Автор: Исаева Елена Николаевна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУДО "Детская музыкальная школа 40"
Населённый пункт: г.Новокузнецк, Кемеровская область - Кузбасс
Наименование материала: Разработка урока
Тема: Основные моменты работы над Этюдом на этапе разучивания. Работа над гаммами
Раздел: дополнительное образование
Разработка урока
Тема урока: «Основные моменты работы над Этюдом на этапе
разучивания. Работа над гаммами».
Исаева Елена Николаевна
Преподаватель
МБУДО «ДМШ № 40»
г. Новокузнецк, Кемеровская область - Кузбасс
Разработка УРОКА
ТЕМА УРОКА: «ОНОВНЫЕ МОМЕНТЫ РАБОТЫ НАД ЭТЮДОМ НА ЭТАПЕ РАЗУЧИВАНИЯ. РАБОТА
НАД ГАММАМИ»
УЧАЩАЯСЯ: ЗАМУРУЕВА ЕЛИЗАВЕТА, 6 КЛАСС, 12 ЛЕТ
ДАТА ПРОВЕДЕНИЯ: 14.09.2023 год
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ: 50 МИНУТ
ИНСТРУМЕНТ: ФОРТЕПИАНО
ЗАДАЧИ:
Образовательная: овладеть определенными техническими навыками для развития технической
свободы.
Воспитательная: подготовка учащегося к более сложным задачам исполнения художественных
произведений.
Развивающая: развитие и накопление разнообразных исполнительских навыков для преодоления
трудностей в пьесах, требующих соответствующей технической подготовки.
Цель урока: развитие двигательных навыков ученика
Тип урока: индивидуальный
Методический материал: ноты
Музыкальные произведения: К. Черни (Редакция Гермер) Этюд №18 II тетрадь, гамма As-dur,
аккорды, арпеджио
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: ИСАЕВА ЕЛЕНА НИКОЛАЕВНА
ХОД УРОКА
I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Цели и задачи: дать теоретический материал, активизировать интерес учащейся к предстоящей
работе на уроке.
Тема нашего урока: «Основные моменты работы над этюдом на этапе разучивания»
Прежде чем начать работу над Этюдом, немного поговорим о его создателе, композиторе К.
Черни (1791-1857). К. Черни – великий австрийский композитор, музыкант, педагог. С 9-летнего
возраста начал концертировать. Брал уроки у Бетховена. С 15 лет начал преподавать. У Черни
много методических трудов. Он заложил основы современного пианизма, которые после
преподавал Лист. Оставил более 800 произведений для развития технической игры на
фортепиано, которые до сих пор используются в педагогической практике.
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Цели и задачи: объяснить учащейся основные методы работы над гаммами и Этюдом для
развития двигательных навыков. Сосредоточить внимание учащейся на предстоящей работе на
уроке.
В ходе урока нужно сделать: определить характер Этюда, определить основные технические
трудности, провести работу над ровностью звучания триолей в Этюде, определить роль каждой
руки в Этюде, скоординировать движение обеих рук в одновременном звучании. Определить
основные технические трудности в тренировочных упражнениях – гаммах.
Пример: Гамма As-dur, аккорды, арпеджио в данной тональности
Учащаяся исполняет гамму As-dur Legato в медленном темпе. Все виды гамм играем с дыхания.
Возникли проблемы с аппликатурой. Делаем следующее: разбиваем отрезок из семи нот на два
(3+4), аппликатура – 231 – первая группа и 2312 – вторая группа нот. Прорабатываем эти элементы
по отдельности. Делаем остановки между ними, перемещаем руку или меняем позицию,
подготавливаемся чтобы распределить пальцы на впередистоящие клавиши второй позиции.
Каждую группу нот играем чётко, в быстром темпе без ошибок и запинок до остановки на первой
ноте следующей группы нот. Теперь склеим фрагменты, т.е. соединим и сыграем в медленном
темпе ровно, как по линейке, без динамики в медленном темпе. Следим за первым пальцем, за
переходом из одной позиции в другую. Пальцы самостоятельные, «живые», подготавливаются,
поднимаются. Все накиды, подкладывания первого пальца, т. е. все переходы, неудобства,
«склеивания» на слух не должны быть заметны. Не должны быть видны и слышны трудности. Их
нужно преодолевать. Пробуем разные темпы. Чередуем медленный и подвижный темпы.
Сегодня пока мы играем без динамики. Включаем слуховой контроль, метод предслышания,
звуки присоединяем, а не толкаем.
- (педагог) Сыграй, пожалуйста, аккорды. Учащаяся играет аккорды.
- (педагог) Чего мы должны добиваться при исполнении аккордов?
- (Учащаяся) Чтобы звуки звучали слаженно и стройно, как игра музыкантов в оркестре. Для этого
мы выделим больше других любой из трёх звуков, а так - же слушаем, чтобы все звуки звучали
стройно.
-(педагог) Мягко и свободно опускаем руку, раскрывая пальцы, в клавиши до самого дна.
