Автор: Исаева Елена Николаевна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУДО "Детская музыкальная школа 40"
Населённый пункт: г.Новокузнецк, Кемеровская область - Кузбасс
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: Методические аспекты преподавания фортепиано в условиях реализации ФГТ: Посадка, "организация руки", формирование основных навыков звукоизвлечения. Нотная грамота
Раздел: дополнительное образование
Методические рекомендации
Методические аспекты преподавания фортепиано
в условиях реализации ФГТ:
Посадка, «организация руки», формирование
основных навыков звукоизвлечения, нотная
грамота.
Исаева Елена Николаевна
Преподаватель
МБУДО «ДМШ № 40»
г. Новокузнецк, Кемеровская область - Кузбасс
Методические аспекты преподавания фортепиано
в условиях реализации ФГТ
Посадка, «организация руки», формирование
основных навыков звукоизвлечения, нотная
грамота.
Основа начального обучения игре на фортепиано – это воспитание
художественного мышления, эмоциональной отзывчивости
на музыкальные впечатления. С первых уроков нужно прививать
интерес к музыкальным занятиям.
Цель – это формирование и развитие первоначальных навыков и
вытекающие отсюда задачи:
1. Обучение двигательным навыкам, приёмам игры на фортепиано в
доступной для ребенка форме;
2. Развитие взаимосвязи слуховых представлений с двигательно-
техническими навыками;
3. Воспитание интереса к музыкальным занятиям.
Велико значение игровой деятельности в развитии мотивационной
сферы ребёнка, сознательного желания учиться. Именно в игре
первоначально проявляется способность добровольно, по собственной
инициативе,
подчиняться
различным
требованиям.
В
игре
формируются или перестраиваются и психические процессы ребенка.
Значительно повышается в условиях игровой деятельности острота
зрения. В игровой деятельности складываются благоприятные условия
для
развития
интеллекта
ребёнка,
для
перехода
от
наглядно-
действенного мышления к образному и к элементам словесно-
логического мышления. Именно в игре развивается способность
ребёнка
создавать
обобщенные
типичные
образы,
мысленно
преобразовывать их. Игра на уроке в значительной степени приближает
условия обучения в школе к условиям детского сада, что крайне важно.
В
ситуации
дидактической
игры
ребёнок
усваивает
программу
значительно успешнее, нежели в ситуации учебного занятия, ведь в
дидактической игре учебная задача - часть игровой ситуации с
выполнением определённых правил. Детское музыкальное исполнение
включает пение, музыкально-ритмическое движение, что помогает
развитию музыкальных способностей. Они включают в себя ладовое
чувство (способность эмоционально откликнуться на музыку) и тонкое,
дифференцированное восприятие (слуховой компонент музыкальности).
Музыкальные способности ребёнка выражаются и в способности к
слуховому представлению. Высокоразвитое музыкально-ритмическое
чувство, выражается в способности переживать музыку, «чувствовать»
эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно его
воспроизводить. При помощи дидактических игр, в т.ч. стихов, загадок,
ребусов, фантазий происходит развитие творческих способностей
ребенка. Ученику очень нравится отгадывать ребусы - слова с
использованием названий клавиш фортепиано или нот, а двигательные
упражнения
запоминаются
легко
и
основательно
при
помощи
стихов. Еще на уроках фортепиано, работая над какой-нибудь пьеской,
мы с учениками сочиняем разные фантазии, сказки, мини-спектакли. С
первых уроков нужно воспитывать образное мышление ученика при
работе над музыкальным произведением, даже при работе над самой
маленькой пьеской. Такой подход и развивает творческое воображение
у учащегося и, как следствие, интерес к занятиям. Дети активно
включаются
в
процесс
придумывания,
сочинительства
историй,
фантазия и даже начинают сочинять стихотворные строчки.
Еще с первого же урока я много знакомлю учеников с различными
музыкальными произведениями, которые, возможно, в будущем они
буду сами играть, они даже сами спрашивают, чтобы я им сыграла то
или иное произведение из старших классов, тем самым обогащая запас
их
музыкальных
впечатлений.
