Автор: Зубик Оксана Ивановна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: ГУ ДО Детская школа искусств №1
Населённый пункт: г. Маркса Саратовской области
Наименование материала: Методическое сообщение
Тема: «Музыкальное сопровождение в различных видах классического танца»
Раздел: дополнительное образование
Государственное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств №1 г. Маркса Саратовской области»
Методическое сообщение
«Музыкальное сопровождение в различных видах
классического танца»
Подготовил:
концертмейстер
Зубик Оксана Ивановна.
г. Маркс
декабрь 2023 г.
«Музыкальное сопровождение в различных видах классического танца»
Вопросы взаимодействия музыки и танца
Проблема музыкально-хореографического синтеза рассматривается
многими концертмейстерами с позиций истории, теории и практики
классического танца. Они неизменно подчеркивают, что специфику
хореографического текста определяет исторически сложившаяся тесная
взаимосвязь музыки и пластики тела, музыки и движения. Показательно,
например, следующее замечание крупнейшего теоретика В.В. Ванслова:
«Если музыка необходима для танца, который по самой своей сути не может
без неё существовать, то и танцевальное искусство оказалось столь же
необходимым для развития музыкального».
Взаимовлияние музыки и танца — так необходимых друг другу искусств
во многом обусловило своеобразие танцевальной музыки и основного,
присущего ей свойства — дансантности (от франц. dansant — танцевальный,
danse танец), которая складывается из комплекса формальных качеств
делающих музыку удобной для танца. Составляющими этого комплекса
являются: «ясность метроритмической организации; подчёркнутая
акцентировка сильных долей и опорных моментов в мелодии и в
аккомпанементе; замедления и ускорения движений, соответствующие
характеру танца; использование подводящих к опорным точкам пассажей;
изящество ритма и связь его с танцевальным движением; квадратность и
симметрия композиционной структуры и др.»
Взаимодействие музыки и танца осуществляется с самого начала
профессионального обучения будущих артистов в хореографическом
училище. Этот период становится для них основополагающим не только в
смысле постижения самого искусства танца, но и осознания высокой
значимости для хореографии музыкального компонента.
В связи с указанным основополагающим принципом, которым
руководствуются концертмейстеры в поисках музыкального материала для
танцевального аккомпанемента, очевидна значимость четкого осознания
того, что танец и музыка, безусловно, являются самостоятельными видами
искусства, имеющими свои специфические выразительные средства и
законы.
В построении различных форм и хореографических комбинаций
существенно значение таких элементов гармонии, как каденции, модуляции,
соотношения и последовательности тональностей. Полярные качества
звучания, характерные для танцевального сопровождения, способны
создавать тональная устойчивость и неустойчивость, мажор и минор,
консонанс и диссонанс.
Овладение этими принципами наступает в ходе необыкновенно
трудоёмкой и непростой учебной деятельности, основанной на скрупулёзно
повторяемой отработке ранее пройденных и присоединении новых приемов
исполнительской техники. Подбирая музыкальный материал для
аккомпанемента учебным хореографическим комбинациям, необходимо
учитывать и отображать в игре свойства хореографических движений двух
основных групп — Adagio и Allеgrо. Они заметно отличаются по характеру и
способу исполнительской артикуляции. Большинству движений группы
Adagio соответствует музыка с вальсовой жанровой основой, пластичной
мелодикой. Частое использование такого аккомпанемента вызвано его
способностью наиболее верно отражать танцевальную сущность широкого
круга движений классического танца (от полётных и круговращательных
движений большой и малой амплитуды до плавных, слитных, кантиленных).
Хореографические элементы группы Allegro, исполняемые раздельно,
чётко, иногда подчёркнуто отрывисто и акцентировано, бодро и активно
предполагают обращение к музыкальным примерам токкатного,
маршеобразного или же скерцозно-танцевального плана.
Музыка, предназначенная для танца, в некоторой степени зависит от
метроритмических характеристик хореографического материала, что
особенно ярко проявляется в сопровождении уроков классического танца.
Комбинации движений классического танца чаще всего соответствуют
музыкальному построению, насчитывающему от 16-ти до 64-х тактов. Во
время их показа педагог произносит названия движений и одновременно
просчитывает продолжительность комбинации. Музыкант вникает в суть
хореографической комбинации, отражая в сопровождении ритмические и
артикуляционные особенности ее элементов, играя в требуемом темпе.
