Автор: Тишина Вероника Олеговна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад компенсирующего вида №225"
Населённый пункт: Саратов
Наименование материала: Доклад
Тема: Особенности дошкольной системы
Раздел: дошкольное образование
Доклад «Особенности дошкольной системы».
Дошкольное
Актуальность дошкольного образования в России имеет, и будет иметь
популярность, поскольку для современного общества важна стратегия формирования
системы, которая обеспечивала бы всестороннее полноценное воспитание и развитие
детей
от
рождения
до
7
лет.
Социально-экономические
преобразования,
произошедшие в Российском обществе, привели к серьезным изменениям в системе
образования в целом и в дошкольном его звене, в частности. Эти изменения коснулись
как организационного, так и содержательного аспектов дошкольного образования.
Система дошкольного образования стала представлять собой многофункциональную
сеть дошкольных образовательных организаций (ДОО, ныне они именовались как
учреждения ДОУ), ориентированную на потребности общества и предоставляющую
разнообразный спектр образовательных услуг с учетом возрастных и индивидуальных
особенностей развития ребенка. Образование ребенка-дошкольника должно быть
направлено на обогащение, а не искусственное ускорение (акселерацию) развития.
Обогащение психического развития ребенка предполагает максимальную реализацию
его возможностей. В отличие от искусственного ускорения развития, оно дает
возможность сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье ребенка,
обеспечивает нормальное гармоничное его развитие, сохраняет радость детства.
Дошкольное образование является самой первой общественно- государственной
формой, в которой осуществляется профессионально- педагогическая работа с
подрастающим поколением. Следует помнить, что фундаментальные качества
личности человека формируются именно в первые годы жизни ребенка. Дошкольный
возраст – чувствительный период, характеризующийся быстрыми изменениями в
когнитивных
способностях,
физическом,
социально-
нравственном,
интеллектуальном, коммуникативном развитии ребенка. Заложенный в раннем детстве
положительный
опыт
создает
прочную
основу
будущего
развития
личности
дошкольника.
Согласно последним нормативно-правовым документам в области дошкольного
образования, провозглашается идея деятельностного и интегративного подходов к
формированию личности ребенка. Традиционная система образования, призванная
2
передать детям лишь определенную сумму знаний, умений и навыков, оказалась
несостоятельной в нынешней ситуации. Современный заказ общества ориентирован на
выпускника образовательного учреждения, который не только приобрел некий объем
энциклопедических знаний, но и научился учиться, использовать полученные знания в
ходе активной деятельности.
Сегодня задачи психолого-педагогической работы педагоги ДОО решают
интегрировано в ходе освоения образовательных областей. Воспитатели начинают
понимать,
что
в
инновационном
образовательном
пространстве
происходит
соединение
разнопредметного
содержания
и
образуются
новые
формы
образовательного процесса, для которых характерен общий термин – интеграция.
Однако, многие не готовы к инновациям в силу глубоко укоренившихся,
отработанных на протяжении многих лет репродуктивных форм и методов обучения и
воспитания дошкольников. В связи с этим, важно ввести новое содержание в систему
подготовки и переподготовки педагогов ДОО по вопросам достижения в дошкольном
возрасте интегральных характеристик личности ребенка. В ходе организации курсов
повышения
квалификации
педагогических
кадров,
теоретических
семинаров,
семинаров-практикумов необходимо раскрыть вопросы интеграции образовательных
областей, комплексно-тематического планирования, мониторинговой деятельности и
др.
Цель данной работы – изучение системы дошкольного образования: состояния,
проблем и перспектив обучения и воспитания дошкольников.
1.
Особенности дошкольного образования как системы
Дошкольное
образование
в
России
-
обеспечение
интеллектуального,
личностного и физического развития ребенка дошкольного возраста от 2 до 7 лет.
Дошкольное
образование
предназначено
для
обеспечения
умственного,
физического, личностного развития ребенка в возрасте от 2-х месяцев до 7-ми лет.
Учреждением для воспитания детей может служить муниципальный или частный
детский сад, центр дошкольного образования, центр раннего развития и прочее.
Задачей дошкольного образования является донесение до ребенка базовых основ
3
культуры и правил поведения в обществе, а также интеллектуальное и эстетическое
воспитание. Детский сад - это первый социальный институт, который учит детей жить
в социуме. Именно в детсаду происходят первые самостоятельные контакты ребенка с
окружающими людьми, здесь он учится общаться и взаимодействовать. Общение со
сверстниками позволяет ребенку быстрее осваивать новые умения и приобретать
новые знания, так как эффект подражания в раннем возрасте очень силен. Успешной
адаптации в детском саду или центре дошкольного воспитания способствуют
воспитатели, целью которых является помощь ребенку в любой сложной ситуации.
Давно отмечено, что "домашние" дети, которые не посещали детских образовательных
учреждений, нередко испытывают сложности с адаптацией в школьном коллективе.
Начинать обучение в школе им сложнее, чем выпускникам детских садов, так как они
не имеют достаточных навыков общения.
