Автор: Ягудина Елена Геннадьевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МОУ Ишеевский многопрофильный лицей имени Н.К. Джорджадзе
Населённый пункт: р.п. Ишеевка, Ульяновская область
Наименование материала: Программа
Тема: Рабочая программа педагога-психолога по сопровождению образовательной деятельности
Раздел: полное образование
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Ишеевский многопрофильный лицей имени Н.К. Джорджадзе
Рабочая программа
педагога-психолога
по сопровождению
образовательной
деятельности лицея
Р.п. Ишеевка
Программа психолого-педагогического сопровождения разработана в соответствии с
требованиями
Закона
«Об
образовании
в
РФ»,
Федерального
государственного
образовательного общего образования.
Цель психолого-педагогического сопровождения - создание условий для сохранения
психологического здоровья всех участников образовательной деятельности, создание
условий для развития индивидуальности каждого ученика и обеспечение преемственности
в оказании психологической помощи на всех ступенях образования по направлениям
деятельности социально-психологической службы и в соответствии с программой развития
учреждения.
В своей деятельности социально-психологическая служба руководствуется требованиями
Стандарта к психолого-педагогическим условиям реализации основной
образовательной программы основного общего образования (п. 25 Стандарта):
-осуществление преемственности содержания и форм организации образовательной
деятельности по отношению к основным ступеням образования;
- учёт специфики возрастного психофизического развития учащихся, ; -формирование и
развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, , педагогических и
административных работников, родителей (законных представителей) учащихся, ;
- реализация вариативности направлений психолого- педагогического сопровождения
участников образовательной деятельности (сохранение и укрепление психического
здоровья учащихся, ; формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни;
дифференциация и индивидуализация обучения; мониторинг возможностей и способностей
учащихся, ; выявление и психолого-педагогическая поддержка одарённых детей,
участников олимпиадного движения, обеспечение осознанного и ответственного выбора
дальнейшей профессиональной сферы деятельности; формирование коммуникативных
навыков в разновозрастной среде и среде сверстников;
-осуществление диверсификации уровней психолого- педагогического сопровождения
(индивидуальный, групповой, уровень класса, уровень организации); -использование
вариативности форм психолого-педагогического сопровождения участников
образовательной деятельности (профилактика, диагностика, коррекционная, развивающая
работа, просвещение и экспертиза).
Приоритетным направлением федерального образовательного стандарта является
реализация развивающего потенциала основного общего образования, в связи с этим
актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как
психологической составляющей фундаментального ядра образования наряду с
традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин.
Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в
образование психолого-педагогическое, позволяет осуществлять в школе процесс
обучения, ориентированный на развитие учащихся, , учет их особенностей и всестороннее
раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала. Важное место в
образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, , индивидуализация
образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной
образовательной среды.
Введение ФГОС ООО существенно изменяет всю образовательную ситуацию в
школе, посредством организации психологического сопровождения педагогов, учащихся, ,
родителей на этапе его внедрения, развития психологической культуры всех участников
образовательной деятельности.
Объектом психолого-педагогического сопровождения выступает образовательная
деятельность реализации ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФК ГОС.
Субъектом сопровождения являются: взрослые (педагоги, родители) и
обучающиеся 1-11-х классов МОУ Ишеевский многопрофильный лицей.
Данная модель сопровождения разработана в рамках образовательной программы
МОУ Ишеевский многопрофильный лицей.
Общий контроль за реализацией модели психолого-педагогического сопровождения
осуществляет директор лицея.
Текущий контроль возлагается на заместителей директора лицея по УВР и ВР.
Промежуточные результаты работы анализируются на совещаниях при директоре лицея
согласно плану работы.
В реализации модели психолого-педагогического сопровождения задействованы:
- администрация лицея,
- классные руководители,
- медицинский работник лицея,
- педагог-психолог,
- социальный педагог,
- учителя-предметники.
Принципы модели психолого-педагогического сопровождения:
-научность – использование научно обоснованных и апробированных в педагогической
практике технологий и методик;
-системность – организация системы работы со всеми участниками образовательной
деятельности;
-комплексность - совместная деятельность различных специалистов, всех участников
учебно-воспитательного
процесса
в
решении
задач
сопровождения:
классных
руководителей, учителей, педагога-психолога, социального педагога, администрации и др.;
-превентивность - обеспечение перехода от принципа «скорой помощи» (реагирования на
уже возникшие проблемы) к предупреждению возникновения проблемных ситуаций.
-открытость – последовательное использование ресурсов сетевого взаимодействия и
социального партнёрства, открытость мероприятий для педагогических и руководящих
работников ОУ,
-технологичность - использование современных технологий, интерактивной стратегии в
работе;
Цель: Психолого-педагогическое
сопровождение
всех
участников
образовательной
деятельности при реализации ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФК ГОС.
Задачи:
1. Организация психолого-педагогического сопровождения педагогов, учащихся
2. Развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры)
учащихся, родителей, педагогов.
3. Обеспечение преемственности в психологическом сопровождении формирования УУД у
учащихся, младшего школьного возраста и учащихся, основной и средней школы.
