Напоминание

"Радуга эмоций"


Автор: Шария Марина Викторовна
Должность: учитель - дефектолог
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад № 32 комбинированного вида"
Населённый пункт: г.о.Саранск
Наименование материала: проект
Тема: "Радуга эмоций"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МДОУ «Детский сад № 32 комбинированного вида»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

ТЕМА: «РАДУГА ЭМОЦИЙ»

/развитие эмоционального благополучия

детей группы компенсирующей направленности /ЗПР/ 5-7 лет

в условиях дошкольного учреждения/

Автор проекта: Шария М.В.

учитель – дефектолог, высшая

квалификационная категория.

г.Саранск,2023г.

1

Актуальность:

Формирование эмоциональной сферы является одним из важнейших

условий

становления

личности

ребенка,

опыт

которого

непрерывно

обогащается. Данный аспект отражён в одном из направлений Федерального

государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Исследования специалистов свидетельствуют о том, что в жизни ребенка

с ЗПР роль эмоций очень велика.

Особенности развития эмоциональной сферы дошкольников с ЗПР

негативно

сказываются на развитии их

личностной

и

интеллектуальной сферы.

Как

уже

отмечалось,

основные

компоненты эмоциональной

сферы

детей

с

ЗПР : эмоции,

чувства

и

настроения

недостаточно

дифференцированы,

эгоцентричны,

непропорциональны и нечувствительны воздействиям окружающего мира.

Известно,

что

общение

осуществляется

с

помощью

различных

коммуникативных средств. Важную роль при этом играет умение внешне

выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное

состояние собеседника. Поэтому, соответственно организованная психолого-

педагогическая работа в этом направлении может обогатить эмоциональный

потенциал

дошкольников

с

ЗПР,

и

значительно

смягчить

недостатки развития эмоциональной сферы.

Эффективным способом развития эмоциональных представлений является

игровая деятельность. Игра оказывает сильное влияние на развитие личности,

способствует созданию близких отношений между участниками группы,

помогает снимать напряженность, повышает самооценку, позволяет поверить

в себя в различных ситуациях общения, снижая опасность социально

значимых последствий. В ходе игры создаются наиболее благоприятные

условия для развития эмоциональной сферы детей с ЗПР, так как она

насыщена самыми разнообразными эмоциями, удивлением, волнением,

радостью,

восторгом. Данные

эмоции

проигрываются

в

различных

жизненных ситуациях /когда кто- то болеет, ситуация, когда надо позвать на

помощь/.

План проекта составляли с учетом психологической комфортности и

безопасности

деятельности,

а

также

имеющегося

дидактического

и

мультимедийного оборудования.

Поэтому считаю работу, направленную на развитие эмоциональной сферы

детей с ОВЗ актуальной

.

2

Цель: способствовать развитию эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с

ЗПР.

Задачи проекта:

Образовательные:

1. Обобщить и расширить представления детей о базовых эмоциях, причинах их

возникновения в жизни человека.

2. Систематизировать представления о проявлении эмоций во взаимоотношениях с

людьми, в различных жизненных ситуациях.

3. Развить способности определять чувства и эмоции других, способности к эмпатии.

Воспитательные:

1. Расширить представления о взаимоотношениях людей, как элементе системы

общечеловеческих ценностей.

2. Воспитывать культуру общения, дружеские взаимоотношения, способность и желание

сопереживать и поддерживать друзей.

3. Воспитывать навыки сотрудничества у детей.

4. Формировать у детей положительное отношение к себе и окружающим.

5. Создать условия для взаимодействия родителей и детей в рамках развития

эмоциональной сферы.

Коррекционно-развивающие:

1. Осваивать и совершенствовать социально приемлемые способы выражения базовых

эмоций и потребностей во взаимоотношениях со сверстниками, взрослыми, животными.

2. Познакомить детей с речевыми оборотами и фразами, которые позволяют называть

эмоции и потребности, обозначать их причины, разрешать конфликтные ситуации.

3. Развивать высшие психические функции: зрительное, слуховое внимание, восприятие,

наглядно-образное мышление, воображение.

4. Формирование навыка произвольного слушания.

5. Обогатить активный и пассивный словарь.

6. Развивать лексико-грамматические конструкции, диалогической и монологической

форм связной речи.

Участники проекта: дети группы компенсирующей направленности /ЗПР/, учитель-

дефектолог, инструктор по ФИЗО, музыкальный руководитель, родители.

Тип проекта: практико-ориентированный, оздоровительный.

Вид проекта: долгосрочный.

По продолжительности проведения

– продолжительность – 6 месяцев /октябрь –

апрель/.

Предполагаемый результат:

1. Стараются проявлять способность управлять своими эмоциями, понимать чувства

других людей;

2. Используют адекватные способы выражения эмоций;

3. Стараются осуществлять дифференциацию эмоциональных состояний;

4. Адекватно оценивают себя и свои поступки;

5.Используют в экспрессивной речи слова, обозначающих различные эмоции, чувства,

настроения.