Кроме того, дошкольное воспитание в детском саду учит ребенка волевому
поведению, умению находить компромиссы между своими желаниями и желаниями
других. Ребенок учится защищать свои интересы без ущерба интересам других. Также
в детском саду дети осваивают основы само регуляции. То есть ребенок учится
самостоятельно выбирать себе занятие и посвящать выбранному делу определенное
количество времени. Именно это умение становится основой организованности
ребенка дома и (в будущем) в школе. Крайне важен и тот факт, что в детском саду
указанные качества формируются естественным образом в процессе игры, которая
является неотъемлемой частью воспитательного процесса. Именно во время игр
формируются
основные
навыки
самостоятельности,
умения
контактировать
и
договариваться. Дошкольное воспитание в детском саду удовлетворяет потребности
ребенка в развитии и общении. Образование в домашних условиях, безусловно,
способно обеспечить малышу освоение всех навыков самообслуживания и усвоение
знаний, необходимых для подготовки к школе, но оно не в состоянии научить ребенка
жизни в коллективе. В то время как именно умение находить общий язык с
окружающими людьми является залогом успешности человека во взрослой жизни.
Современное дошкольное образование ориентировано на развитие личностных
качеств ребенка. Пребывание в коллективе ровесников позволяет ребенку научиться
общаться, отстаивать свое мнение и свои интересы, а также учитывать интересы и
4
мнение окружающих. У детей формируется представление о социальном устройстве,
ведь именно в детском саду происходят первые ролевые игры, например, "дочки-
матери".
Дошкольное воспитание в детском саду позволяет ребенку сформировать свое
представление об окружающем мире и своем месте в нем. Ребенок учится оценивать
свои способности и возможности, сравнивая себя со сверстниками. То есть у него
формируется
адекватное
самовосприятие.
Помимо коммуникативного
развития
ребенка в цели дошкольного образования входит развитие умственное, нравственное,
эстетическое и физическое. Все эти компоненты являются неразрывными условиями
формирования полноценной личности. Рисование, создание поделок и аппликаций,
конструирование, занятия музыкой и физкультурой - это минимальный набор,
который готов предложить любой детский сад. Как правило, современное дошкольное
образование предоставляет достаточно широкий ряд занятий, предназначенных для
разностороннего развития детей. Детский сад или центр дошкольного образования
может
предложить
детям
дополнительные
занятия
иностранным
языком,
хореографическую
подготовку,
занятия
ритмикой,
обучающие
компьютерные
программы и многое другое.
Сегодня цели дошкольного образования заключаются в развитии пяти основных
личностных
потенциалов:
познавательного,
коммуникативного,
эстетического
(художественного), ценностного (нравственного) и физического. Не секрет, что
современное дошкольное образование имеет ряд серьезных проблем. Пожалуй,
главной проблемой сегодня оказалась нехватка мест в существующих муниципальных
детских садах. Нередко очередь растягивается на годы. В некоторой мере улучшает
ситуацию наличие центров дошкольного образования и частных детских садов. Но
глобальным образом они решить проблему не могут. Другая проблема дошкольного
образования состоит в нехватке квалифицированных кадров. Все знают, каков уровень
заработной платы сотрудников муниципальных детских учреждений. Эта причина и
объясняет нежелание молодых перспективных специалистов идти работать в детские
сады. Поэтому на работу часто берут людей с непрофильным или недостаточным
образованием, которые, как следствие, имеют низкую квалификацию. Нередки также
ситуации, когда воспитатель идет работать по профессии в силу сложившихся
5
обстоятельств (например, чтобы пристроить в детсад собственного ребенка), и тогда
недостаточный уровень заработной платы может стать причиной халатного отношения
воспитателя к своим обязанностям. К сожалению, такая ситуация сегодня не редкость.
По-другому обстоит дело в частных детских садах (найти которые можно, например,
через сайт дошкольного образования). В частные дошкольные учреждения на работу
берут
только
квалифицированных
специалистов.
Достойная
зарплата
делает
должность
привлекательной
для
соискателей,
поэтому
руководство
имеет
возможность
выбирать
лучшего
кандидата.
Это
является
одной
из
причин,
объясняющих высокое качество дошкольного образования в частных детских садах.
Описывая проблемы дошкольного образования нельзя также не остановиться на
вопросе преемственности обучения. Эта проблема является достаточно актуальной на
всех ступенях образовательного процесса, но на стадии перехода от дошкольного
образования к начальному школьному она стоит особенно остро. Причинами этого
явления
можно
назвать
множество
факторов.
Главным,
конечно,
является
несоответствие
требований
к
ребенку
старшей
группы
детского
сада
и
к
первокласснику.
Априори
считается,
что
первоклассник
должен
быть
более
дисциплинирован, усидчив, работоспособен, чем дошкольник. Но ребенок не может в
один миг овладеть всеми требуемыми качествами. К тому же многие начальные
образовательные учреждения выдвигают крайне высокие требования к качеству
дошкольного образования. От первоклассника нередко требуется не только знание
алфавита, но умение читать и считать.
Однако в программу детского сада обучение чтению и счету попросту не входит.
Чтобы избежать подобных проблем, родители должны ознакомиться не только с
программой
детского
сада
(например,
выложенной
на
сайте
дошкольного
образования), но и с требованиями той школы, в которую планируется отдать ребенка.