Эту
работу
следует
проводить
систематически.
Постепенно
накапливается
запас
любимых
произведений, закладываются первоначальные основы музыкального
вкуса.
В этот период начинают формироваться элементарные игровые навыки
- свободные движения рук, простейшие аппликатурные приёмы. До
первого прикосновения к клавишам, целесообразно с детьми заниматься
гимнастикой, чтобы привести организм ребёнка в рабочее состояние.
Предлагаемые упражнения активизируют и укрепляют мышцы, так или
иначе участвующие в работе пианиста. Они помогают найти и
закрепить осанку и правильное взаимодействие всех частей игрового
аппарата.
Ученик
с
увлечением
выполняет
упражнения
под
музыкальное сопровождение, одновременно координируя движения с
ритмом. Во время выполнения упражнений, ученик следит за качеством
крупных движений всей руки: свободой, ритмичностью, пластичностью,
которые сформировались в двигательном опыте детей, ещё до начала их
обучения игре на фортепиано. В тесной связи с большими движениями
рук
вырабатываются
начальные
навыки
пальцевой
игры.
1. Упражнение «Шалтай-болтай»
Встать прямо. Опустить руки свободно вниз, слегка нагибаясь при этом
вперёд.
Начинайте
покачивать
ими
навстречу
друг
другу.
То,
скрещивая, то разводя руки в стороны. Одновременно с этим, наклон
увеличивать, а затем, постепенно распрямляясь, возвращаться в
исходное положение.
2. Упражнение
Развести руки в стороны. Освободить мышцы спины, шеи, плеч, дать
всему корпусу и рукам свободно упасть вперёд. Колени при этом слегка
подгибаются.
После
этого
медленно
выпрямляются,
принимают
исходное положение.
3. Упражнение
Встать ровно, ноги на расстоянии ступни, опустить руки свободно, они
висят, как плети. Поочерёдно раскачивать ими. Очень важно не
забывать о дыхании ребёнка о том, что оно должно быть специально
организовано
педагогом,
Т.к.
многие
двигательные
«неполадки»
учеников, (непластичные движения), бывают нередко связаны с
задержкой
дыхания,
судорожным
подъёмом
плеч
при
вдохе,
недостаточно
спокойным
чередованием
вдоха
и
выдоха.
4. Упражнение
Не поднимая плечи, сделать глубокий вдох так, чтобы лёгкие до конца
наполнились
воздухом,
и
грудная
клетка
расширилась.
Выдох
постепенный, бесшумный и полный. После небольшой паузы - снова
вдох. Важно естественно сочетать дыхание играющего с «дыханием»
музыкальной фразы, с дыханием самой музыки.
Следующие упражнения помогут почувствовать всю руку от корпуса до
кончика пальцев, как единый рычаг, работающий «от плеча»:
5. Упражнение
Рисуйте в воздухе любые закруглённые линии поочерёдно 2,3,4,5
пальцами.
6. Упражнение
Круговые движения рук в разные стороны. Следите за осанкой, не
поднимать плечи, руки собранные, лёгкие. Эти упражнения помогут
почувствовать
правильную
работу
пальцев
и
укрепить
мышцы,
участвующие в ней.
7. Упражнения с мячом
ловите мяч одной рукой, подбрасывая его вверх, затем перебрасывайте
мяч из одной руки в другую по дуге. Данные упражнения воспитывают
ловкость, быстроту реакции.
Хватательные
движения
развивают
сгибатели
пальцев,
особенно
сгибатели основных фаланг. Работу «целого» пальца «из ладони»
можно
почувствовать
в
следующих
упражнениях:
8. Упражнение
Свободно, без усилий «открывайте», и «захлопывайте» все пальцы
одновременно, чувствуя, что ладонь сгибается посередине.
9. Упражнение «Иди ко мне»
Сгибайте к себе «из ладони» каждый палец отдельно (кроме
первого) по 2 раза. Палец, целый, не «ломающийся» в суставах.
