Напоминание

«Использование метода наглядного моделирования в коррекционно-образовательной деятельности с детьми с ТНР»


Автор: Бирюкова Татьяна Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ №6
Населённый пункт: г.Усть-Лабинск
Наименование материала: Статья
Тема: «Использование метода наглядного моделирования в коррекционно-образовательной деятельности с детьми с ТНР»
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Использование метода наглядного моделирования

в коррекционно-образовательной деятельности

с детьми с ТНР»

(из опыта работы учителя-логопеда МБДОУ № 6 Бирюковой Т.В.

Современный мир стремительно меняется: запросы школы и общества таковы,

что ребенок должен быть готов воспринимать большой объем информации,

ориентироваться в нем, стараться быть успешным и конкурентоспособным.

А, если учесть тот факт, что с каждым годом увеличивается число детей с

различными нарушениями в развитии, в том числе с ТНР. И у наших

воспитанников помимо

нарушений языковых средств общения,

отмечается

незрелость психических процессов. То

можно предположить, что такие дети

испытывают еще большие затруднения в процессе адаптации к школе, усвоении

школьных программ.

Таким образом,

работа учителя-логопеда направлена на

развитие

и

совершенствование

языковых

средств

общения,

всесторонне

гармоничное развитие личности дошкольника, успешную подготовку к обучению

в школе. Педагоги в свою очередь находятся в постоянном поиске новых наиболее

продуктивных методов в коррекционно-образовательной деятельности.

Одним из таких методов для меня стал метод наглядного моделирования.

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого

объекта,

создание

его

заместителя

и

работа

с

ним.

Поскольку помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук,

слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для

дошкольников, так как наглядный материал усваивается лучше вербального.

Опорные схемы и модели – это попытка задействовать зрительную, двигательную,

ассоциативную память,

следовательно, развивать

умственные способности

дошкольников.

Метод наглядного моделирования активно применяем мной в коррекционно-

образовательной деятельности по:

- развитию связной речи и коммуникативных навыков;

- развитию и совершенствованию лексико-грамматического строя речи;

- развитию фонематических процессов, навыков звукового анализа и синтеза,

обучению элементам грамоты.

Внедрение данного метода повлекло за собой обогащение и преобразование

предметно-пространственной развивающей среды как в логокабинете, так и в

групповом помещении. Она организуется таким образом, чтобы быть доступной,

способствовать

совершенствованию

всех

сторон

речи,

обеспечивать

самостоятельность детей, стимулировать их активность и инициативность.

Разработанные мною дидактические игры и

пособия, на основе наглядного

моделирования

обладают

многофункциональностью,

вариативностью,

мобильностью в процессе использования.

Так на занятиях по развитию связной речи широко использую рассказы цепной

организации предложений, придуманные мною на каждую лексическую тему.

Сначала дети рассказывают по готовым схемам. А затем они самостоятельно

составляют рассказы, используя предложенные логопедом карточки-модели и

выстраивают

их

в

нужной

последовательности.

Так

же

это

позволяет

преобразовывать рассказ из цепной организации предложений в рассказ по опорным

картинкам. Далее в процессе обучения дошкольники самостоятельно моделируют

рассказы, зарисовывая их в пустые карточки. Также можно использовать карточки в

процессе

пересказа

и

при

придумывании

собственных

рассказов

(как

программирование внутреннего плана высказывания).

Развивая и совершенствуя лексико-грамматический строй речи также применяю

дидактические игры и пособия, разработанные с использованием метода наглядного

моделирования,

в

рамках

тематического

планирования.

Эти

пособия

многофункциональные,

вариативные.

Позволяющие

применять

их

как

на

групповых, подгрупповых так и на индивидуальных занятиях. В процессе работы с

пособиями развивается не только грамматический строй речи, но и мелкая моторика

(дети

обводят

изображенные

предметы

маркерами,

выполняют

различные

штриховки). Так одно им тоже пособие можно применять для различных игр.