В случае обнаружения несоответствия необходимо организовать для ребенка
дополнительные занятия в детском центре, или воспользоваться услугами репетитора,
или заняться образованием ребенка самостоятельно. Таким образом, дополнительно
осложнить ситуацию может психологическая неготовность ребенка к обучению в
школе, стресс при смене коллектива и обстановки. Более мягкий для ребенка переход
6
к новой системе обучения происходит в том случае, если дошкольное образование
включает в себя занятия по подготовке к школе.
Серьезной проблемой сегодняшнего дня является отсутствие процедуры
экспертизы основных общеобразовательных программ дошкольного образования. В
современной системе дошкольного образования существует достаточно много
различных авторских комплексных и парциальных образовательных программ,
которые возникли и продолжают появляться и апробироваться как альтернатива
существующим в системе образования. Однако эти программы не прошли экспертизу,
которая, несомненно, будет способствовать созданию реестра примерных основных
образовательных программ дошкольного образования, являющегося государственной
информационной системой.
В настоящее время при разработке основной общеобразовательной программы
каждому дошкольному учреждению необходимо четко обосновать целесообразность,
объем и соотношение ее обязательной и вариативной частей, учитывая возможности
педагогов, интересы родителей и потребности ребенка. Кроме того, следует
максимально
согласовать
существующие
в
детском
саду
планы
(исключить
дублирование, несоответствие, избегать декларативности).
Следует помнить, что большую роль при конструировании и реализации
образовательного процесса играет среда развития ребенка. Согласно проекту ФГОС
ДО, развивающая предметно-пространственная среда Организации (группы) должна
быть
содержательно-насыщенной,
трансформируемой,
полифункциональной,
вариативной, доступной и безопасной.
С точки зрения психологов, среда должна учитывать возрастные особенности
детей дошкольного образовательного учреждения; обеспечивать достижение нового,
перспективного уровня в развитии детской деятельности; удовлетворять потребности
актуального и ближайшего развития ребенка.
Педагогическими характеристиками построения предметно-развивающей среды
являются комфортность и безопасность обстановки, соответствие образовательной
программе, обеспечение богатства сенсорных впечатлений и самостоятельной
деятельности ребенка, доступное расположение предметов, создание условий для
изменения, дизайна.
7
Сегодня
органами
местного
самоуправления
муниципальных
районов
и
городских округов разработаны муниципальные программы развития дошкольного
образования. Использование программно-целевого подхода способствует решению
проблемы развития дошкольных образовательных учреждений, удовлетворению
спроса на дошкольные услуги с учетом роста рождаемости.
Таким образом, можно констатировать, что в настоящий момент основной
задачей
является
развитие
системы
дошкольного
образования,
оптимально
отвечающей интересам ребенка и семьи, обеспечивающей наибольший охват детей
качественным дошкольным образованием.
2.
Состояние дошкольного образования в России
Дошкольное
воспитание
как
первая
ступень
образования,
на
которой
закладываются основы социальной личности и важнейший институт поддержки семьи
за
последние
10
лет
прошло
сложный
путь
вписывания
в
новые
реалии.
Первоначальное резкое сокращение охвата детей дошкольным воспитанием к 1995
году стабилизировалось. В настоящее время около 55 % детей посещает детские сады
(например, в скандинавских странах, таких детей – около 90 %). Основными
причинами отказа от детского сада является неплатежеспособность родителей и, реже,
состояние здоровья ребенка. Вместе с тем дети даже в обеспеченных семьях, не
посещающие детские сады, как правило, не получают должного воспитания,
воспитательные функции перекладываются на телевизор, компьютер. Практически
исчезла сеть ведомственных детских садов, хотя в крупных городах, например, в
Москве многие из них были переданы в муниципальную собственность и сохранены
для детей. В целом по России наблюдается тенденция перепрофилирования бывших
ведомственных детских садов и продажа их зданий. Как показывают многолетние
исследования, полноценное развитие ребенка происходит при условии наличия двух
составляющих его жизни – полноценной семьи и детского сада. Семья обеспечивает
необходимые ребенку интимно-личностные взаимоотношения, формирование чувства
защищенности, доверия и открытости миру. Вместе с тем, семья и сама нуждается в
поддержке, которую и призван оказывать ей детский сад - родители могут работать и
учиться, профессионально и личностно совершенствоваться, не испытывая при этом
8
чувства вины, что ребенок в это время заброшен, они могут быть уверены, что ребенок
находится в комфортных условиях, нормально питается, с ним занимаются педагоги.
К тому же система дошкольного воспитания традиционно дифференцированно
подходила к родительской плате, малообеспеченные семьи получали льготы, т.е.
осуществлялась их адресная поддержка, сегодня это происходит, к сожалению, лишь в
отдельных
регионах.
Очевидно,
что
современных
условиях
традиция
дифференцированной родительской платы должно быть сохранена. А что дает детский
сад самому ребенку? Главное преимущество детского сада наличие детского
сообщества, благодаря которому создается пространство социального опыта ребенка.
