Напоминание

Углеводы,их строение,функции и биологическая роль


Автор: Кубасова Ольга Алексеевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МАОУ СШ№2
Населённый пункт: город Ворсма Нижегородской области
Наименование материала: урок конспект
Тема: Углеводы,их строение,функции и биологическая роль
Раздел: полное образование





Назад




Разработка урока по биологии ФГОС в 10 классе.

учитель биологии первой категории

Кубасова Ольга Алексеевна

МАОУ СШ№2г.Ворсма

2023 -24 учебный год

Тема: Углеводы, их строение, функции и биологическая роль

Тип урока: изучение нового материала

Методы:

частично-поисковый, проблемного изложения, объяснительно-иллюстративный.

Цель:

изучать особенности строения и функции углеводов, как необходимых

компонентов клеток.

Целеполагание (цели урока):

- обеспечить сознательное усвоение важнейших биологических законов, понятий, в контексте

изучения химического состава клетки, изучить основные группы углеводов и их значение для

жизнедеятельности организмов.

- сформировать высокий уровень мыслительной деятельности, научиться использовать в решении

повседневных задач различные мыслительные приемы, развивать у учащихся логическое

мышление, умение синтезировать и анализировать знания

- показать диалектическую взаимосвязь и взаимообусловленность биологических фактов,

воспитывать культуру умственного труда

Предметная лексика и терминология:

,углеводы,К.Шмидт,моносахариды,,дисахариды,полисахариды,глюкоза,фруктоза,галактоза,сах

ароза,гликоген,крахмал,хитин,целлюлоза,17,6 кДж

Планируемые результаты урока:

1.Предметные:

умение устанавливать внутри- и межпредметные связи; характеризовать состав

углеводов, указывать их биологическую роль, физические и химические свойства

.

2.Метапредметные: познавательные УУД-умения осуществлять познавательную деятельность

различных видов(наблюдение,работа с литературными источниками,таблицами),применять

основные методы познания.

3.Личностные:Формирование

целостного

научного

мировоззрения

формирование

ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к

саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

Личностные УУД-умения выявлять и формулировать проблемы собственной деятельности,

осуществлять деятельность по самоорганизации.

Регулятивные УУД-умения определять цели и задачи деятельности и выполнять их на

практике.

:

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе

альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и

познавательных задач; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную

деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее

решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;

формирование и развитие компетентности в области

КоммуникативныеУУД-умение сотрудничать с одноклассниками в ходе поиска информации

Оборудование: компьютер ,проектор,экран.

Наглядные пособия: муляжи фруктов и овощей , «Структурные формулы глюкозы и

фруктозы», «Сахарозы», «Крахмала и целлюлозы» таблица «Фотосинтез»

Ход урока

.

Проверка домашнего задания

Письменная работа по теме «Липиды»(тест) Приложение.

Изучение нового материала.

Белки ,жиры и углеводы,

Пройдут века, эпохи, годы

К вам мы прикованы на век

Без вас немыслим человек?

На демонстрационном столе лежат

муляжи овощей, фруктов, грибов.

Учитель: Какое органическое вещество

входит в состав этих объектов.

Учащиеся высказывают разные

предположения, но затем приходят к

единому мнению.

Картофель-крахмал.

Яблоко ,слива-фруктоза

Сахарная свекла-сахароза

Грибы-хитин

Все это углеводы

Записывается тема урока на доске и в тетради

Объяснение учителя:

Углеводы... А это те самые сладости, которые вы так любите, (фрукты, торты, конфеты,

варенье, шоколад и т.д., особенно много углеводов содержит виноград). Углеводы

жизненно важные вещества, которые необходимы каждому организму. Эти вещества

расходуются, и человек должен постоянно пополнять их запасы.

Животные и человек не синтезируют углеводы. В зеленых растениях при участии

хлорофилла

и

солнечного

света

осуществляется

ряд

процессов

преобразования

поглощенной из воздуха углекислого газа и впитанной из почвы воды. Конечным

продуктом этих процесса – фотосинтеза, является сложная молекула углевода.

Учащиеся вспоминают особенности процесса фотосинтеза, записывают уравнение.

6СО2+6Н2О=С6Н12О6+6О2

Вывод:Углеводы – важный источник энергии для организма, участвуют в обмене

веществ. Основными источниками углеводов являются растительные продукты.

