Автор: Исаева Елена Николаевна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУДО "Детская музыкальная школа 40"
Населённый пункт: г.Новокузнецк, Кемеровская область - Кузбасс
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: Психолого - педагогические аспекты взаимодействия преподавателя с обучающимися и их влияние на воспитание и музыкальное образование
Раздел: дополнительное образование
Творческая статья
Музыкальная психология и педагогика в системе дополнительного
образования.
Психолого-педагогические аспекты взаимодействия преподавателя с
обучающимися и их влияние на воспитание и музыкальное
образование
Исаева Елена Николаевна
Преподаватель
МБУДО «ДМШ № 40»
г. Новокузнецк, Кемеровская область - Кузбасс
Музыкальная психология и педагогика в системе дополнительного
образования.
Психолого-педагогические аспекты взаимодействия преподавателя с
обучающимися и их влияние на воспитание и музыкальное
образование.
Труд педагога - это общение с детьми на заданную тему.
Музыкальное образование сегодня ставит своей целью сформировать
культуру личности учащегося, где приоритет отдается овладению основами
эстетической музыкальной культуры, которая закладывается в процессе
занятий музыкой и общения школьников с учителем и самой музыкой.
Для музыкального педагога общение - это многогранная форма
взаимодействия. Это и общение с музыкой, через музыку с учащимися с
целью постижения музыки, раскрытия художественного образа в
музыкальном произведении.
Таким образом, проблема художественно - психолого - педагогического
общения, влияния педагога на развитие личности и межличностных
отношений учащихся актуальна.
Мы, педагоги, можем и должны облегчить детям сложный путь в мир
музыки. Как хочется, чтобы их воспоминания (а так же их родителей) о
музыкальном детстве доставляли радость, а не досаду. Ведь за тяжким
опытом обучения музыке стоит прежде всего ошибка взрослого. Ошибки
педагога, дефекты преподавания могут нанести непоправимый ущерб
ученику.
«Никакое правило или совет, данные одному, не могут подойти никому
другому, если эти правила и советы не пройдут сквозь сито его
собственного ума и не подвергнутся при этом таким изменениям, которые
сделают их пригодными для данного случая». Это слова гениального
пианиста XX века И. Гофмана. Детский организм хрупок, и педагогу нужно
понимать, как важно заботиться о нем, чтобы не нанести ущерб здоровью и
гармоничному развитию ученика.
Детский педагог должен обладать целым комплексом различных
дарований, он должен многое знать и многое уметь. Однако самое главное,
что требуется от него, это безграничная любовь к детям! Композитор
Гретри писал: «Без дара снискать любовь ученика, все остальные таланты
педагога окажутся бесполезными». Лишь когда ученик «заражается»
настоящей и безграничной любовью к своему педагогу, можно надеяться
на успех в творчестве. Я вижу, как мои ученики скучают без наших уроков,
когда бывают каникулы или длинные праздничные выходные дни.
Детский педагог обязательно должен быть добрым человеком. Всякое
насилие, давление, крик, жесткость с его стороны внушают ребенку ужас,
калечат психику и даже тормозят развитие личности, притупляют ум и
волю. Жесткий педагог может лишь убить любовь к музыке - зародить он
эту любовь не может. Если педагог в несдержанной форме высказывает
свое мнение о способностях ученика или дает отрицательную оценку его
природным данным, это может привести к психологическому срыву
ребенка. Он не только потеряет самоуважение и веру в свои силы, более
того при этом дети вообще отказываются от занятий. И даже долгое время
или всю жизнь будут ассоциировать занятия музыкой с тяжелыми
душевными переживаниями.
Работа с детьми может быть успешной только тогда, когда педагог
опирается на глубокое знание детской психологии, понимает особенности
детского возраста. Внимание к душевному состоянию ребенка -
непременное условие работы с детьми! «Психологическая запущенность»
ученика могут трансформироваться у него в пассивность и даже в
агрессивность. Причины психологических проблем могут быть самыми
разными: семейные неурядицы, неприятные переживания, например, из - за
проблем в общеобразовательной школе.
