Напоминание

"Современные дидактические игры и их роль в развитии дошкольников"


Автор: Логинова Яна Геннадьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБОУ Наро-Фоминская СОШ №4 с УИОП ДОП №1 детский сад №9
Населённый пункт: г. Наро-Фоминск
Наименование материала: статья
Тема: "Современные дидактические игры и их роль в развитии дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Современные дидактические игры и их роль в развитии

дошкольников

В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для него –

основной вид деятельности, форма организации жизни, средство всестороннего развития.

Игра является формой активного творческого отражения ребенком окружающей

действительности, ее предметов и явлений, но это не простое копирование того, что видит

ребенок. Дошкольник вносит в игру выдумку, фантазии, поэтому в игре переплетаются реальность

и вымысел.

Обучение в форме дидактической игры основано на стремление ребенка входить в

воображаемую ситуацию и действовать по ее законам, то есть отвечает возрастным особенностям

дошкольника.

Виды дидактических игр:

1. Игры с предметами (игрушками).

2. Настольно-печатные игры.

3. Словесные игры.

Дидaктичеcкaя игрa cодержит три компонентa:

- дидaктичеcкую цель,

- игровое прaвило,

- игровое дейcтвие.

Дидактическая игра — это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда

каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют своё

поведение на выигрыш. Дидактическая игра — это активная и (или) интерактивная учебная

деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов.

Современные дидактические игры, это те игры кот. Соответствуют требованиям ФГОС

дошкольного образования к пространственной предметно-развивающей среде.

1. Настольно печатные игры и дидактические игры своими руками.

В работе педагоги широко использую дидактические игры, которые создаю своими руками.

Они ценны тем, что многие из них мы создаем вместе с детьми, тем самым повышаем интерес к

играм.

Сюда входят игры Лото, Профессии, цвета, формы, числа. с прищепками, игры бродилки, игры

лабиринты. Они дают детям возможность учиться и приобретать на практике навыки,

необходимые для успешной учебы в школе. Помогают узнавать о правилах, соблюдении очереди,

честности, испытать чувство победы и поражения. Дают возможность узнать цвет, слова

признания, согласования, учета, развивают память, учат распознавать образы, развивают логику.

Тренируют мелкую моторику каждый раз, когда дети играют.

Детские игры-лабиринты относятся к категории «классических», или, как говорится, игр «на

все времена». Лабиринт всегда считался сложным испытанием, требующим внимательности и

упорства. Конечно, детские развивающие игры лабиринты не такие уж запутанные и коварные, как

взрослые, но ребенку понадобятся определенные усилия, чтобы найти выход. Лабиринт— игра-

головоломка, направленная на развитие не только логического мышления, но также и координации

движений, концентрации внимания, усидчивости, сосредоточенности. Детям нравятся новые,

яркие и необычные дидактические игры.

Игры с прищепками.

Прищепки, бытовой предмет, который великолепно развивает координацию, силу пальцев рук,

готовит руку ребенка к письму, способствуют развитию речи.

Игры с прищепками – прекрасная форма работы для закрепления знаний о цвете, форме,

величине, умения ориентироваться в пространстве, счётных навыков, развития мышления,

внимания, воображения, речи.

«Буквы на ножках», «Еда для зверят», «Волшебный домик», «Ловим рыбку», «Угощение для

ежонка», «Постирай одежду для куклы», «Чей хвост?», «Посчитай слоги», «Огород», «Сезоны

года», «Забор» и др.

Игры на счет.

Цель: Закрепление математических представлений.

Игры на липучках. Игры на липучках приобретают все большую популярность. Соответствуют

требованиям ФГОС дошкольного образования к пространственной предметно-развивающей среде.

В этих играх объекты крепятся к карточкам с помощью липучек. Ребенок должен найти, какие

объекты прикрепить к определенной карточке, и точно соединить липучки, чтобы фигурка крепко

держалась на картинке. Развивающие липучки помогут вам с пользой занять детей, воспитать

усидчивость. Игра развивает мелкую моторику рук, речь, внимание, память, логическое и

ассоциативное мышление. Ребенок научится выделять один объект из множества других и

находить для него место на карточке — основе соответствующей тематики.

Данное методическое пособие может использоваться для формирования у ребёнка не только

речи, математических представлений дошкольников, но и для формирования целостной картины

мира, расширения кругозора.

Благодаря простой и доступной подаче материала, в игровой форме, дети легко смогут понять

сложные темы.

Лепбук. Лэпбук (англ. lapbook) - интерактивная папка для детей на заданную тему.

Лэпбук отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования к ППРС.