4. Сопровождение учащихся:
- адаптации к новым условиям обучении;
- поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и
саморазвития;
- помощь в решении проблем социализации: учебные трудности, проблемы с выбором
образовательного и профессионального маршрута;
- формирование жизненных навыков;
- формирование навыков позитивного коммуникативного общения;
- профилактика нарушения эмоционально-волевой сферы;
- помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками;
профилактика девиантного поведения;
- предпрофильная подготовка и профессиональная ориентация;
- сопровождение одаренных учащихся, , детей «группы риска», учащихся, , находящихся
под опекой.
5. Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамики
его психологического развития в процессе школьного обучения, подбор методов и средств
оценки сформированности универсальных учебных действий.
6. Выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными
возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и (или)
психическом развитии и осуществление индивидуально-ориентированной психолого-
медико-педагогической помощи таким детям.
Основные направления психологического сопровождения учащихся
1. Профилактическое направление.
Профилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации учащихся,
разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию
помощи в вопросах воспитания, обучения и развития с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей.
Психопрофилактическая работа - обеспечение решения проблем, связанных с обучением,
воспитанием, психическим здоровьем детей:
· разработка и осуществление развивающих программ для учащихся с учетом задач
каждого возрастного этапа;
· выявление психологических особенностей ребенка, которые в дальнейшем могут
обусловить отклонения в интеллектуальном или личностном развитии;
· предупреждение возможных осложнений в связи с переходом учащихся на следующую
возрастную ступень.
2. Диагностическое направление.
Выявление особенностей психического развития ребенка, наиболее важных особенностей
деятельности, сформированности определенных психологических новообразований,
соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных
образований возрастным ориентирам и требованиям общества.
Диагностика может быть индивидуальной и групповой.
Этапы индивидуальной диагностики:
- изучение обращения к психологу, поступающего от учителей, родителей, учащихся
(определение проблемы, выбор метода исследования);
- формулировка заключения об основных характеристиках изучавшихся компонентов
психического развития или формирования личности школьника (постановка
психологического диагноза);
- разработка рекомендаций, программы психокоррекционной работы с учащимися,
составление долговременного плана развития способностей или других психологических
образований.
3. Консультативное направление (помощь в решении тех проблем, с которыми к
психологу обращаются учителя, учащиеся, родители).
Индивидуальное консультирование - оказание помощи и создание условий для развития
личности, способности выбирать и действовать по собственному усмотрению, обучатся
новому поведению.
Групповое консультирование - информирование всех участников образовательной
деятельности по вопросам, связанным с особенностями образовательной деятельности для
данной категории детей с целью создания адаптивной среды, позволяющей обеспечить
полноценную интеграцию и личностную самореализацию в образовательном учреждении.
4. Развивающее направление.
Развивающая работа (индивидуальная и групповая) - формирование потребности в новом
знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении.
5. Коррекционное направление.
Коррекционная работа (индивидуальная и групповая) – организация работы, прежде всего
с учащимися, имеющими проблемы в обучении, поведении и личностном развитии,
выявленные в процессе диагностики.
Направлено на: уменьшения степени выраженности патологии, ее поведенческие
последствия; предупреждение появления вторичных отклонений в развитии; обеспечение
максимальной реализации реабилитационного потенциала ребенка.
6.Просветительско-образовательное направление.
Психологическое просвещение и образование - формирование потребности в
психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития;
создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения учащихся, ,
воспитанников на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении
возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта. Так же приобщение
педагогического коллектива, учащихся и родителей к психологической культуре.
7.Профориентационное направление.
Психолого-педагогическая поддержка делает процесс профессионального самоопределения
учащихся последовательным, осознанным и обоснованным; она направлена на
самопознание, выявление истинных мотивов их выбора, реальных возможностей и
образовательных потребностей. Результатом педагогического руководства
профессиональным самоопределением становится готовность к выбору профессии,
осмыслению, проектированию вариантов профессиональных жизненных путей.
Формы работы психолого-педагогического сопровождения в рамках
реализации ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФК ГОС
Решение задач психолого-педагогического сопровождения учащихся, не может
быть ограничено областью непосредственного взаимодействия психолога с ребенком. Оно
требует организации работы с педагогами и родителями, как участниками образовательной
деятельности.
Работа с учащимися
- Профилактическая работа с учащимися с целью формирования у учащихся знаний,
установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и
укрепление физического, психологического и социального здоровья, содействие
формированию регулятивных, коммуникативных, познавательных компетентностей.
- Выявление учащихся группы риска (методом мониторинга), сопровождение одаренных
учащихся, находящихся под опекой и организация индивидуальной или групповой
коррекционно-развивающей работы.
- Проведение тренингов с учащимися по развитию коммуникативных и регулятивных
компетентностей, формированию мотивации к учебному процессу.
- Консультирование учащихся (помощь в решении проблем).
- Профориентационная работа. Большое внимание при сопровождении учащихся к
профессиональному самоопределению уделяется индивидуальным консультациям по
вопросам выбора профиля, с учетом возрастных особенностей учащихся, проведение
внеурочных занятий «Основы профессионального самоопределения, проведение
групповых занятий по профориентации учащихся (тренинги, деловые игры,
профессиональные пробы).
- Сопровождение учащихся в рамках подготовки и сдачи государственной итоговой
аттестации.
При систематической работе достигаются цели: самореализации, самоопределения,
взаимоотношения, профориентация учащихся среднего звена.
Работа с педагогами и другими работниками лицея.
