Автор: Бирюкова Татьяна Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ №6
Населённый пункт: г.Усть-Лабинск
Наименование материала: Статья
Тема: «Использование метода наглядного моделирования в коррекционно-образовательной деятельности с детьми с ТНР»
Раздел: дошкольное образование
«Использование метода наглядного моделирования
в коррекционно-образовательной деятельности
с детьми с ТНР»
(из опыта работы учителя-логопеда МБДОУ № 6 Бирюковой Т.В.
Современный мир стремительно меняется: запросы школы и общества таковы,
что ребенок должен быть готов воспринимать большой объем информации,
ориентироваться в нем, стараться быть успешным и конкурентоспособным.
А, если учесть тот факт, что с каждым годом увеличивается число детей с
различными нарушениями в развитии, в том числе с ТНР. И у наших
воспитанников помимо
нарушений языковых средств общения,
отмечается
незрелость психических процессов. То
можно предположить, что такие дети
испытывают еще большие затруднения в процессе адаптации к школе, усвоении
школьных программ.
Таким образом,
работа учителя-логопеда направлена на
развитие
и
совершенствование
языковых
средств
общения,
всесторонне
гармоничное развитие личности дошкольника, успешную подготовку к обучению
в школе. Педагоги в свою очередь находятся в постоянном поиске новых наиболее
продуктивных методов в коррекционно-образовательной деятельности.
Одним из таких методов для меня стал метод наглядного моделирования.
Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого
объекта,
создание
его
заместителя
и
работа
с
ним.
Поскольку помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук,
слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для
дошкольников, так как наглядный материал усваивается лучше вербального.
Опорные схемы и модели – это попытка задействовать зрительную, двигательную,
ассоциативную память,
следовательно, развивать
умственные способности
дошкольников.
Метод наглядного моделирования активно применяем мной в коррекционно-
образовательной деятельности по:
- развитию связной речи и коммуникативных навыков;
- развитию и совершенствованию лексико-грамматического строя речи;
- развитию фонематических процессов, навыков звукового анализа и синтеза,
обучению элементам грамоты.
Внедрение данного метода повлекло за собой обогащение и преобразование
предметно-пространственной развивающей среды как в логокабинете, так и в
групповом помещении. Она организуется таким образом, чтобы быть доступной,
способствовать
совершенствованию
всех
сторон
речи,
обеспечивать
самостоятельность детей, стимулировать их активность и инициативность.
Разработанные мною дидактические игры и
пособия, на основе наглядного
моделирования
обладают
многофункциональностью,
вариативностью,
мобильностью в процессе использования.
Так на занятиях по развитию связной речи широко использую рассказы цепной
организации предложений, придуманные мною на каждую лексическую тему.
Сначала дети рассказывают по готовым схемам. А затем они самостоятельно
составляют рассказы, используя предложенные логопедом карточки-модели и
выстраивают
их
в
нужной
последовательности.
Так
же
это
позволяет
преобразовывать рассказ из цепной организации предложений в рассказ по опорным
картинкам. Далее в процессе обучения дошкольники самостоятельно моделируют
рассказы, зарисовывая их в пустые карточки. Также можно использовать карточки в
процессе
пересказа
и
при
придумывании
собственных
рассказов
(как
программирование внутреннего плана высказывания).
Развивая и совершенствуя лексико-грамматический строй речи также применяю
дидактические игры и пособия, разработанные с использованием метода наглядного
моделирования,
в
рамках
тематического
планирования.
Эти
пособия
многофункциональные,
вариативные.
Позволяющие
применять
их
как
на
групповых, подгрупповых так и на индивидуальных занятиях. В процессе работы с
пособиями развивается не только грамматический строй речи, но и мелкая моторика
(дети
обводят
изображенные
предметы
маркерами,
выполняют
различные
штриховки). Так одно им тоже пособие можно применять для различных игр.