Полифункционален, обладает дидактическими свойствами, приобщает к миру искусства,

вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части, его структура и

содержание доступны детям дошкольного возраста, обеспечивает игровую, познавательную,

исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

Лэпбук могут делать:

- педагоги

- педагоги с детьми

- педагоги, дети и родители

- дети родители

-родители

Напольные игры. Отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования. Мы создаем условия

для поддержки развития творческой инициативы и самостоятельности у детей через освоение

напольных игр. Эти игры позволяют формировать умение у детей осваивать новые условия для игр

на полу. Учить детей проявлять инициативу и самостоятельность при освоении нового

пространства.

Пазлы и разрезные картинки. Методика разрезных картинок — это дидактическая игра, которая

необходима детям для развития представлений о частях и целостности предметов (изображений,

формирования логического мышления, внимательности, наблюдательности. Суть игры с

разрезными картинками в том, что из частей собрать целое.

Судоку для детей. Соответствуют требованиям ФГОС дошкольного образования к

пространственной предметно-развивающей среде. Судоку представляется чаще как головоломка

для взрослых людей или школьников. Но в судоку могут играть дети раннего возраста и

дошкольники так как на самом деле, разгадывание судоку не требует специальных знаний или

словарного запаса. Достаточно умения визуально отличать символы. Формировать и развивать

логическое мышление у детей 4 – 7 лет. Формировать представления о геометрических фигурах.

Развивать умение различать и называть геометрические фигуры. Развивать внимательность у

воспитанников. Комплектация игры: карточки с заданиями.

Игры-перфокарты. Соответствуют требованиям ФГОС дошкольного образования к

пространственной предметно-развивающей среде.

Специальные карточки – перфокарты. На картоне подбираю объекты, соответствующие

определенной теме. Эти объекты располагаются по краям, в две колонки. Для многоразового

использования в карточке делаются прорези – небольшие квадратики возле каждого объекта. На

занятии каждый ребенок получает перфокарту, чистый лист бумаги и карандаши или фломастеры.

Чистый лист подкладывается под перфокарту. Выполняя задание, ребенок закрашивает прорези в

определенный цвет. Затем воспитатель собирает листы и проверяет правильность их заполнения.

Задания выполняются индивидуально. Перфокарты используются многократно.

Круги и кольца Луллия. Соответствуют требованиям ФГОС дошкольного образования к

пространственной предметно-развивающей среде.

2. Дидактические игры с предметами. Соответствуют требованиям ФГОС дошкольного

образования к пространственной предметно-развивающей среде.

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы, Играя с ними, дети учатся

сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их

помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой,

качеством. В играх решают задачи на сравнение, классификацию, установления

последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной

среде задания в играх усложняются: ребята упражняются в определении предмета по какому-либо

одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (цвету, форме, качеству, назначению и

др., что очень важно для развития отвлеченного, логического мышления.

Д. и. «Чудесный мешочек», «Чудесная коробка»

3. Словесные дидактические игры – это комплексный метод обучения дошкольников, который

включает в себя и самостоятельно выстроенную игровую деятельность, и обучение основам

сюжетно-ролевой игры. Словесные дидактические игры заключается в том, что при использовании

данного метода главная роль принадлежит педагогу, он направляет детей на поиск решения

познавательных задач, применяет разнообразные приемы и методы, повышая интерес детей к

занятию, создает игровую ситуацию с проблемой, выход из которой находят сами дошкольники.

Подобным образом воспитатель не только доносит до ребенка определенные знания, но и обучает

детей игре.

Словесные дидактические игры:

- игры – путешествия (они призваны усилить впечатление, придать познавательного

содержания, обратить внимание детей на то, что существует рядом, но они этого не замечают)

- игры – поручения («Собери в корзинку кубики такого –то цвета», «Достань из мешочка

предметы круглой формы» Побуждают детей к осмыслению следующего действия, что требует

умения сопоставлять знания с обстоятельствами или предложенными условиями, устанавливать

причинные связи, активной работы воображения.

- игры – загадки (развивают способность к анализу)

- игры – беседы (основой является общение воспитателя с детьми, детей между собой, которое

предстает как игровое обучение и игровая деятельность).

«Угадай-ка по описанию», «Ассоциации», Игра «Время года» Съедобное – несъедобное.

«Краски» «Садовник»

Таким образом, дидактическая игра является средством всестороннего воспитания личности.

Она представляет очень удачно найденную форму обучения, когда ребенок обучается играя.

Основное обучающее воздействие принадлежит дидактическому материалу, игровым действиям,

которые как бы автоматически ведут учебный процесс, направляя активность детей в

определенное русло. В дидактической игре формируется познавательная деятельность ребенка, на

базе игровых приемов создаются интеллектуальные способности. В дидактической игре ребенок

учится самостоятельно мыслить, использовать полученные знания, сравнивать, классифицировать,

делать выводы. В формировании интеллектуальной готовности дидактическая игра должна давать

упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания. Так, полноценное

воспитание детей невозможно без дидактической игры.



В раздел образования