Я начинаю урок только после того, когда создана атмосфера душевного
комфорта. Когда я почувствовала, в каком состоянии пришел ко мне на
урок ребенок. Я разговариваю с ним, выясняю причину его плохого
настроения, освобождаю ребенка от отрицательных эмоций, облегчаю
возникшие у него проблемы. Чувствую себя психологом, психотерапевтом
при этом.
Каждый ребенок, который входит в класс к педагогу на занятие
индивидуален, - это уникальный мир, единственное в своем роде сочетание
особенностей личности, характера, темперамента. Бесконечное
разнообразие человеческих типов - это бесценный дар, которым одарила
нас природа. Именно это разнообразие делает работу педагога такой
творческой, она не укладывается ни в какие схемы, рамки, границы.
В ребенке всегда нужно искать то особое, то уникальное, что отличает
его от другого. Однажды, вот совсем недавно, одна ученица мне сказала:
«Нельзя сравнивать детей». Какие умные дети! Я ответила: «Конечно,
нельзя!» Индивидуальное отношение к каждому ученику, его чувствование
позволяет педагогу применять в процессе обучения те или иные приемы в
расчете именно на данного ученика.
Чтобы помочь ребенку, нужно уметь определить его настроение,
уловить душевное состояние, успокоить легко возбудимого, раскрепостить
«зажатого», поднять эмоциональный настрой унылого. Особенно хотела бы
отметить, что важно найти правильную тональность общения, войти в эту
тональность. С одним можно разговаривать лишь тихо и ласково. Таких
детей очень много, молчаливых, но они очень внимательны на уроке,
слышат каждое слово педагога. Другого надо выслушать, решить с ним
проблему. И только после этого начинать урок. С другими необходимо
разговаривать эмоционально и убедительно. Некоторые дети реагируют на
сдержанность, «дистанционность» (это придает им значительность в
собственных глазах).
Но в любом случае одно из основных требований к педагогу – чувство
такта и уважение к ученику.
Работа с детьми – это всегда импровизация (что не отменяет подготовку
и продумывание конкретного урока с каждым учеником).
Импровизационная форма занятий требует от учителя эмоциональной
гибкости, интуиции, артистичности. Каждый ученик - это особый мир.
Каждое новое соприкосновение с ребенком не похоже на предыдущее.
Приходится искать особые подходы, приемы, методы обучения прежде
всего потому, что у детей разные темпераменты, характеры, способности.
Педагогика – это всегда поиск и творчество. В этом и интерес.
Чувствуя особенности ученика – его характер и привычки, свойства
нервной системы, темперамент, склад психики, педагог может подобрать
разные формы педагогического воздействия. Ну и, конечно же, дети
нуждаются в поощрении, тем более во время музыкальных занятий.
Детский педагог достигнет больших успехов, если будет проводить
уроки в игровой форме. Педагог должен пребывать в творческом состоянии
духа, потому что каждый урок – это маленький спектакль, это мини - театр!
Весь учебный материал, данный в игровой форме, легче воспринимается,
увлекает, рождает игровой азарт, желание самому сделать что–то,
запомнить, повторить, самому что-то придумать, а значит, научиться.
Во время урока опытный педагог, учитывая индивидуальные
особенности ученика, правильно дозирует нагрузки. Не следует торопить
педагогический процесс. В каждом конкретном случае необходимо
учитывать выносливость ребенка. Необязательно всегда строго
придерживаться заранее продуманного плана занятия – импровизация,
важна реакция на конкретную ситуацию, на сегодняшнее состояние
ученика, его настроение. Особенно это важно с детьми младшего возраста.