Только в условиях детского сообщества ребенок познает себя в сравнении с другими,
присваивает способы общения и взаимодействия, адекватные различным ситуациям,
преодолевает присущий ему эгоцентризм (направленность на самого себя, восприятия
окружающего исключительно с собственной позиции). Этого не может восполнить
ему ни один, даже очень умный, взрослый. Встраивание себя в детское сообщество –
важное качественное изменение в развитии ребенка, без чего невозможно его
дальнейшее без проблемного продвижения на пути обучения и социальных контактов.
Важно,
что
детский
сад
выступает
в
качестве
меры,
предупреждающей
“педагогическую запущенность”, которая сейчас часто наблюдается у детей, не
посещающих
дошкольные
учреждения.
“Педагогически
запущенный
ребенок”
фактически не имеет перспективы получения хорошего школьного образования. В
силу этих обстоятельств необходимы усилия государства и общества, направленные
на обеспечение полного охвата различными формами дошкольного воспитания детей
хотя бы с 4-5 лет с целью их полноценного развития, а не “натаскивания” к школе. В
настоящее время изменилась и сама система дошкольного воспитания. Введена
дифференциация дошкольных образовательных учреждений по видам и категориям. К
существовавшему ранее единственному виду - “детский сад” добавились новые –
детский сад с приоритетным осуществлением интеллектуального или художественно-
эстетического, или физического развития воспитанников, детский сад для детей с
отклонениями в физическом и психическом развитии, присмотра и оздоровления,
центр развития ребенка и др. С одной стороны, это позволяет родителям выбирать
образовательное учреждение, соответствующее их запросам, с другой стороны,
9
большинство этих видов (за исключением, коррекционных - для детей с серьезными
нарушениями в здоровье) не отвечает закономерностям детского развития. В
дошкольном возрасте находятся в стадии становления физические и психические
функции, формируются первичные духовные ценности, интеллект ребенка, его
творческое начало, широкая сфера интересов и др., и в связи этим неправомерно
выделение той или иной приоритетной линии развития; специализация абсурдна по
отношению к дошкольнику и нарушает право ребенка на разносторонность и
целостность развития. Значительно важнее учесть потребности современной семьи в
различных
формах
организации
функционирования
дошкольных
учреждений.
Требуется увеличение количества групп для детей раннего возраста (от 2 месяцев до 3
лет), групп с круглосуточным и вечерним пребыванием детей, праздничного и
выходного дня, групп кратковременного пребывания (2-3 раза в неделю на 3-4 часа) и
др.
Наличие же высших и низших категорий, присваиваемых дошкольным
учреждениям разных видов по итогам аттестации, изначально ставит детей в неравные
стартовые условия развития и нарушает права ребенка на получение доступного и
качественного
образования.
Поскольку
в
учреждениях
низшей
категории
соответствующие и образовательные услуги. Гораздо целесообразнее, чтобы все
государственные
дошкольные
учреждения
соответствовали
одной
“хорошей”
категории, обеспечивающей полноценное воспитание и развитие детей. А родители,
имеющие особые потребности (хотя это не факт, что это полезно для ребенка), могли
бы пользоваться услугами негосударственных дошкольных учреждений. Проблема
только в том, что эти учреждения нуждаются, как правило, в особом контроле со
стороны государства (об этом свидетельствует, например, опыт Франции, где такой
контроль является важнейшей задачей инспекторской службы в образовании).
Система дошкольного воспитания обновилась и содержательно. Детские сады
работают теперь не по единой, как это было раньше, а по целому спектру новых
программ и педагогических технологий, созданных коллективами и отдельными
авторами, что способствует развитию инициативности и творчества педагогов. Вместе
с тем, программы часто прямо противоположны по принципиальным подходам к
воспитанию и развитию детей: в одних преобладает обучение и мало внимания
10
уделяется самостоятельной деятельности детей и их воспитанию, в других – обучение
отрицается, и все дидактические задачи решаются только в игре, что разрушает и саму
игру как ведущую деятельность в этом возрасте, и мало результативно в смысле
обучения детей. Многие педагогические технологии не учитывают возрастных
особенностей детей, завышают требования к ним, перегружают детей различными
обязательными занятиями, что приводит к нарушению нормального режима дня, к
систематическому утомлению и, как следствие, ухудшению и без того плохого
состояния здоровья детей.
Давление школы оказало существенное влияние и на саму организацию жизни
детей в детском саду. Самоценность дошкольного детства ушла на второй план, во
главу угла стала узконаправленная подготовка к школе. Жизнь детей становится
строго регламентированной, а функции воспитателя, который раньше был для ребенка
главным человеком, стали выполнять дополнительно работающие педагоги: экологи,
инструкторы
по
физкультуре,
преподаватели
изобразительной
деятельности,
режиссеры и др. При таком сугубо школьном подходе теряется сама сущность
детского сада, места, где ребенок может быть самим собой, заниматься под
руководством воспитателя, хорошо его знающего, интересными развивающими
делами (играть, конструировать, рисовать, слушать музыку, придумывать сказки и
др.); разрушается детское сообщество
Важно то, что в детской садах повышенной категории предусмотрено
расширенное штатное расписание за счет введения в него дополнительных педагогов,
специализирующихся в той или иной области. Что по сути неоправданно существенно
удорожает для государства содержание детей в таких учреждениях. Заметим, что всю
образовательную работу в детском саду прекрасно могут вести воспитатели и
музыкальный работник (как было всегда раньше). Сегодня широкое распространение
в системе образования получило тестирование. Ему подвергают детей практически с
трехлетнего возраста, не говоря уже о шести- семилетках. Используются самые
произвольные системы диагностических методик, порой не выдерживающие никакой
критики. При этом не учитывается мировой опыт, показавший недостоверность
прогностических возможностей теста в отношении развития маленьких детей.
