Напоминание

Развитие гармонического слуха на уроках сольфеджио


Автор: Воронина Земфира Маулитбаевна
Должность: преподаватель музыкально-теоретических дисциплин
Учебное заведение: МБУДО "ДШИ "Камертон" города Магнитогорска
Населённый пункт: Челябинская область, город Магнитогорск
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: Развитие гармонического слуха на уроках сольфеджио
Раздел: дополнительное образование





Назад




МАУДО «Детская школа искусств «Камертон»

Город Магнитогорск

Методические рекомендации на тему:

«Развитие гармонического слуха на уроках сольфеджио»

Выполнила преподаватель

музыкально-теоретических дисциплин

Воронина Земфира Маулитбаевна

Магнитогорск 2023

Многие преподаватели-теоретики сталкиваются с такой

непростой задачей на уроках сольфеджио как воспитание и

развитие гармонического слуха у своих подопечных.

Задача

эта,

действительно,

требует особого внимания.

Если учесть

то, что в неделю у учеников всего два урока, в которые нужно

вместить все основные стороны изучения предмета:

ладовое

чувство, интервалы, аккорды, пение с листа, изучение правил,

пение

номеров

наизусть,

написание

диктантов,

слуховой

анализ,

то

на

воспитание

гармонического

слуха

остаётся

совсем немного времени. Но всё же каждый педагог-теоретик,

конечно,

понимает,

что какую-то часть урока,

может совсем

небольшую, должна занять работа над гармоническим слухом.

Как справиться с таким наплывом информации ученику и нужно

ли это ему станет в дальнейшем, скажем, если он не планирует

поступать

дальше

на

профессионала-музыканта,

это

уже

другие вопросы.

А для дополнительного образования как раз

именно воспитание и развитие гармонического слуха очень

даже актуально и полезно.

Представим,

что захотелось

ученику подобрать аккомпанемент

к

любимой мелодии -

и

здесь сработает наработанный на уроках сольфеджио навык.

Гармонический слух по мановению волшебной палочки

не появляется.

Это результат многолетнего труда,

причём,

вырабатывается он в тесной связи с другими музыкальными

дисциплинами.

Перейдём,

непосредственно,

к

методам и

рекомендациям.

Начинаем со

столбицы.

Рекомендую ее

раскрасить: 1-ю,

3-ю,

5-ю ступени зелёным цветом;

2-ю и 7-ю

красным; 4-ю и 6-ю голубым. Почему такие цвета, очень просто:

зелёный – травка, приземленность, устойчивость, спокойствие;

голубой

небо,

неустойчивость,

зыбкость,

воздушность,

удалённость;

красный

-

внимание,

опасность,

яркая

неустойчивость,

сильное тяготение,

требующее разрешения.

С 1-го класса и затем всегда поём ступени и чётко по столбице

визуально их запоминаем. Когда начинаем проходить главные

трезвучия лада,

здесь стоит сделать картонные карточки с

названиями трезвучий в конкретных цветах: Т53,

S53,

D53.

Тогда уже на столбице появляется рамочка красная у

5й ступени и голубая у 1ступени, как признак принадлежности

этих

ступеней

к

обеим

гармониям.

Активно

действуем

цветными

карандашами,

раскрашиваем

такты

или

их

фрагменты

когда

подбираем

аккомпанемент

к

простым

мелодиям и

диктантам.

И,

конечно,

внизу

под

тактами

подписываем

название

трезвучия.

Эти

приёмы

можно

использовать

вплоть

до

3го

класса.

А в

3м-4м классах

появляются обращения главных трезвучий лада. Добавляются

новые картонные карточки в соответственных цветах:

Т6, Т64, S6, S64, D6 D64.

Каждый урок

начинаем с распевания на изучаемой

тональности по цветной столбице, охватывая не только лады,

опевания, но и все аккорды. Пропеваем их числами, нотами и

словами-названиями аккордов.

Во время такого упражнения

активно прорабатываются попутно с гармоническим слухом

также ладовый и интервальный слух.

Следующий вид работы над развитием гармонического

слуха – это подбор аккомпанемента для небольшой пока

несложной мелодии.

Желательно,

чтобы это была известная

мелодия.

Например,

какая-либо детская песенка,

которая у

учеников «на слуху».

На одном уроке мы её запишем как

музыкальный

диктант

и

пропоём с

дирижированием.

На

следующем уроке мы разберём подробно ступени мелодии в

каждом такте и подпишем под тактами названия аккордов.

Учитель

проигрывает

спорные варианты,

там где ступень

двоякая,

ученики выбирают лучший вариант и подписывают

всю мелодию внизу под нотным станом названиями аккордов.

Затем

можно

поиграть

им

мелодию,

а

они

попоют

одновременно

с

проигрыванием мелодии,

сами

аккорды

словами и нотами.

Если ученик

затрудняется сразу устно

сообразить нотами аккорд, то можно отдельно построить их на

нижнем нотном стане под мелодией.

Домашним заданием

будет

целесообразно

задать

игру

данной

мелодии

с

аккомпанементом в виде главных трезвучий лада.

В

более

старших

классах

можно

поработать

с

карточками,

на

которых

написаны аккорды.

Проигрываем

цепочку аккордов. Дети должны вычленить на слух нижний звук

в аккордах и пропеть его.

Таким образом,

они устанавливают

номера

ступеней

и

выкладывают

перед

собой

в

нужной

последовательности карточки с аккордами.

Затем эти аккорды

проверяем и

пропеваем ступенями

и

нотами в

заданной

тональности.

Можно потранспонировать эту цепочку в другие

тональности.

Домашним заданием полезно будет

поиграть

данные цепочки.

Вся эта работа -

обычный гармонический

диктант с применением игрового элемента в виде работы с

карточками.

Во всех рассмотренных методах задействован принцип

синергии, включаются одновременно несколько каналов: слух,

зрение, движение, пение и аналитические способности мозга.

Работа в таком русле успешно помогает воспитать и развить

желаемые

способности

и

навыки.

В

данном

случае,

гармонический слух.

Методов,

несомненно,

можно привести

больше,

и у каждого преподавателя есть свой уникальный

подход к данной проблеме.



В раздел образования