- Профилактическая работа с учителями. Существенное место в работе с учителями
отводится обучению педагогов установлению психологически грамотной, развивающей
системы взаимоотношений со школьниками, основанной на взаимопонимании и взаимном
восприятии друг друга. Учителя обучаются навыкам формирования адекватной Я-
концепции, эмпатии, разрешения проблем, оказания психологической поддержки в
процессе их взаимодействия со школьниками и коллегами.
- Консультирование учителей по вопросам совершенствования образовательной
деятельности (сопровождение индивидуальных образовательных траекторий).
- Проведение семинаров, практических занятий, лекций
Ожидания и достигаемые цели: просветительная работа, информация по вопросам
личностного роста. Диагностический материал, создание комфортной психологической
атмосферы в педагогическом коллективе. Индивидуальное проведение диагностических
мероприятий. Повышение психологической компетентности и профилактика
профессионального выгорания психолого-педагогических кадров.
Работа с родителями.
-Консультирование
родителей
по
созданию
условий,
обеспечивающих
успешную
адаптацию подростков к средней школе, посвященное психологическим особенностям того
или иного вида деятельности. Оно может проводиться как в традиционной форме –
групповые и индивидуальные консультации, лекции, семинары,- так и в достаточно новых
для системы сопровождения формах совместных семинаров-тренингов по развитию
навыков общения, сотрудничества, разрешения конфликтов, в которых принимают участие
как родители, так и дети.
-Профилактическая работа с родителями с целью обеспечения родителей знаниями и
навыками, способствующими развитию эффективного, развивающего поведения в семье в
процессе взаимодействия с детьми. В результате их проведения становится возможным
формирование групп лидеров из родителей, в дальнейшем активно участвующих в
профилактической деятельности.
-Проведение бесед, лекций, возможность давать рекомендации родителям для успешного
воспитания детей учитывая возрастные особенности.
Ожидаемые результаты:
Активное включение в образовательная деятельностьвсех категорий учащихся.
Создание мониторинга психологического статуса обучающегося.
Разработанные
рекомендации
помогут
оказать
помощь
в
построении
индивидуальных образовательных маршрутов учащихся,
и педагогов лицея, будут
способствовать их личностному росту.
Повышение психолого-педагогической компетенции педагогов и родителей
учащихся, .
Своевременное
выявление
затруднений
участников
образовательной
деятельности
Создание
системы
психологического
сопровождения
по
организации
психологически безопасной образовательной среды.
План реализации основных направлений психолого-педагогического сопровождения
Направления деятельности:
1. Психологическое сопровождение учащихся в адаптационные периоды.
Задачи:
- выявить особенности психологической адаптации учащихся (1,5,10 классы)
- привлечь внимание родителей к серьезности проблемы периода адаптации
- осуществить развивающую работу с детьми, испытывающими трудности в
адаптационный период (эмоционально- волевая сфера).
Участники
Планируемые мероприятия
Сроки
Планируемые результаты
Учащиеся
1, 5, 10-х
классов
Наблюдения за процессом
адаптации учащихся 1, 5, 10-х
классов
Сентябрь -
октябрь
Выявление учащихся,
имеющих трудности в
адаптации.
Родители
учащихся
1, 5, 10-х
классов
Психолого- педагогический
лекторий «Трудности
адаптации первоклассников в
школе»
Сентябрь
Повышена психологическая
компетенция в вопросах
переживаемого детьми
периода, представления об
ответственности и
совместном решении с
ребёнком проблемных
ситуаций (дать
рекомендации).
Родители и
учителя
1, 5, 10-х
классов
Индивидуальное
консультирование
Сентябрь-
декабрь
Учащиеся 1,
5, 10-х
классов
Психолого-педагогическая
диагностика уровня
тревожности и мотивации
учащихся
1, 5, 10-х классов,
сформированности
внутренней позиции
школьников
Октябрь -
ноябрь
Выявление учащихся
1, 5, 10-х классов с высоким
уровнем тревожности и
низкой мотивацией при
поступлении в школу, при
переходе в среднее звено.
Учителя
Педсовет по итогам
адаптации учащихся
1, 5, 10-х классов лицея
Октябрь -
ноябрь
Выработка стратегии и
тактики в оказании помощи
учащимся, испытывающим
трудности в адаптации.
Учащиеся
5-х классов
Групповые и
индивидуальные занятия с
учащимися 1, 5, 10-х классов,
показывающими высокий
уровень тревожности
Ноябрь -
декабрь
Снижение тревожности у
учащихся, .
2. Психологическое обеспечение работы с одаренными детьми.
Задачи :
- выявить учащихся с высоким уровнем умственного развития
- рекомендации педагогам в части выявления и развития детской одаренности и работы с
родителями одаренных детей:
на первом этапе выявления одаренных детей учитываются сведения о высоких успехах в
какой-либо деятельности ребенка от родителей и педагогов.
второй этап можно обозначить как диагностический. На этом этапе проводится
индивидуальная оценка творческих возможностей и особенностей нервно-психического
статуса ребенка
-собеседование с учителями – предметниками по индивидуальному плану работы с
одаренными детьми.
3. Сохранение психологического здоровья школьников в условиях образовательной
деятельности.
Задачи:
- формирование добрых взаимоотношений в классе, стремления быть терпимым в обществе
людей.
- профилактика табакокурения, употребления ПАВ
- просвещение родителей в сфере воспитания и взаимоотношении с детьми.