3

6. Повышение уровня компетентности родителей в вопросах развития эмоционально –

волевой сферы у детей с ЗПР.

7. Снижение уровня эмоциональной нагрузки у детей с ЗПР в условиях ДОУ.

Принципы реализации проекта :

1. Безопасность. Создание атмосферы доброжелательности, принятия каждого ребенка.

2. Возрастное соответствие. Предлагаемые упражнения учитывают возможности детей

данного возраста.

3. Сочетание статичного и динамичного положения детей. Упражнения статичного

характера перемежаются подвижными упражнениями.

4. Наглядность. Активное использование предметной среды.

5. Дифференцированный подход. Учет индивидуальных особенностей детей.

6. Рефлексия. Совместное обсуждение понятого, увиденного, почувствованного на

занятии и краткое резюме психолога в конце занятия.

7. Конфиденциальность. Адресность информации о ребенке родителям, педагогам,

воспитателям; недопустимость разглашения медицинских диагнозов детей.

Этапы реализации проекта:

I .Подготовительный этап:

1. Составление плана совместной работы педагогов, детей и родителей.

2. Разработка конспектов НОД, бесед, игровых упражнений.

3. Подбор материала и оборудования.

5. Подбор необходимой художественной литературы

7. Оформление информации для родителей по теме «Эмоции»

8. Определение уровня развития эмоциональной сферы старших дошкольников с

задержкой психического развития

9. Картотека упражнений на релаксацию.

10. Картотека психотерапевтических игр:

игры и упражнения на формирование знаний об эмоциях;

игры и упражнения на формирование умения выражать эмоции;

игры и упражнения на саморегуляцию и снятие психоэмоционального напряжения;

игры и упражнения на формирование социально приемлемых способов

выражения эмоций

4

II.Основной этап.

Продолжительность: октябрь 2023г. – апрель 2024г

. В основе всего проекта лежит игровая деятельность и развитие

эмоциональной сферы по средствам музыки, стихов, сказок.

Дата

Тема

Цели, задачи.

Содержание работы

Учитель- дефектолог

Воспитатели группы

Музыкальный

руководитель.

Инструктор по

ФИЗО

Родители

ОКТЯБРЬ

Эмоция

«Радость»

Цель: Познакомить детей

с эмоцией «радость».

Задачи:

1.Сформировать умение

узнавать эмоцию «радости» по

мимике и жестам.

2. Сформировать умение

изображать «радость» в походке, в

голосе.

3. Сформировать умение

графически

изображать эмоцию «радость».

4.Снятие эмоционального

напряжения.

1.Рассматривание

пиктограммы «Радость»

2. Беседа «Радость»

3. Игра «Найди радостных

людей».

4.Игра «Кто лишний»

5.

Словесные игры: «Мое

настроение», «Как ты себя

чувствуешь?», «Школа

улыбок», «Свет мой

зеркальце скажи.»/игра с

зеркалом/

6. «Солнечный зайчик»

/снятие напряжения мышц

лица./

7. Игра: «Подари радость

другому» / развитие умение

доставлять друг другу

радость, быть

доброжелательным/

1.Игра «Дружба

начинается с

улыбки»

2.Чтение

художественной

литературы:

3. Рисование

«Дорисуй портрет»

4. Пескотерапия

«Нарисуй радость на

песке»

5. Дид.-ролевая игра

«Магазин»

1.Задание «Изобрази

радостного ребенка»

2. Игровые

упражнения по

развитию

пантомимики:

Улыбнуться, как: кот

на солнце, как

Буратино;

л как радостный

ребенок; как будто

ты увидел

чудо.

3.«Волшебный

цветок»- подбирать

радостную, веселую

музыку, умение

различать радостное

настроение в

музыке.

1.Нарисовать

совместно с

ребенком в

альбоме эмоцию

«радость».

2. Чтение худож.

литературы:

О.Корниенко

«Добро радовать

должно»

Н.Чуб «Школа

доброты и

дружбы»

Н.Носов

юмористические

рассказы.

3. Сделать

зарисовки в

«Дневнике

чтения»

5

НОЯБРЬ

Эмоция «Грусть, печаль»

Цель: познакомить детей

с эмоцией «Грусть».

Задачи:

1. Формировать умение

узнавать эмоцию «грусть» по

мимике и жестам.

2. Формировать умение

изображать «грусть» в походке, в

голосе.

4. Формировать умение

графически

изображать эмоцию «грусть».

5.Снятие эмоционального

напряжения.

1.Рассматривание

пиктограммы «Грусть»

2. Беседа «Грусть»

3.Упражнение «Зеркало»

4.Продолжить предложение

«Мне грустно, потому что

….»/проигрывание ситуаций,

когда нужно позвать на

помощь , в случае болезни,

дискомфорта в

самочувствии/

5.

