Автор: Матвеева Любовь Викторовна
Должность: учитель профессионольно-трудового обучения (швейное дело)
Учебное заведение: ГКОУ ВО "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат г. Вязники"
Населённый пункт: город Вязники, Владимирской области
Наименование материала: статья
Тема: "Применение методов активного обучения на уроках швейного дела".
Раздел: среднее образование
ГКОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа – интернат г. Вязники»
Выступление на тему:
Применение методов активного обучения на уроках швейного дела.
учитель швейного дела Матвеева Л.В.
Методы активного обучения (МАО) — совокупность педагогических действий
и приёмов, направленных на организацию учебного процесса и создающего
специальными средствами условия, мотивирующие учащихся к
самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала
в процессе познавательной деятельности.
Поскольку я работаю в коррекционной общеобразовательной школе VIII вида,
учащиеся
которой,
в
основном,
имеют
невысокую
степень
мотивации
к
обучению, передо мной всегда стоит задача повысить интерес детей к процессу
обучения,
включить
их
в
активную
познавательную
деятельность
по
приобретению знаний. Считаю, что результата в решении этой задачи педагог
может
добиться,
обладая
рядом
личностных
качеств:
стремлением
к
максимальной
гибкости,
способностью
к
сопереживанию,
сочувствию,
восприимчивостью к потребностям учащихся, умением придать преподаванию
личностную окраску, эмоциональной уравновешенностью, уверенностью в себе,
доброжелательностью.
Чтобы
воспитать
у
ребёнка
здоровое
стремление
к
достижению
намеченной
цели,
учитель
сам
должен
испытывать
искренний
интерес к своей деятельности и объективно относиться к успехам и неудачам
учеников. Любой учитель знает, что заинтересованный школьник учится лучше.
Именно на развитие устойчивого познавательного интереса учащихся учитель и
делает акцент в своей педагогической деятельности. Для решения этой задачи
необходимо
как
можно
чётче
планировать
уроки,
использовать
различные
формы обучения, тщательно продуманные методы и приёмы подачи учебного
материала. Изложение материала должно быть логичным, ярким, увлекательным.
Это
побуждает
учащихся
слушать
то,
что
говорит
учитель,
полностью
включаться в процесс познания.
На
уроках
швейного
дела
стараюсь
чередовать
виды
деятельности,
более
напряжённых умственных действий и кратковременных расслаблений, дающих
необходимый отдых, направленных на сбережение физического и психического
здоровья детей. Для того чтобы это укрепляло работоспособность школьников и
их желание овладевать знаниями. Новизна материала, необычность его подачи
также побуждают учащихся лучше присмотреться к прежде неизвестному и
разобраться в нём. Стараюсь создавать ситуацию успеха на каждом уроке, так
как считаю это самым эффективным стимулом познавательной деятельности.
Ситуация успеха удовлетворяет потребность каждого школьника в самоуважении
и повышении престижа, что в конечном итоге ведёт к сохранению и укреплению
психического здоровья ребёнка. Важен и такой стимул, как оценка. При её
выставлении необходимо максимально доброжелательное отношение учителя к
ученику, что позволяет выставить адекватную оценку даже слабому учащемуся.
Желая сформировать у своих учеников мотивацию к достижениям, не требую от
них приложения сверх усилий, ставя перед ними посильные задачи. Ребёнок
должен иметь возможность выбора, и здесь мне помогает дифференцированный
подход к обучению. Например, более сильной ученице предлагаю аппликацию
пришить тамбурным швом, а слабой ученицы прямыми стежками. А также сама
аппликация
у
сильной
ученицы
может
быть
более
фигуристая,
а
у
слабой
ученицы попроще. Конечно, нельзя навязывать школьнику тот или иной уровень
сложности,
но
тактично
посоветовать,
помочь
сделать
адекватный
выбор
–
обязанность педагога.
В своей педагогической практике я использую ряд методов и приёмов,
которые более эффективно повышают учебную активность учащихся на уроках
швейного дела. К ним относятся:
1.
Создание проблемной ситуации;
2.
Развитие познавательных интересов;
3.
Метод использования наглядности;
4.
Игровые формы;
5.
Приём сравнения.
Стараюсь
на
уроках
создавать
для
активизации
познавательной
деятельности учащихся проблемные ситуации, ситуации затруднения, которые
побуждают учащихся к поиску, доказательству, обоснованию.
Проблемная
ситуация
–
это
интеллектуальное
затруднение,
которое
возникает в случае, когда ученики не могут объяснить явление, факт, процесс
деятельности,
не
могут
достичь
цели
известным
им
способом.
