Автор: Воронина Земфира Маулитбаевна
Должность: преподаватель музыкально-теоретических дисциплин
Учебное заведение: МБУДО "ДШИ "Камертон" города Магнитогорска
Населённый пункт: Челябинская область, город Магнитогорск
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: Развитие гармонического слуха на уроках сольфеджио
Раздел: дополнительное образование
МАУДО «Детская школа искусств «Камертон»
Город Магнитогорск
Методические рекомендации на тему:
«Развитие гармонического слуха на уроках сольфеджио»
Выполнила преподаватель
музыкально-теоретических дисциплин
Воронина Земфира Маулитбаевна
Магнитогорск 2023
Многие преподаватели-теоретики сталкиваются с такой
непростой задачей на уроках сольфеджио как воспитание и
развитие гармонического слуха у своих подопечных.
Задача
эта,
действительно,
требует особого внимания.
Если учесть
то, что в неделю у учеников всего два урока, в которые нужно
вместить все основные стороны изучения предмета:
ладовое
чувство, интервалы, аккорды, пение с листа, изучение правил,
пение
номеров
наизусть,
написание
диктантов,
слуховой
анализ,
то
на
воспитание
гармонического
слуха
остаётся
совсем немного времени. Но всё же каждый педагог-теоретик,
конечно,
понимает,
что какую-то часть урока,
может совсем
небольшую, должна занять работа над гармоническим слухом.
Как справиться с таким наплывом информации ученику и нужно
ли это ему станет в дальнейшем, скажем, если он не планирует
поступать
дальше
на
профессионала-музыканта,
это
уже
другие вопросы.
А для дополнительного образования как раз
именно воспитание и развитие гармонического слуха очень
даже актуально и полезно.
Представим,
что захотелось
ученику подобрать аккомпанемент
к
любимой мелодии -
и
здесь сработает наработанный на уроках сольфеджио навык.
Гармонический слух по мановению волшебной палочки
не появляется.
Это результат многолетнего труда,
причём,
вырабатывается он в тесной связи с другими музыкальными
дисциплинами.
Перейдём,
непосредственно,
к
методам и
рекомендациям.
Начинаем со
столбицы.
Рекомендую ее
раскрасить: 1-ю,
3-ю,
5-ю ступени зелёным цветом;
2-ю и 7-ю
красным; 4-ю и 6-ю голубым. Почему такие цвета, очень просто:
зелёный – травка, приземленность, устойчивость, спокойствие;
голубой
–
небо,
неустойчивость,
зыбкость,
воздушность,
удалённость;
красный
-
внимание,
опасность,
яркая
неустойчивость,
сильное тяготение,
требующее разрешения.
С 1-го класса и затем всегда поём ступени и чётко по столбице
визуально их запоминаем. Когда начинаем проходить главные
трезвучия лада,
здесь стоит сделать картонные карточки с
названиями трезвучий в конкретных цветах: Т53,
S53,
D53.
Тогда уже на столбице появляется рамочка красная у
5й ступени и голубая у 1ступени, как признак принадлежности
этих
ступеней
к
обеим
гармониям.
Активно
действуем
цветными
карандашами,
раскрашиваем
такты
или
их
фрагменты
когда
подбираем
аккомпанемент
к
простым
мелодиям и
диктантам.
И,
конечно,
внизу
под
тактами
подписываем
название
трезвучия.
Эти
приёмы
можно
использовать
вплоть
до
3го
класса.
А в
3м-4м классах
появляются обращения главных трезвучий лада. Добавляются
новые картонные карточки в соответственных цветах:
Т6, Т64, S6, S64, D6 D64.
Каждый урок
начинаем с распевания на изучаемой
тональности по цветной столбице, охватывая не только лады,
опевания, но и все аккорды. Пропеваем их числами, нотами и
словами-названиями аккордов.
Во время такого упражнения
активно прорабатываются попутно с гармоническим слухом
также ладовый и интервальный слух.
Следующий вид работы над развитием гармонического
слуха – это подбор аккомпанемента для небольшой пока
несложной мелодии.
Желательно,
чтобы это была известная
мелодия.
Например,
какая-либо детская песенка,
которая у
учеников «на слуху».
На одном уроке мы её запишем как
музыкальный
диктант
и
пропоём с
дирижированием.
На
следующем уроке мы разберём подробно ступени мелодии в
каждом такте и подпишем под тактами названия аккордов.
Учитель
проигрывает
спорные варианты,
там где ступень
двоякая,
ученики выбирают лучший вариант и подписывают
всю мелодию внизу под нотным станом названиями аккордов.
Затем
можно
поиграть
им
мелодию,
а
они
попоют
одновременно
с
проигрыванием мелодии,
сами
аккорды
словами и нотами.
Если ученик
затрудняется сразу устно
сообразить нотами аккорд, то можно отдельно построить их на
нижнем нотном стане под мелодией.
Домашним заданием
будет
целесообразно
задать
игру
данной
мелодии
с
аккомпанементом в виде главных трезвучий лада.
В
более
старших
классах
можно
поработать
с
карточками,
на
которых
написаны аккорды.
Проигрываем
цепочку аккордов. Дети должны вычленить на слух нижний звук
в аккордах и пропеть его.
Таким образом,
они устанавливают
номера
ступеней
и
выкладывают
перед
собой
в
нужной
последовательности карточки с аккордами.
Затем эти аккорды
проверяем и
пропеваем ступенями
и
нотами в
заданной
тональности.
Можно потранспонировать эту цепочку в другие
тональности.
Домашним заданием полезно будет
поиграть
данные цепочки.
Вся эта работа -
обычный гармонический
диктант с применением игрового элемента в виде работы с
карточками.
Во всех рассмотренных методах задействован принцип
синергии, включаются одновременно несколько каналов: слух,
зрение, движение, пение и аналитические способности мозга.
Работа в таком русле успешно помогает воспитать и развить
желаемые
способности
и
навыки.
В
данном
случае,
гармонический слух.
Методов,
несомненно,
можно привести
больше,
и у каждого преподавателя есть свой уникальный
подход к данной проблеме.