Напоминание

"Применение методов активного обучения на уроках швейного дела".


Автор: Матвеева Любовь Викторовна
Должность: учитель профессионольно-трудового обучения (швейное дело)
Учебное заведение: ГКОУ ВО "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат г. Вязники"
Населённый пункт: город Вязники, Владимирской области
Наименование материала: статья
Тема: "Применение методов активного обучения на уроках швейного дела".
Раздел: среднее образование





Назад




ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа – интернат г. Вязники»

Выступление на тему:

Применение методов активного обучения на уроках швейного дела.

учитель швейного дела Матвеева Л.В.

Методы активного обучения (МАО) — совокупность педагогических действий

и приёмов, направленных на организацию учебного процесса и создающего

специальными средствами условия, мотивирующие учащихся к

самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала

в процессе познавательной деятельности.

Поскольку я работаю в коррекционной общеобразовательной школе VIII вида,

учащиеся

которой,

в

основном,

имеют

невысокую

степень

мотивации

к

обучению, передо мной всегда стоит задача повысить интерес детей к процессу

обучения,

включить

их

в

активную

познавательную

деятельность

по

приобретению знаний. Считаю, что результата в решении этой задачи педагог

может

добиться,

обладая

рядом

личностных

качеств:

стремлением

к

максимальной

гибкости,

способностью

к

сопереживанию,

сочувствию,

восприимчивостью к потребностям учащихся, умением придать преподаванию

личностную окраску, эмоциональной уравновешенностью, уверенностью в себе,

доброжелательностью.

Чтобы

воспитать

у

ребёнка

здоровое

стремление

к

достижению

намеченной

цели,

учитель

сам

должен

испытывать

искренний

интерес к своей деятельности и объективно относиться к успехам и неудачам

учеников. Любой учитель знает, что заинтересованный школьник учится лучше.

Именно на развитие устойчивого познавательного интереса учащихся учитель и

делает акцент в своей педагогической деятельности. Для решения этой задачи

необходимо

как

можно

чётче

планировать

уроки,

использовать

различные

формы обучения, тщательно продуманные методы и приёмы подачи учебного

материала. Изложение материала должно быть логичным, ярким, увлекательным.

Это

побуждает

учащихся

слушать

то,

что

говорит

учитель,

полностью

включаться в процесс познания.

На

уроках

швейного

дела

стараюсь

чередовать

виды

деятельности,

более

напряжённых умственных действий и кратковременных расслаблений, дающих

необходимый отдых, направленных на сбережение физического и психического

здоровья детей. Для того чтобы это укрепляло работоспособность школьников и

их желание овладевать знаниями. Новизна материала, необычность его подачи

также побуждают учащихся лучше присмотреться к прежде неизвестному и

разобраться в нём. Стараюсь создавать ситуацию успеха на каждом уроке, так

как считаю это самым эффективным стимулом познавательной деятельности.

Ситуация успеха удовлетворяет потребность каждого школьника в самоуважении

и повышении престижа, что в конечном итоге ведёт к сохранению и укреплению

психического здоровья ребёнка. Важен и такой стимул, как оценка. При её

выставлении необходимо максимально доброжелательное отношение учителя к

ученику, что позволяет выставить адекватную оценку даже слабому учащемуся.

Желая сформировать у своих учеников мотивацию к достижениям, не требую от

них приложения сверх усилий, ставя перед ними посильные задачи. Ребёнок

должен иметь возможность выбора, и здесь мне помогает дифференцированный

подход к обучению. Например, более сильной ученице предлагаю аппликацию

пришить тамбурным швом, а слабой ученицы прямыми стежками. А также сама

аппликация

у

сильной

ученицы

может

быть

более

фигуристая,

а

у

слабой

ученицы попроще. Конечно, нельзя навязывать школьнику тот или иной уровень

сложности,

но

тактично

посоветовать,

помочь

сделать

адекватный

выбор

обязанность педагога.

В своей педагогической практике я использую ряд методов и приёмов,

которые более эффективно повышают учебную активность учащихся на уроках

швейного дела. К ним относятся:

1.

Создание проблемной ситуации;

2.

Развитие познавательных интересов;

3.

Метод использования наглядности;

4.

Игровые формы;

5.

Приём сравнения.

Стараюсь

на

уроках

создавать

для

активизации

познавательной

деятельности учащихся проблемные ситуации, ситуации затруднения, которые

побуждают учащихся к поиску, доказательству, обоснованию.

