Автор: Мухутдинова Фарида Рамисовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ Чердаклинский детский сад #2 "Солнышко"
Населённый пункт: р.п.Чердаклы Ульяновской области
Наименование материала: Духовно нравственное воспитание дошкольников
Тема: Духовно нравственное воспитание дошкольников средствами сказок
Раздел: дошкольное образование
Духовно-нравственное воспитание детей младшего дошкольного
возраста средствами сказки
Духовно–нравственное воспитание –это система специально
организованной передачи из поколения в поколение социального опыта и
принципов социального формирования человека. Целенаправленная
деятельность по формированию у детей нравственно–волевых качеств
личности, взглядов, убеждений, нравственных представлений,
определённых привычек и правил поведения, в основе которых
гуманистические ценности: доброта, уважение к старшим, справедливость,
порядочность, честность, сочувствие, готовность прийти на помощь,
представления о добре и зле, справедливости, патриотизме, дружбе,
которые не подвергаются сомнению и служат эталоном, идеалом для всех
людей.
Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах,
трудовых, армейских и других коллективах, в сфере массовой
информации, искусства, отдыха и т. д. Но наиболее системно,
последовательно и глубоко духовно–нравственное развитие и
воспитание личности происходит в сфере общего образования.
Из личных наблюдений за детьми, приходящими в ДОУ в возрасте 2-3
лет, мы убедились, что большая часть детей не имеет даже малейших
представлений о нормах и правилах поведения в обществе. Дети не умеют
приветствовать друг друга и пришедших в группу гостей, не умеют друг с
другом общаться, играть, игрушки и книжки стремятся поломать и
порвать.
Духовно–нравственное воспитание детей следует реализовывать в
соответствии с ФОП ДО. Одним из основных принципов ФОП ДО
является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи,
общества и государства, формирование общей культуры личности детей, в
том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных,
нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств,
инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка.
Средства духовно–нравственного воспитания могут быть
самыми разнообразными: это может быть сказка, игра, музыка, народное
творчество, детский фольклор, искусство, книга, труд, православная
культура, театр, народные традиции и так далее. Рассмотрим некоторые из
них.
Карл Бюлер называл дошкольный возраст возрастом сказок. Это
наиболее любимый ребенком литературный жанр. Сказка — носитель
многовековой народной мудрости, лучший проводник знаний о законах и
правилах жизни в человеческом обществе. То, что может понять и
почувствовать ребенок через сказку, ему не объяснить никакими другими
словами. Язык сказки доступен ребенку. Сказка проста и в то же время
загадочна "В некотором царстве, в некотором государстве " или "В те
далекие времена, когда животные умели разговаривать ", и ребенок уже
покидает реальный мир и уносится в мир своих фантазий,
стимулируемых сказкой. Сказка способствует развитию воображения, а
это необходимо для решения ребенком его собственных проблем.
Стиль сказки также понятен ребенку. Ребенок еще не умеет мыслить
логически, и сказка никогда не утруждает ребенка какими-то логическими
рассуждениями. Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его
напрямую. Сказка предлагает ребенку образы, которыми он наслаждается,
незаметно для себя усваивая жизненно важную информацию.
Сказка ставит и помогает решить моральные проблемы. В ней все герои
имеют четкую моральную ориентацию. Они либо целиком хорошие, либо
целиком плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка, для
разграничения добра и зла, для упорядочения его собственных сложных и
амбивалентных чувств. Малыш легко входит в непривычную для
него сказочную обстановку, мгновенно превращаясь в Ивана-царевича или
царевну - Лебедь, и вместе с тем так же свободно переключается на
прозаическую повседневность.
С целью формирования культурно–
толерантной и духовно–нравственной личности сказки можно
использовать в разных возрастных группах. К примеру, детей раннего и
младшего дошкольного возраста сказка «Теремок» учит простым
житейским мудростям (надо быть гостеприимным и дружелюбным, а жить
лучше сообща). Сказка «Репка» учит преодолевать любые трудности не
одному, а совместными усилиями с близкими, не опускать руки перед
возникающей проблемой, а смело и дружно бороться с ней. Подводит к
пониманию того, что взаимоподдержкa и дружба – великая сила.
Слушая сказку «Курочка Ряба» дети вместе с курочкой учатся сочувствию
к ближним.
Итак, народная сказка играет большую роль в нравственно-духовном
воспитании и формировании базиса личностной культуры каждого
человека в период дошкольного детства. Сказка важна для обеспечения
нравственной и духовной преемственности поколений, для приобщения
новых поколений к общечеловеческому и этнокультурному опыту. Сказка,
раздвигая границы индивидуального жизненного опыта дошкольника,
превращает слушателя из объекта воздействия в соавтора сказки и пр. Она
важна для обогащения социального опыта развивающейся личности, для
побуждения личности слушающего к собственной, индивидуальной
интерпретации сюжета, образов, характеристик действующих лиц, их
оценки и т. д.
Консультация
«Духовно-нравственное воспитание
младших дошкольников»
Воспитатель: Гришина Т.М.