На основе знания учащимися факторов своего успешного обучения,
инструментов оценивания личных достижений в учебной и внеурочной деятельности,
способности прогнозирования и предупреждения проблем и трудностей, своевременной и
эффективной психолого-педагогической помощи и поддержки будут достигнуты
следующие результаты: положительная динамика качества обучения и познавательного
развития учащихся, , повышение учебной мотивации школьников, осознанный выбор
траектории дальнейшего обучения.
Психолого-педагогическое сопровождения осуществляется с учётом возрастных
особенностей учащихся, и обеспечивает достижение образовательных результатов через
его последовательные этапы реализации:
Этап 1: 1- 4 классы – образовательный переход от дошкольника до младшего школьного
возраста. На данных этапах образования выделяется группа детей, адаптация которых
затруднена или может быть затруднена, систематическое наблюдение за динамикой
вхождения детей в школьную жизнь, индивидуальное обследование младших школьников,
выявление уровня интеллектуального развития, диагностика личностных особенностей,
сферы мотивации, определение характера взаимоотношений в классе, составление
учителем совместно с психологом программы занятий с учетом выявленных проблем;
Этап 2: 5-7 классы – образовательный переход из младшего школьного возраста в
подростковый. На данном этапе образования программа обеспечивает:
- организацию сотрудничества между младшими подростками и младшими школьниками
(разновозрастное
сотрудничество), что позволяет
решить проблему
подросткового
негативизма в его школьных проявлениях (дисциплинарных, учебных, мотивационных);
- разворачивание содержания учебного материала отдельных учебных дисциплин как
возможность рассмотрения его другими глазами, что позволяет педагогам организовать
изучение учебного материала на переходном этапе таким образом, что обучающиеся 5-6-х
классов смогли работать над обобщением своих способов действий, знаний и умений в
новых условиях с другой позиции учителя, а также выстроить пробно-поисковые действия
по определению их индивидуальных возможностей (индивидуальной образовательной
траектории);
- формирование учебной самостоятельности учащихся, через работу в позиции «учителя»,
основанной на способности, удерживая точку зрения незнающего, помочь ему занять
новую точку зрения, но уже не с позиции сверстника, а учителя;
- учебное
сотрудничество
между младшими
и старшими
подростками, что дает
возможность педагогам организовать образовательная деятельностьтак, чтобы младшие
подростки, выстраивая свои учебные отношения со старшими подростками, могли бы сами
определять границы своих знаний-незнаний и пробовать строить собственные маршруты
в учебном материале;
- организацию образовательной деятельности через возможность разнообразия выбора
образовательных пространств (учения, тренировки, экспериментирования) учащихся, ;
-
организацию взаимодействия между учащимися, между учащимися и учителем в
образовательном процессе через письменные дискуссии при работе с культурными
текстами, в которых должны содержаться разные точки зрения, существующие в той или
другой области знания, предмете рассмотрения.
Этап 3: 8-11 классы – этап самоопределения и индивидуализации.
На
данном
этапе
образования
программа
обеспечивает:
- наличие разнообразных организационно-учебных форм (уроки, занятия, тренинги,
проекты, практики, конференции, выездные сессии и пр.) с постепенным расширением
возможностей учащихся, осуществлять выбор уровня и характера самостоятельной работы;
- образовательные места встреч замыслов с их реализацией, места социального
экспериментирования,
позволяющего
ощутить
границы
собственных
возможностей
учащихся, ;
- выбор и реализацию индивидуальных образовательных траекторий в заданной учебной
предметной программой области самостоятельности.
- организацию системы социальной жизнедеятельности и группового проектирования
социальных событий, предоставление обучающимся поля
для самопрезентации и
самовыражения в группах сверстников и разновозрастных группах;
- создание пространств для реализации разнообразных творческих замыслов учащихся, ,
проявление инициативных действий.
Результатом
реализации указанных требований является комфортная развивающая
образовательная среда:
- обеспечивающего достижение целей образования, его высокое качество, доступность и
открытость для учащихся, их родителей (законных представителей) и всего общества,
духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся,
- гарантирующего охрану и укрепление физического, психологического и социального
здоровья учащихся, ;
- преемственного по отношению к начальному, основному образованию и учитывающей
особенности организации, а также специфику возрастного психофизического развития
учащихся, на данных ступенях образования.
Образовательная среда МОУ Ишеевского многопрофильного лицея – целостная
качественная характеристика внутренней жизни лицея, которая определяется задачами,
которые лицей ставит и реально решает в своей деятельности; проявляется в выборе
средств, с помощью которых эти задачи решаются (к средствам относятся выбираемые
школой учебный план, учебные программы, расписание учебных и внеучебных занятий,
организация работы на уроках, тип взаимодействия педагогов с обучающимися, качество
оценок, стиль неформальных отношений
между детьми, организация внеучебной
школьной жизни, материально-техническое оснащение, оформление классов и коридоров
и т.п.); содержательно оценивается по тому эффекту в личностном (самооценка, уровень
притязаний, тревожность, преобладающая мотивация), социальном
(компетентность в
общении, статус в классе, поведение в конфликте и т.п.), интеллектуальном развитии детей,
которого она позволяет достичь.
Главными показателями эффективности
образовательной среды
являются:
полноценное развитие способностей учащихся; формирование у них побуждающих к
деятельности мотивов; обеспечение инициативы детей самим включаться в ту или иную
деятельность и проявлять собственную активность.