Проблемная

ситуация

это

интеллектуальное

затруднение,

которое

возникает в случае, когда ученики не могут объяснить явление, факт, процесс

деятельности,

не

могут

достичь

цели

известным

им

способом.

Проблемная

ситуация

активизирует

умственную

деятельность

учащихся.

Их

активность

повышается в случаях, когда само явление уже знакомо учащимся, но они не

сознают его сущность. Например, перед учениками 5 класса ставится вопрос:

«Почему

происходит

обрыв

верхней

нити

на

швейной

машине?»

учитель

предупреждает,

что

причин

может

быть

несколько.

Обычно

учащиеся

самостоятельно указывают на одну из них – это сильное натяжение нити. Другие

причины они не могут установить без наводящих вопросов. Организуя обучение,

я не тороплю дать правильный ответ, а выслушиваю и комментирую мнение всех

учащихся.

В

результате,

правильное

суждение

воспринимается

учащимися

значительнее активнее, чем обычное объяснение нового материала. Однако в

условиях коррекционной школы проблемный вопрос учителя не всегда должным

образом

активизирует

мышление

учащихся.

Для

того

чтобы

достичь

цели

учителю необходимо:

1.

Чётко, конкретно ставить проблемный вопрос определённой трудности,

слишком трудный или слишком лёгкий вопрос не вызывает проблемной

ситуации;

2.

Систематически создавать на уроках проблемную ситуацию и подключать

к её решению всех учениц;

3.

Доброжелательно относится к ответам учащихся;

4.

Придавать

проблемной

ситуации

эмоциональную

окраску

с

помощью

интонации и эффекта неожиданности;

5.

Использовать наглядность в целях конкретизации проблемного вопроса.

К числу мер, направленных на создание как длительной, так и временной

готовности школьников к учению, относится к формированию познавательных

интересов.

Из

специальной

психологии

известно,

что

интересы

учащихся

коррекционной

школы

мало

дифференцированы,

отличаются

недостаточной

глубиной, несознательностью и неустойчивость. На уроках швейного дела их

интересы в основном направлены на выполнение практической работы, но в

определённой мере переносятся и на теоретическое обучение. Однако, было бы

грубой ошибкой рассчитывать только на такой перенос.

Практика

трудового

обучения

показала,

что

имеется

ряд

способов

формирования интереса к познавательной деятельности. К их числу относится

вариативность построения теоретического этапа знания.

Данный этап часто

строится по одной и той же схеме: задают вопросы на повторение и после этого

учитель объясняет новый материал. Однообразие в обучении не способствует

созданию

у

школьников

интеллектуальных

эмоций

( уд и в л е н и е ,

любознательности, сомнения). Чем старше учащиеся, тем больше необходимость

в разнообразной организации теоретического этапа знания.

Перед началом теоретического этапа занятия могут быть письменные ответы

учащихся на вопросы па заданным карточкам и краткое обсуждение полученных

результатов. Другой вариант – беседа о необходимости конкретных знаний для

практической работы. Например, в старших классах беседы могут посвящаться

новостям

моды,

сведений

о

новых

тканях

и

так

далее.

Во

многих

случаях

теоретический

этап

занятия

начинается

с

анализа

изделий,

демонстрации

образца.

Для оживления интереса учащихся в традиционный урок вводятся элементы

игры:

собери

картинку

из

осколков,

назови

предмет

и

расскажи

технику

безопасности при работе с ним, игра «Лото» , разгадывание кроссворда по теме.

Во время повторения проводится коллективная игра «цепочка», суть игры в том,

чтобы не прерывалась последовательность правильных ответов. Игра проходит

более

результативно,

если

в

неё

включён

элемент

соревнования

между

бригадами.

Например,

на

уроке

ставится

задача

назвать

в

правильной

последовательности

детали

швейной

машины,

через

которые

заправляется

верхняя нить. Учащиеся первой

бригады первую деталь, следующую деталь

называет член второй бригады и так далее. При неправильном названии право

на

ответ

передаётся

другой

бригаде.

Выигрывает

бригада,

у

которой

было

меньше всего «разрывов цепочки» и больше правильных ответов. В качестве

познавательных игр использую наглядные пособия, например, в 6 классе по

трафарету сорочки, фартука, пижамы учащиеся подбирают ткани. Для старших

классов применяется более сложный вариант игры, когда подбираемые образцы

изделий отличаются цветом и рисунком. Поэтому же принципу подбираются

образцы швов для изделий, виды отделки.

Пробуждению интереса к изучаемому материалу способствует и использование

ИКТ. Презентации использую как при изучении нового материала, так и при

повторении.

