был искренне

убежден в том, что любовь и красота преобразят наш мир, сделают его

значительно лучше и добрее.

Композитор оставил богатое наследие - около пятисот произведений,

написанных в различных жанрах. В частности им написано множество

фортепианных пьес для старших классов ДМШ.

Для педагога встает актуальный вопрос выбора репертуара. Важно

подбирать такой репертуар, который бы нравился учащемуся, находил у

него живой эмоциональный отклик, а так же соответствовал его реальным

исполнительским возможностям. Именно таким требованиям отвечает

фортепианная музыка Р.М. Глиэра, в частности, его пьесы, которые содержат

большой потенциал для развития фортепианного, художественно –

исполнительского мастерства юного музыканта, для развития его

музыкальности в целом.

Фортепианный стиль Р.М. Глиэра характеризуется ясной мелодичной

насыщенностью, эмоциональностью, большинство пьес отличается

преобладанием в них широкого распевного начала. Мелодия, исходящая из

сердца. Это находит свое выражение в ведущем значении мелодии среди

других элементов музыкального языка.

Как правило, лирические пьесы занимают преобладающее место в

исполнительском обучении юных пианистов.

Важнейшим исполнительским средством для воплощения музыкально-

художественного замысла является звуковая выразительность. Умению

«петь» на рояле – одной из важнейших сторон техники пианиста, может

помочь как раз серьезное и глубокое изучение произведений Р.М. Глиэра,

так как они изобилуют яркими, широкими, эмоционально окрашенными

мелодиями. Мелодия в фортепианных пьесах Глиэра – главный фактурный

элемент, поэтому эти произведения – богатый учебный материал для

овладения навыком исполнения кантилены.

Звук мелодии может отличаться по силе, тембру, насыщенности. Так,

композитор часто поручает проведение мелодии партии левой руки или

чередует проведения темы: в первом предложении он дает ее в верхнем

регистре, а во втором – на октаву ниже. Иногда тема в более низкой

тесситуре появляется в среднем разделе, контрастно оттеняя крайние части.

В таких случаях важно, чтобы ученик слышал фортепиано темброво, мог

провести мелодию в различных регистрах по-разному. Для мелодики и

ритмики пьес характерны специфически «глиэровские» обороты такие как:

квартовые и квинтовые интонации, ходы на увеличенные и уменьшённые

интервалы. Главный фактурный элемент подчинен гармонии, зависим от неё.

Для того чтобы рояль пел, нужно не только хорошо играть мелодию, но и

найти соответствующее звучание аккомпанемента, навыки игры которого

требуют специальной работы. Овладеть такой техникой – сделать шаг в

приобретении звукового мастерства. В аккомпанементе дается движение

аккордов повторяющимися длительностями восьмых. Синкопированный

ритм придает приподнятость, патетичность мелодике. (Прелюдия ор.16 №1)

Еще один вид фактурного аккомпанемента, который использует Р.М. Глиэр, –

это мягкие тремолирующие синкопированные фигуры, создающие

трепетный фон для свободно льющейся мелодии:

Аккомпанемент подобного рода должен звучать очень тихо и ровно. Это

технически нелегко и требует специальной работы, так как в данном случае

необходимо использовать разный вес правой и левой рук: глубокий звук с

хорошей опорой пальцев в левой руке и невесомый, с минимальным

движением пальцев – в правой. Следует услышать, почувствовать особое

звуковое сочетания певучей мелодии с «отдаленным» аккомпанирующим

фоном. В этой пьесе Глиэр использует шестидольный закругленный

«баркарольный» размер.

Относительную сложность составляет фактура, образующая единую

гармоническую фигурацию, в которую вплетаются и басовый голос и

мелодический. Созерцательная, светлая пьеса, преобладающий ровный

ритм. Прелюдия ор.43 №1

Глубокая связь композитора с национальными традициями русской

музыкальной классики отобразились в создании таких пьес – «В полях»,

«Народная песня».

В фортепианном творчестве Р.М. Глиэра наряду с кантиленными

произведениями представляют ценность и пьесы подвижного характера так

как своевременное и целенаправленное развитие техники – одна из

важнейших сторон комплексного развития пианистических способностей. В

5-7 классах ДМШ все явственнее прослеживаются индивидуальные различия

в овладении учащимися пианистической моторикой, гибкостью,

техническими навыками и приёмами. В старших классах музыкальной школы

активно нарабатываются навыки октавной техники. Развивающим

материалом для такой работы может стать Прелюдия ор.16 №1. Октавное

изложение мелодической линии в данной миниатюре требует участия плеча,

предплечья и активных пальцев.

Для достижения и раскрытия определенного образа композитор очень часто

использует штрих staccato. Поэтому произведения «Колокольчики» ор.34

№6, «Арлекин» ор.34 №8, «Балетная пляска» ор.31 №12 полезны для

оттачивания навыка отрывистой игры.

Выработка приемов исполнения не ограничивается игрой на staccato.

Р.М. Глиэр усложняет такую манеру исполнения пунктирным ритмом

в пьесе «Арлекин» ор.34.

Большое художественное значение в пьесах подвижного характера имеет

метроритмическая и темповая организация. С помощью этих средств можно

передать самые разнообразные настроения.

Таким образом, изучение фортепианных миниатюр Р.М. Глиэра способствует

развитию у детей разнообразных пианистических навыков, таких как:

владение разнообразными видами звукоизвлечения (legato, staccato),

умение дифференцированно воспроизводить разнообразную фактуру,

пользоваться педальными красками. При исполнении пьес расширяются

знания учащихся о формах музыкальных произведений. Дети живо

откликаются на сюжеты в музыкальных пьесах, хорошо ориентируются в

средствах музыкальной выразительности, легко воспринимают и

запоминают музыку.

Произведения Р.М. Глиэра обладают немалым педагогическим потенциалом

не только в развитии фортепианных навыков, но и в музыкальном развитии

учащихся старших классов в целом. В процессе изучения его фортепианных

сочинений юные пианисты имеют возможность познакомиться и осознать

особенности фортепианного письма композитора, почувствовать специфику

его интонационного строя.



В раздел образования