«Помоги сверстнику»,

«Два друга». Цель: Развивать

умение замечать ребенком

эмоциональное

неблагополучие сверстника и

оказывать ему посильную

помощь.

1.Рисование

«Веселый- грустный

клоун».

2.

Игра «Грустные

тучки»

3.«Поссорились и

помирились» Цель:

умение выражать

свои эмоции,

выразительность

движений

1.Слушание

Вивальди А.

«Времена года»

/грустно/

2.Упражнения

релаксации

«Грустный дождь»,

«Печальный день»

3.

Игра «Море

волнуется раз..»

Чтение

К.Чуковский

«Федорино горе»

Зарисовка или

наклеить

иллюстрации в

«Дневнике

чтения»

6

ДЕКАБРЬ

Эмоция

«Удивление»

Цель: Познакомить с эмоцией

«Удивление»

1.Формировать умение понимать

свои чувства и чувства других

людей.

3.Формировать умение

передавать эмоцию «удивление»,

используя различные

выразительные средства.

4. Совершенствовать умения

узнавать чувство «удивления» у

других людей по их невербальным

проявлениям.

5. Учить находить аналогичные

переживания в своём опыте.

6. Формировать умение

графически

изображать эмоцию «Удивление».

1.Пескотерапия: «Нарисуй

эмоцию»

2. Рассматривание

пиктограммы «Удивление»

2. Беседа «Когда мы

удивляемся»

3.Игра «Какая эмоция

лишняя?»

4. Игра «Конструктор

эмоций»

5.Проигрывание ситуаций,

когда ребенок увидел

незнакомого человека.

1.Творческая игра

«Удиви друзей»

2.Игра «В поисках

удивленных

животных"

3. Упражнение «Что

меня может

удивить?»

4.Рисование «Мое

настроение».

5. Чтение

художественной

литературы :

1.Этюды "Тренируем

эмоции"

/отрицательные и

положительные/.

2.Упражнение

«Изобрази

удивление»

3.Упражнения на

релаксацию.

4. Угадай мелодию:

грустная, радостная,

тихая, громкая.

Оформление

альбома

«Мои

эмоции».

Просмотр

мультфильмов

«Летающие

звери»

/ярко

и

образно показаны

эмоции

персонажей и их

чувства,

это

идеальный

«учебник»

по

изучению

эмоций/.

7

ФЕВРАЛЬ

Эмоция

«Злость»

Цель: Познакомить с эмоцией

«Злость»

1.Формировать умение понимать

свои чувства и чувства других

людей.

2.

Совершенствовать

умения

узнавать

чувство «злость» у

других людей по их невербальным

проявлениям.

3. Учить находить аналогичные

переживания в своём опыте.

4.

Формировать

умение

графически

изображать эмоцию «Страх».

7.Обучать способам справится со

злостью.

1.Рассматривание

пиктограммы «Злость»

2.Проигрывание

ситуаций

«Когда я злюсь..»

3.Игра «Какая эмоция

лишняя?»

4. Игра «Конструктор

эмоций»

5. Пескотерапия «Прогоним

злость»

6. Беседа «Какие могут быть

эмоциональные реакции в

опасных ситуациях»

1.Игра «Зеркало»

2. Игра «Прогони

Бабу – Ягу».

3.Чтение

художественной

литературы «»

4.Рисование эмоции

«страх».

5.Игра на

взаимодействие в

группе «Дотронься

до…»/ Взрослый

предлагает детям

дотронутся до цвета

на одежде, части

тела, или

конкретного

ребёнка

/

Этюды "Тренируем

эмоции"

/отрицательные и

положительные/.

2.Упражнение

«Изобрази злостье»

3.Упражнения на

релаксацию.

4. Угадай мелодию:

грустная, радостная,

тихая, громкая.

1.Нарисовать

совместно с

ребенком в

альбоме эмоцию

«Страх».

2. Интересно

почитать. О. В.

Хухлаева, О. Е.

Хухлаев:

«Портал в мир

ребёнка.

Психологические

сказки для детей

и родителей»

8

МАРТ

Эмоции доброты, радости

1.

Формировать положительное

отношение к сверстнику;

2.

Обогащать представления о

настроении «радость», учится

понимать взаимосвязь событий и

своего настроения.

3.Продолжать учить понимать

взаимосвязь ситуации и

настроения;

4.

Развивать выразительность в

передаче эмоций; формировать

положительное отношение к

сверстнику;

1.Этюд «Росток» Сиротюк

А.Л. Упражнения для

психомоторного развития

дошкольников Конкурс

«Угадай настроение» .

Педагог предлагает детям

отгадывать, какое

настроение у героев сказок.

2.

Задание – собрать все

улыбки. Педагог предлагает

детям найти все карточки с

улыбками и наклеить на лист

ватмана или альбома (можно

приклеивая улыбки их

дарить).

3.

Упражнение

«Комплименты» Данилина

Т.А. В мире детских эмоций:

Пособие для практических

работников ДОУ

.