Педагог не навязывает ребенку своих ощущений - он творит вместе с
ним, помогает избавиться от комплексов, обрести свободу. И уж ни в коей
мере не должен вызывать новые комплексы. Он стремится раскрепостить
ребенка (ведь многие дети порой даже боятся зайти в музыкальную школу,
до дверей боятся дойти даже), не позволяет его душе лениться. Из моря
фантазий учеников можно извлечь бесчисленное множество нужных
образов, помогающих проникать в тайны музыки.
В нас всегда должен присутствовать педагогический оптимизм. Чтобы
не происходило в личной жизни педагога, он обязан входить в класс с
доброжелательной улыбкой. Дети очень внимательно следят за этим,
обращая внимание на внешний вид, улавливая малейшие нюансы нашего
настроения, интонацию голоса.
Педагог способен заразить ученика творческой энергией настолько, что
все существо ребенка будет выражать стремление к сотворчеству, к
предельному самовыражению.
На уроке я пытаюсь проникнуть в состояние ребенка и как бы взять на
себя его отрицательные эмоции. Стараюсь сидеть ближе к ученику.
Наше общее проникновение в музыку, совместные поиски новых
звучаний - разве это можно описать словами? Когда мы вместе за роялем –
мы самые счастливые люди на свете! Выдумывать новое - новые истории,
новых героев, новые сказки - это так увлекательно! Да, это счастье!
Иногда мне кажется, что моя творческая энергия почти физически
«переливается» в учеников. Я не делаю перерывов на обед, практически не
ем ничего в течение всего рабочего дня, чтобы не потерять творческий
тонус, сохранить творческую энергию.
Но и наши ученики влияют на нас! За долгие годы работы с детьми
улучшился мой характер, да и внешность меняется с возрастом не в
худшую, а в лучшую сторону.
Еще одно очень важное требование - постоянное творческое
содружество с родителями учеников. Педагогический такт располагает к
себе не только детей, но и их родителей. Они дают ребенку чувство
психологической защищенности. И поэтому контакт с родителями никак не
помешает, а наоборот, только поможет. Какое счастье для педагога
чувствовать не только любовь детей, но и человеческую теплоту,
признательность и дружеское расположение родителей.
Еще хочу осветить один вопрос. Как добиться чистоты исполнения
ребенка, избегая рутины? Многократных автоматических повторений?
(особенно у учеников младших классов). Дети могут при этом потерять
всякий интерес к музыке. В таких случаях стараюсь скрасить однообразие
механической работы, рассказывая сказки, придумывая подходящие
образы. Но иногда все-таки приходится сказать ученику: «Но а вот эти
несколько ноток нужно поучить, просто несколько раз повторить».
Труд педагога безусловно нелегок. Но награда за этот труд очень
высока. Мы открываем перед детьми таинственный и прекрасный мир
музыки, вводим их в мир волшебных звуков. Помогаем рождению
настоящих, полноценных, гармоничных людей. Совместные переживания
располагают ученика и педагога друг к другу, а игры, фантазии настолько
увлекают самого учителя, так сближают его с учениками, что в результате
он становится для них близким и дорогим человеком. Меня некоторые
ученики называют - «моя вторая мама».
Истинный педагог - прежде всего настоящий друг. Если между
педагогом и учеником не возникает невидимая духовная ниточка, то самый
талантливый ребенок не будет работоспособен и самостоятелен.
Педагог на уроке - это друг, собеседник, советчик. Но и дети иногда
становятся нашими советчиками.
Они помогают нам на долгое время сохранить детскую душу. Своей
непосредственностью, восторгом, радостью восприятия мира дети меняют
что-то в наших душах. Они учат нас видеть этот мир по-новому, тем самым
изменяя духовное пространство нашей жизни.
Бесспорно, нам нужна и физическая выносливость. И терпение. Но
если педагогика - наше призвание, если в нас живет творческая
увлеченность, наша работа лишь придает нам силы и бодрости. Мы же
знаем, что истинно творческие люди полны энергии, жизнерадостны,
сохраняют душевную и даже физическую молодость!