Из истории углеводов(сообщение учащегося)

Углеводы используются с глубокой древности – самым первым углеводом (точнее

смесью углеводов), с которым познакомился человек, был мед.

Родиной сахарного тростника является северо-западная Индия-Бенгалия.

Европейцы познакомились с тростниковым сахаром благодаря походам Александра

Македонского в 327г. До н.э.

Свекловичный сахар в чистом виде был открыт лишь в 1747 г. Немецким химиком А.

Марггафом.

Крахмал был известен еще древним грекам.

Целлюлоза, как составная часть древесины, используется с глубокой древности.

Впервые в 1844г. этот термин ввёл отечественный ученый К. Шмидт.

Объяснение учителя:

Углеводы — органические соединения, состоящие из углерода, водорода и кислорода. Их

делят

на

простые

— моносахариды (от

греч.

«монос»

один)

и

сложные

— полисахариды (от греч. «поли» — много). Общая формула С

n(

H

2

O)Углеводы, или

сахариды, по особенностям строения делятся на три группы. (По ходу объяснения учителя

дети Углеводы — самые распространенные на Земле органические вещества. Они

содержатся в клетках всех живых организмов. Название «углеводы» произошло потому, что

первые известные вещества этого класса состояли как бы из углерода и воды. Общая их

формула C

n

(H

2

O)

m

.В животных клетках углеводов немного: 1-2, иногда до 5% (например, в

клетках печени). Растительные клетки, напротив, богаты углеводами — там их содержание

достигает 90% сухой массы.

заполняют схему в тетради)

Углеводы

Моносахариды Олигосахариды Полисахариды

1. 1. 1.

2. 2. 2.

3. 3. 3.

Форма работы учащихся – в парах.

Задание 1. В изучаемом параграфе найдите информацию о составе дисахарида

(см.учебник стр.64)

1.

Какие химические элементы образуют молекулу сахарозы ?

2.

Чем дисахариды отличаются от олигосахаридов?

3.

Какими свойствами обладают дисахариды?

Задание 2. Изучите текст учебника на стр. 65.

1.

На основании текста параграфа и анализа иллюстраций составьте схему,

отражающую

классификацию

углеводов,

исходя

из

их

структурных

особенностей?

2.

Почему

в

клетках

в

качестве

запасных

углеводов

откладываются

полисахариды(крахмал, гликоген), а не моносахарид глюкоза?

Задание 3. Изучите текст учебника на стр.63-66 и заполните таблицу.

п/п

Углеводы

Значение

1.

фруктоза

2.

галактоза

3.

лактоза

4.

мальтоза

5.

целлюлоза

6.

хитин

Задание4

А) Мини- тест

Из каких соединений синтезируются углеводы при фотосинтезе?

А) из О

2

и Н

2

О Б) из СО

2

и Н

2

В) из СО

2

и Н

2

О Г) из СО

2

и Н

2

СО

3

Какой из продуктов целесообразнее давать уставшему марафонцу на дистанции для

поддержания сил?

А) кусочек сахара Б) немного сливочного масла В) кусок мяса Г)

немного минеральной воды

В клетках животных запасным углеводом является:

А) целлюлоза Б) крахмал В) глюкоза Г) гликоген

Чем отличаются простые углеводы от сложных?

Сложные (медленные) углеводы являются полисахаридами, в их основе находятся

целлюлоза и крахмал. Медленные углеводы улучшают процессы пищеварения, дают нам

чувство сытости на продолжительное время. Длинные углеводы заключены в таких

продуктах, как бобовые и зерновые культуры, орехи и семечки, многие сырые овощи и

зелень (сельдерей, все виды капусты, свекла, морковь и др.), макаронах из твердых сортов

пшеницы.

Простые (быстрые) углеводы являются дисахаридами и моносахаридами, в их основе

находятся фруктоза и глюкоза. У них структура довольно проста, потому они очень

быстро усваиваются организмом.

Задание5

Установите соответствие между названием вещества и его содержанием в природе:

Название

вещества

Формула вещества

1) глюкоза

А) Этот углевод не встречается в природе в свободном виде, но является важной

составной частью олиго- и полисахаридов, содержащихся, например, в древесине.

Является углеводной основой РНК и ДНК. Является неотъемлемой частью

рибофлавина (витамина В2) и нуклеотидов.