1.Игра «4 домика»

Педагог задает детям

ситуации, дети

должны выбрать

домик с тем

настроением,

которое они

испытывают в этой

ситуации.

2.

Упражнение

«Подари подарок».

Педагог предлагает

детям придумать

подарок для своего

друга, описать его

свойства и подарить.

1.Упражнение на

расслабление и

напряжение

мимической

мускулатуры.

«Солнышко»

Данилина Т.А, В

мире детских

эмоций.

2.

Танец «Радость»

Детям предлагают

станцевать под

весёлую музыку.

Провести конкурс на

самое лучшее

веселое движение в

танце

.

1.Задание

«Сложи

картинку».

Ребенку

предлагается

найти половинки

одной картинки и

сложить целую.

2.Задание

«Дорисуй».

Ребенку

предлагается

дорисовать

гномикам

настроение,

предварительно

взрослый

зачитывает

ситуацию.

9

АПРЕЛЬ

«В мире эмоций»

-Обобщить представления детей

об основных эмоциях.

-Продолжать

способствовать

осознанию собственных эмоций.

-Закреплять умения

понимать эмоции других людей в

различных жизненных ситуациях /

больной человек, радость от

встречи, печаль от расставания../

Закреплять умение выражать

свои эмоции вербально и

невербально.

-Закрепить умение выражать свои

негативные эмоции социально

приемлемыми способами.

-формировать

умения

выражать

свои

чувства

и

распознавать

чувства

других

людей

через

мимику,

жесты,

выразительные

движения, интонации.

1.Итоговое событие:

занятие «Путешествие в

город Настроения

»

2. Фотоколлаж «Наши

эмоции»

3. Игра «Мне нравится и не

нравится» Педагог раздает

детям карточки красного и

зеленого

цвета,

затем

называет ситуации из жизни

группы,

дети

поднимают

карточку

красного

цвета,

если

им

не

нравится

и

зеленого, если нравится.

1.Упражнение

«Подари улыбку

другу»

2. Задание «На что

похоже настроение»

Педагог

предлагает

детям

подобрать

ассоциации

к

настроению радости,

грусти,

злости,

страха (цвет, вкус, на

ощупь, где прячется

в теле человека)

1.Танец «Радость»

Детям предлагают

станцевать под

весёлую музыку.

Провести конкурс на

самое лучшее

веселое движение в

танце.

2

.

Этюд «Цветок»

Сиротюк А.Л.

Упражнения для

психомоторного

развития

дошкольников.

1.Упражнение

«Продолжи

фразу».

Взрослый

предлагает

ребенку

закончить

предложение: -

Миша шел по

улице, ел

вкусное, вкусное

мороженное, ему

было …

- Олю

пригласили на

праздник, она

была очень … -

Петя встретил

своего лучшего

друга, поэтому

сильно…

10

III. Заключительный этап.

Оформление альбома «Наши эмоции»

РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА

Дети стараются понимать своё и окружающих людей эмоциональное состояние;

Имеют представление о способах выражения собственных эмоций;

Стремятся управлять своими эмоциями и чувствами.

Проект способствует снижению тревожности и агрессивности у детей, развитию у них эмпатии, воображения, творческих

способностей, а, главное, приобретению

навыков позитивного общения не только со сверстниками, но и с взрослыми.

Хочется отметить, что работа по созданию проекта увлекает педагогов, обогащает и развивает детей (они учатся управлять

своими эмоциями, определять настроение других людей, что способствует налаживанию контактов, нравится родителям,

вносит новизну в повседневную жизнь, она действительно приносит пользу и взаимное удовлетворение. В ходе работы

надеемся на эмоциональны отклик не только детей, но и их родителей.

11

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Картотека игр и упражнений.

Беседа «Мы разные, но мы похожи».

Педагог: – Ребята, присаживайтесь на коврик и давайте побеседуем, а как я вам покажу.

Педагог: «Меня зовут Марина Викторовна» демонстрирует движение, группа повторяет движение. Если детям сложно придумать

движение взрослый помогает своим примером. Педагог: «А теперь посмотрите на своих соседей. На соседа слева и справа,

посмотрите внимательно, и найдите, чем вы похожи, и чем отличаетесь друг от друга». Взрослый задает пример: «Миша, вы с

Сашей похожи тем, что вы мальчики, а отличаетесь цветом глаз, у Миши коричневые глаза, а у тебя - голубые» Дети отвечают.

Педагог: «Все молодцы, но мы похожи не только цветом глаза или одеждой, мы можем еще любить или не любить одни и те же

вещи, настроения, продукты, явления погоды». Игра «Я люблю, не люблю» Взрослый: «Когда я назову предмет, настроение или

что-то вкусное, вы, если вот это нравится, вы это любите, хлопаете в ладоши, а если наоборот не любите, топаете ногами»

Варианты: торт, дождливая погода, манная каша, когда обнимают и целуют, когда щипают и кусают, яблоки, лук, отдыхать на

пляже под солнцем …

Игра на взаимодействие в группе «Дотронься до..»