Тестирование
проводится
практическими
психологами,
часто
получившими
11
недостаточное психологическое образование как дополнительное за 3-6-9 месяцев.
Тесты, с помощью которых ограничивается доступ детей к обучению в тех или иных
школах, травмируют детей, вызывают протест у их родителей и большинства
педагогов, работающих с маленькими детьми.
Такие стандарты фактически заложены в Примерной программе воспитания,
обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста, разработанной по заказу
Министерства образования РФ авторским коллективом Центра “Дошкольное детство”
им. А.В. Запорожца, которая призвана стать ориентиром при создании вариативных
программ. Она основана на деятельностном подходе, имеет развивающий характер,
рассчитанный
на
потенциальные
возможности
ребенка,
реализует
принцип
системности и здоровьесберегающий подход. Особое значение имеет воспитывающая
направленность программы: ее содержание вводит в мир родной культуры и культуры
других народов. Мультикультурное воспитание способствует формированию с малых
лет патриотизма и толерантности. Программа позволяет поставить на место
монологической
педагогики
педагогику
диалога.
В
ней
представлены
также
интегральные показатели детского развития, позволяющие самому воспитателю,
который постоянно находится рядом в детьми, оценивать, как растет и развивается
ребенок (в один год, в три года, в пять лет, в шесть-семь лет) без привлечения
традиционного
психологического
тестирования,
строить
в
соответствии
с
индивидуальностью каждого ребенка свою педагогическую работу.
Организация работы с маленькими детьми в современных условиях предъявляет
особые требования к профессионализму и личностным качествам педагогов. Вместе с
тем сегодня молодые специалисты, получившие образование, практически не идут
работать в детские сады. Причина этого не просто маленькая, а мизерная зарплата, не
достигающая прожиточного минимума. Труд педагога в детском саду, отвечающего за
жизнь и здоровье детей, ведущего многоаспектную воспитательную работу, требует
огромных затрат душевных и физических сил. И только такие педагоги смогут
достойно воспитать детей. Отсюда следует краткий вывод: достойным педагогам –
достойную зарплату. В соответствии с Концепцией модернизации Российского
образования предполагается ввести долевое финансирование, предполагающее оплату
государством только фиксированного объема образовательных услуг детских садов.
12
Однако специфика образования в дошкольном учреждении состоит в том, что оно, в
отличие от школы, осуществляется в течение всего дня и не сводится только к
учебным занятиям (необходимо научить ребенка мыть руки, правильно есть, вежливо
вести себя в разных ситуациях, быть аккуратным, играть и сотрудничать с другими
детьми
и
многому
другому).
Поэтому
образовательные
услуги
дошкольных
учреждений свести к 3-4 часам практически невозможно.
Столь же неприемлемо разделение родительской оплаты за содержание ребенка
(в основном, питания, в котором так нуждаются сейчас многие дети) и бюджетного
финансирования
образования.
Оптимальным
решением
является
определение
процента от общей стоимости содержания ребенка в детском саду, который составил
бы размер оплаты, доступный большинству родителей при адресной поддержке
малообеспеченных
семей.
Развитие
маленьких
детей
во
многом
зависит
от
окружающей их предметной среды (игрушек, пособий, материалов для рисования,
лепки,
конструирования,
книг,
музыкальных
инструментов,
физкультурного
оборудования и др.).Решение проблем организации различных форм охвата детей
дошкольным
образованием,
достойной
оплаты
труда
педагогов,
доступности
качественного детского сада для всех детей требует отдельного бюджетного
финансирования на федеральном и региональном уровнях.
3. Современные тенденции дошкольного образования
Главной задачей российской образовательной политики в последние годы стало
обеспечение
современного
качества
образования
при
сохранении
его
фундаментальности и соответствии актуальным и перспективным потребностям
личности,
общества
и
государства.
Для
ее
решения
правительством
РФ
и
Министерством
образования
была
разработана
«Концепция
модернизации
российского образования» Первоочередными в образовательной политике первого
этапа модернизации оказываются реализация программ дошкольного образования и
принятие мер для укрепления здоровья подрастающего поколения. Говоря о
современном состоянии дошкольного образования, необходимо отметить, что,
несмотря на трудности, которые оно испытывает, ему удалось сохранить лучшие
13
российские традиции. Педагогический процесс охватывает все основные направления
развития ребенка (физическая культура, ознакомление с окружающим миром,
художественно-эстетическое и др.), предусматривается система мер по охране и
укреплению здоровья детей, соблюдается принцип комплексности, используются
парциальные программы, сочетающие различные стороны педагогического процесса.
Появляются также и новые, нетрадиционные виды содержания работы дошкольного
образовательного учреждения: хореография и ритмика, обучение иностранному языку,
новым
технологиям
изобразительного
творчества,
компьютерное
обучение,
приобщение к национальной культуре, делается больший акцент на создание условий
для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей.