Упражнения для освобождения рук:
10. Упражнение
Быстро и легко аплодируйте, обводя при этом круг перед собой. Ладони
держать близко друг к другу; плечи, руки свободные, кисть и
предплечье
составляют
единое
целое.
11. Упражнение
Похлопывание ладонью по крышке рояля, выполняйте упражнение всей
рукой, не сгибая её в локте. Активизируются мышцы плеча, хорошая
опора
на
ладонь.
Знакомство с порядковыми номерами пальцев, первый этап освоения
аппликатуры
Ученик на уроке в тетради обводит кисти рук карандашом и
подписывает порядковые номера пальцев.
Упражнение на запоминание порядковых номеров пальцев:
1.
давать приказы указанным пальчикам подняться;
2.
угадать какой палец спрятался;
3.
закрыв глаза, постукивать заданными пальцами по столу.
Хорошее знание номеров пальцев и ориентация в них -
«фундамент»,
«основа»
правильной
аппликатуры.
Учитель
рассказывает и показывает: «с этой минуты у тебя, как у
настоящего пианиста, каждый палец будет иметь свой номер.
Самый сильный - большой палец - будет называться «первый» и
обозначаться цифрой «1». Самый подвижный - указательный
палец - будет называться «второй» и обозначаться цифрой «2».
Самый длинный - средний палец - будет называться «третий» и
обозначаться цифрой «3». Самый неловкий - безымянный палец -
будет называться «четвертый» и обозначаться цифрой «4». Самый
слабый
палец
–
мизинец
-
будет
называться
«пятый»
и
обозначаться
цифрой
«5».
Запомни
эти
новые
названия своих пальцев, и по-другому их больше не называй
Посадка за инструментом
Посадка ученика за инструментом требует особых условий. Высота
клавиатуры не соответствует росту и длине рук учеников. Сидя за
инструментом, на обыкновенном стуле, ребёнок не может играть, так
как локти его свисают ниже клавиатуры. Во избежание этого, сиденье
стула должно быть поднято соответственно росту ребёнка настолько,
чтобы локти его при игре находились не ниже уровня клавиатуры.
Второе условие правильной посадки ребёнка за инструментом, наличие
подставки для ног. Соблюдение этих условий обеспечивает ему
устойчивую, удобную посадку.
Рекомендации:
Установи стул с жестким сиденьем (с мягким - не подходит) перед
закрытой крышкой пианино. Сядь на стул и вытяни руки перед собой,
чтобы пальцы оказались как раз над серединой крышки. Нужно сидеть
на таком расстоянии и на такой высоте, чтобы нижние поверхности
твоих рук - от локтей до кистей - были на одном уровне с поверхностью
клавиш - не выше и не ниже. Локти тоже должны находиться на этом
уровне или чуть выше. Поэтому высота стула должна быть такой, чтобы
твои локти оказались на одном уровне с клавиатурой или немного выше
поверхности клавиш. Высоту винтового стула отрегулировать легко. Но
если стул обычный, то надо обязательно подобрать подходящий тебе по
высоте. Сидя на стуле, не горбись. Корпус держи прямо, но не
напряженно. Если твои ноги достают до пола, то они должны ровно
стоять по обе стороны от педалей и как можно ближе к ним. Если твои
ноги до пола не достают, нужно подобрать для них подходящую
скамеечку (подставку для ног). Сидеть нужно свободно, движения рук
ничто не должно сковывать, иначе ребенок будет при игре все время
думать не о музыке, которую исполняет, а о том, как ему неудобно
сидеть. Это как надеть некомфортную, неудобную одежду. Сидеть за
инструментом должно быть комфортно. Чтобы ничто не отвлекало
мысли от главного – исполнения. Потому что все начинается с посадки.
