Автор: Исачкина Татьяна Геннадьевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МКОУ "Средняя школа №1 р.п. Мулловка"
Населённый пункт: Ульяновская обл. Мелекесский р-н. р.п. Мулловка
Наименование материала: Статья
Тема: "Учебные проекты школьников по экологии"
Раздел: среднее образование
Исачкина Татьяна Геннадьевна, учитель биологии, высшей категории,
«Почетный работник общего образования Российской Федерации».
Учебные проекты школьников по экологии.
Цель школьного экологического воспитания – сформировать высокую
культуру поведения человека в окружающей среде, ответственное отношение
к природе. Сегодня задача школы состоит не только в том, чтобы сформиро-
вать определенный объем знаний по экологии, но и в том, чтобы способ-
ствовать приобретению учащимися навыков научного анализа, а осознание
значимости практической помощи окружающей среде. Для экологического
воспитания учащихся большое значение имеет овладение необходимыми
знаниями и умениями, но и нормами и правилами поведения в природе, а так
же активное участие в выполнение разных видов практической деятельности
природоохранительной направленности.
Формирование таких качеств у ребят особенно эффективно происходит
в процессе их самостоятельных исследований. В ходе этой работы ученик
сам учится формулировать проблему, выдвигать и обосновывать причины её
возникновения, разработать и проводить эксперименты, делать выводы и
предложения по решению того или иного вопроса.
Исследовательская деятельность связана с открытием нового знания –
в этом ее принципиальное отличие от деятельности учебной, просветитель-
ско – познавательной, информативно – осведомительной.
В последние годы широкое распространение получила такая форма ор-
ганизации деятельности школьников, как проекты. Метод проектов возник в
США в 20- е годы двадцатого века. В России в 1905 году под руководством
С.Т. Шацкого была организована группа педагогов, пытающихся активно
использовать проектные методы в практике преподавания.
Исследовательские проекты – одна из наиболее распространенных
форм данного вида деятельности. На разных этапах проектов необходимо
решать исследовательские задачи, иначе проект отрывается от жизни и ста-
новится нереальным.
В муниципальном образовательном учреждении МКОУ СОШ №1 р.п.
Мулловка Мелекесского района Ульяновской области приоритетный
национальный проект «Образование» используется не только в качестве
ресурса, но и в качестве действенного механизма достижения конкретных
целей развития образовательной среды школы. Новые механизмы
саморазвития, основанные на творчестве педагогов, использование
современных образовательных технологий, укрепления связей школы с
наукой, позволили выстроить систему, где объединились усилия педагогов и
учащихся. В школе действуют комплексные программы – развития системы
образования, одна из них система дополнительного образования. На базе
нашей школы ребята получают дополнительное образование в
экологическом кружке по программе «Мир растений вокруг нас» от
областного Дома творчества.
Учебные проекты и исследовательская работа с учащимися в нашей
школе мною ведется с 5 по 11 класс более 15 лет. При выполнении проекта,
работа должна быть организована так, чтобы ребенок участвовал в ней с же-
ланием, проявлял инициативу, чувствовал, что это интересная работа, кото-
рую кроме него никто сделать не может. Ученик должен чувствовать свободу
выбора. Очень важно поддерживать естественный интерес ребенка к при-
роде, его любознательность, эти качества – залог успеха реализации проекта.
В ходе выполнения проектов ученик сам учится формулировать
проблему, выдвигать и обосновывать причины ее возникновения,
разрабатывать и проводить эксперимент, делать выводы и предложения по
решению того или иного вопроса. Моя роль как учителя строится на
принципах сотрудничества и включает: консультации для учащихся(групп) на
всех этапах проекта, привлечение родителей, общественных организаций
(администрации поселка, больница, ООО Гиппократ) к проектной
деятельности детей. Участие в организации презентации и общественной
экспертизы результатов проектной деятельности детей. На занятиях кружка я
знакомлю учащихся с понятием » проект», с технологией проектирования.
Творческое проектирование осуществляется в процессе коллективной
творческой деятельностью. Учащиеся, работая в малых группах анализируют
литературу, выявляют проблемы, предлагают решения на уровне гипотезы.
Тему проектов учащиеся выбирают сами .
Мы с ребятами в нашей школе вот уже несколько лет проводим эко-
логическое исследование посёлка. Расскажем о наиболее значимых из них в
разные годы. Ребята изучают экологию не только на уроках, они получают
дополнительное экологическое образование в детском объединении «ШЭГ»
-Школа экологической грамотности. С докладами о своей работе школьники
выступают на районной конференции юных исследователей «Шаг в буду-
щее», областной экологической научно-практической конференции ЭКО. В
региональном конкурсе «Юный ученый», конкурс для старшеклассников
,конкурс «Водных проектов». Деятельность их получила самые высокие
оценки.
