Напоминание

О чем нужно помнить специалистам, использующим цифровую образовательную среду при работе с детьми ОВЗ


Авторы: Храпонова Мария Владимировна, Грищенко Александра Николаевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ГБУ КРОЦ
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Презентация
Тема: О чем нужно помнить специалистам, использующим цифровую образовательную среду при работе с детьми ОВЗ
Раздел: дополнительное образование





Назад




О чем нужно помнить специалистам,

использующим цифровую

образовательную среду при работе с

детьми ОВЗ

Педагоги-психологи: Храпонова М.В., Грищенко А.Н.

Актуальность цифрового образования

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» дается

определение создания специальных условий для лиц с ОВЗ, которые

включают использование специальных образовательных программ, пособий и

дидактических материалов. Так же в нем дается понятие «адаптированная

образовательная программа» «для обучения лиц с ОВЗ с учетом

особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и

при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и

социальную адаптацию указанных лиц»

Одним из направлений реализации закона является использование

информационно-коммуникационных технологий. Там же указано, что сквозное

применение информационно-коммуникационных технологий в

образовательном процессе должно стать инструментом обеспечения успеха

образования детей с ОВЗ

Цифровое обучение детей с ОВЗ

Вопросы обучения детей с ОВЗ в условиях цифрового обучения освещают

педагоги, психологи: С. Титова, Ю.Б. Надточий, Л.И. Горелова,

Т.Г. Погорелова, А.Н. Полежаева, П.Д. Слинюк, Е.Б. Лерман,

С.И. Федькушова.

По их мнению, внедрение цифрового образования меняет и требования к

умениям и навыкам учащихся, поскольку необходимо не только читать,

писать и считать, но и уметь плодотворно сотрудничать, оценивать и

использовать информацию.

Развитие и внедрение цифрового обучения детей с ОВЗ дает возможность

преодолеть ряд дидактических барьеров, получить доступ к разнообразным

материалам в доступном, приемлемом формате.

Диагностические игры – тренажеры

используются для:

выявление

уровня общих

умственных

способностей

детей

оценки уровня

развития

психических и

психофизиологич

еских свойств

личности

ранней

диагностики

отклонения

детей от

нормального

развития

диагностика

утомления ребенка

в процессе

компьютерных

занятий

определение уровня

психофизиологическ

ой и социальной

готовности к

поступлению детей в

школу

диагностика

тревожности и

самооценки

ребенка

вызывают большую активность и интерес за счет предъявления

информации на качественно новом уровне и в игровой форме

(динамичность изображения )

;

низкая познавательная активность;

недостаточный уровень сформированности

основных мыслительных операций

активизируют внимание детей, благодаря демонстрации явлений и

объектов в динамике

непроизвольность внимания;

позволяют моделировать окружающий мир и разные жизненные

ситуации

недостаточный запас знаний и

представлений об окружающем;

позволяют испытывать ощущение успеха от каждого

выполненного ребенком задания, дает возможность для

мгновенной оценки деятельности

незрелость эмоциональной сферы

позволяют согласовывать движения рук и глаз

нарушение зрительно – моторной

координации

способствуют лучшему усвоению материала, так как в этот

процесс включаются все каналы восприятия – зрительный,

механический, слуховой и эмоциональный

трудности в усвоении, запоминании

учебного материала

Особенности детей с ОВЗ и цифровая

образовательная среда

Негативные факторы воздействия

Вербицкий, 2019; Лазар, 2018; Морозов, 2018; Морозов, Радченко, 2009; Мухаметзянов, 2020 и др сообщают,

что цифровизация образовательного пространства может стать причиной нервно-эмоционального

напряжения и переутомления, сообщается о следующих аспектах:

Нарушение

зрения

Экранная

зависимость

Эмоциональная

депривация

Концентрация

внимания

Цифровое

слабоумие

Психологический

аспект

Влияние на ЦНС

Нагрузка на шею

Нагрузка на руки

Здоровье сберегающие техники

Здоровьесберегающие техники

динамические

паузы

релаксация

Пальчиковая

гимнастика

Дыхательная

гимнастика

Гимнастика для

глаз

Соблюдение санитарно-гигиенических норм

Принципы работы с компьютером

сформулированные исследователями института

ЮНЕСКО по информационным технологиям в

образовании

Примеры здоровьесберегающих техник

Упражнение

«Контур тела»

Упражнение

«Части тела»

Предлагаем ребенку максимально напрячь

мышцы рук, ног, лица, живота или всего тела.

Потом расслабить.

Повторить тоже самое с закрытыми глазами.

Подвигать руками как робот, потом как

медуза.

Примеры здоровьесберегающих техник

Упражнение «Колечко»

Упражнение

«Кулак-ребро-ладонь»

Упражнение

«Замок»

Упражнение

«Ухо-нос»

3) Использование цифрового образования в сочетании с

здоровьесберегающими технологиями становится эффективным

средством обучения, развития, коррекции и воспитания школьников с

ограниченными возможностями здоровья.

Вывод:

1)

Использование цифрового образования

способствует развитию ВПФ детей с

ограниченными возможностями

здоровья.

2)

Здоровьесберегающие техники

способствуют снятию утомления,

повышению работоспособности, и

концентрации внимания, сохранению

тонуса, в т.ч. глазодвигательных мышц.



В раздел образования