Продумывая схему, внутреннюю структуру и ритмическую организацию
хореографического построения, концертмейстер непременно должен
исходить «из того, что важнейшим организующим фактором
хореографического метра является «мера отсчета времени», представляющая
собой «длительность элементарной доли, условно называемой в хореографии
«четвертью». Хореографическая «четверть» «далеко не всегда соответствует
музыкальной четверти как ритмической длительности». Ее
продолжительность «устанавливается в зависимости от темпа, метрического
размера и характера фразировки музыкального аккомпанемента» и исходя из
удобства для танцевального счета.
В практике обучения классическому танцу выработалось некое условное
соотношение отсчёта музыкального времени для медленного, умеренного и
быстрого темпов танца.
Музыкальный аккомпанемент к экзерсису в центре зала аналогичен
сопровождению предыдущей части урока, но здесь допускается несколько
большая свобода в соотношении музыки и танца. Зачастую встречаются
комбинации со стабильной сменой темпов и характеров, ритма и динамики
движений. К подобным комбинациям относится Adagio с включением в его
структуру элементов вращения, прыжков.
На середине зала также исполняются элементы вращения,
аккомпанемент которым довольно непрост по причине обилия темповых
градаций и полиритмических сочетаний. Аккомпанируя элементам
вращения, пианисту нужно отчетливо представлять и понимать ритмическую
схему комбинации. Выбор соответствующего двухдольного или
трехдольного метра «обуславливается, как правило, степенью насыщенности
комбинации: чем больше движений задано педагогом на единицу времени
или чем более долгими они будут, тем более предпочтителен трехдольный
аккомпанемент. Поскольку одинарный тур будет исполняться быстрее, чем
двойной или тройной, целесообразнее выбрать для аккомпанемента
двудольный метр. «Большие» туры, то есть туры в позах с положением ноги
на 90, будут длиться дольше, чем «маленькие»; соответственно для
аккомпанемента им следует применять трёхдольный метр.
Музыкальное оформление движений групп Allegro и Adagio
К движениям группы Allegro относится часть группы батманов
(battement tendu, battement tendu jetе, rond de jarnb ро'air, petit battement,
маленькие прыжки, вращения (а также пируэты, движения на пуантах и т.п.
Для аккомпанемента движениям названной группы концертмейстеры
обращаются, как правило, к примерам из музыкальной литературы, что
создает у танцоров соответствующий настрой, особую сценическую
атмосферу. При этом в аккомпанировании прыжковым движениям важными
моментами становятся придание игре эффекта своего рода полетности,
легкости, а также достижение как можно более четкой синхронности
музыкального аккомпанемента движениям танцоров.
Чрезвычайно важным моментом при подборе аккомпанемента
прыжковым движениям является его метроритмическое оформление.
Жестких правил относительно выбора ритмического рисунка в данном
случае не существует, что, одновременно и усложняет работу
концертмейстера, и предоставляет ему довольно значительную музыкально-
творческую свободу.
Часто предпочтение той или иной метрической пульсации обусловлено
временем, затрачиваемым на исполнение того или иного прыжка.
«Короткие», маленькие прыжки, аккомпанирующие фразы к которым
построены с использованием затакта, чаще соотносятся с двухдольным
музыкальным размером.
Прыжки в классе исполняются с постепенным расширением амплитуды:
маленькие, средние, большие и др.
Увеличение амплитуды прыжка влечёт смену размера музыкального
аккомпанемента с 2/4 полькообразного на 6/8 с ясно выраженной
вальсовостью или на 4/4 (в движении марша), затем - на трехдольный
(вальсовый).
Довольно часто при аккомпанировании технически сложным
хореографическим элементам именно концертмейстер помогает достичь
ансамблевого единства с танцовщиками. Для этого необходимо умение
замедлить или ускорить темп, подчеркнуть акцентами сильные доли при
исполнении движений.
Классический танец достаточно обширная область хореографической
педагогики, являющаяся основной дисциплиной последних лет обучения в
профессиональном хореографическом учебном заведении.
На занятиях классическим танцем учащиеся осваивают не только
технику поддержек и иных многочисленных технических приёмов, но и
приобретают опыт сценического общения — ведь в конечном счёте
хореографическое искусство призвано вызывать у зрителей душевный
восторг, а не только поражать их виртуозным исполнением технически
сложных элементов танца.