Для нашего посёлка Мулловка чрезвычайно актуальна проблема за-
грязнения окружающей среды. Одно из исследований, которое проводили
ребята это изучение загрязнения окружающей среды тяжёлыми металлами,
так как через посёлок проходит дорога регионального значения Ульяновск -
Димитровград. Опыт проводили в 2003 году, так как поток транспорта уве-
личился из-за закрытия Тольяттинского моста в 2001 году. По данным учёта
интенсивности движения МДРСУ-2, по дороге через посёлок проходит 9994
единиц различных видов транспорта. Среди загрязнителей природы тяжёлые
металлы имеют особое экологическое, биологическое, и медицинское значе-
ние. Наиболее опасным, разрушающе действующем на организм человека
даже в очень маленьких концентрациях учёные считают ртуть, свинец, кад-
мий, хром.
Контрольный участок для опыта был заложен на пришкольном
участке, на расстоянии 1000 метров от дороги. Два других участка находи-
лись на расстоянии 200 и 500 метров от дороги, где выращивались овощи,
для сравнения были, взяты почвенные образцы от 50 и 200 метров. Учащимся
предстояло изучить, какие тяжёлые металлы накапливаются вблизи авто-
страды, выяснить, на каком расстоянии от автострады можно вести выращи-
вание сельскохозяйственных растений.
Для достижения поставленной цели было сделано следующее. Поч-
венные образцы отбирались на каждой пробной площадке в трёх равноуда-
лённых друг от друга точках, затем были отправлены в агрохимлабораторию
города Ульяновска. Исследования показали, что при приближении к авто-
страде содержание тяжёлых металлов возрастало не только в почве, но и в
растениях, однако значений ПДК (предельно допустимого контроля) они не
превышали. По количеству содержания тяжёлых металлов культуры можно
выстроить в ряд: свекла - морковь-капуста - картофель. После обработке ре-
зультатов сделаны соответственные выводы и разработаны рекомендации.
Подводя итог исследовательской работы, можно сказать, что в условиях из-
быточного увлажнения выращивают овощи и сельскохозяйственные культуры
для населения посёлка не опасно. В засушливые годы мы рекомендуем чаще
орошать растения внутренние и вечерние периоды дня.
Данная исследовательская работа вызвала большой интерес школьни-
ков и жителей поселка, проживающих вблизи автострады. Она получила вы-
сокие оценки на областной научно-практической экологической конферен-
ции. Эта работа была предоставлена на III Всероссийском молодежном
фестивале « меня оценят в XXI веке», где ее так же оценили.
Занимаясь исследовательской деятельностью, ребята не могут оста-
ваться равнодушными к экологическим проблемам своего поселка. На терри-
тории поселка находятся три пресноводных водоема: пруды Фабричный,
Менгулевский, Красотка. Все они между собой взаимосвязаны. Над прудом
Красотка нависла экологическая катастрофа, в результате деятельности ООО
«Гиппократ», так как это производство сбрасывает в водоем отработанную
воду. Неоднократно были заморы рыбы, над водоемом установился постоян-
ный неприятный запах, купаться и рыбачить было нельзя. Был разработан
план социально-экологического проекта «Вместе на чистой земле», исследо-
вательская работа «Вода – источник жизни».
Проведенный учащимися экологический мониторинг водоемов, срав-
нительная оценка их загрязнения показали, что самый грязный пруд – это
Красотка, второй по загрязнению – пруд Фабричный, самый чистый – Мен-
гулевский. После этого состоялся сход граждан с администраций поселка и
предприятием ООО «Гиппократ», где было решено создать комиссию по
контролю работы этого предприятия, был утвержден срок исправления всех
нарушений процесса производства. Цель нашей работы была достигнута. Ле-
том 2007 года в пруду Красотка можно было купаться, рыбачить. А осенью на
отдых здесь теперь останавливаются лебеди.
С этой исследовательской работой ребята приняли участие на XIV По-
волжской экологической конференции (г. Казань), где стали лауреатами, так
же в апреле 2008 г. с работой «Вода – источник жизни». Ибрагимова Лиля
защищала честь региона на Всероссийском конкурсе Водных ресурсов, где
стала дипломатом и получила приз Федерального агентства Водных ресурсов.
