Напоминание

«Роль дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»


Автор: Иванова Татьяна Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 18»
Населённый пункт: г.Петушки
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: «Роль дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для родителей:

«Роль дидактических игр в процессе

формирования элементарных математических

представлений у детей дошкольного возраста».

Подготовила: воспитатель 1 категории

Иванова Т.В.

г. Петушки

Консультация для родителей:

«Роль дидактических игр в процессе

формирования элементарных математических

представлений у детей дошкольного возраста».

Понятие

«формирование

математических

способностей»

является

довольно сложным и комплексным. Оно состоит из взаимосвязанных и

взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине,

времени, количестве, которые необходимы для познавательного развития

ребенка.

Формированию у детей математических представлений способствует

использование разнообразных дидактических игр.

Дидактические игры – игры, в которых познавательная деятельность

сочетается с игровой деятельностью. С одной стороны, дидактическая игра –

одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка, а с другой –

игра является основным видом самостоятельной деятельности детей. А

самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае,

если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям.

Дидактическая

игра

явление сложное,

но в ней отчетливо

обнаруживается

структура.

Одним

из

элементов

игры

является

дидактическая

задача,

которая

определяется

целью

обучающего

и

воспитательного

действия.

Вторым

элементом

является

содержание.

Успешность игры – в ее результативности, поэтому подготовка к игре – это

уточнение имеющего багажа и умений или формирование их. Третьим

элементом игры являются правила. Они определяют характер и способ

игровых действий, организуют и направляют поведение детей. Четвертый

элемент – игровые действия, поступки, которые совершает каждый участник

игры

для

достижения

результата.

Они

активизируют

интерес

к

дидактической игре. Пятый элемент – результат. Показатель уровня

достижения детей в усвоении знаний, и развитие умственной деятельности,

взаимоотношений.

Какое же значение имеет игра? В процессе игры у детей вырабатывается

привычка

сосредотачиваться,

мыслить

самостоятельно,

развивается

внимание, стремление к знаниям. Увлекаясь, дети не замечают, что учатся,

познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях,

пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Для детей

дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них –

учеба, игра для них – труд, игра для них серьезная форма воспитания. Игра

для дошкольников – способ познания окружающего мира. В отличие от

других видов деятельности игра содержит цель в самой себе; посторонних и

отдельных задач в игре ребенок не ставит и не решает. Однако, если для

воспитанника цель – в самой игре, то для взрослого, который организовывает

игру, есть и другая цель – развитие детей, усвоение ими определенных

знаний, формирование умений, выработка тех или иных качеств личности.

Дидактическая игра лишь отчасти отвечает требованиям полной

системности знаний: иногда это – «взрыв удивления» детей от восприятия

чего-то нового, неизведанного; иногда игра – это «поиск и открытие», и

всегда игра – это радость, путь детей к мечте. Наполненность обучения

эмоционально-познавательным содержанием – особенность дидактической

игры.

При использовании дидактических игр широко применяются различные

предметы и наглядный материал, который способствует тому, что занятия

проходят в веселой, занимательной и доступной форме. Для формирования

элементарных математических представлений у дошкольников используются

следующие виды дидактических игр:

1. Игры с предметами: «Собери пирамидку», «Собери матрешку», «Построй

башенку» и т. п. Задача этих игр – способствовать закреплению качеств

предметов (величина, форма, цвет).

2. Игры для сенсорного развития:

- на закрепление цвета предмета: «Разноцветные бусы», «Поставь букет в

вазу», «Угостим медведя ягодой» и т. п. Играя в эти игры, дети учатся

группировать, соотносить предметы по цвету.

- на закрепление формы предмета: «Какой это формы? », «Круг, Квадрат»,

«Заплатки для коврика», «Заштопай штанишки» и т. п. В этих играх дети

учатся различать, группировать предметы по форме, вставлять предметы

данной формы в соответствующие для них отверстия.

- на закрепление величины предмета: «Большие и маленькие», «Какой мяч

больше», «Угостим мишку» и т. п. Эти игры учат детей различать,

чередовать, группировать предметы по величине.

3. Игры с крышками от бутылок: «Воздушные шары», «Солнечная

поляна», «Подбери колеса для машины» и т. п. Эти игры учат детей

различать, группировать, чередовать предметы по цвету, величине.

Важно отметить, что каждая игра дает упражнения полезные для

умственного развития детей и их воспитания. Благодаря играм удается

сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже самых несобранных

детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия,

а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается

интерес и к самому предмету обучения.

Роль дидактических игр в формировании элементарных математических

представлений у младших дошкольников очень велика. Они помогают

ребенку узнать, как устроен окружающий мир, и расширить его кругозор.



В раздел образования