Считаю эффективными и систематически использую на уроках швейного дела

опорные схемы. Они вызывают интерес у детей, активизируют их внимание,

помогают запоминать сложный материал. Например, составления плана пошива

фартука.

Для

привлечения

к

выполнению

физ.минуток

стараюсь

выбирать

веселые, интересные с презентацией занятия.

Успешно применяются сюжетно – ролевые игры, например «ателье». Дети

по желанию подбирают себе роли: модельер, заказчик, закройщик, портной. Суть

игры заключается в том, что они полностью повторяют изготовление изделия,

самостоятельно

выбирают

ткань,

фасон,

определяют

машинные

швы

и

последовательность изготовления изделия. Учащиеся разных возрастов хорошо

воспринимают игры экономической направленности.

На

уроке

предлагается

рассчитать

расход

ткани

на

изделие,

а

затем

сравнить стоимость готового изделия с изделием, изготовленным своими руками.

При сравнении учащиеся делают вывод, что самостоятельный пошив намного

экономичный,

чем

изделие,

купленное

в

магазине.

Это

вызывает

интерес

учащихся

к

изучению

швейного

дела.

Таким

образом,

игровые

и

другие

занимательные

средства

обучения,

с

одной

стороны

помогают

решать

образовательные

задачи,

с

другой

-

способствуют

повышению

уровня

активности учащихся в обучении. Усвоение знаний основано на установлении

связей нового материала с ранее излучавшемся. Новое знание включается в

сформированный

у

ребёнка

ассоциативный

фонд

(систему

ассоциативных

связей). Ясно, что готовность учащихся к усвоению нового знания зависит от

состояния

этого

фонда,

его

объёма

и

содержания,

а

так

же

от

умения

осуществлять

смысловые

связи.

Накопление

фонда

ассоциативных

связей

происходит с помощью известных методов: объяснение, беседа, демонстрация

наглядных

средств

и

так

далее.

Но

могут

применяться

и

специальные

упражнения, они проводятся в форме игры. То, что проводится впервые, решают

задачу ознакомления учащихся с данным видом познавательной деятельности.

Ученикам

предлагается

устанавливать

«свободные

ассоциации»

с

заданным

словом,

то

есть,

связи,

неограниченные

каким-либо

условием.

Например,

учитель записывает на доске слово «игла». Учащимся предлагается высказать

любые

слова,

относящиеся

к

данному

предмету.

Высказывания

могут

быть

следующими: острая, тупая, вставлена в машину, стальная, напёрсток, машинная,

ушко и т.д. ответы записываются учителем на доске. При необходимости учитель

помогает учащимся, задавая наводящие вопросы, за правильный ответ ученик

получает

поощрение.

После

того,

как

задача

и

порядок

проведения

таких

упражнений усвоены, они усложняются путём ограничения подбираемых слов

заданной

темой,

то

есть

ставится

задача

подбирать

не

любые

слова,

а

отражающие определённые свойства. В таких упражнениях учащиеся так же

учат различать более существенные (главные) и несущественные для данной

задачи.

С

этой

целью

так

же

можно

предложить

учащимся

пользоваться

учебником, техническим словарём, который ведётся в тетрадях.

Немалое значение в обучении детей олигофренов имеет использование

приёма

сравнения,

с

помощью

сравнения

учащиеся

устанавливают

определенные отношения между явлениями, предметами, их свойствами или

частями. Это способствует выделению предметных свойств, нахождение связей

между

новым

и

известным.

В

результате

появляется

возможность

классифицировать

изучаемые

объекты.

Сравнение

это

умственная

операция,

относящаяся

к

процессам

регуляции

деятельности,

её

развитие

имеет

коррекционное

значение.

Например,

в

восьмом

классе

учитель

предлагает

сравнить детали кроя блузки, с застёжкой до верха и крой халата; или платье

цельнокроеное с платьем отрезным по линии талии, используя в объяснении

приём сравнения. Необходимо учитывать, как подготовленность учениц к этому

виду деятельности, так и уровень сложности предлагаемой задачи.

Использование различных приёмов, форм, методов на уроках швейного дела

ведёт

к

пробуждению

интереса

обучающихся

к

предмету,

что

помогает

активизировать познавательную деятельность школьников, а это, в свою очередь,

не

может

не

воздействовать

на

формирование

мотивации

к

обучению.

Заинтересованный,

активный

ребёнок

имеет

более

высокую

мотивацию

по

сравнению с ребёнком пассивным, равнодушным. Успехи же в учении ободряют,

воодушевляют школьника, помогают ему раскрыться как личности.

.



В раздел образования