«Организация руки»
Занимаясь тем, что принято называть «постановкой рук»,
педагог должен научиться делать это незаметно, ненавязчиво, в
большой степени при помощи своих рук. Перед тем как руки
опустить на клавиши, надо показать ребёнку, что локоть следует
слегка отвести от себя так, чтобы он оказался естественно выше
запястья (плечи при этом не поднимать). Здесь надо сказать
ребёнку, что запястье - это как - бы мостик, соединяющий руку с
клавиатурой. Оно должно быть на уровне белых клавиш, не выше,
не ниже. Овладение правильными и естественными игровыми
навыками - процесс длительный и сложный, требующий терпения
и большой сосредоточенности, как от педагога, так и от ученика.
Важным условием для развития правильных игровых навыков
являются: - плавные, не заторможенные и не резкие движения
всей руки при опускании её на клавиатуру и при подъёме и
собранные, не растопыренные пальцы; отсутствия напряжения в
мышцах кисти и ладони. Ребёнок должен ощутить, что его руки -
это его голос. В работе с учащимися педагог в нужных случаях
«переливает» из своих рук в руки ученика моторные ощущения,
своими руками в буквальном смысле слова формирует, лепит
податливые руки ребёнка, призывает к подражанию. С первых же
шагов обучения внимание педагога должно быть направленно на
одновременное воспитание у учащихся фортепианных приёмов
двух типов: широких и свободных (обязательно организованных)
всей рукой и пальцевых движений. Сочетание движений всей
рукой, её крупных частей с мелкими движениями пальцев, тот
фундамент, на котором наиболее целесообразно строить
двигательно-техническую работу с учащимися. Основная функция
руки и пальцев - брать различные предметы и манипулировать
ими. Поэтому, выбирая форму кисти, следует исходить не из её
положения в состоянии покоя (в традиционной форме яблока), а из
необходимости ей работать. Форма руки естественная, слегка
закруглённая форма пальцев, дающая возможность свободных
движений. Опора не в так называемые «косточки» (пястные
фаланговые суставы), а дальше в мякоть, в середину ладони.
Широкое положение ладони является условием независимости
пальцев. При этом следить за тем, что ни один сустав пальцев не
прогибается.
Известно, что Ф. Шопен начинал свои занятия с простейшего
упражнения «нон-легато» (поп legato), при котором пальцы
находятся в самом естественном, удобном, «природном»
положении (клавиатура под ладонью). При игре упражнений руки
лежат на клавиатуре, но не давят на неё. Пальцы полусогнуты, и
своими «подушечками» активно сцеплены с клавишами.
«Подушечка» (боковая часть) первого пальца находится сбоку,
под углом примерно 45 градусов и не должна занимать больше
половины фаланги. Это «рулевой» пальчик. Он не должен лежать
или падать на клавишу. В результате, между первым и вторым
пальцами образуется «полукольцо». Такая позиция пальцев
организует естественную форму руки, которая образует «купол» и
определяет положение кисти на уровне этого «купола». Особая
роль принадлежит первому, пятому пальцам, как упругим
«столбикам», на которых держится вся конструкция.
Педагогу следует постоянно проверять состояние рук ученика при
игре. Постепенное усложнение задач, встречающихся перед
учеником, может вызвать напряжение какой-либо части игрового
аппарата, а напряжение, ставшее привычным, устранить
чрезвычайно трудно – надо помнить об этом.
Формирование основных навыков звукоизвлечения.
Дети уже знакомы с тембровым разнообразием фортепиано, они
понимают, что на фортепиано, благодаря смене тембров, могут
звучать чуть ли не все инструменты оркестра! Об это говорил
Антон Рубинштейн: «Вы думаете, это один инструмент? Это сто
инструментов!» Фортепиано – поющий инструмент. И дети знают
это, чувствуют еще до того, как начинают играть, когда слушают
обогащенное обертонами звучание.
Кончики пальцев – это «зеркало души» пианиста. А если мы
играем мелодию – то она – душа музыки! Необходимо привить
культуру отношения к звуку. У ребенка должно появиться очень
личное отношение к инструменту, чтобы он в будущем относился
как к одухотворенному существу. В конце концов музыку мы
слышим изнутри, она рождается в нас и мы отдаем ее людям (при
исполнении произведения) то, что услышали сами. Свое
понимание музыки или, в частности, отдельного произведения. К
этому надо вести ребенка.
