Напоминание

Духовно нравственное воспитание дошкольников средствами сказок


Автор: Мухутдинова Фарида Рамисовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ Чердаклинский детский сад #2 "Солнышко"
Населённый пункт: р.п.Чердаклы Ульяновской области
Наименование материала: Духовно нравственное воспитание дошкольников
Тема: Духовно нравственное воспитание дошкольников средствами сказок
Раздел: дошкольное образование





Назад




Духовно-нравственное воспитание детей младшего дошкольного

возраста средствами сказки

Духовно–нравственное воспитание –это система специально

организованной передачи из поколения в поколение социального опыта и

принципов социального формирования человека. Целенаправленная

деятельность по формированию у детей нравственно–волевых качеств

личности, взглядов, убеждений, нравственных представлений,

определённых привычек и правил поведения, в основе которых

гуманистические ценности: доброта, уважение к старшим, справедливость,

порядочность, честность, сочувствие, готовность прийти на помощь,

представления о добре и зле, справедливости, патриотизме, дружбе,

которые не подвергаются сомнению и служат эталоном, идеалом для всех

людей.

Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах,

трудовых, армейских и других коллективах, в сфере массовой

информации, искусства, отдыха и т. д. Но наиболее системно,

последовательно и глубоко духовно–нравственное развитие и

воспитание личности происходит в сфере общего образования.

Из личных наблюдений за детьми, приходящими в ДОУ в возрасте 2-3

лет, мы убедились, что большая часть детей не имеет даже малейших

представлений о нормах и правилах поведения в обществе. Дети не умеют

приветствовать друг друга и пришедших в группу гостей, не умеют друг с

другом общаться, играть, игрушки и книжки стремятся поломать и

порвать.

Духовно–нравственное воспитание детей следует реализовывать в

соответствии с ФОП ДО. Одним из основных принципов ФОП ДО

является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи,

общества и государства, формирование общей культуры личности детей, в

том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных,

нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств,

инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка.

Средства духовно–нравственного воспитания могут быть

самыми разнообразными: это может быть сказка, игра, музыка, народное

творчество, детский фольклор, искусство, книга, труд, православная

культура, театр, народные традиции и так далее. Рассмотрим некоторые из

них.

Карл Бюлер называл дошкольный возраст возрастом сказок. Это

наиболее любимый ребенком литературный жанр. Сказка — носитель

многовековой народной мудрости, лучший проводник знаний о законах и

правилах жизни в человеческом обществе. То, что может понять и

почувствовать ребенок через сказку, ему не объяснить никакими другими

словами. Язык сказки доступен ребенку. Сказка проста и в то же время

загадочна "В некотором царстве, в некотором государстве " или "В те

далекие времена, когда животные умели разговаривать ", и ребенок уже

покидает реальный мир и уносится в мир своих фантазий,

стимулируемых сказкой. Сказка способствует развитию воображения, а

это необходимо для решения ребенком его собственных проблем.

Стиль сказки также понятен ребенку. Ребенок еще не умеет мыслить

логически, и сказка никогда не утруждает ребенка какими-то логическими

рассуждениями. Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его

напрямую. Сказка предлагает ребенку образы, которыми он наслаждается,

незаметно для себя усваивая жизненно важную информацию.

Сказка ставит и помогает решить моральные проблемы. В ней все герои

имеют четкую моральную ориентацию. Они либо целиком хорошие, либо

целиком плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка, для

разграничения добра и зла, для упорядочения его собственных сложных и

амбивалентных чувств. Малыш легко входит в непривычную для

него сказочную обстановку, мгновенно превращаясь в Ивана-царевича или

царевну - Лебедь, и вместе с тем так же свободно переключается на

прозаическую повседневность.

С целью формирования культурно–

толерантной и духовно–нравственной личности сказки можно

использовать в разных возрастных группах. К примеру, детей раннего и

младшего дошкольного возраста сказка «Теремок» учит простым

житейским мудростям (надо быть гостеприимным и дружелюбным, а жить

лучше сообща). Сказка «Репка» учит преодолевать любые трудности не

одному, а совместными усилиями с близкими, не опускать руки перед

возникающей проблемой, а смело и дружно бороться с ней. Подводит к

пониманию того, что взаимоподдержкa и дружба – великая сила.

Слушая сказку «Курочка Ряба» дети вместе с курочкой учатся сочувствию

к ближним.

Итак, народная сказка играет большую роль в нравственно-духовном

воспитании и формировании базиса личностной культуры каждого

человека в период дошкольного детства. Сказка важна для обеспечения

нравственной и духовной преемственности поколений, для приобщения

новых поколений к общечеловеческому и этнокультурному опыту. Сказка,

раздвигая границы индивидуального жизненного опыта дошкольника,

превращает слушателя из объекта воздействия в соавтора сказки и пр. Она

важна для обогащения социального опыта развивающейся личности, для

побуждения личности слушающего к собственной, индивидуальной

интерпретации сюжета, образов, характеристик действующих лиц, их

оценки и т. д.

Консультация

«Духовно-нравственное воспитание

младших дошкольников»

Воспитатель: Гришина Т.М.



В раздел образования