Происходит переход на иной стиль общения и игры с ребенком — с учетом
личностно-ориентированного взаимодействия.
В сегодняшнем образовательном пространстве предлагается широкий спектр
отечественных
программ,
реализующих
разные
подходы
к
организации
педагогического процесса в ДОО. Каждая из них выдвигает тот или иной приоритет
образования:
познавательное
развитие,
эстетическое,
экологическое.
Важно
учитывать, что активизация одних направлений развития ребенка за счет других
приводит
к
обеднению
личностного
развития
и
ухудшению
физического
и
психического
состояния
дошкольника.
Несмотря
на
это,
среди
тенденций
образовательного процесса в ДОО на современном этапе существенно возрастание
объема и интенсивности познавательной деятельности. Вводятся дополнительные
занятия для ребенка, например иностранные языки, компьютерное обучение, экология,
ОБЖ и т.д. При этом нет четкого контроля и дозирования учебной нагрузки, во
многих дошкольных учреждениях нет адекватных педагогических условий и не
разработаны
организационно-методические
подходы,
которые
позволили
бы
компенсировать
негативное
влияние
повышенных
интеллектуальных
нагрузок.
Нововведения подобного рода снижают и без того недостаточный, по оценке
специалистов,
уровень
двигательной
активности
и
оказывают
отрицательное
воздействие на состояние здоровья детей. Известно, что потребность детей в
двигательной активности удовлетворяется во время их пребывания в ДОО лишь на 45
14
—50% даже при трехразовом проведении физкультурных занятий, а сейчас во многих
ДОУ их количество снизилось до двух, а иногда и одного раза в неделю.
В современных программах для ДОО физическое воспитание не приоритетный
раздел. Однако в проведенных ранее многочисленных исследованиях отмечена тесная
зависимость между уровнем заболеваемости и уровнем двигательной активности
человека
на
различных
этапах
онтогенеза.
Установлено,
что
наибольшая
результативность процесса дошкольного образования достигается в том случае, если
суточный объем организованной двигательной деятельности ребенка составляет от 30
до 40% времени бодрствования. Ориентация содержания программ преимущественно
на умственное развитие детей снижает интерес педагогов к физическому воспитанию
дошкольников.
Филиппова С.О., проанализировав содержание отечественных программ по
физической культуре у дошкольников, пришла к выводу, что данные программы
ориентированы в большей степени на формирование у детей основных двигательных
навыков и в меньшей — на содействие целенаправленному развитию двигательных
качеств, непосредственно не воздействуют на системы и функции организма детей и
их здоровье. Во многих программах не оказывается должного внимания развитию
физических качеств детей дошкольного возраста, тогда как значительное количество
дошкольников (28—40%) имеют низкий и ниже среднего уровень физической
подготовленности, и как следствие показатели функций сердечно-сосудистой и
дыхательной систем свидетельствуют о снижении резервных возможностей организма
детей.
Реализация
концепции
сохранения
здоровья
ребенка
представлена
в
отечественных образовательных программах «Здоровье», «Основы безопасности детей
дошкольного возраста». «Радуга», «Детский сад — дом радости», «Дружные ребята»,
«Наследие» и «Золотой ключик» главным образом направлены на социальное
развитие ребенка. Эстетическое развитие воплощается в программах «Развитие»,
«Истоки», «Детство», идеи о необходимости развития творчества содержит «ТРИЗ».
Некоторые программы носят узкоспециализированный характер, например: «Юный
эколог», «Дошкольник и экономика», «Кроха», «Планета детства», «Синтез»,
«Гармония»,
«Малыш»,
«Детская
одаренность»,
«Старт»
и
т.п.
Наряду
с
15
отечественными в нашей стране используются и зарубежные системы воспитания:
Монтессори, «Пилотная школа», «Шаг за шагом», центр ранней социализации детей
«Зеленая дверца» и др. Несомненно, что в них накоплен положительный опыт работы,
однако его внедрение у нас требует предварительного глубокого изучения и
проведения сравнительной оценки эффективности программ.
Следует отметить, что, несмотря на своеобразие путей развития педагогической
науки и практики, системы дошкольного образования различных стран мира стремятся
к разрешению общих проблем. Речь идет об определении содержания, форм, средств и
методов, наиболее подходящих для гармоничного психофизического и социального
развития детей При планировании педагогического процесса в ДОО практически не
учитываются
состояние
психического
здоровья,
адаптационные
ресурсы
и
возможности детей.
Тенденция ухудшения здоровья детей дошкольного возраста обусловливает
необходимость физкультурно-оздоровительной работы непосредственно в условиях
ДОО, где ребенок находится практически ежедневно и где, следовательно, есть
возможность обеспечить своевременность и регулярность воздействий. В современной
системе
общественного
дошкольного
образования
произошли
качественные
изменения,
связанные
с
появлением
многообразных
типов
и
видов
ДОО,
распределенных по разным категориям.