Крепкими пальцами держим аккорд. Из одного аккорда выходит другой. Звуки аккорда
устремляются вверх и соединяются смыслом. Молодец. Хорошо получилось.
- (педагог) Сыграй, пожалуйста, арпеджио.
Учащаяся играет арпеджио. Говорю, что рука движется горизонтально и напоминает движение
рук скрипача или виолончелиста. Чтобы 1-й палец (а в обратном движении 5-й палец) вовремя
оказывался над нужной клавишей при переходе с позиции на позицию. Слежу за тем, чтобы кисть
руки немного повышалась при движении от 1-го к 5-му пальцу. Спасибо. Хорошо.
А теперь переходим к работе над Этюдом №18 К. Черни (ред. Гермер) из II тетради
- (педагог) Что означает «Этюд»?
-(учащаяся) Это музыкальная пьеса инструментального характера, предназначенная для развития
технического мастерства исполнителя.
- (педагог) В какой форме написан Этюд?
- (учащаяся) В 2-х частной форме.
- (педагог) Любой хороший этюд имеет звуковой образ и характер звучания: лёгкий, изящный,
волевой, стремительный, лирический и певучий. Какой характер у этого Этюда? Какой звуковой
образ ему больше подходит: легкий, изящный или волевой, стремительный?
- (учащаяся) Легкий, изящный.
- (педагог) Какие технические задачи заключает в себе данный Этюд?
- (учащаяся) Хроматические гаммообразные пассажи триолями, скачки, аккорды.
Этюд находится на начальной стадии «склеивания», т.е. соединения двумя руками. Работаем над
первой частью.
При игре правой рукой выбираем умеренный темп, в котором можно очертить контуры фраз, так
как нам нужны дыхания фраз. Возникли «заторы» в окончаниях фраз, так называемых трудных
местах с мелодическими «хитростями». Учим эти сложные места. Пассаж учим не весь сразу, а по
2-3 ноты, затем к ним добавляем остальные по 1 ноте и так до тех пор, пока весь пассаж не будет
сыгран. Проучивать можно как слева направо, так и справа налево, т.е. учим сначала конец
пассажа, а потом его начало. Во второй фразе возникла проблема с 4-м пальцем, нечётко играет
свою ноту в пассаже. Останавливаемся перед ним и делаем его приготовление: замах, перед этим
приподнимаясь на 5-м пальце. И так повторяем несколько раз. Играем четким, громким звуком
крепкими пальцами.
Играем линию левой руки. Слушаем линию аккордов, считаем. Аккорды хватаем, как хватаем
предмет летящий, на лету. Через паузы слышим переход одного аккорда в другой и меняем
пальцы, т.е. позицию. Аккорды берем упругими легкими движениями на staccato.
Вернёмся к правой руке.
- (педагог) Попробуй сыграть триоли с выделением второй нотки из трёх.
Учащаяся старается ровно играть гаммообразный пассаж, состоящий из триолей, выделяя вторую
нотку из 3-х. Надо считать, чтобы не сбиваться. Пробуем выделить 1-ю и 3-ю нотки в триоли.
(педагог) Как лучше, удобнее тебе играть? Выделяя вторую или первую и третью нотки?
- (учащаяся) Удобнее играть, выделяя 2-нотку. Легче добиться ровности звучания и
объединённости фразы, целостности.
Трудные пассажи проучены, триоли звучат ровно.
- (педагог) Соедини двумя руками. Ты уже готова начать соединение, так как неоднократно играла
обе руки в отдельности. (необходимо достаточно хорошо знать обе руки в отдельности для того
чтобы соединить их вместе).
Контролирую, чтобы Лиза ощущала левую как аккомпанемент, поддержку, чтобы она не задавила
правую, так как опора не мелодическую линию правой руки. Соединяем в медленном темпе,
думаем медленно, распределяем внимание между руками. Важно слышать линию каждой руки,
так как любое произведение полифонично. В левой руке важно ловко менять позицию при
переходе от одного аккорда к другому. Выбираем характер звучания – изящно – танцевальный.
Играем ровно, без динамики в выбранном характере звучания. Все выполняем осмысленно, не
механически, под контролем слуха. Вместе с аккордом берем прямую педаль для более глубокого
и сочного звучания. Далее можно приступать к работе над второй частью Этюда, так как первая
достаточно хорошо проработана двумя руками. (произведение не нужно учить все сразу целиком,
а разделить его на части, отрывки, кусочки и учить их по отдельности, потом присоединять).
II ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Цели и задачи: подвести итоги урока, отметить положительные стороны урока, чего добились, что
получилось. Настроить учащуюся на домашнюю работу.
Отмечаем, с чем учащаяся хорошо справилась, какие трудности преодолела и какого результата
добилась на данном этапе работы. Делаю запись в дневник.
Актуальность данной темы
Выбор данной темы считаю актуальной, так как работа над гаммами и этюдами является очень
важной для накопления учащимся различных технических навыков. Работа над этюдами приносит
пользу, подготавливая ученика к более сложным задачам исполнения художественных
произведений.