Автор: Комарова Марина Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 24"
Населённый пункт: г. Череповец, Вологодская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Индивидуальный маршрут развития ребенка с ОВЗ
Раздел: дошкольное образование
УТВЕРЖДЕНО
Заведующим МАДОУ «Детский сад № »
_____________________________ (дата, подпись, номер приказа)
Индивидуальный маршрут развития воспитанницы
второй младшей группы № МАДОУ «Детский сад № »
Фамилия Имя ребенка
(ЗПР)
Срок реализации: 2023 – 2024 учебный год
Составила: воспитатель
Комарова Марина Геннадьевна
Череповец, 2023
Ф.И.О. ребенка Дата рождения
Дата прохождения комиссии:
Заключение ПМПК
Выявлено наличие особенностей в психическом развитии (задержанный тип психического развития,
недостаточная сформированность средств языка, незрелость эмоционально-волевой сферы).
.
Рекомендации:
АООП ДО детей с ЗПР
Коррекционно-развивающие занятия с учителем-логопедом по развитию всех компонентов речи (коррекция
звукопроизношения, развитие фонематических процессов, формирование лексико-грамматического строя, развитие
связной речи).
Коррекционно-развивающие занятия с педагогом-психологом по развитию когнитивных процессов, по развитию
эмоционально-волевой сферы.
Наблюдение врачей-специалистов: невролога, психиатра.
Повторное обследование на ПМПК по направлению образовательной организации – весна-лето 2024 года.
Сведения о семье
Семья состоит
Адрес проживания:
Сведения о родителях (законных представителях):
Ф.И.О.
Образование:
Место работы, должность:
Особые отметки:
Параметры
Содержание
Краткая
педагогическая
характеристика
Воспитатель:
Период адаптации средней тяжести. На приход мамы реагирует бурными эмоциями. Иногда
проявляются истерики без объективных причин: кричит, снимает с себя одежду, обувь. По
отношению к сверстникам неагрессивна.
Чаще всего в группе просто наблюдает за действиями взрослых и детей. В контакт со
сверстниками не вступает. Игровой интерес выражен крайне слабо и сводится к манипуляциям с
предметами. Игровые действия не выполняет даже на уровне подражания. Со взрослыми контакт
невербальный. Обращенную речь понимает на бытовом уровне.
На занятиях пассивно сидит непродолжительное время, затем отвлекается, отвлекает детей.
Инструкции, объяснения педагога не понимает. Сенсорное восприятие обеднено, динамика в
развитии крайне слабая. Основные цвета и форму не знает и не соотносит.
Продуктивная
деятельность недоступна. Не способна контролировать свое поведение и деятельность. Нуждается
в постоянном контроле педагога.
Моторное развитие не соответствует возрасту, активность снижена.
Плохо развита мелкая
моторика рук.
Недоразвитие речи системного характера. Нарушено понимание речи, произносит звуки, неречевые
звукосочетания.
У
ребенка
частично
сформированы
культурно-гигиенические
навыки,
девочка
самостоятельно кушает и пьёт из чашки, самостоятельно разувается. Самостоятельно садится и
встает с горшка, но на него не просится. Вероника знает свою кровать, место за столом.
Пассивный и активный словарный запас крайне беден. Понимание речи на бытовом уровне
(одноступенчатая инструкция). Проявляет интерес во время показа инсценировок с игрушками.
Ребенок
воспитывается
в
неполной
семье.
Материально-экономическое
положение
удовлетворительное.
Мама
интересуется
вопросами
воспитания,
проявляют
интерес
к
консультациям и рекомендациям воспитателей в уголке для родителей, посещает родительские
собрания. Ведущая рука правая.
Положительные черты личности ребенка, на основе которых можно строить коррекционную
работу: доброта.
Задачи
коррекционно-
развивающей
работы
педагога
1.
Охранять жизнь, укреплять физическое и психическое здоровье воспитанницы, формировать
основы двигательной и гигиенической культуры.
2.
Осуществлять необходимую коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии
ребенка.
3.
Создать атмосферу эмоционального комфорта, условий для самовыражения и саморазвития.
4.
Обеспечить познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-
эстетическое и физическое развитие ребенка.
5.
Воспитывать любовь к окружающей природе, семье.
6.
Развивать умение взаимодействовать со всеми участниками образовательных отношений с
целью обеспечения полноценного развития ребенка.
7.