Педагог: «Ребята предлагаю вам немного подвигаться, вставайте в круг, я буду называть цвет или части тела, а может имя кого-то

из вас и все должны как можно быстрее дотронуться».

Упражнения для психомоторного развития дошкольников.

Задание: «Найди пару к картинке»

Педагог: «Ребята у меня есть замечательные картинки, на них нарисованы гномики с разным настроением: радостные, грустные,

злые, испуганные (демонстрация). Я предлагаю вам найти пару каждому гномику, радостному – веселого, злому - рассерженного,

грустному - печального, испуганному - того кто боится.

Беседа «Мое настроение»

Педагог: « А теперь поговорим о настроении. У меня сегодня веселое настроение, потому что вы пришли ко мне в гости, и мы с

вами весело поиграли. Миша у тебя сегодня, какое настроение? (ответ) А тебе больше нравится злиться или радоваться? (ответ) А

как можно отличить злого мальчика от веселого?» Педагог спрашивает каждого ребёнка, если дети затрудняются ответить,

помогает с ответом, отмечает самые интересные ответы, обращает внимание детей на ответы их сверстников. Если детям трудно

12

найти различия в эмоциях, показывает карточки с изображением настроения радости, грусти, злости, страха. Взрослый: «Когда у

меня радостное настроение, мне хочется потанцевать, потанцуете со мной» Дети танцуют. «А теперь конкурс, кто покажет

интересно веселое движение, а мы повторим» Если дети не показывают, взрослый просит их повторят за ним.

Игра «4 домика»

Педагог: «Ребята, а давайте, проверим, у кого из вас когда бывает злое или веселое настроение,

я расскажу ситуацию, а вы, если у вас будет веселое настроение, побежите в домик с веселым человечком, а если грустное в

домик с грустным».

Конкурс «Угадай настроение»

Педагог: «А сейчас мы устроим конкурс, кто больше всех отгадает, какое настроение. Вначале мы послушаем музыкальные

произведения, а вы попробуете определить настроение музыки, затем я вам покажу рисунки к известным сказкам, а вы

попробуете догадаться какое настроение»

Упражнение «Собери все улыбки»

Педагог: «Ребята вчера у меня случилась беда - я хотела подарить вам улыбки, но кто-то смешал их с другими картинками,

помогите мне найти все улыбки и наклеить их на это сердечко» «У вас получилась отличная работа, она останется у вас в группе

и будет напоминать о хорошем настроении, если кому-то будет грустно или печально – посмотри на это море улыбок и станет

веселее».

Мимическая гимнастика. Педагог называет продукты питания и разные блюда. Дети с помощью мимики должны выразить

свое отношение.

Упражнение «Продолжи фразу».

Педагог предлагает детям закончить предложение: -Миша шел по улице, ел вкусное, вкусное мороженное, ему было …

-Олю пригласили на праздник, она была очень …

- Петя встретил своего лучшего друга, поэтому сильно …

Упражнение «Раз, два, три ... Настроение, замри!»

13

Показать ребятам картинку с изображением людей в различных настроениях (грусть, обида, радость, злость и т.п.). Дети по

команде: «Раз, два, три ... Настроение, замри!» - изображают на лице определенное настроение.

Игра «Злой, грустный, недовольный»

Дети сидят в кругу, водящий за кругом спиной к ним или выходит за дверь. Взрослый говорит детям, какую отрицательную

эмоцию каждый из них будет изображать. Когда входит водящий, взрослый говорит ему: «У нас все дети в хорошем настроении,

только двое злых (грустных, недовольных). Кто они?» Водящий подходит к детям и угадывает. Если он правильно называет

эмоцию, все кричат «Ура!» или хлопают в ладоши. А ребенок, изображавший отрицательную эмоцию, улыбается. Если водящий

ошибся, все говорят «Ой – ой –ой!» После выбирают нового водящего

.

Игра «Закончи предложение»

Детям предлагается закончить предложение:

-Когда ребенок плачет, мама чувствует…

-Когда дети играют, они чувствуют…

-Когда человек говорит неправду, он чувствует…

-Когда ребенок болеет, мама чувствует…

-Когда человек остается один, он чувствует…

-Когда человек сделал доброе дело, он чувствует

-Когда у человека есть друг, он чувствует…

-Когда человек видит что-то необычное, он…

Игра «Четвертый лишний»

Цель: развитие внимания, восприятия, памяти, распознавание различных эмоций.

Педагог предъявляет детям четыре пиктограммы эмоциональных состояний. Ребенок должен выделить одно состояние, которое

не подходит к остальным:

-радость, добродушие, отзывчивость, жадность;

-грусть, обида, вина, радость;

-трудолюбие, лень, жадность, зависть;

-жадность, злость, зависть, отзывчивость.

14

В другом варианте игры педагог зачитывает задания без опоры на картинный материал.