Пример: «Наполним корзины богатым урожаем» (дети маркером обводят овощи по

контуру, наносят штриховку, а далее ведут линии от овоща в большую и маленькую

корзины и упражняются в образовании уменьшительно-ласкательной формы сущ-х

и употреблении в распространенных предложений с союзом. А: «Я сорвал с грядки

большую луковицу и положу в большую корзину, а маленькую луковку в

маленькую корзиночку» и пр.), а так же использовать в качестве игры «Вершки и

корешки».

Игра «Фруктовый сад» направлена на согласование кол-х числит-х с сущ-ми и

построение связных предложений (Это яблоко. Яблоко растет на яблоневом дереве,

значит яблоко – это фрукт. Я )

Игры «Полезный обед и фруктовые угощения»

(помогают упражняться в

образовании

относительных

прилагательных

посредством

неоднократного

проговаривания, а так же развивать мелкую моторику).

Мною было разработано дидактическое пособие «В мире животных и птиц». Оно

многофункциональное,

развивает и совершенствует навыки словоизменения и

словообразования,

позволяет

отрабатывать

навык

словообразования

и

словоизменения,

посредством

образования

притяжательных

прилагательных.

Которые чаще всего у наших воспитанников вызывают определенные трудности и

аграмматизмы.

Игровые упражнения на согласование

числительных с существительными:

«Сосчитай-ка», «Бросай-считай-ка»

Использую многофункциональные наглядные модели в системе речевых игр и

упражнений для развития и совершенствования лексико-грамматического строя

речи. Представленые модели,

можно вариативно использовать

в играх

«Речецветик», а также самостоятельно выкладывать с использованием деревянной

ритмической дорожки.

В коррекционно-образовательной деятельности по развитию фонематических

процессов, навыков звукового анализа и синтеза, обучению элементам грамоты

активно

применяем

модели

для

характеристики

звуков

по

акустико-

артикуляционным признакам. Они представлены в виде готовых схем (это

«Звукобуквенный

цветок»)

и

набора

отдельных

карточек-моделей

для

самостоятельной

характеристики

звука.

Далее

дети

способны

не

только

самостоятельно характеризовать звук, но и графически обозначать на шаблоне

Звукобуквенного цветка.

Используем

условные

модели

при

дифференциации

твердости-мягкости

согласных звуков.

При определении позиции заданного звука в слове используем модели «Звуковой

дельфинчик», «Звуковая рыбка». И отрабатываем полученные навыки с помощью

разработанного мною пособия «Грамотейка», который представлен

в виде

индивидуальных альбомов на каждого воспитанника.

Обучение элементам Грамоты, так же не обходиться без использования приемов

наглядного моделирования. Дидактическое пособие «В гости к букве мы идем,

песни весело поем!» и индивидуальные альбомы «Я читаю», в котором дети могут

упражняться в навыках звукобуквенного анализа и синтеза.

В нашей группе используется инновационная технология «Говорящие стены».

Которая позволяет в доступной и приемлемой для ребенка форме закреплять

полученные навыки, посредством выполнения предложенных заданий (конверт с

зашифрованными моделями заданиями от Веселого Грамотейки, тематические

комплексные карты) при выполнении этих заданий дети организуют работу, как в

парах, так и подгруппой.

Метод

наглядного

моделирования

активно

применяется

нашими

воспитанниками при планировании групповых итоговых мероприятий и проектов.

Где дети самостоятельно придумывают и моделируют праздник, сценарий и этапы

подготовки к этому событию. Тем самым проявляя творческую активность,

самостоятельность и инициативность.

Подводя итог, следует отметить, что использование наглядного моделирования в

коррекционно-образовательной работе с дошкольниками с ТНР:

- мотивирует и вызывает интерес к деятельности;

-облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует

приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда

учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”;

- учит детей видеть главное, систематизировать полученные знания, применяя

графическую аналогию, развивает мыслительные и в целом психические процессы;

- самое главное развивает и совершенствует языковые средства общения у

воспитанников и помогает при подготовке к обучению в школе.



В раздел образования