4. Перспективы развития дошкольного образования в России
С целью координации действий по развитию системы дошкольного образования
в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации от 10 декабря 2005
г. № Пр-2065 и Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2005 г. № МФ-
П44-6344, а также во исполнение решения заседания Президиума Совета при
Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных
проектов и демографической политике (протокол от 4 августа 2006 г., № 9) был
разработан Комплекс мер по развитию дошкольного образования в Российской
Федерации на 2007-2012 годы (далее – Комплекс мер). Правительство Российской
Федерации в июне 2007 г. направило в федеральные органы исполнительной власти и
16
в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручение по
реализации Комплекса мер. Комплекс мер предусматривает реализацию мероприятий
по развитию дошкольного образования на всех уровнях – федеральном, региональном
и муниципальном – по двум основным направлениям: обеспечение доступности
дошкольного образования и обеспечение его качества.В настоящее время в рамках
реализации Комплекса мер ведется работа по расширению видового разнообразия
дошкольных образовательных учреждений с целью наиболее полного удовлетворения
запросов населения Российской Федерации в услугах дошкольного образования.
Планируется нормативно урегулировать деятельность новых видов дошкольных
образовательных учреждений: детского сада для детей раннего возраста, детского сада
предшкольной
подготовки.
Кроме
того,
в
части
нормативного
закрепления
бесплатности дошкольного образования разработан и внесен в Правительство
Российской Федерации проект постановления Правительства Российской Федерации,
утверждающий перечень видов услуг дошкольных образовательных учреждений,
реализуемых на бесплатной основе.
С целью повышения материального статуса работников системы дошкольного
образования проведена подготовительная работа по введению в ДОО в 2009 – 20012
годах новых систем оплаты труда (НСОТ), принципы которых апробированы в 2007 –
2008 годах в рамках комплексных проектов модернизации образования. В субъекты
Российской Федерации направлены методические рекомендации по введению НСОТ.
В рамках Комплекса мер в настоящее время совместно с Минрегионом России ведется
работа по пересмотру и изменению норм градостроительства с учетом обеспечения
районов комплексной жилой застройки развитой инфраструктурой, прежде всего –
учреждениями дошкольного образования. Также среди мероприятий Комплекса мер
будут последовательно реализованы: разработка федеральных государственных
требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного
образования
(февраль
2009
года);
разработка
федеральных
государственных
требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы
дошкольного образования (февраль 2010 года).
Дальнейшие
перспективы
развития
системы
дошкольного
образования
предусматриваются
также
в
рамках
реализации
Концепции
демографической
17
политики Российской Федерации на период до 2025 года. Наиболее значимым
мероприятием является разработка региональных программ развития системы
дошкольного образования как составной части образовательной системы субъектов
Российской Федерации. Минобрнауки России разработало и направило в субъекты
Российской Федерации методические рекомендации по развитию региональных
систем дошкольного образования . Следует отметить, что с целью более полного
удовлетворения потребностей населения в услугах дошкольного образования у
субъектов Российской Федерации в настоящее время есть достаточные нормативно
закрепленные полномочия для внедрения новых организационных форм дошкольного
образования. Так называемые «семейные детские сады», надомные или гувернерские
группы, семейные клубы, социальные игровые комнаты могут в настоящее время быть
организованы как структурные подразделения муниципальных или государственных
ДОО, которые должны будут обеспечивать указанные формы квалифицированными
кадрами, осуществлять психолого-педагогическое сопровождение их деятельности
контроль за нею с целью обеспечения достаточно высокого качества предоставляемых
услуг. Особым направлением развития дошкольного образования в Российской
Федерации в ближайшее время станет создание системы раннего развития детей в
возрасте от рождения до 3 лет. Важность именно этого направления развития
дошкольного образования вызвана несколькими причинами.
Во-первых, в настоящее время по оперативной информации, представленной
субъектами Российской Федерации, большую часть детей, нуждающихся в местах в
ДОО, составляют дети в возрасте до 3 лет (62,9 % в целом по Российской
Федерации).Во-вторых, как свидетельствуют данные многочисленных исследований
как зарубежных, так и российских ученых, инвестирование средств в раннее развитие
детей (особенно – детей из неблагополучных и малообеспеченных детей) с одной
стороны,
служит
целям
обеспечения
социальной
справедливости
и
равных
возможностей
для
всех,
с
другой
стороны
–
способствует
повышению
производительности и эффективности в экономике и в обществе в целом. Прежде
всего, эта работа по раннему развитию детей должна вестись в дошкольных
образовательных
учреждениях,
в
которых
имеется
квалифицированный
штат
педагогов. Наибольший спрос сейчас существует на группы для детей от 1,5 лет.
