Напоминание

"Формирование культуры безопасности у дошкольников"


Автор: Лебедева Татьяна Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ детский сад "Колосок"
Населённый пункт: НИжегородская область
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование культуры безопасности у дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Формирование

культуры

безопасности

у

дошкольников.

Сложившаяся современная социальная и экологическая обстановка вызывает

беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за

самых беззащитных граждан — маленьких детей. Задача педагогов состоит

не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы

подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными

жизненными ситуациями. В условиях введения ФГОС остро встает вопрос

о необходимости

развития

индивидуальных

потребностей

ребенка,

связанных с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья. Поскольку

культура

и образование —

это

симметричные

макро-

и микромиры,

зеркально отражающие друг друга , образование призвано быть для человека

проводником

в мир

культуры,

обеспечивать

формирование

основ

ценностного

отношения

ребенка

к миру,

к самому

себе,

овладение

элементарными культуро-сообразными способами деятельности, нормами

культуры

общения.

Правила

поведения

и меры

безопасности

непосредственным образом связаны с условиями проживания человека, будь

то современный город или сельская местность, привычная домашняя

обстановка или морское побережье — каждая среда диктует различные

способы поведения и соответственно меры предосторожности. Воспитание

культуры

безопасности

должно

быть

направлено

на

усвоение

норм

и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные

ценности;

воспитание

у детей

самостоятельности,

целенаправленности

и саморегуляции собственных действий; формирование основ безопасного

поведения в быту, социуме, природе. Так же важно развитие социального

и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания.

Необходимо

формировать

готовность

к совместной

деятельности

со

сверстниками;

воспитывать

уважительное

отношение

и чувства

принадлежности

к своей

семье

и к

сообществу

детей

и взрослых,

к различным

видам

труда

и творчества.

Дошкольный

возраст —

это

важнейший период, когда формируется человеческая личность. В этом

возрасте главное — не усвоение ребенком достаточно сложных для его

возраста знаний, а общее понимание целостности человеческого организма,

взаимосвязи образа жизни и здоровья человека. Важно пробудить ребенка

задуматься о работе своего организма, прочувствовать и лучше понять его

сложное устройство, осознать значение правильного питания, активного

образа

жизни,

личной

гигиены.Формирование

безопасного

поведения

неизбежно связано с рядом запретов. При этом, взрослые люди, любящие

и опекающие своих детей, порой сами не замечают, как часто они повторяют

слова: «не трогай», «отойди, «нельзя». Или напротив, пытаются объяснить

что-либо путем долгих и не всегда понятных детям наставлений. Все это, как

правило, дает обратный результат. Если запретов будет слишком много —

ребенок не сможет выполнять их в полной мере, и неизбежно будет

нарушать. Определить, правильно или неправильно ведет себя человек в тех

или иных ситуациях, очень сложно. Ведь даже открытый конфликт ребенка

со

взрослым

или

сверстником

в некоторых

случаях

можно

оценить

положительно — как стремление отстоять себя и право на свое мнение,

поступок. Любая общепринятая норма должна быть осознана и принята

маленьким человеком — только тогда она станет действенным регулятором

его

поведения.

Прямолинейное,

декларативное

требование

соблюдать

принятые

в обществе

правила

поведения

чаще

всего

оказываются

малоэффективным. Тем не менее, необходимо выделить такие правила

поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от

этого зависит их здоровье и безопасность. Для этого очень важно найти

адекватный способ объяснения детям этих правил, а затем следить за их

выполнением. Безопасность — это не просто сумма усвоенных знаний,

а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Кроме того, дети

могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице и дома, поэтому

главной

задачей

взрослых

является

стимулирование

развития

у них

самостоятельности и ответственности. В связи с этим традиционные формы

обучения, принятые в дошкольных учреждениях, могут использоваться лишь

частично и больше внимания надо уделять организации различных видов

деятельности, направленных на приобретение детьми определенного навыка

поведения, опыта. Ведь все, чему чат детей, они должны уметь применять

в реальной жизни, на практике. Одной из задач детского сада в русле данной

проблемы является создание безопасной среды в учреждении и помощь

семье в обеспечении безопасности ребенка в домашних условиях. Определяя

основное содержание работы по воспитанию культуры безопасности детей,

необходимо использовать различные формы и методы организации обучения

с учетом

индивидуальных

и возрастных

особенностей

детей,

социокультурных различий, своеобразия домашних и бытовых условий, а так

же общей социально-экономической и криминогенной ситуации. При этом

основным

ориентиром

должен

стать

учет

жизненного

опыта

детей,

особенностей их поведения, предпочтений. Для того чтобы понять, что

именно дети знают, думают, чувствуют, можно использовать беседы,

дискуссии — это позволит избежать передачи уже известных им знаний или

таких, которые они пока не могут использовать из-за их непонятности или

удаленности от реальной жизни. В то же время, опираясь на уже имеющиеся

у детей знания и представления, взрослые смогут выделить те направления,

по

которым

необходимо

провести

специальное

обучение

и выбрать

адекватную методику (занятие, игра, чтение, беседа, мультфильм). Выбор

форм, методов и приемов воспитания, обучения и развития детей также

должен определяться «естественными основаниями», то есть тем, как,

в каких

формах

и видах

деятельности

в каждом

возрастном

периоде

происходит процесс приобщения ребенка к культурным ценностям. Опираясь

на

классификацию В. Н. Мошкина

,

выделим

в структуре

содержания

воспитания культуры безопасности такие компоненты:

- воспитание мотивации к безопасности;

- формирование системы знаний об источниках опасности и средствах их

предупреждения и преодоления;

- формирование компетенций безопасного поведения

- физическая готовность к преодолению опасных ситуаций;

- готовность к эстетическому восприятию и оценке действительности;

- психологическая подготовка к безопасному поведению;

- качества ребенка, способствующие предупреждению и преодолению

опасных ситуаций.

Мотивация формируется на ранних стадиях развития ребенка — под

влиянием стиля семейного воспитания. Важность развития мотивационного

компонента безопасного поведения трудно переоценить. Этим определяется

значимость планомерной, целенаправленной, научно обоснованной работы

дошкольного образовательного учреждения с семьей. Требуется выработка

единых

подходов

к воспитанию

детей

в условиях

дошкольного

образовательного

учреждения

и семьи,

как

принципа

единого

воспитательного поля.

Формирование системы знаний об источниках

опасности, средствах их предупреждения и преодоления как составляющая

работы по формированию целостной картины мира, расширению кругозора

детей. Знакомясь со свойствами предметов и явлений, об особенностях

поведения животных, о правилах взаимодействия в социуме, дети усваивают

знания о безопасной жизнедеятельности, формируют интеллектуальную

готовность к решению неординарных проблем. Интеллектуальная готовность

связана с умением совершать логические операции, переносить полученные

знания и опыт в новые ситуации, прогнозировать события и их последствия,

выявлять причинно-следственные связи.

Определяющее значение при

формировании компетенций безопасного поведения имеет выбор форм

организации совместной деятельности взрослых и детей, самостоятельной

детской деятельности. Безусловный приоритет должны иметь методы,

обеспечивающие познавательную, творческую активность детей. Формируя

умения действовать в конкретных обстоятельствах на основе приобретенных

ранее

знаний

и опыта,

целесообразно

обсуждать

с дошкольниками

определенные ситуации (увиденные в реальной жизни или в произведении

художественной

литературы,

происходившие

на

самом

деле

и смоделированные кем-либо), погружать детей в игровые, проблемные

ситуации,

ситуации

морального

выбора,

общения

и взаимодействия.

Физическая

готовность

к преодолению

опасных

ситуаций

связана

с развитием силы, выносливости, гибкости, быстроты, точности движений.

Общефизическая подготовка необходима для осуществления любых видов

деятельности, является необходимым условием поддержания здоровья.

Традиционно

с интересом

дети

выполняют

комплексы

упражнений

нетрадиционной утренней гимнастики (игровой, сюжетной, с элементами

стрейчинга),

участвуют

в народных

подвижных

играх,

придумывают

и показывают загадки-пантомимы, выполняют упражнения под музыку,

осваивают

действия

с атрибутами

уголка

физического

развития.

Значительным потенциалом для развития культуры движений обладает

трудовая деятельность, организуемая в форме дежурств, коллективных

и индивидуальных поручений, работы по самообслуживанию. Важнейшие

физические качества и основные виды движений получают свое развитие

в творческих

видах

деятельности:

продуктивная

деятельность,

инсценирование и драматизация, игры имитационного характера, танцы.

Осуществление основного этапа психологической подготовки к безопасному

поведению в дошкольном образовании связано со старшим дошкольным

возрастом. Опираясь на психологическую структуру деятельности человека

в опасных ситуациях, а так же учитывая возрастные особенности детей 5–7

лет,

можно

выделить

ряд

направлений

психологической

готовки:

формирование опыта планирования действий и готовности к самоконтролю,

коммуникативная

и волевая

подготовка

к опасным

ситуациям.

Формирование опыта планирования действий и готовности к самоконтролю

является также важным направлением работы по подготовке детей к школе.

Планирование

деятельности

и самоконтроль —

это

элементы

учебной

деятельности. Их формирование осуществляется в ходе решения детьми

учебных задач, разрешения проблемных ситуаций, которые могут быть

построены

на

материале

любой

образовательной

области.

Формируя

готовность к безопасной жизнедеятельности, развивая самостоятельность

ребенка, поощряя воображение и творчество детей, необходимо помнить,

главное в формировании навыков безопасного поведения детей — личный

пример воспитателей и родителей!



В раздел образования