-грусти, огорчается, веселиться, печалиться;

-радуется, веселиться, восторгается, злиться;

-радость, веселье, счастье, злость;

Упражнение “Злюка”.

Цель: развивать способность распознавать ми различные эмоции с помощью мимики и пантомимики.

Детям предлагается представить, что в одного из ребенка “вселились” злости и гнев и превратили его в Злюку. Дети становятся в

круг, в центре которого стоит Злюка. Все вместе читают небольшое стихотворение:

-Жил (а)-был (а) маленький (ая) мальчик (девочка).

-Маленький (ая) мальчик (девочка) сердит (а) был (а).

-Ребенок, выполняющий роль Злюки, должен передать с помощью мимики и пантомимики соответствующее эмоциональное

состояние (сдвигает брови, надувает губы, размахивает руками). При повторении упражнения всем детям предлагается повторить

движения и мимику сердитого ребенка.

15

16

Анкета для родителей

«Представление родителя об эмоциональных особенностях ребёнка»

Цель – выявление представлений родителей об особенностях эмоционального развития

ребёнка по следующим показателям: эмоциональный опты ребёнка; присутствие у

ребёнка факторов эмоциональной напряжённости; наличие у ребёнка знаний и

представлений о эмоциях и чувствах; эмоциональное поле ребёнка; эмоциональный

стиль ребёнка; экспрессивность ребёнка.

Анкета

1-Ф,И,О, ребёнка, возраст

2-Кто из родителей заполняет анкету

3а-Считаете ли вы своего ребёнка эмоциональным? (да, нет, не могу сказать)

3б-Почему?

4-Как (редко, иногда, постоянно) ваш ребёнок испытывает радость? Печаль Гнев (злость)

Страх Обиду Стыд (вину) Зависть Отвращение Презрение

5-Как вы думаете, что (ситуация, конкретный человек, конкретный предмет) чаще всего

является причиной проявления у вашего ребёнка следующих эмоций: радость, грусть,

злость, страх, обида …

6-Если вашего ребёнка, что-либо беспокоит, стараетесь ли вы исправить ситуацию?

(всегда, иногда. Никогда)

7-Как часто (постоянно, по ситуации, редко, никогда) вы наказываете вашего ребёнка? В

чем выражается наказание?

8а-Можно ли сказать о вашем ребёнка: эмоционально возбудимый… эмоционально

заторможенный? (да, нет, не могу сказать)

8б-Не наблюдается ли у вашего ребёнка яркие отрицательный реакции на определенную

ситуацию, человека или предмет? ( да, нет, не могу сказать)

9а-Случалось ли в жизни вашего ребёнка трагическое событие? (да, нет, не могу сказать)

9б-Особеноости реакции ребёнка на данное событие? (шок, истерика иное)

10а-Какие события (радостные или печальные) ваш ребёнок вспоминает чаще всего?

10б-Какие

причины

(человек,

ситуация,

предмет,

не

могу

сказать)вызывают

воспоминания об этом событии?

11-Можно ли по лицу вашего ребёнка, догадаться об испытываемых им эмоциях и

чувствах? (всегда, иногда, никогда)

12-Считаете ли вы, лицо вашего ребёнка выразительным? (да, нет, не могу сказать)

13-Может ли ваш ребёнок заплакать, рассмеяться, сопереживая вам. Другим людям,

литературным, телевизионным героям? Да, нет, не могу сказать)

14а-Принято ли у вас в семье ярко выражать эмоции и чувства? (да, нет)

14б-Ваш ребёнок похож на вас в выражении своих эмоций? (да, нет, не могу сказать)

15-Каковы наиболее частые причины проявления признаков плохого или хорошего

настроения вашего ребёнка? (самочувствие, конкретная ситуация, темперамент, не знаю)

16а-Рассказываете ли вы ребёнку о чувствах, отношениях между людьми? (часто, по

ситуации если спрашивает, редко, никогда)

16б-Какие слова вы используете для объяснения проявления чувств в жизни, литературе,

кино?

17-Как вы думаете, в чем выражается любовь вашего ребёнка к вам? (поведение, слова,

зависимость, не знаю, не проявляется)

Количественный анализ.

17

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

В дошкольном возрасте чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка,

придавая им окраску и выразительность. На этом возрастном этапе реакции ребенка

достаточно импульсивны, выражение эмоций носит непосредственный характер. В конце

периода

раннего

детства,

при

приближении

к

кризису

3-х

лет,

наблюдаются

аффективные реакции на трудности, с которыми сталкивается ребенок. Он пытается что-

то сделать самостоятельно, это у него не получается, в нужный момент рядом не

оказывается взрослого — некому прийти на помощь. В такой ситуации вполне вероятна

эмоциональная вспышка. Например, ребенок не может открыть дверь в комнату и

начинает бить по ней руками и ногами, что-то вскрикивая. Причиной гнева или плача

может быть и отсутствие внимания к ребенку со стороны взрослых, занятых своими

делами именно в то время, когда ребенок изо всех сил старается завладеть их вниманием,

ревность к брату или сестре и т. п. Как известно, аффективные вспышки скорее угасают

тогда, когда взрослые достаточно спокойно на них реагируют, а по возможности вообще

их игнорируют.

