Автор: Моисеева Ирина Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ СОШ №17 дошкольное отделение "Светлячок"
Населённый пункт: г. Серпухов
Наименование материала: методическая разработка
Тема: НОД "Воздух - невидимка"
Раздел: дошкольное образование
Модуль:
«Педагог - Педагог»
«Опытный педагог – молодой специалист»
«Лидер
педагогического
сообщества
–
педагог,
испытывающий
проблемы»
«Педагог-новатор – консервативный педагог»
Направление: Непрерывная образовательная деятельность
Аннотация.
Этот конспект непосредственно образовательной деятельности может
использовать любой педагог в рамах работы по познавательному развитию
детей старшего дошкольного возраста , а так же, отдельные части можно
использовать
и
в
течении
дня
при
организации
опытнической
и
экспериментальной деятельности с детьми или для того, чтобы привлечь их
внимание к воздуху, как фактору природы. В конспекте предусмотрены
практические опты, которые знакомят детей со свойствами воздуха, дети
проводят их самостоятельно, что позволяет им лучше запомнить эти
свойства, развивает способность устанавливать причинно – следственную
связь и позволяет педагогу учить детей высказывать гипотезы и оценивать их
правильность по результатам собственной деятельности. Единственная
сложность – это обязательное наличие большого количества оборудования,
чтобы каждый ребенок смог почувствовать себя маленьким ученым и сделал
свои первые открытия.
Конспект НОД
Тема: «Воздух - невидимка»
Программные задачи:
- продолжать формировать представления о роли воздуха,
- познакомить с некоторыми его свойствами и ролью воздуха в жизни
человека
-
развивать
мыслительные
операции,
творческое
воображение,
познавательный интерес.
Оборудование и материал:
Емкости с водой для детей и воспитателя, салфетка, стаканчики по
количеству детей, трубочки, небольшие камушки, мыльные пузыри,
2
воздушных шарика, апельсин, не прозрачный мешочек, кораблики, ватные
шарики таз с водой.
Ход деятельности.
Сегодня к нам в гости прилетели два воздушных шарика: один
веселый, толстый, румяный, а второй бледный, худой и грустный.
- Как вы думаете, почему второй шарик такой? (В нем нет воздуха, он
сдулся.)
-А что нужно сделать, чтобы шарик стал круглым и упругим?
(Посильнее его надуть.)
- Как вы думаете, что будет внутри шарика после того, как мы его
надуем? (Воздух.)
- Откуда же возьмется воздух? (Мы его выдыхаем.)
- Давайте вместе с вами попробуем вдохнуть и выдохнуть воздух.
- Теперь подставьте ладонь ко рту и выдохните. (Дети выполняют.)
- Что вы чувствуете?
- Как вы думаете, можем мы обойтись без воздуха?
Давайте проверим. Дети закрывают нос рукой и стараются не дышать.
-Можем ли мы обойтись воздуха? Для чего нам нужен воздух?
- Кто еще не может жить без воздуха?
Значит, воздух нам необходим чтобы жить.
- А где находится воздух?
Опыт со стаканом.
Посмотрите на этот стакан.
- Он пустой или нет?
- Что произойдет если опустить стакан в воду? Давайте проверим. Я
положу на дно стакана салфетку, что с ней произойдет если в стакан попадет
вода? Давайте проверим. (Воспитатель опускает стакан в воду дном вниз)
- Салфетка намокла? Почему?
Попробуйте сами опустить стакан, но помните, что держать его надо
очень ровно.
Почему вода не попадает в стакан? Что ей мешает?
Наклоните немного стакан.
Что вы видите? (пузыри воздуха выходят из стакана и его заполняет
вода)
Значит, в стакане что было? (воздух)
А почему мы не видели воздух в стакане? (прозрачный)
Что еще бывает прозрачным?
Итак, воздух прозрачный и находится везде вокруг нас.
Если воздух везде, вокруг нас, значит его можно поймать и потрогать
руками.
Поймайте воздух.
Получилось? Можно воздух поймать? А потрогать?
Воздух – волшебник, он везде вокруг нас, но мы его не видим, не
можем поймать.
Понюхайте воздух.
Чем он пахнет? (воздух не пахнет)
Сейчас я загадаю вам загадку:
Угадайте, что у меня в руках. (педагог чистит апельсин так, чтобы дети
его не видели).
- Как вы догадались, что это апельсин? (по запаху)
-Как вы думаете, это пахнет воздух или апельсин?
А когда еще воздух помогает нам что-то узнать, даже если мы не
можем увидеть? (мама готовит обед, на кухне пекут пироги)
Значит: сам воздух не пахнет, но он может переносить различные
запахи.
А воздух легкий или тяжелый?
Давайте проверим.
Опыт с камнем.
Возьмите камушек и опустите его в воду. Что произошло? Почему
камень лежит на дне? А теперь нам надо опустить на дно баночки воздух.
Для этого нам понадобится соломинка. Через нее мы сможем опустить
воздух на самое дно. Возьмите трубочки, опустите их на дно ванночки и
подуйте.
Что произошло, почему?
Почему камень утонул, а пузырьки воздуха поднялись и выпрыгнули
из воды?
Значит: воздух легкий, он легче воды.
Это очень хорошо, что воздух легкий, человек часто использует это
свойство воздуха. Например, в мыльных пузырях.
Почему мыльные пузыри умеют летать? Что находится внутри
мыльных пузырей? А если бы внутри мыльных пузырей было мыло – что
произошло с ними? Давайте немного отдохнем и поиграем с пузырями.
Может быть, нам так удастся поймать воздух. Игра с мыльными пузырями.
Опыт с корабликами.
А теперь я предлагаю вам отправиться в плавание. У каждого из вас
своя лодка. Мы отправим ее в плавание. Опустите лодки в воду, а руки
спрячьте за спину. (Дети опускают лодки в воду) Посмотрите, они почти не
двигаются, это не плавание. Подуйте на лодки тихонько. А теперь сильно
подуйте на лодки. Наше плавание закончилось. Занимайте свои места.
Давайте вспомним. Мы трогали лодки руками?
А почему они двигались? Что помогало лодкам? А если бы мы были на
море, что помогало бы нашим лодкам двигаться?
Значит: ветер это воздух, который движется, и когда он становиться
сильнее, то может двигать предметы.
А вы хотели бы стать фокусниками. Покажите мне фокус. Возьмите
ватные шарики и положите их перед собой. Спрячьте руки за спину.
Передвиньте пожалуйста, ватный шарик, не дотрагиваясь до него руками.
Что произошло с шариками.
А как вы смогли их передвинуть без рук?
Мы уже знаем, что мы выдыхаем воздух.
Значит, что помогло вам передвинуть шарики?
Что-то мы заигрались, а про гостей совсем забыли. Нельзя оставлять
этот шарик таким грустным. Давайте я его надую.
Как вы думаете, в каком шарике больше воздуха?
Воздух – настоящий волшебник.
Что мы сегодня о нем узнали? (воздух легкий, его нельзя потрогать,
воздух легче воды, воздух может передвигать предметы если он дует сильно
и т.д.)
А теперь я предлагаю вам еще раз убедиться в том, что воздух легкий и
поиграть с воздушными шарами.