Таким образом, при выборе форм, способов и методов обучения и воспитания
(образовательных технологий) на этапе основного
общего образования
лицей
руководствуется
возрастными
особенностями
и
возможностями
учащихся,
и
обеспечивает результативность образования с учетом этих факторов:
-расширение деятельностных форм обучения, предполагающих приоритетное развитие
творческой и поисковой активности в учебной и во всех остальных сферах школьной
жизни;
- организацию образовательной деятельности с использованием технологий учебного
сотрудничества, обеспечивающих расширение видов групповой работы учащихся, их
коммуникативного опыта в совместной деятельности как в одновозрастных, так и в
разновозрастных группах, постепенный переход от устных видов коммуникации к
письменным,
в
том
числе
с
использованием
возможностей
информационных
и
коммуникативных технологий;
-использование
проектной
деятельности,
проектных
форм
учебной
деятельности,
способствующих решению основных учебных задач на уроке;
-использование во всех классах (годах обучения) оценочной системы, ориентированной на
обучение детей само - и взаимооцениванию.
Психолого-педагогическое сопровождение выступает как комплексная технология,
особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения,
воспитания, социализации. В связи с этим задача психолога - не только в том, чтобы
овладеть методиками диагностики, консультирования, коррекции, но и в умении
анализировать проблемные ситуации, программировать и планировать деятельность,
направленную
на
их
разрешение,
сорганизовывать
в
этих
целях
участников
образовательной деятельности (ребенок, сверстники, родители, педагоги). Соответственно
сфера ответственности системы психолого-педагогического сопровождения не может быть
ограничена рамками задач преодоления трудностей в обучении, но и должна включать в
себя задачи обеспечения успешной социализации, сохранения и укрепления здоровья,
защиты прав детей и подростков, так как гармоничное развитие личности возможно лишь
при сохранении и укреплении их здоровья, определяемого как состояние физического,
психического
и
социального
благополучия,
причем
ключевым
является
понятие
психического
здоровья,
включающего
благополучие
ребенка
в
эмоциональной
и
познавательной сфере, развитие характера и формирование личности, нервно-психическое
состояние детей.
Задача формирования самостоятельной, ответственной и социально мобильной
личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке
труда, определяет необходимость широкого использования в системе сопровождения
соответствующих программ развития социальных навыков, способности к личностному
самоопределению и саморазвитию.
Целью психолого-педагогического
сопровождения
в
учебно-воспитательном
процессе является создание единого психологического пространства, способствующего
развитию личностного, интеллектуального, творческого потенциала подростка.
Задачи психолого-педагогического сопровождения:
- предупреждение возникновения проблем развития учащихся, ;
- помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения,
социализации:
учебные
трудности,
проблемы
с
выбором
образовательного и
профессионального
маршрута,
нарушения
эмоционально-волевой
сферы,
проблемы
взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;
- формирование мотивов самоактуализации, мотивации самовоспитания и саморазвития,
активной социальной позиции;
-развитие
психолого-педагогической
компетентности
участников
образовательной
деятельности.
Психологическая служба осуществляет свою деятельность в соответствии со
следующими
направлениями
деятельности:
психодиагностика,
психокоррекция,
психопрофилактика и психологическое просвещение.
Задачи психолого-педагогического сопровождения
Сопровождение перехода в основную школу, адаптации к новым условиям обучения,
поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и
саморазвития, помощь в решении личностных проблем и проблем социализации,
формирование жизненных навыков, профилактика неврозов, помощь в построении
конструктивных отношений с родителями, сверстниками, педагогами, профилактика
девиантного поведения.
Решение поставленных задач осуществляется через:
- организацию и проведение психолого-педагогических консилиумов по проблемам,
связанным с переходом в основную школу;
- индивидуальную и групповую психодиагностику;
- индивидуальное консультирование;
- индивидуальные развивающие занятия с детьми, испытывающими различного рода
трудности перехода к новым условиям обучения;
- групповые консультации, тематические встречи по проблемам, актуальным для
детей данной возрастной группы;
- сетевое взаимодействие со специалистами медицинских и коррекционно-
развивающих учреждений.
Деятельность школьного психолога по сохранению психологического здоровья
учащихся, .
Работу с подростками необходимо проводить с учётом возрастных особенностей развития:
Переход обучающегося в основную школу совпадает с предкритической фазой развития
ребёнка — переходом к кризису младшего подросткового возраста (11—13 лет),
характеризующемуся началом перехода от детства к взрослости, при котором центральным
и специфическим новообразованием в личности подростка является возникновение и
развитие у него самосознания — представления о том, что он уже не ребёнок, т. е. чувства
взрослости, а также внутренней переориентацией подростка с правил и ограничений,
связанных с моралью послушания, на нормы поведения взрослых.
Второй этап подросткового развития (14-15 лет) характеризуется:
— бурным, скачкообразным характером развития, т. е. происходящими за сравнительно
короткий срок многочисленными качественными изменениями прежних особенностей,
интересов и отношений ребёнка, появлением у подростка значительных субъективных
трудностей и переживаний;
— стремлением подростка к общению и совместной деятельности со сверстниками;
— особой чувствительностью к морально-этическому «кодексу товарищества», в котором
заданы важнейшие нормы социального поведения взрослого мира;
— процессом перехода от детства к взрослости, отражающимся в его характеристике как
«переходного», «трудного» или «критического»;
— обострённой, в связи с возникновением чувства взрослости, восприимчивостью к
усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в
их отношениях, порождающей интенсивное формирование на данном возрастном этапе
нравственных понятий и убеждений, выработку принципов, моральное развитие личности;
— сложными
поведенческими
проявлениями,
вызванными
противоречием
между
потребностью в признании их взрослыми со стороны окружающих и собственной
неуверенностью в этом (нормативный кризис с его кульминационной точкой подросткового
кризиса независимости, проявляющегося в разных формах непослушания, сопротивления и
протеста);
— изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок и
изменением характера и способа общения и социальных взаимодействий — объёмы и
способы получения информации (СМИ, телевидение, Интернет).