Интересные исследования проводятся в русле областного экологиче-
ского проекта «Флора». Ребята с большим энтузиазмом изучают растения
своей местности. В 2007 году проведена научно-исследовательская работа
по изучению первоцветов на территории р.п. Мулловка. В наиболее типич-
ных сообществах закладывались геоботанические площадки, на которых по-
дробно изучался видовой состав первоцветов, их обилие и характер разме-
щения. В ходе работы ребята познакомились с эколого-биологическими осо-
бенностями первоцветов; выяснили, что развитие этих растений начинается
еще под снегом и первые восходы появляются уже с развитыми цветками.
Исследуя видовой состав изучаемой территории, ребятами были обна-
ружены представители 14 видов высших сосудистых растений из 14 родов и 9
семейств. Среди травянистых первоцветов преобладают корневищные мно-
голетники. Геоботанические исследования показали, что довольно часто
встречается ландыш майский, гусиный лук. Редкие на изучаемой
территории купальница европейская, первоцвет весенний. Экологическое
состояние лесных и открытых сообществ признано удовлетворительным.
В рамках областного конкурса »Редкий вид» работали над
экологическим проектом «Редкие растения нашего поселка», изучали
согласно методики виды и численность редких растений, было выяснено ,что
среди редких есть растения занесенные в Красную книгу Ульяновской
области и России. Прежде всего это Рябчик русский. В проекте «Флора «
изучались растения - синоптики нашей местности. Был выполнен проект
экологический , где сравнивались показатели растений синоптиков и самым
предсказуемым по изменению погоды был определен одуванчик
лекарственный. Среди комнатных растений точным барометром стал
комнатный цветок Канна.
Все исследовательские работы являются составной частью одной
большой и объемной темы – «Экология поселка Мулловка», над которой мы
работаем с 2000 года. Ребята с большим интересом и ответственностью вы-
полняют исследовательские проекты, зная, они имеют практическое значение
для территории нашего поселка. Высоко оценивают нашу работу и местные
жители.
В 2009-2011 гг. учащими нашей школы были проведены исследова-
тельские работы, направленные на здоровый образ жизни и здоровья уча-
щихся. В 2009-2010 учебным году учащиеся начальной школы впервые при-
няли участие в областном конкурсе Малая академия. В 2010-2011 учебном
году первоклассники Рамзаев А, Рамзаева М выступили на кустовом кон-
курсе Малой академии с работой «Использование метода лихеноиндикации в
определении экологического состояния окружающей среды на территории
МОУ СОШ № 1 р. п. Мулловка Мелекесского района»
В 2013 году был разработан экологический проект «Утилизация ново-
годних елок», где ребятами было предложено дальнейшее использование
елок после новогодних праздников. На уроках технологии елки обрабаты-
вались от веток, очищалась древесина, ствол распиливался на заготовки для
кубиков. Изготовленные кубики окрашивались в яркие цвета, игрушки
были переданы в детский сад.
В 2014 году старшеклассниками было разработано несколько новых
проектов: Зотов Евгений работал с проектом «Определение состояния окру-
жающей среды по снежному покрову». Были проведены различные исследо-
вания снега, пробы взяты в разных точках поселка. Результат показал, что
около промышленных предприятий и дороги снег очень грязный.
Назаркина Юлия определяла состояние воздуха по состоянию сосны
обыкновенной. Ее экологический проект » Сосна обыкновенная – биоинди-
катор загрязнения воздуха». По состоянию хвои на разных участках леса,
вдоль дороги и на определенном расстоянии вглубь леса определялось коли-
чество хвоинок с изменением цвета и формы. Были сделаны определенные
выводы и даны рекомендации.
В настоящее время ученики нашей школы работают над экологиче-
скими проектами « Влияние транспорта на окружающую среду р.п. Мул-
ловка», «Контрольная закупка: определение качества меда нашей местно-
сти», «Состояние малокофауны прибрежной зоны р.п. Мулловка».
Занятие детей экологической деятельностью, работа над экологиче-
скими проектами являются дополнительным средством пополнения и расши-
рения знаний учащихся, а также развивают любознательность и пытливость
ума. Идет развитие личностных качеств и индивидуальных способностей де-
тей, все это способствует обогащению навыков общения и умений совмест-
ной деятельности.
Экологическое воспитание в первую очередь направлено на
формирование активной жизненной позиции. Оно помогает убедить
учащихся в том, что от каждого из нас зависит состояние окружающей
среды. Они должны владеть достоверной информацией о современных
проблемах окружающей среды, уметь анализировать и оценивать глобальные
и региональные экологические проблемы, пути их решения, последствия
собственной деятельности в окружающей среде, что является отличительной
чертой экологической грамотности.