Проблемная
ситуация
активизирует
умственную
деятельность
учащихся.
Их
активность
повышается в случаях, когда само явление уже знакомо учащимся, но они не
сознают его сущность. Например, перед учениками 5 класса ставится вопрос:
«Почему
происходит
обрыв
верхней
нити
на
швейной
машине?»
учитель
предупреждает,
что
причин
может
быть
несколько.
Обычно
учащиеся
самостоятельно указывают на одну из них – это сильное натяжение нити. Другие
причины они не могут установить без наводящих вопросов. Организуя обучение,
я не тороплю дать правильный ответ, а выслушиваю и комментирую мнение всех
учащихся.
В
результате,
правильное
суждение
воспринимается
учащимися
значительнее активнее, чем обычное объяснение нового материала. Однако в
условиях коррекционной школы проблемный вопрос учителя не всегда должным
образом
активизирует
мышление
учащихся.
Для
того
чтобы
достичь
цели
учителю необходимо:
1.
Чётко, конкретно ставить проблемный вопрос определённой трудности,
слишком трудный или слишком лёгкий вопрос не вызывает проблемной
ситуации;
2.
Систематически создавать на уроках проблемную ситуацию и подключать
к её решению всех учениц;
3.
Доброжелательно относится к ответам учащихся;
4.
Придавать
проблемной
ситуации
эмоциональную
окраску
с
помощью
интонации и эффекта неожиданности;
5.
Использовать наглядность в целях конкретизации проблемного вопроса.
К числу мер, направленных на создание как длительной, так и временной
готовности школьников к учению, относится к формированию познавательных
интересов.
Из
специальной
психологии
известно,
что
интересы
учащихся
коррекционной
школы
мало
дифференцированы,
отличаются
недостаточной
глубиной, несознательностью и неустойчивость. На уроках швейного дела их
интересы в основном направлены на выполнение практической работы, но в
определённой мере переносятся и на теоретическое обучение. Однако, было бы
грубой ошибкой рассчитывать только на такой перенос.
Практика
трудового
обучения
показала,
что
имеется
ряд
способов
формирования интереса к познавательной деятельности. К их числу относится
вариативность построения теоретического этапа знания.
Данный этап часто
строится по одной и той же схеме: задают вопросы на повторение и после этого
учитель объясняет новый материал. Однообразие в обучении не способствует
созданию
у
школьников
интеллектуальных
эмоций
( уд и в л е н и е ,
любознательности, сомнения). Чем старше учащиеся, тем больше необходимость
в разнообразной организации теоретического этапа знания.
Перед началом теоретического этапа занятия могут быть письменные ответы
учащихся на вопросы па заданным карточкам и краткое обсуждение полученных
результатов. Другой вариант – беседа о необходимости конкретных знаний для
практической работы. Например, в старших классах беседы могут посвящаться
новостям
моды,
сведений
о
новых
тканях
и
так
далее.
Во
многих
случаях
теоретический
этап
занятия
начинается
с
анализа
изделий,
демонстрации
образца.
Для оживления интереса учащихся в традиционный урок вводятся элементы
игры:
собери
картинку
из
осколков,
назови
предмет
и
расскажи
технику
безопасности при работе с ним, игра «Лото» , разгадывание кроссворда по теме.
Во время повторения проводится коллективная игра «цепочка», суть игры в том,
чтобы не прерывалась последовательность правильных ответов. Игра проходит
более
результативно,
если
в
неё
включён
элемент
соревнования
между
бригадами.
Например,
на
уроке
ставится
задача
назвать
в
правильной
последовательности
детали
швейной
машины,
через
которые
заправляется
верхняя нить. Учащиеся первой
бригады первую деталь, следующую деталь
называет член второй бригады и так далее. При неправильном названии право
на
ответ
передаётся
другой
бригаде.
Выигрывает
бригада,
у
которой
было
меньше всего «разрывов цепочки» и больше правильных ответов. В качестве
познавательных игр использую наглядные пособия, например, в 6 классе по
трафарету сорочки, фартука, пижамы учащиеся подбирают ткани. Для старших
классов применяется более сложный вариант игры, когда подбираемые образцы
изделий отличаются цветом и рисунком. Поэтому же принципу подбираются
образцы швов для изделий, виды отделки.
Пробуждению интереса к изучаемому материалу способствует и использование
ИКТ. Презентации использую как при изучении нового материала, так и при
повторении.