Пример: «Наполним корзины богатым урожаем» (дети маркером обводят овощи по
контуру, наносят штриховку, а далее ведут линии от овоща в большую и маленькую
корзины и упражняются в образовании уменьшительно-ласкательной формы сущ-х
и употреблении в распространенных предложений с союзом. А: «Я сорвал с грядки
большую луковицу и положу в большую корзину, а маленькую луковку в
маленькую корзиночку» и пр.), а так же использовать в качестве игры «Вершки и
корешки».
Игра «Фруктовый сад» направлена на согласование кол-х числит-х с сущ-ми и
построение связных предложений (Это яблоко. Яблоко растет на яблоневом дереве,
значит яблоко – это фрукт. Я )
Игры «Полезный обед и фруктовые угощения»
(помогают упражняться в
образовании
относительных
прилагательных
посредством
неоднократного
проговаривания, а так же развивать мелкую моторику).
Мною было разработано дидактическое пособие «В мире животных и птиц». Оно
многофункциональное,
развивает и совершенствует навыки словоизменения и
словообразования,
позволяет
отрабатывать
навык
словообразования
и
словоизменения,
посредством
образования
притяжательных
прилагательных.
Которые чаще всего у наших воспитанников вызывают определенные трудности и
аграмматизмы.
Игровые упражнения на согласование
числительных с существительными:
«Сосчитай-ка», «Бросай-считай-ка»
Использую многофункциональные наглядные модели в системе речевых игр и
упражнений для развития и совершенствования лексико-грамматического строя
речи. Представленые модели,
можно вариативно использовать
в играх
«Речецветик», а также самостоятельно выкладывать с использованием деревянной
ритмической дорожки.
В коррекционно-образовательной деятельности по развитию фонематических
процессов, навыков звукового анализа и синтеза, обучению элементам грамоты
активно
применяем
модели
для
характеристики
звуков
по
акустико-
артикуляционным признакам. Они представлены в виде готовых схем (это
«Звукобуквенный
цветок»)
и
набора
отдельных
карточек-моделей
для
самостоятельной
характеристики
звука.
Далее
дети
способны
не
только
самостоятельно характеризовать звук, но и графически обозначать на шаблоне
Звукобуквенного цветка.
Используем
условные
модели
при
дифференциации
твердости-мягкости
согласных звуков.
При определении позиции заданного звука в слове используем модели «Звуковой
дельфинчик», «Звуковая рыбка». И отрабатываем полученные навыки с помощью
разработанного мною пособия «Грамотейка», который представлен
в виде
индивидуальных альбомов на каждого воспитанника.
Обучение элементам Грамоты, так же не обходиться без использования приемов
наглядного моделирования. Дидактическое пособие «В гости к букве мы идем,
песни весело поем!» и индивидуальные альбомы «Я читаю», в котором дети могут
упражняться в навыках звукобуквенного анализа и синтеза.
В нашей группе используется инновационная технология «Говорящие стены».
Которая позволяет в доступной и приемлемой для ребенка форме закреплять
полученные навыки, посредством выполнения предложенных заданий (конверт с
зашифрованными моделями заданиями от Веселого Грамотейки, тематические
комплексные карты) при выполнении этих заданий дети организуют работу, как в
парах, так и подгруппой.
Метод
наглядного
моделирования
активно
применяется
нашими
воспитанниками при планировании групповых итоговых мероприятий и проектов.
Где дети самостоятельно придумывают и моделируют праздник, сценарий и этапы
подготовки к этому событию. Тем самым проявляя творческую активность,
самостоятельность и инициативность.
Подводя итог, следует отметить, что использование наглядного моделирования в
коррекционно-образовательной работе с дошкольниками с ТНР:
- мотивирует и вызывает интерес к деятельности;
-облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует
приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда
учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”;
- учит детей видеть главное, систематизировать полученные знания, применяя
графическую аналогию, развивает мыслительные и в целом психические процессы;
- самое главное развивает и совершенствует языковые средства общения у
воспитанников и помогает при подготовке к обучению в школе.