Воспитывать эмоциональную отзывчивость, способствовать к сопереживанию.
8.
Развивать познавательную активность, любознательность, стремление к самостоятельному
познанию, развитие умственных способностей и речи.
9.
Пробуждать творческую активность ребенка, желание включаться в творческую
деятельность.
Взаимодействие
с родителями
Беседы, индивидуальные консультации.
Содержание
педагогической
работы
Индивидуальные занятия 2 раза в неделю по 10 минут.
Цель педагогической работы: обеспечение условий для развития зрительного и тактильного
восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, развитие речи и тонкой моторики рук.
Результативност
ь
Познавательное развитие соответствует возрастной норме.
Примечания
Продолжать индивидуальные занятия, направленные на развитие познавательной сферы.
План коррекционный работы на 2023 – 2024 учебный год
Направление
Задачи
Содержание коррекционно-
развивающей работы
Сроки проведения, примечание (дата
проведения)
Развитие
восприятия
(сенсорных
эталонов)
Зрительное восприятие
Развивать восприятие
цвета
Развивать восприятие
формы
Развивать восприятие
величины
«Спрячь мышку»
«Разноцветные комнаты»
Лото «Цвет»
«Найди такого же цвета»
«Покажи шарик красного цвета,
синего цвета…»
«В царстве царя-Разноцвета»
«Найди предмет такой же формы»
«Кто где спит»
«Покажи круг, квадрат…»
«Построим домики для фигур»
Дидактическая игра «Магазин»
Геометрическое лото
«Какой формы предметы в нашей
группе»
«Построим башню»
«Накормим мишек»
«Кто выше»
«Кто скорей свернет ленту»
«Закрой двери в домиках»
«Достроим дома»
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
май
октябрь
ноябрь
декабрь
Слуховое восприятие
Развивать слуховое
восприятие
«Путешествие на лесную поляну»
«Угадай, что звучит?»
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
май
Развитие
восприятия
(сенсорных
эталонов)
Тактильное
восприятие
Развивать тактильное
восприятие
Пространственное
восприятие
Развивать восприятие
пространства (высоко -
низко, далеко – близко)
Пространство времени
Развивать пространство
времени
«Чудесный мешочек»
«Найди кубик, кирпичик…»
«Игра с мячом»
«В гости к мишке»
«Мячик - далеко, а машинка… -
близко»
«Кукла – высоко, а машинка… -
низко»
«Что где расположено?»
«Скажи, где кубик»
«Что где расположено»
«Назови части суток по картинкам»
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
март
апрель
май
апрель
май
Развитие
Развивать объем
«Рассмотри картинки, назови
внимания
внимания
Развивать
концентрацию
внимания
Развивать устойчивость
внимания
картинки по памяти»
«Парные картинки»
«Найди отличия»
«Найди такую же»
«Помоги ежику найти дорожку к
домику» (лабиринт)
«Проведи зайчика к друзьям»
(лабиринт)
февраль
март
апрель
май
май
Развитие
памяти
Развивать слуховую
память (4 слова, 3-4
звука)
Развивать зрительную
память (4-5 предметов)
«Запоминай слова»
«Запоминай звуки»
«Послушай и запомни, кто что
делает?»
«Что пропало?»
«Угадай, чего не стало?»
«Что изменилось?»
март
апрель
май
март
апрель
май
Развитие
мышления
Развивать обобщение
Развивать анализ
Развивать синтез
«Чей домик?»
«Покажи овощи, фрукты…»
«Назови одним словом»
«Чего не хватает у каждого
предмета?»
«Что лишнее?»