Работа на этом этапе включает в себя:
Контроль
над
адаптацией
учащихся
пятых
классов
и
вновь
прибывших
детей
Психологический мониторинг. Для отслеживания динамики в основной школе, по
результатам составляется психолого-педагогический портрет учащегося.
Что касается работы по сохранению психологического здоровья подростков, то здесь
проводятся тренинги на снятие агрессивности, неуверенного поведения. Для самых
трудных подростков с делинквентным поведением разрабатываются индивидуальные
программы. Данные программы реализуются совместно с учителями предметниками,
классными руководителями. Используются компьютерные игры на развитие внимания,
воображения, мышления. Большой психопрофилактический и развивающий эффект имеют
психологические игры.
Психологическая игра - это игровое действие, развивающее способность к самоконтролю
в социальной ситуации, критичность к себе и другим, способность анализировать свои
действия, сплачивает детский коллектив, создаёт положительный эмоциональный настрой,
тем самым предупреждает возникновение проблем, связанных с личностным развитием
школьников. Игра является средством всестороннего развития воспитанника.
Разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе общего
образования отвечает новым социальным запросам.
Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие
учащихся.
Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является
реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей
становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно
психологической составляющей ядра образования. Изменение парадигмы педагогического
образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое,
означает необходимость такого содержания, которое позволит осуществлять в процессе
своей профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие учащихся,
учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного
потенциала.
Новый стандарт выделяет в качестве основных образовательных результатов
компетенции: предметные, метапредметные и личностные. Необходимость измерения
метапредметных компетенций и личностных качеств потребует создания национальной
системы
диагностики
результатов
образовательной
деятельности,
а
технологии
формирования и измерения указанных компетенций должны стать основным предметом
деятельности школьного психолога.
В связи с этим должна быть модернизирована система управления школой: важное место
в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация
образовательных
маршрутов,
создание
психологически
безопасной
и
комфортной
образовательной среды. Введение нового стандарта общего образования существенно
изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам
приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды
лицея, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность школьного
психолога как полноценного участника образовательной деятельности.
Работа психолога, таким образом, становится необходимым элементом системы
управления образовательным процессом лицея, поскольку результаты его деятельности
предполагают оценку качества обучения в школе по ряду обязательных критериев.
Введение указанных критериев определяет весь процесс модернизации психолого-
педагогической подготовки участников образовательной деятельности.
Основным показателем эффективности психолого-педагогического
сопровождения является психологического здоровье всех участников образовательной
деятельности.
Цель: создание психологических условий для полноценного развития и
успешного
обучения, учащихся в ситуациях школьного взаимодействия.
Задачи:
-Систематическое отслеживание особенностей психологического развития ребенка на
различных этапах обучения.
-Создание в педагогической среде психологических условий для развития личности
учащихся и их успешного обучения.
Развивать, поддерживать и поощрять интерес детей к творческой деятельности.
-Создание психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в
психологическом развитии, обучении.
-Создание благоприятного психологического климата для творческого развития учащихся,
учителей и лицея в целом.
- Сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
- научить учащихся, осознанно выбирать поступки, поведение, позволяющие сохранять и
укреплять здоровье;
- Сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха,
двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать
свой режим дня;
- Дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе
получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
- Обучить элементарным приёмам эмоциональной разгрузки (релаксации);
- Сформировать навыки позитивного коммуникативного общения.
Важнейшие направления практической деятельности школьного психолога в рамках
психолого-педагогической поддержки:
диагностика;
коррекционная работа;
профилактика;
консультирование;
развивающая работа;
экспертиза;
просвещение.
Для обеспечения оптимальных условий развития личности учащихся, необходимо
проводить
работу,
направленную
на
стабильно-положительное
эмоциональное
состояние учащихся, которая включает в себя:
1)
Психологическое сопровождение учащихся в адаптационные периоды.
•
выявление уровня готовности учащихся 1-х классов к обучению и создание системы
психолого- педагогической поддержки всех первоклассников в период их первичной
школьной адаптации, позволяющей им не только приспособиться к
школьным
требованиям, но и всесторонне развиваться и совершенствоваться в различных сферах
общения и деятельности.
•
выявление уровня готовности учащихся 4-х классов к обучению в среднем звене для
предупреждения возможных неблагоприятных тенденций при переходе в 5-й класс;
•
определение у учащихся 5-х классов уровня тревожности и наличие возможных
признаков дезадаптации при переходе из начальной лицея в среднее звено;
определение у учащихся 10-х классов уровня тревожности и наличие возможных признаков
дезадаптации при переходе из средней лицея в старшее •
рекомендации педагогам и
родителям учащихся по результатам обследования детей на уровень тревожности;
•
обеспечение
психологическое сопровождение учащихся с высоким уровнем
тревожности.