2) фруктоза

Б) Входит в состав сока сахарной свеклы (16-20%) и сахарного тростника (14-26%).

В небольших количествах содержится в плодах и листьях зелёных растений.

3) рибоза

В) Этот углевод называют молочным сахаром. Она содержится в молоке

млекопитающих и человека. Может «бродить» и изменять тип своего брожения до

спиртового.

4) сахароза

Г) В природе данный углевод образуется в процессе фотосинтеза. Содержится во

всех органах зелёных растений. Особенно высоко его содержание в виноградном

соке, поэтому его называют виноградным сахаром. Содержится в мёде. В

организме человека содержится в мышцах, в крови (0.1 - 0.12 %) и служит

основным источником энергии для клеток и тканей организма. Повышение

концентрации этого углевода в крови приводит к усилению выработки гормона

поджелудочной железы — инсулина.

5) лактоза

Д) Содержится в зернах пшеницы, риса, ячменя, овса, а так же в картофеле,

кукурузе, фасоли. Является основным компонентом муки.

6) целлюлоз

а

Е) В природе в свободном виде содержится во многих спелых фруктах, ягодах и

мёде. В связанном виде содержатся в дисахариде – сахарозе. В связанном виде

входит в состав инсулина. Это природный сахар. Обладает крахмалоподобными

свойствами и содержится в клубнях георгина, цикория, а так же в некоторых

водорослях. Она имеет приятный вкус и в качестве заменителя сахара снижает

калорийность пищи. Метаболизм этого углевода происходит в печени, где он

превращается в жирные кислоты.

7) крахмал

Ж) Является основным структурным компонентом клеточной стенки растений.

Является самым распространенным органическим соединением на Земле.

Составляет около 33% от массы всех произведённых растениями органических

веществ. Содержание этого углевода в хлопчатнике составляет 90%, а в древесине

40-50%. Является главной составной частью оболочек растительных клеток,

образуется в растениях в результате фотосинтеза.

Закрепление:

1.В начале ХХ века медики уже знали, что сахар-это «Белая смерть», однако очень

медленная и сладкая. Изучив таблицу Менделеева, они нашли несколько полноценных

заменителей сахара, не отличающихся от него по вкусу, но не вызывающих диабета,

разрушения зубов.

Вопрос к учащимся:

Как называется один из заменителей сахара? Вы можете узнать, разгадав шараду.

Слог мой первый метлой выметают

Слогом вторым информатик считает

В целом скажу, дорогие друзья, Для многих больных вместо сахара я. (Сорбит)

2.Проблемный вопрос к группе моносахариды

Ночью 29 декабря 1916 года группа заговорщиков (князь Феликс Юсупов, член Думы

Владимир Пуришкевич, и доктор Станислав Лазоверт) тайно заманили старца во дворец

Юсупова на Мойке, где задумали отравить его. Юсупов принимал Распутина в

подвальном помещении, специально оборудованном для этой цели. «В 11 часов, - пишет

князь, — все было готово... На столе уже пыхтел самовар, кругом были расставлены вазы

с пирожными и любимыми распутинскими лакомствами, в которые был добавлен

цианистый калий. Но Распутин невозмутимо мелкими глоточками пил вино, смакуя его,

как настоящий знаток, и при этом ничуть не менялся в лице. Яд, очевидно, не действовал.

Распутин преспокойно расхаживал по комнате. Тогда я взял второй бокал с ядом,

наполнил его вином и протянул Распутину. Тот выпил и его с тем же результатом. На

подносе оставался третий, и последний, бокал.

- Яд не подействовал.

- Но ведь доза была огромная? И он все выпил?

- Все.

Очень может быть, огромная доза цианистого калия, которой, по словам Лазоверта, можно

было мгновенно убить несколько человек, но не сработало по совсем другой

причине. Какая была причина?

Еще в конце XIX века было подмечено, что сахар способен обезвреживать цианиды (соли

синильной кислоты, быстродействующие на организм человека). Глюкоза, соединяясь с

синильной кислотой и ее солями, образует неопасное вещество – циангидрин.

Вывод:

Углеводы обеспечивают нас всем необходимым для жизни: пищей, одеждой, мебелью,

кровом, книгами.

Углеводы участвуют в построении сложных белков, ферментов, гормонов.

Углеводами являются и такие жизненно необходимые вещества, как гепарин (он играет

важнейшую роль – предотвращает свёртывание крови).

