Автор: Лебедева Татьяна Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад "Колосок"
Населённый пункт: НИжегородская область
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование культуры безопасности у дошкольников"
Раздел: дошкольное образование
Формирование
культуры
безопасности
у
дошкольников.
Сложившаяся современная социальная и экологическая обстановка вызывает
беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за
самых беззащитных граждан — маленьких детей. Задача педагогов состоит
не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы
подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными
жизненными ситуациями. В условиях введения ФГОС остро встает вопрос
о необходимости
развития
индивидуальных
потребностей
ребенка,
связанных с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья. Поскольку
культура
и образование —
это
симметричные
макро-
и микромиры,
зеркально отражающие друг друга , образование призвано быть для человека
проводником
в мир
культуры,
обеспечивать
формирование
основ
ценностного
отношения
ребенка
к миру,
к самому
себе,
овладение
элементарными культуро-сообразными способами деятельности, нормами
культуры
общения.
Правила
поведения
и меры
безопасности
непосредственным образом связаны с условиями проживания человека, будь
то современный город или сельская местность, привычная домашняя
обстановка или морское побережье — каждая среда диктует различные
способы поведения и соответственно меры предосторожности. Воспитание
культуры
безопасности
должно
быть
направлено
на
усвоение
норм
и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные
ценности;
воспитание
у детей
самостоятельности,
целенаправленности
и саморегуляции собственных действий; формирование основ безопасного
поведения в быту, социуме, природе. Так же важно развитие социального
и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания.
Необходимо
формировать
готовность
к совместной
деятельности
со
сверстниками;
воспитывать
уважительное
отношение
и чувства
принадлежности
к своей
семье
и к
сообществу
детей
и взрослых,
к различным
видам
труда
и творчества.
Дошкольный
возраст —
это
важнейший период, когда формируется человеческая личность. В этом
возрасте главное — не усвоение ребенком достаточно сложных для его
возраста знаний, а общее понимание целостности человеческого организма,
взаимосвязи образа жизни и здоровья человека. Важно пробудить ребенка
задуматься о работе своего организма, прочувствовать и лучше понять его
сложное устройство, осознать значение правильного питания, активного
образа
жизни,
личной
гигиены.Формирование
безопасного
поведения
неизбежно связано с рядом запретов. При этом, взрослые люди, любящие
и опекающие своих детей, порой сами не замечают, как часто они повторяют
слова: «не трогай», «отойди, «нельзя». Или напротив, пытаются объяснить
что-либо путем долгих и не всегда понятных детям наставлений. Все это, как
правило, дает обратный результат. Если запретов будет слишком много —
ребенок не сможет выполнять их в полной мере, и неизбежно будет
нарушать. Определить, правильно или неправильно ведет себя человек в тех
или иных ситуациях, очень сложно. Ведь даже открытый конфликт ребенка
со
взрослым
или
сверстником
в некоторых
случаях
можно
оценить
положительно — как стремление отстоять себя и право на свое мнение,
поступок. Любая общепринятая норма должна быть осознана и принята
маленьким человеком — только тогда она станет действенным регулятором
его
поведения.
Прямолинейное,
декларативное
требование
соблюдать
принятые
в обществе
правила
поведения
чаще
всего
оказываются
малоэффективным. Тем не менее, необходимо выделить такие правила
поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от
этого зависит их здоровье и безопасность. Для этого очень важно найти
адекватный способ объяснения детям этих правил, а затем следить за их
выполнением. Безопасность — это не просто сумма усвоенных знаний,
а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Кроме того, дети
могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице и дома, поэтому
главной
задачей
взрослых
является
стимулирование
развития
у них
самостоятельности и ответственности. В связи с этим традиционные формы
обучения, принятые в дошкольных учреждениях, могут использоваться лишь
частично и больше внимания надо уделять организации различных видов
деятельности, направленных на приобретение детьми определенного навыка
поведения, опыта. Ведь все, чему чат детей, они должны уметь применять
в реальной жизни, на практике. Одной из задач детского сада в русле данной
проблемы является создание безопасной среды в учреждении и помощь
семье в обеспечении безопасности ребенка в домашних условиях. Определяя
основное содержание работы по воспитанию культуры безопасности детей,
необходимо использовать различные формы и методы организации обучения
с учетом
индивидуальных
и возрастных
особенностей
детей,
социокультурных различий, своеобразия домашних и бытовых условий, а так
же общей социально-экономической и криминогенной ситуации. При этом
основным
ориентиром
должен
стать
учет
жизненного
опыта
детей,
особенностей их поведения, предпочтений. Для того чтобы понять, что
именно дети знают, думают, чувствуют, можно использовать беседы,
дискуссии — это позволит избежать передачи уже известных им знаний или
таких, которые они пока не могут использовать из-за их непонятности или
удаленности от реальной жизни. В то же время, опираясь на уже имеющиеся
у детей знания и представления, взрослые смогут выделить те направления,
по
которым
необходимо
провести
специальное
обучение
и выбрать
адекватную методику (занятие, игра, чтение, беседа, мультфильм). Выбор
форм, методов и приемов воспитания, обучения и развития детей также
должен определяться «естественными основаниями», то есть тем, как,
в каких
формах
и видах
деятельности
в каждом
возрастном
периоде
происходит процесс приобщения ребенка к культурным ценностям. Опираясь
на
классификацию В. Н. Мошкина
,
выделим
в структуре
содержания
воспитания культуры безопасности такие компоненты:
- воспитание мотивации к безопасности;
- формирование системы знаний об источниках опасности и средствах их
предупреждения и преодоления;
- формирование компетенций безопасного поведения
- физическая готовность к преодолению опасных ситуаций;
- готовность к эстетическому восприятию и оценке действительности;
- психологическая подготовка к безопасному поведению;
- качества ребенка, способствующие предупреждению и преодолению
опасных ситуаций.
