Автор: Исаева Елена Николаевна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУДО "Детская музыкальная школа 40"
Населённый пункт: г.Новокузнецк, Кемеровская область - Кузбасс
Наименование материала: Творческая статья
Тема: Роль произведений Р.М. Глиэра на развитие творческого потенциала учащихся старших классов ДМШ и ДШИ
Раздел: дополнительное образование
Международное СМИ Центра
АРТ – образования
Творческая статья
«Роль произведений Р.М.Глиэра
на развитие творческого
потенциала учащихся старших
классов ДМШ и ДШИ»
Исаева Елена Николаевна
преподаватель
МБУДО «Детская музыкальная
школа 40»
г.Новокузнецк, Кемеровская
область - Кузбасс
РОЛЬ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Р.М. ГЛИЭРА НА РАЗВИТИЕ
ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ
КЛАССОВ ДМШ И ДШИ
Рейнгольд Морицевич Глиэр - советский, украинский и российский
композитор, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель.
Народный артист СССР. Лауреат трёх Сталинских премий первой степени.
Автор музыки гимна Санкт-Петербурга развивался под непосредственным
воздействием традиций русской музыкальной классики – П.И. Чайковского,
С.В. Рахманинова, Н.А. Римского-Корсакова.
Человек с добрым сердцем и поэтичной душой, так современники называли
Рейнгольда Морицевича Глиэра. Выдающийся маэстро был искренне
убежден в том, что любовь и красота преобразят наш мир, сделают его
значительно лучше и добрее.
Композитор оставил богатое наследие - около пятисот произведений,
написанных в различных жанрах. В частности им написано множество
фортепианных пьес для старших классов ДМШ.
Для педагога встает актуальный вопрос выбора репертуара. Важно
подбирать такой репертуар, который бы нравился учащемуся, находил у
него живой эмоциональный отклик, а так же соответствовал его реальным
исполнительским возможностям. Именно таким требованиям отвечает
фортепианная музыка Р.М. Глиэра, в частности, его пьесы, которые содержат
большой потенциал для развития фортепианного, художественно –
исполнительского мастерства юного музыканта, для развития его
музыкальности в целом.
Фортепианный стиль Р.М. Глиэра характеризуется ясной мелодичной
насыщенностью, эмоциональностью, большинство пьес отличается
преобладанием в них широкого распевного начала. Мелодия, исходящая из
сердца. Это находит свое выражение в ведущем значении мелодии среди
других элементов музыкального языка.
Как правило, лирические пьесы занимают преобладающее место в
исполнительском обучении юных пианистов.
Важнейшим исполнительским средством для воплощения музыкально-
художественного замысла является звуковая выразительность. Умению
«петь» на рояле – одной из важнейших сторон техники пианиста, может
помочь как раз серьезное и глубокое изучение произведений Р.М. Глиэра,
так как они изобилуют яркими, широкими, эмоционально окрашенными
мелодиями. Мелодия в фортепианных пьесах Глиэра – главный фактурный
элемент, поэтому эти произведения – богатый учебный материал для
овладения навыком исполнения кантилены.
Звук мелодии может отличаться по силе, тембру, насыщенности. Так,
композитор часто поручает проведение мелодии партии левой руки или
чередует проведения темы: в первом предложении он дает ее в верхнем
регистре, а во втором – на октаву ниже. Иногда тема в более низкой
тесситуре появляется в среднем разделе, контрастно оттеняя крайние части.
В таких случаях важно, чтобы ученик слышал фортепиано темброво, мог
провести мелодию в различных регистрах по-разному. Для мелодики и
ритмики пьес характерны специфически «глиэровские» обороты такие как:
квартовые и квинтовые интонации, ходы на увеличенные и уменьшённые
интервалы. Главный фактурный элемент подчинен гармонии, зависим от неё.
Для того чтобы рояль пел, нужно не только хорошо играть мелодию, но и
найти соответствующее звучание аккомпанемента, навыки игры которого
требуют специальной работы. Овладеть такой техникой – сделать шаг в
приобретении звукового мастерства. В аккомпанементе дается движение
аккордов повторяющимися длительностями восьмых. Синкопированный
ритм придает приподнятость, патетичность мелодике. (Прелюдия ор.16 №1)
Еще один вид фактурного аккомпанемента, который использует Р.М. Глиэр, –
это мягкие тремолирующие синкопированные фигуры, создающие
трепетный фон для свободно льющейся мелодии:
Аккомпанемент подобного рода должен звучать очень тихо и ровно. Это
технически нелегко и требует специальной работы, так как в данном случае
необходимо использовать разный вес правой и левой рук: глубокий звук с
хорошей опорой пальцев в левой руке и невесомый, с минимальным
движением пальцев – в правой. Следует услышать, почувствовать особое
звуковое сочетания певучей мелодии с «отдаленным» аккомпанирующим
фоном. В этой пьесе Глиэр использует шестидольный закругленный
«баркарольный» размер.
Относительную сложность составляет фактура, образующая единую
гармоническую фигурацию, в которую вплетаются и басовый голос и
мелодический. Созерцательная, светлая пьеса, преобладающий ровный
ритм. Прелюдия ор.43 №1
Глубокая связь композитора с национальными традициями русской
музыкальной классики отобразились в создании таких пьес – «В полях»,
«Народная песня».
В фортепианном творчестве Р.М. Глиэра наряду с кантиленными
произведениями представляют ценность и пьесы подвижного характера так
как своевременное и целенаправленное развитие техники – одна из
важнейших сторон комплексного развития пианистических способностей. В
5-7 классах ДМШ все явственнее прослеживаются индивидуальные различия
в овладении учащимися пианистической моторикой, гибкостью,
техническими навыками и приёмами. В старших классах музыкальной школы
активно нарабатываются навыки октавной техники. Развивающим
материалом для такой работы может стать Прелюдия ор.16 №1. Октавное
изложение мелодической линии в данной миниатюре требует участия плеча,
предплечья и активных пальцев.
Для достижения и раскрытия определенного образа композитор очень часто
использует штрих staccato. Поэтому произведения «Колокольчики» ор.34
№6, «Арлекин» ор.34 №8, «Балетная пляска» ор.31 №12 полезны для
оттачивания навыка отрывистой игры.
Выработка приемов исполнения не ограничивается игрой на staccato.
Р.М. Глиэр усложняет такую манеру исполнения пунктирным ритмом
в пьесе «Арлекин» ор.34.
Большое художественное значение в пьесах подвижного характера имеет
метроритмическая и темповая организация. С помощью этих средств можно
передать самые разнообразные настроения.
Таким образом, изучение фортепианных миниатюр Р.М. Глиэра способствует
развитию у детей разнообразных пианистических навыков, таких как:
владение разнообразными видами звукоизвлечения (legato, staccato),
умение дифференцированно воспроизводить разнообразную фактуру,
пользоваться педальными красками. При исполнении пьес расширяются
знания учащихся о формах музыкальных произведений. Дети живо
откликаются на сюжеты в музыкальных пьесах, хорошо ориентируются в
средствах музыкальной выразительности, легко воспринимают и
запоминают музыку.
Произведения Р.М. Глиэра обладают немалым педагогическим потенциалом
не только в развитии фортепианных навыков, но и в музыкальном развитии
учащихся старших классов в целом. В процессе изучения его фортепианных
сочинений юные пианисты имеют возможность познакомиться и осознать
особенности фортепианного письма композитора, почувствовать специфику
его интонационного строя.