Маленьким детям на подушечках я рисую личики человечков –
они становятся как бы живыми человечками. И Эти «живые
подушечки» должны очень нежно прикасаться к клавишам (а не
бить ее), чтобы струнки от их рук пели человеческим голосом.
Поющие подушечки! В звук надо погружаться. Ребенок сам как
бы погружается в пространство звучания , вслушивается в
качество звука, слушает, поет ли струнка? Звук «идет» из спины,
из живота, шеи, из всего тела…и через руки к струне, ребенок как
бы срастается с инструментом, становится с ним одним
организмом. Если меня не устраивает звукоизвлечение, говорю:
«Обними струну», «Иди к струне», «Дай струнке напиться»…
«Наилучший звук – тот, который выражает данное содержание»
(Г.Г. Нейгауз). А содержанию музыкальных произведений мы
уделяем много времени. Но начало всему – первое
«прикосновение» к звуку. И оно должно быть «благородным».
Знакомство с ритмом
На данном этапе у учащихся складывается представление о
том, что мелодия состоит из различных длительностей и имеет
определённый метроритм. Нет никакой необходимости давать
объяснения, почему одни длительности названы восьмыми, а
другие четвертными. Просто можно сначала объяснить, что есть
длинные, а есть короткие звуки.
Изучение ансамблей
Обучение ансамблевой игре активизирует восприятие
музыкальных образов, элементов музыкальной речи, средств
музыкальной выразительности. Это может быть игра в четыре
руки, в три руки (ученик играет мелодию одной рукой) или в две
руки (каждый участник играет по одному голосу). При
исполнении ансамблей, ученик привыкает к гармонической
поддержке в партии, которую исполняет учитель. Ученик
исполняет свою партию, при помощи плавного движения всей
руки, свободно, мягко, опуская руку на клавиатуру и легко
поднимая её после того, как он извлёк нужный звук третьим,
вторым, четвёртым пальцами.
Изучение нот должно начаться лишь тогда, когда педагог убеждён, что
ученик способен играть, руководствуясь слухом. Развитие взаимосвязи
слуховых
представлений
с
двигательно-техническими
навыками
происходит в процессе
подбора
мелодий
по
слуху,
в
игре
в
ансамбле с педагогом.
Нотная грамота.
Нотную грамоту мы с учениками начинаем изучать с первой октавы.
Потом
будет
вторая
октава,
в
третьей
и
четвертой
октавах
местоположение ноток не надо запоминать, мы их просто считаем на
добавочных линейках (высоко, на чердаках!). Потом приступаем к
изучению нот в басовом ключе малой октавы. И так мы «идем» в
сказку! Первая октава. В волшебном музыкальном лесу жила семья трех
медведей. Маму звали Дора, папу Ревун и сын у них был – маленький
Мишутка. Все они любили гулять около большой елки. Мишутка
качался на первой ветке елки и пел песенку «Я иду с цветами, я несу их
маме» (песенку мы записываем впоследствии ритмо - слогами,
короткими и длинными долями). Папа Ревун слушал пение Мишутки,
спрятавшись под первой веткой. А мама пошла в подвальчик за
грибочками и ягодками. С детьми мы всегда рисуем рисунок. В честь
семьи медведей назовем первые три нотки – до, ре, ми. Ми поселим на
первую линейку, ре – под первой, а до «в подвальчике» - на первой
добавочной. Все ассоциативно. В нашем волшебном лесу жил филин.
Он любил играть на фаготе. Но умел играть только один звук фа. Он
играл ночами и поэтому пугал маленьких фазанчиков. Они звали свою
маму «Мама, мама, где же ты? Поскорее прилети!» (записываем песенку
сначала ритмо - слогами, а затем между первой и второй линейкой).