«Четвертый лишний»
«Покажи все красные предметы, все
круглые»
«Разрезные картинки»
«Собери картинку»
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
май
февраль
март
апрель
Развивать сравнение
Развивать
систематизацию
«Найди отличия»
«Подбери заплатки к коврику»
май
декабрь
январь
март
апрель
Развитие
воображения
Развивать
репродуктивное
воображение
«Дорисуй картинку»
«На что похожи фигурки»
январь
февраль
март
апрель
Развитие речи
Развивать лексические
категории
Понимание конкретных
существительных
Понимание
обобщающих слов
Понимание действий
Понимание поручений
(по речевой инструкции)
Развивать
грамматические
категории
Понимание форм ед. и
«Покажи у мишки голову, лапы,
уши…»
«Покажи стул, стол, окно, голову,
руки…»
«Возьми стул, куклу…»
«Назови, что покажу»
«Покажи на картинках: игрушки,
посуду, одежду, животных»
«Покажи на картинках, где зайчонок
рисует, идет, сидит, играет»
«Принеси мне мишку»
«Принеси большой мяч»
«Найди и принеси бельчонка»
«Покажи, где на картинках кот –
коты, мяч – мячи, дом – дома…»
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
май
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
октябрь
ноябрь
мн. числа
существительных
Понимание форм ед. и
мн. числа глаголов
«Покажи на картинках, где стоит
дом и стоят дома, летит птица –
летят птицы»
декабрь
январь
февраль
Развитие речи
Понимание падежных
конструкций
Понимание
существительных в
уменьшительно-
ласкательной форме
Понимание
предложений (по
содержанию знакомых
сказок)
Развивать
артикуляционную
моторику
«Покажи, что стоит на полке, на
столе…»
«Покажи, что стоит в стакане, в
шкафу…»
«Покажи на картинках куклу-
куколку, мяч – мячик…»
«Покажи на картинке, где бабушка и
дедушка плачет»
«Покажи на картинке как курочка
деда и бабушку успокаивала»
Артикуляционная гимнастика
Упражнения:
«Улыбочка»
«Трубочка»
«Заборчик»
«Часики»
«Качели»
«Лопатка»
«Лошадка»
«Вкусное варенье»
январь
февраль
март
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
май
Слоговая структура
Развивать слоговую
структуру слова
Фонетический слух
Развивать
оппозиционных звуков
«Повтори за мной» (дом, кот, дуб,
бык, вата, Дима, Тома, вагоны,
бананы)
«Как воет волк?» (у-у-у)
«Как кричит лошадка?» (иго-го)
«Как кричит лягушка?» (ква-ква-ква)
«Как кричит коза?» (ме-э-э)
«Как коровушка мычит?» (му-у-у)
«Полаем, как собака» (аф)
«Как кричит медведь?» (ы-ы-ы)
«Как мышки пищат?» (пи-пи-пи)
«Как курочка зовет цыпляток?» (ко-
ко-ко)
Разыгрывание сказки «Теремок»
март
апрель
май
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
май
Развитие речи
Развивать
дифференциацию
оппозиционных звуков,
не смешиваемых в
произношении
Лексика
Развивать
номинативный словарь
«Покажи картинки: кот – кит»
«Покажи картинки: бак – мак, миска
– киска»
«Назови словом части тела,
предмета»
«Назови предметы одним словом»
«Назови, кто это?»
«Скажи, кто что делает»
март
апрель
октябрь
ноябрь
декабрь
февраль
январь
февраль
март
апрель
март
Развивать
предикативный
словарь (стоит, сидит,
играет, рисует)
Развивать
атрибутивный словарь
- антонимы
- предлоги
Грамматический строй
речи
ед. и мн. число
существительных
ед. и мн. число
глаголов
Развивать умение
согласовывать
прилагательные с
существительными
Развивать умение
согласовывать
местоимения с
существительными
«Рассмотри и расскажи, что делает
мама»
«Расскажи, что ты видишь на
картинках»
«Назови, какого цвета»
«Назови, какой формы»
«Сравни рисунки, скажи наоборот»
(большой – маленький, сладкий –
кислый)
«Скажи, где находится» (в, на)
«Скажи, что это»
«Скажи, что делают»
«Назови по картинкам»
«Расскажи, чья это вещь»
апрель
май
апрель
май
февраль
март
март
апрель
май
май
Развитие речи
Словообразование
Развивать умение
«Большой стол – маленький…»
«У кошки – котенок, у лисы -…»
апрель
май
образовывать
существительные с
уменьшительно-
ласкательным
суффиксом
Связная речь
Развивать умение
составлять
предложение по
отдельным
ситуативным
картинкам
Развивать умение
пересказывать текст
знакомой сказки,
рассказа
«Назови животных и их детенышей»
«Расскажи, что ты видишь на
картинке»
«Продолжи предложения»
«Ответь на вопрос по картинкам»
«Расскажи сказку по картинкам»
январь
февраль
март
апрель
май
май
Развитие
тонкой
моторик
и рук
Развивать тонкую
моторику
Пальчиковые игры
Самомассаж пальцев и кисти рук
«Собираем бусы»
«Нарисуй ежику иголки»
«Нарисуй для коровушки много
травки»
«Собери картинку»
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
май