В отдельных случаях, особое внимание взрослых действует как положительное

подкрепление: ребенок быстро замечает, что общение с родителями следует за его

слезами или злостью, и начинает капризничать чаще. Кроме того, ребенка раннего

возраста легко отвлечь. Если он действительно расстроен, взрослому достаточно

показать ему любимую или новую игрушку, либо организовать совместную деятельность

- и ребенок, у которого одно желание сменяется другим, мгновенно переключается и с

удовольствием занимается новым делом.

Чувства, возникающие у ребенка по отношению к другим людям, легко переносятся

на персонажей художественной литературы, сказок, рассказов, возникают по отношению

к животным, игрушкам, растениям.

К дошкольному возрасту эмоциональный мир ребенка становится богаче и

разнообразнее. От базовых эмоций (страха, радости и др.) он переходит к более сложной

гамме чувств: радуется и сердится, восторгается и удивляется, ревнует и грустит.

Изменяется и внешнее проявление эмоциональных реакций.

В этом возрасте усваивается язык чувств — принятые в обществе формы выражения

тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, улыбок, жестов, поз, движений,

интонаций голоса и т. д.

На протяжении детства особенности эмоций (их сила, длительность, устойчивость)

изменяются в связи с изменением общего характера деятельности ребенка и его мотивов,

а также с усложнением отношений ребенка с окружающим миром. Наряду с

переживаниями удовольствия или неудовольствия, связанными с удовлетворением или

неудовлетворением непосредственных желаний, у ребенка возникают более сложные

чувства, вызванные тем, насколько хорошо выполнил он свои обязанности, какое

значение имеют совершаемые им действия для других людей и в какой мере

соблюдаются им самим и окружающими определенные нормы и правила поведения.

Для дошкольного детства становится характерным более адекватное проявление

эмоций, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным

поводам. Этот новый относительно стабильный эмоциональный фон определяет

растущая способность детей управлять своими эмоциями. Регулирование эмоций — одна

из сторон детского психосоциального развития, особенно, в первые семь лет жизни. В

18

раннем детстве течение эмоциональной жизни ребенка обуславливали особенности той

конкретной

ситуации,

в

которую

он

был

включен,

например:

обладает

он

привлекательным предметом или не может его получить.

К концу дошкольного возраста эмоциональные процессы становятся более

уравновешенными, что дает возможность ребенку отвлечься от непосредственной

ситуации, и сиюминутные затруднения, связанные с ней, могут восприниматься не так

остро, теряя свою прежнюю значимость.

В формировании эмоциональности в дошкольном возрасте важную роль играют

несколько факторов: наследственность и индивидуальный опыт общения с близкими

взрослыми, а также факторы обучаемости и развития эмоциональной сферы (навыки

выражения эмоций и связанные с эмоциями формы поведения). Эмоциональные черты

ребенка в значительной степени обусловлены особенностями его социального опыта,

особенно опыта, приобретенного в младенчестве и раннем детстве. От эмоций, которые

чаще всего испытывает и проявляет ребенок, зависит успешность его взаимодействия с

окружающими его людьми, а значит, и успешность его социального развития.

Наиболее сильные эмоциональные переживания вызывают у ребенка его

взаимоотношения с другими людьми — взрослыми и детьми. Как уже отмечалось,

эмоции и чувства формируются в процессе общения ребенка со взрослыми.

В дошкольном возрасте, как и в раннем, сохраняется эмоциональная зависимость

детей от взрослых. Поведение взрослого постоянно обусловливает активность поведения

и деятельности ребенка. Установлено, что если взрослый расположен к ребенку,

радуется вместе с ним его успеху и сопереживает неудачу, то ребенок сохраняет хорошее

эмоциональное самочувствие, готовность действовать и преодолевать препятствия даже

в случае неуспеха.

Ласковое отношение к ребенку, признание его прав, проявление внимания являются

основой эмоционального благополучия и вызывают у него чувство уверенности,

защищенности, что способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке

положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. Установив

позитивные взаимоотношения со взрослым, ребенок доверительно относится к нему,

легко вступает в контакт с окружающими. Общительность и доброжелательность

взрослого выступает как условие развития положительных социальных качеств у

ребенка.

Невнимательное отношение взрослого к ребенку значительно снижает его

социальную

активность:

ребенок

замыкается

в

себе,

становится

скованным,

неуверенным, готовым расплакаться либо выплеснуть свою агрессию на сверстников.

Негативное отношение взрослого вызывает у ребенка типичную реакцию: он или

стремится установить контакт со взрослыми, или сам замыкается и старается избежать

общения. Во взаимоотношениях с ребенком взрослый должен тонко подбирать

эмоциональные формы воздействия.