2) Профилактика аддиктивных форм поведения.
•
психологический
мониторинг
с
целью
анализа
наркоситуации
в
школе
и
профилактики наркозависимости в подростковой среде;
•
проведение психологических занятий по профилактике вредных привычек у
учащихся (по запросам), по освоению приемов поведения, позволяющих избежать
зависимости от вредных привычек;
• психологическое просвещение педагогов и родителей учащихся по вопросам
предупреждения возникновения употребления ПАВ в молодежной среде.
3) Предпрофильное и профильное обучение.
•
работа по профессиональному самоопределению учащихся 9-х классов на основе
самооценки;
•
психологическое просвещение учащихся с целью оказания помощи по ориентации в
мире профессий.
4) Формирование у учащихся коммуникативной компетенции.
•
развивать у учащихся навыки общения, управления собственным эмоциональным
состоянием, корректного выражения эмоций и понимания их выражения у окружающих;
•
развивать
навыки
и
умения
необходимые
для
уверенного
поведения,
для
преодоления затруднений в учебе, других видах деятельности, в общении;
•
развивать представления о ценности другого человека;
•
обеспечить проведение занятий по развитию коммуникативной компетенции
учащихся в рамках курса «Психология общения».
5) Психологическое сопровождение трудных подростков.
•
осуществлять психологическую диагностику детей с трудностями в обучении для
выявления и коррекции возможных причин дезадаптации, а также недисциплинированных
детей по выявлению возможных агрессивных тенденций в их поведении;
•
оказывать психологическую поддержку учащимся и их родителям в рамках
консультирования по вопросам взаимоотношений;
•
обеспечивать психологическое просвещение родителей и педагогов по вопросам
взаимодействия с «трудными» подростками.
6)Психологическое сопровождение участников ОГЭ и ЕГЭ .
•
определить уровень стрессоустойчивости учащихся выпускных классов в рамках
подготовки к сдаче ОГЭ и ЕГЭ;
•
определить уровень психологической готовности учащихся 9-х, 11-х классов к сдаче
ОГЭ и ЕГЭ;
•
обеспечить психологическое сопровождение участников ОГЭ и ЕГЭ по выработке
навыков уверенного поведения в стрессовых ситуациях, в том числе и в ситуации сдачи
экзамена;
•
дать психологические рекомендации учащимся выпускных классов, родителям,
учителям по поведению до и в момент экзамена.
7) Обеспечение осознанного и ответственного выбора дальнейшей профессиональной
сферы деятельности:
• диагностика профессионального самоопределения учащихся 9-х, 11-х классов на
основе самооценки.
•
осуществлять психологическое просвещение учащихся, их родителей и педагогов по
оказанию помощи в профессиональном определении учащихся 9-х, 11-х классов
• предоставить учащимся психологические средства, обеспечивающие их личностное
саморазвитие
,
профессионального
самоопределения
учащихся
9-х,
11-х
классов,
понимание себя и своего места в мире других людей, понимание жизненных перспектив;
8) Формирование и развитие универсальных учебных действий учащихся.
•
выявить уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся 1-
11-х классов
•
дать рекомендации классным руководителям и родителям учащихся
1- 11-х классов по результатам мониторинга универсальных учебных действий;
•
обеспечить психологическое сопровождение учащихся, показавших низкий уровень
сформированности универсальных учебных действий и попавших в «группу риска» по
результатам диагностики;
•
рекомендации классным руководителям и родителям учащихся 1- 11-х классов по
результатам итогового мониторинга универсальных учебных действий.
9) Психокоррекционная работа.
Работа с учащимися:
Коррекционная работа проводится по результатам диагностики, по запросам учителей и
родителей. Эффективность коррекционных воздействий отслеживается после повторного
диагностического обследования (по результатам социограмм, диагностики тревожности,
познавательной сферы, по наблюдениям, по обратной связи с учителями и родителями и
учащимися. Данная работа осуществляется в следующих сферах:
1. Познавательная (уровень развития познавательных процессов, школьная мотивация)
2. Эмоционально-волевая (тревожность, агрессия, самоконтроль и т. д.);
3.
Коммуникативная
(нарушение
взаимоотношений
со
сверстниками,
нарушения
благополучия в семье и т. д.)
Основные методы коррекционных воздействий:
1. Индивидуальная игровая терапия (подвижные, познавательные и сюжетно-ролевые
игры);
2. Сказкотерапия (чтение, составление историй);
3. Психогимнастика;
4.Релаксационные упражнения (нервно-мышечное расслабление, дыхательные техники
т.д.);
Работа с родителями:
Основная тематика консультаций:
1.Адаптация и дезадаптация;
2.Тревожность;
3.Агрессивность;
4.Нестабильность эмоционального состояния;
5.Гиперактивность;
6. Низкий уровень познавательных процессов;
Работа с учителями:
Основная тематика консультаций:
1.Адаптация и дезадаптация;
2.Тревожность;
3.Агрессивность;
4.Нестабильность эмоционального состояния;
5.Гиперактивность;
6. Низкий уровень познавательных процессов;
Консультативная и просветительская работа
1.Индивидуальная:
а) с учителями (проводятся по запросам и результатам диагностики; экспресс – обзор групп
по результатам диагностики школьной мотивации.