Процесс фотосинтеза, протекающий в клетках живых растений, приводит к синтезу

углеводов из воды и углекислого газа. При этом превращении образуется кислород, без

которого жизнь на нашей планете была бы невозможна.

Домашнее задание:

Учащиеся должны заполнить в таблице 3-ю колонку «распространение и

биологическая роль»

Заполнение таблицы

Группа

Название

Распространение и биологическая роль

Моносахприды (растворимы в воде, сладкие и бесцветные)

Триозы

(С3)

Молочная к-та,

ПВК

Брожение и окисление в живых организмах

Тетрозы

(С4)

эритроза

Обмен веществ, фотосинтез

Пентозы

(С5)

Рибоза

Дезоксирибоза

РНК

ДНК, АТФ,

хранение и передача насл информ. Источник энергии в

клетке.

Гексозы

(С6)

Глюкоза

Виноградный сахар. Источник энергии в организме.

Мономер полимеров.

В плодах, цветах. Кровь, мозг

Фруктоза

Сок плодов, мёд, Сахарная сёкла. В реакциях обмена

веществ

Мёд в основном состоит из смеси глюкозы и фруктозы, вот почему он очень

сладкий. Мёд называют “эликсиром молодости, диетой долголетия” так как

придаёт бодрость, способствует пищеварению, восстанавливает память,

оказывает легкое успокаивающее влияние на центральную нервную систему.

Галактоза

Изомер глю. Входит в состав ди и полисахаридов

Сложные (дисахариды) Сладкие на вкус, растворимые в воде, кристаллические

Сахароза

С12Н22О11

(глю+фру)

Тростниковый сахар, свекловичный сахар. Семена, плоды,

корни.

Питание человека

Лактоза (глю+

галл)

Молочный сахар. В молоке млекопитающих до 5%.

Животного происхождения

Мальтоза (глю+

глю)

Солодовый сахар. Источник энергии в семенах и клубнях

Сложные (Полисахариды) Не сладкие, белого цвета, не растворяются в воде (С6Н10О5)n

Крахмал (из глю)

Запасное вещество растений

Целлюлоза

Клеточные стенки растений

Гликоген (из глю)

Печень и мышцы животных. Грибы

Хитин

Клеточные стенки грибов. Покровы членистоногих

Муреин

Клеточная стенка бактерий

П.8 (стр.56-57), вопр.1-3, рубрика «Подумайте» вопр.1-2, стр 63-64 «Вспомните»

Приложение тест «Липиды

»

ЛИПИДЫ 1. Не является функцией липидов:

а) ферментативная

б) запасающая

в) гормональная

2. Какую функцию выполняют гликолипиды:

а) защитную

б) рецепторную

в) теплоизолирующую

3. Не является функцией липидов:

а) энергетическая

б) запасающая

в) переносчик наследственной информации

4. Сколько энергии даёт расщепление 1 г жира:

а) 39 кДж

б) 17,9 кДж

в) 63 кДж

5. Верное утверждение о липидах:

а) образуются в рибосомах

б) имеют первичную, вторичную и третичную структуры

в) образуют в мембране основу — бислой

6. Какие жиры входят в состав плазмалеммы:

а) желчные кислоты

б) фосфолипиды

в) триглицериды

7. Верное утверждение о липидах:

а) основное запасное вещество у растений

б) имеют первичную, вторичную и третичную структуры

в) к ним относится холестерин

8. Структурные жиры:

а) генетически обусловленные

б) сложные жиры

в) непостоянные, зависящие от питания

9. Верное утверждение о липидах:

а) основное запасное вещество у растений

б) образуются в рибосомах

в) синтезируются в ЭПС

10. Где содержатся растворимые липопротеины:

а) в плазмалемме б) в плазме крови

в) в хлоропластах

11. Какую функцию выполняют липиды в организме животных:

а) запасающую

б) рецепторную

в) сократительную

12. Какое соединение относится к стероидным спиртам:

а) кортизол

б) эргостерин

в) кальцитриол

13. Какую функцию выполняют липиды в организме животных:

а) энергетическую

б) сократительную

в) ферментативную

14. Какие липиды относятся к нейтральным жирам:

а) гликолипиды

б) фосфолипиды

в) глицериды

15. Какую функцию выполняют липиды в организме животных:

а) структурную

б) рецепторную

в) ферментативную



В раздел образования