Постепенно должна сформироваться своеобразная техника общения, где основной

фон составляют положительные эмоции, а отчуждение используется как форма

порицания ребенка за серьезный поступок. Эмоции и чувства формируются в процессе

общения со сверстниками. Навык общения с другими детьми в раннем детстве только

начинает формироваться.

На втором году жизни при приближении сверстника ребенок ощущает беспокойство,

может прервать свои занятия и броситься под защиту матери. На третьем году он уже

19

спокойно играет рядом с другими детьми, но моменты общей игры кратковременны.

Если маленький ребенок посещает ясли, он вынужден более тесно общаться со

сверстниками, и получает в этом плане больший опыт, чем те, кто воспитывается дома.

Потребность в общении со сверстниками развивается на основе совместной деятельности

детей - в играх, при выполнении трудовых поручений и т. д.

Первая и наиболее важная черта общения состоит в большом разнообразии

коммуникативных действий и чрезвычайно широком их диапазоне. При общении со

сверстником ребенок совершает множество действий и обращений, которые практически

не встречаются в контактах со взрослыми. Он спорит со сверстниками, навязывает свою

волю, успокаивает, требует, приказывает, обманывает, жалеет и прочее.

Именно в подобном общении появляются такие формы поведения, как притворство,

стремление выразить обиду, нарочито не отвечать партнеру, кокетство, фантазирование

и т. п. Второе отличие общения со сверстниками от общения со взрослыми заключается в

его чрезвычайно яркой эмоциональной насыщенности.

Действия, адресованные сверстнику, характеризуются значительно большей

аффективной зараженностью. Дошкольники втрое чаще одобряют сверстников и в 9 раз

чаще вступают с ним в конфликтные отношения, чем при взаимодействии со взрослым.

Столь сильная эмоциональная насыщенность контактов дошкольников связана с тем,

что, начиная с 4- летнего возраста, сверстник становится более предпочитаемым и

привлекательным партнером по общению.

При недостаточных эмоциональных контактах у дошкольников может наблюдаться

задержка эмоционального развития. Итак, развитие эмоциональной сферы зависит от

характера общения ребенка со взрослыми и сверстниками.

В общении с родителями, которые помогают ребенку познавать мир «взрослых»

предметов,

преобладают

мотивы

сотрудничества,

хотя

сохраняется

и

чисто

эмоциональное общение, необходимое на всех возрастных этапах. Помимо безусловной

любви, эмоционального тепла дети ждут от взрослого непосредственного участия во всех

своих делах, совместного решения любой задачи, будь то освоение столовых приборов

или строительство башни из кубиков.

В таких совместных действиях для ребенка и открываются новые формы общения со

взрослыми. По мере развития личности у ребенка повышаются способности к

самоконтролю и произвольной психической саморегуляции. За этими понятиями стоит

возможность управлять своими эмоциями и действиями, умение моделировать и

приводить в соответствие свои чувства, мысли, желания и возможности, поддерживать

гармонию духовной и материальной жизни. Как уже говорилось выше, взрослые

(родители и воспитатели) должны стремиться к установлению тесных эмоциональных

контактов с ребенком, так как взаимоотношения с другими людьми, их поступки —

важнейший источник формирования чувств дошкольника.

Главная цель развития эмоциональной сферы дошкольников: • научить детей

понимать эмоциональные состояния свои и окружающих их людей; • дать представления

о

способах

выражения

собственных

эмоций

(мимика,

жесты,

поза,

слово);

совершенствовать способность управлять своими чувствами и эмоциями

20

Литература.

1.Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду. М. 2003.

2. Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного

возраста. М. 2004.

3. Бавина Т.В. Детские страхи: решение проблем в условиях детского сада. М. 2008

4. Давайте познакомимся! Треннинговое развитие и коррекция эмоционального мира

дошкольников 4-6 лет. Пособие для практических работников детских садов. / Автор-

составитель И.А. Пазухина. Спб. 2004.

5. Данилина Т.А. В мире детских эмоций: Пособие для практических работников ДОУ.

М. 2004.

6. Диагностика социального развития ребёнка. - Великий Новгород. 200

7. Ежкова Н.С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста. М. 2010.

8. Ковалец И.В. Азбука эмоций. – М. 2004.

9. Калина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника. СПб. 2004

10. Крылова Т.А. Сумарокова А.Г. Чувства всякие нужны, чувства всякие важны.

Программа эмоционально-волевого развития детей 4-5 лет. Спб. 2011.

11. Монакова Н.И. «Путешествие с гномом» Развитие эмоциональной сферы

дошкольников. Спб. 2008.

12. Минаева М.В. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для

радотников дошкольных образовательных учреждений. М. 2003

13. Чистякова М.И. Психогимнастика. М., 1995. 18. Яковлева Н.Г. Психологическая

помощь дошкольнику. СПб. 2002

21



В раздел образования