б) с родителями (проводится по запросам и результатам диагностики)
2. Групповая:
а) с родителями (экспресс - выступления на родительских собраниях, тематические встречи
с родителями по заранее выбранной проблеме, подбор психологической литературы для
родителей.
б) с учителями (выступления на методических секциях).
10) Развивающая работа
Программа адаптации учащихся 1-5-ых классов (практические занятия, направленные на
сплочение класса)
Практические занятия по эффективной коммуникации ( проводятся с группой по запросу)
11).Экспертная работа
Психологический анализ урока (по запросу)
Административные совещания по различным вопросам
12.Психологическое просвещение и образование:
формирование психологической
культуры, развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, администрации
образовательных учреждений, педагогов, родителей;
Содержание работы в рамках программы психолого-педагогического сопровождения.
содержание деятельности
вид деятельности
цель
сроки
Педагог -психолог
1.
Участие
в
работе
психолого-педагогических
консилиумов.
просвещение
освещение
проблем
развития
интеллектуальных
и
личностных
особенностей
учащихся,
прогноз
трудностей
в
обучении отдельных
групп учащихся
по
графику
проведения
консилиумов
2.
Составление
рекомендаций
для
учителей,
родителей
по
профилактике
и
своевременной коррекции
трудностей в обучении и
воспитании
детей
в
период адаптации.
организационно-
методическое
оказание
помощи
родителям
и
учителям,
повышение
уровня
психологической
компетентности
сентябрь-октябрь
3.
Проведение
индивидуальных
консультаций
для
учителей-предметников и
классных
руководителей
1-5-ых
классов
по
проблеме
корректировки
возможных трудностей в
обучении
(по
итогам
диагностики).
консультирование
психологическое
просвещение
повышение
уровня
профессиональной и
психологической
компетентности
учителей
август
4.
Составление
рекомендаций
для
учеников и их родителей,
имеющих
проблемы
в
обучении.
коррекционно-
развивающая
помощь ученикам в
прохождении
адаптационного
периода.
в теч. учебного
года
5.
Проведение
индивидуальных
консультаций
для
родителей
учеников,
имеющих
сложности
адаптационного периода.
консультативная
оказание
помощи
родителям
в
проблемных
ситуациях
в теч. учебного
года
6.
Проведение
индивидуальных
консультативная
оказание
помощи
учителям,
в теч. учебного
года
консультаций
для
учителей-предметников,
классных
руководителей
по
проблемам,
возникающим у учеников
в адаптационный период,
способам их разрешения,
по
вопросу
разработки
индивидуальных учебных
планов.
корректировка
их
действий
7.
Исследование
уровня
адаптированности
учеников 1-5-х классов к
обучению.
диагностика
отслеживание
протекания процесса
адаптации,
своевременное
оказание
помощи
ученикам
«группы
риска»
октябрь,
апрель
8.
Проведение исследований
по
выявлению
уровня
сформированности УУД
диагностика
выявление динамики
развития
сентябрь- май
9.
Проведение родительских
собраний по темам:
-«Трудности
адаптации
первоклассников
в
школе»»
-«Роль
родителей
в
формировании
личности
учащегося»
-
«Почему
учиться
трудно»
- «Готовимся к ГИА»
просвещение
повышение
психолого-
педагогической
компетентности
родителей
октябрь
март
10.
Проведение
коррекционно-
развивающих занятий по
с группой учащихся, 1-5
классов по программе:
- «Я-пятиклассник»
-«Тропинка к своему я»
коррекционно-
развивающее
профилактика
трудностей
в
обучении
в теч. учебного
года
Классные руководители
1.
Составление
плана
воспитательной работы в
классе,
графика
проведения тематических
классных часов.
организационно-
методическое
организация
жизни
классного коллектива в
соответствии
с
потребностями
учащихся
и
их
родителей,
воспитательной
необходимостью
август
2.
Проведение
просвещение,
учет
потребностей
в теч. учебного
запланированных
воспитательных
мероприятий
в
классе,
тематических
классных
часов
с
приглашением
специалистов
(социального
педагога,
психолога и т.д.).
профилактика
учеников класса и их
родителей,
профилактика
возможных
проблемных ситуаций
года
3.
Составление плана работы
с
родителями,
плана
проведения родительских
собраний с приглашением
психолога,
социального
педагога
и
других
специалистов.
организационно-
методическое
проведение системной
работы с родителями
август
4.
Изучение
состава
и
структуры
семей
учащихся.
профилактическое
своевременное
выявление
дезадаптированных
семей и детей из таких
семей
сентябрь
5.
Проведение
индивидуальных
консультаций
для
родителей
по
вопросам
обучения
и
воспитания
учеников (по графику).
консультативное
оказание
помощи
родителям
в
конфликтных
и
проблемных
ситуациях, связанных с
воспитанием детей
в теч. учебного
года
6.
Проведение тематических
родительских собраний по
вопросам
проблем
обучения
и
воспитания
(по графику).
просвещение
повышение
уровня
компетентности
родителей в вопросах
обучения и воспитания
детей
в теч. учебного
года
7.
Реализация
профилактической
программы
«Полезные
навыки»
профилактика
ориентация
учениковна овладение
нормами
здорового
образа жизни
в теч. учебного
года
8.
Работа
в
рамках
реализации
внутришкольного
мониторинга
образовательных
достижений
учащихся
(формирование портфеля
достижений)
организационно-
методическое
Реализация
системы
достижений
освоения
основной
образовательной
программы
в теч. учебного
года