Считаю эффективными и систематически использую на уроках швейного дела
опорные схемы. Они вызывают интерес у детей, активизируют их внимание,
помогают запоминать сложный материал. Например, составления плана пошива
фартука.
Для
привлечения
к
выполнению
физ.минуток
стараюсь
выбирать
веселые, интересные с презентацией занятия.
Успешно применяются сюжетно – ролевые игры, например «ателье». Дети
по желанию подбирают себе роли: модельер, заказчик, закройщик, портной. Суть
игры заключается в том, что они полностью повторяют изготовление изделия,
самостоятельно
выбирают
ткань,
фасон,
определяют
машинные
швы
и
последовательность изготовления изделия. Учащиеся разных возрастов хорошо
воспринимают игры экономической направленности.
На
уроке
предлагается
рассчитать
расход
ткани
на
изделие,
а
затем
сравнить стоимость готового изделия с изделием, изготовленным своими руками.
При сравнении учащиеся делают вывод, что самостоятельный пошив намного
экономичный,
чем
изделие,
купленное
в
магазине.
Это
вызывает
интерес
учащихся
к
изучению
швейного
дела.
Таким
образом,
игровые
и
другие
занимательные
средства
обучения,
с
одной
стороны
помогают
решать
образовательные
задачи,
с
другой
-
способствуют
повышению
уровня
активности учащихся в обучении. Усвоение знаний основано на установлении
связей нового материала с ранее излучавшемся. Новое знание включается в
сформированный
у
ребёнка
ассоциативный
фонд
(систему
ассоциативных
связей). Ясно, что готовность учащихся к усвоению нового знания зависит от
состояния
этого
фонда,
его
объёма
и
содержания,
а
так
же
от
умения
осуществлять
смысловые
связи.
Накопление
фонда
ассоциативных
связей
происходит с помощью известных методов: объяснение, беседа, демонстрация
наглядных
средств
и
так
далее.
Но
могут
применяться
и
специальные
упражнения, они проводятся в форме игры. То, что проводится впервые, решают
задачу ознакомления учащихся с данным видом познавательной деятельности.
Ученикам
предлагается
устанавливать
«свободные
ассоциации»
с
заданным
словом,
то
есть,
связи,
неограниченные
каким-либо
условием.
Например,
учитель записывает на доске слово «игла». Учащимся предлагается высказать
любые
слова,
относящиеся
к
данному
предмету.
Высказывания
могут
быть
следующими: острая, тупая, вставлена в машину, стальная, напёрсток, машинная,
ушко и т.д. ответы записываются учителем на доске. При необходимости учитель
помогает учащимся, задавая наводящие вопросы, за правильный ответ ученик
получает
поощрение.
После
того,
как
задача
и
порядок
проведения
таких
упражнений усвоены, они усложняются путём ограничения подбираемых слов
заданной
темой,
то
есть
ставится
задача
подбирать
не
любые
слова,
а
отражающие определённые свойства. В таких упражнениях учащиеся так же
учат различать более существенные (главные) и несущественные для данной
задачи.
С
этой
целью
так
же
можно
предложить
учащимся
пользоваться
учебником, техническим словарём, который ведётся в тетрадях.
Немалое значение в обучении детей олигофренов имеет использование
приёма
сравнения,
с
помощью
сравнения
учащиеся
устанавливают
определенные отношения между явлениями, предметами, их свойствами или
частями. Это способствует выделению предметных свойств, нахождение связей
между
новым
и
известным.
В
результате
появляется
возможность
классифицировать
изучаемые
объекты.
Сравнение
это
умственная
операция,
относящаяся
к
процессам
регуляции
деятельности,
её
развитие
имеет
коррекционное
значение.
Например,
в
восьмом
классе
учитель
предлагает
сравнить детали кроя блузки, с застёжкой до верха и крой халата; или платье
цельнокроеное с платьем отрезным по линии талии, используя в объяснении
приём сравнения. Необходимо учитывать, как подготовленность учениц к этому
виду деятельности, так и уровень сложности предлагаемой задачи.
Использование различных приёмов, форм, методов на уроках швейного дела
ведёт
к
пробуждению
интереса
обучающихся
к
предмету,
что
помогает
активизировать познавательную деятельность школьников, а это, в свою очередь,
не
может
не
воздействовать
на
формирование
мотивации
к
обучению.
Заинтересованный,
активный
ребёнок
имеет
более
высокую
мотивацию
по
сравнению с ребёнком пассивным, равнодушным. Успехи же в учении ободряют,
воодушевляют школьника, помогают ему раскрыться как личности.
.