Мотивация формируется на ранних стадиях развития ребенка — под
влиянием стиля семейного воспитания. Важность развития мотивационного
компонента безопасного поведения трудно переоценить. Этим определяется
значимость планомерной, целенаправленной, научно обоснованной работы
дошкольного образовательного учреждения с семьей. Требуется выработка
единых
подходов
к воспитанию
детей
в условиях
дошкольного
образовательного
учреждения
и семьи,
как
принципа
единого
воспитательного поля.
Формирование системы знаний об источниках
опасности, средствах их предупреждения и преодоления как составляющая
работы по формированию целостной картины мира, расширению кругозора
детей. Знакомясь со свойствами предметов и явлений, об особенностях
поведения животных, о правилах взаимодействия в социуме, дети усваивают
знания о безопасной жизнедеятельности, формируют интеллектуальную
готовность к решению неординарных проблем. Интеллектуальная готовность
связана с умением совершать логические операции, переносить полученные
знания и опыт в новые ситуации, прогнозировать события и их последствия,
выявлять причинно-следственные связи.
Определяющее значение при
формировании компетенций безопасного поведения имеет выбор форм
организации совместной деятельности взрослых и детей, самостоятельной
детской деятельности. Безусловный приоритет должны иметь методы,
обеспечивающие познавательную, творческую активность детей. Формируя
умения действовать в конкретных обстоятельствах на основе приобретенных
ранее
знаний
и опыта,
целесообразно
обсуждать
с дошкольниками
определенные ситуации (увиденные в реальной жизни или в произведении
художественной
литературы,
происходившие
на
самом
деле
и смоделированные кем-либо), погружать детей в игровые, проблемные
ситуации,
ситуации
морального
выбора,
общения
и взаимодействия.
Физическая
готовность
к преодолению
опасных
ситуаций
связана
с развитием силы, выносливости, гибкости, быстроты, точности движений.
Общефизическая подготовка необходима для осуществления любых видов
деятельности, является необходимым условием поддержания здоровья.
Традиционно
с интересом
дети
выполняют
комплексы
упражнений
нетрадиционной утренней гимнастики (игровой, сюжетной, с элементами
стрейчинга),
участвуют
в народных
подвижных
играх,
придумывают
и показывают загадки-пантомимы, выполняют упражнения под музыку,
осваивают
действия
с атрибутами
уголка
физического
развития.
Значительным потенциалом для развития культуры движений обладает
трудовая деятельность, организуемая в форме дежурств, коллективных
и индивидуальных поручений, работы по самообслуживанию. Важнейшие
физические качества и основные виды движений получают свое развитие
в творческих
видах
деятельности:
продуктивная
деятельность,
инсценирование и драматизация, игры имитационного характера, танцы.
Осуществление основного этапа психологической подготовки к безопасному
поведению в дошкольном образовании связано со старшим дошкольным
возрастом. Опираясь на психологическую структуру деятельности человека
в опасных ситуациях, а так же учитывая возрастные особенности детей 5–7
лет,
можно
выделить
ряд
направлений
психологической
готовки:
формирование опыта планирования действий и готовности к самоконтролю,
коммуникативная
и волевая
подготовка
к опасным
ситуациям.
Формирование опыта планирования действий и готовности к самоконтролю
является также важным направлением работы по подготовке детей к школе.
Планирование
деятельности
и самоконтроль —
это
элементы
учебной
деятельности. Их формирование осуществляется в ходе решения детьми
учебных задач, разрешения проблемных ситуаций, которые могут быть
построены
на
материале
любой
образовательной
области.
Формируя
готовность к безопасной жизнедеятельности, развивая самостоятельность
ребенка, поощряя воображение и творчество детей, необходимо помнить,
главное в формировании навыков безопасного поведения детей — личный
пример воспитателей и родителей!