Свой фагот филин прятал в дупле, между первой и второй веткой. Вот
поэтому ноту «фа» мы запишем между первой и второй линейкой. В
музыкальном сказочном лесу жил прекрасный музыкант – соловей. Он
очень любил играть на скрипке. Скрипку после концертов он прятал в
футляр, футляр закрывал скрипичным ключом, а ключ вешал на вторую
ветку. «Соловей в лесу запел, колокольчиком звенел!» Запишем в честь
соловья ноту «соль» на второй линейке нотоносца и сыграем песенку на
клавише «соль». А лягушка – путешественница? И кто ее не знает? Ну
вот она летела, летела с утками и не удержалась…и упала в камыши. И
зацепилась лапками за стебелек между вторым и третьим листиками. И
спела веселую песенку «Аиста и цапли не боюсь ни капли!» Запишем
песенку между второй и третьей линейками и сыграем и споем ее на
клавише «ля». На лужок прилетели три синички и спели веселую
песенку «Три синички танцевали, на лугу траву помяли». Запишем
песенку на третьей линейке. Вдруг пошел дождь. Белки спрятались в
домик – дупло между третьей и четвертой ветками. Ноту «до» второй
октавы запишем между третьей и четвертой линейками. И вот вторая
октава. Детям бывает страшно двигаться дальше, они боятся, что не
справятся, не смогут выучить ноты второй октавы. Но я им говорю:
«Нет! Вы справитесь! Наша сказка еще не закончилась!» И я сочиняю
дальше. Нота «Ре» второй октавы. В огороде было 10 грядок, а на
четвертой грядке выросла репка!. Запишем ноту «ре» на четвертой
линейке. Наш Мишутка любил ходить на концерт. Разные зверушки
частенько устраивали концерты. И он сел на травку между четвертым и
пятым рядами. Нотку «ми» второй октавы запишем между четвертой и
пятой линейками. Маленькие фазанчики решили спрятать фагот
филина. Чтобы он больше не играл по ночам и не пугал их. Они
повесили фагот на пятую ветку. Запишем нотку «фа» второй октавы на
пятой линейке. А соловей летал – пархал над пятой веткой. Он еще
очень любил петь! Запишем нотку «соль» над пятой линейкой. А
дальше с «ля» мы нотки считаем на добавочных линейках. Так мы легко
справляемся с нотами скрипичного ключа.
Но как же перейти к басовому ключу? Детям бывает просто не очень
хочется учить нотки басового ключа. И я им тогда говорю: «А где же
наша сказка? Кто ее дальше будет сочинять?» И так.. Малая октава
басового ключа. Я ее связала со второй октавой. Белкам стало тесно в
своем домике – дупле и они решили построить еще одно. И появился
еще один домик, чуть ниже, - между второй и третьей ветками. Ноту
«до» малой октавы запишем между второй и третьей линейками. «Ура!
Дальше!» – говорят дети. А репку решили посадить еще и на третьей
грядке. Запишем ноту «ре» малой октавы на третьей линейке. Мишутке
что-то стало плохо видно на концерте с того места, где он сидел. И он
решил сесть поближе и сел на травку между третьим и четвертым
рядами. Запишем нотку «ми» между третьей и четвертой линейками. А
фазанчики решили перепрятать фагот. И повесили его пониже, чтобы
листики его скрывали. Они перевесили его на четвертую ветку.
Запишем нотку «фа» на четвертой линейке. А соловей тоже захотел
полетать пониже – между четвертой и пятой ветками. Запишем ноту
«соль»
между
четвертой
и
пятой
линейками.
А
лягушка
–
путешественница, которая сидела в болоте, съела пять мошек. Запишем
ноту «ля» на пятой линейке. А над пятой горой (проверял свои
владения) летал Змей Горыныч! Запишем ноту «си» малой октавы над
пятой линейкой. А ноты большой октавы мы учим, спускаясь вниз от
«до» малой октавы, считая линейки. Постепенно от повторений они
запоминаются автоматически.
Фантазия, фантазия, творишь ты чудеса!
«Надо сделать интересными для ребят начальные занятия музыкой,
избежать
атмосферы скуки, которая может надолго вызвать у ребёнка
стойкую неприязнь
к музыке»
А. Ф. Березняк