18
Однако родители заинтересованы в том, чтобы ребенок постепенно привыкал к
детскому саду, чтобы адаптация проходила менее болезненно. В связи с этим есть
необходимость
более
активного
развития
групп
адаптации
на
основе
кратковременного пребывания, куда мама могла бы приводить малыша на 2-2,5 часа 2-
3 раза в неделю. Опыт организации клубных форм работы, где дети играют в
присутствии или под присмотром матерей, а также групп кратковременного
пребывания, в которых квалифицированные педагоги работают совместно с детьми
раннего возраста и их родителями. Такие группы получили название «Открытая
дверца». Кроме того, в Москве имеется перспективный опыт новой организационной
формы развития детей дошкольного возраста, и раннего возраста в частности. Здесь
активно развивается сеть центров игровой поддержки развития ребенка (ЦИПРР), в
которых дети в совместных со сверстниками и взрослыми играх (подвижных,
сюжетных, обучающих) получают адекватное их возрасту развитие. Параллельно
необходимо
развивать
и
нормативно
урегулировать
различные
модели
консультативной помощи родителям в воспитании детей дошкольного возраста. В
городе Кемерово отрабатывается пилотный проект по открытию социально-игровых
комнат в жилых домах и общежитиях гостиничного типа в качестве временной
альтернативы решения проблемы с местами в детских садах. На начало 2012 года
функционируют 23 таких социально-игровых комнат.
В связи с этим еще раз возвращаемся к необходимости пересмотра норм
градостроительства, о чем уже говорилось выше. Еще раз повторю, что эта работа
ведется Минобрнауки России совместно с Минрегионом России в рамках Комплекса
мер по развитию дошкольного образования в Российской Федерации на 2007-2012
годы в части определения норм застройки и процедуры согласования проектов
комплексной жилой застройки. В связи с этим при разработке долгосрочной стратегии
массового
строительства
жилья
необходимо
предусмотреть
строительство
дошкольных образовательных учреждений в виде отдельно стоящих зданий или
встроенных, расположенных на первых этажах многоквартирных домов. Эту работу
необходимо активизировать, предусмотрев, в частности, выделение отдельных
помещений в строящихся жилых домах под создание игровых клубов для детей
разных возрастов. В перспективе необходимо обеспечить нормативное сопровождение
19
создания в субъектах Российской Федерации моделей учета детей дошкольного
возраста, не охваченных услугами дошкольного образования, с тем, чтобы определить
наиболее целесообразные для них формы получения дошкольного образования.
Заключение
В рамках работы была исследована специфика современного дошкольного
образования. Так же были рассмотрены основные тенденции и перспективы развития,
на
основе
которых
можно
сделать
следующие
выводы.
О
социальной
востребованности дошкольного образования свидетельствует наличие очередности на
устройство детей в детские сады. А с имеющимся сегодня ростом рождаемости эта
проблема усугубляется. Рост очередности на устройство детей в детские сады и
недостаточная ёмкость действующей сети дошкольных учреждений становятся
главной проблемой в реализации конституционного права граждан на получение
общедоступного дошкольного образования. Обеспеченность населения, имеющего
детей дошкольного возраста, местами в детских садах, является одним из показателей,
характеризующих
состояние
системы
дошкольного
образования.
Проблема
общедоступности дошкольного образования для всех категорий граждан решается
сегодня за счет развития различных форм дошкольного образования. В практику
образовательных
учреждений
активно
внедряются
группы
кратковременного
пребывания детей дошкольного возраста, оборудуются игровые комнаты. Работа с
детьми ведётся по программам дошкольного образования. Проблема общедоступности
дошкольного образования решается также сегодня за счет строительства новых ДОО,
реконструкции существующих зданий под ДОО, открытие дополнительных групп в
уже
действующих
ДОО.
Использование
программно-целевого
подхода
будет
способствовать решению проблемы сохранения и развития сети образовательных
учреждений, удовлетворению спроса на дошкольные услуги с учетом роста
рождаемости.
20
Таким образом, основной задачей является создание системы, оптимально
отвечающей интересам ребенка и семьи, обеспечивающей наибольший охват детей
качественным дошкольным образованием.
Эффективность развития сети образовательных учреждений будет достигнута
только при условии комплексности подхода к процессу развития (модернизации).
Значительно важнее учесть потребности современной семьи в различных
формах
организации
функционирования
дошкольных
учреждений.
Требуется
увеличение количества групп для детей раннего возраста (от 2 месяцев до 3 лет),
групп с круглосуточным и вечерним пребыванием детей, праздничного и выходного
дня, групп кратковременного пребывания (2-3 раза в неделю на 3-4 часа) и др.
Гораздо целесообразнее, чтобы все государственные дошкольные учреждения
соответствовали
одной
“хорошей”
категории,
обеспечивающей
полноценное
воспитание и развитие детей. А родители, имеющие особые потребности (хотя это не
факт,
что
это
полезно
для
ребенка),
могли
бы
пользоваться
услугами
негосударственных дошкольных учреждений. Проблема только в том, что эти
учреждения нуждаются, как правило, в особом контроле со стороны государства (об
этом свидетельствует, например, опыт Франции, где такой контроль является
важнейшей задачей инспекторской службы в образовании).
С учетом вышесказанного, а также того, что в последние 10-15 лет произошла
фактически тотальная "муниципализация" учреждений дошкольного образования
(массовый переход детских садов от различных ведомств в муниципальную
собственность), решение вопросов выживания, функционирования и развития системы
дошкольного образования зависит в настоящее время в основном от органов местного
самоуправления.
Именно органами местного самоуправления в муниципальном образовании
(городе, районе) должны быть созданы определенные организационно-педагогические
условия, которые позволят муниципальной системе дошкольного образования выйти
из
кризисного
состояния
и
перейти
в
состояние
нормального,
стабильного
функционирования и развития.
21