Напоминание

"Учебные проекты школьников по экологии"


Автор: Исачкина Татьяна Геннадьевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МКОУ "Средняя школа №1 р.п. Мулловка"
Населённый пункт: Ульяновская обл. Мелекесский р-н. р.п. Мулловка
Наименование материала: Статья
Тема: "Учебные проекты школьников по экологии"
Раздел: среднее образование





Назад




Исачкина Татьяна Геннадьевна, учитель биологии, высшей категории,

«Почетный работник общего образования Российской Федерации».

Учебные проекты школьников по экологии.

Цель школьного экологического воспитания – сформировать высокую

культуру поведения человека в окружающей среде, ответственное отношение

к природе. Сегодня задача школы состоит не только в том, чтобы сформиро-

вать определенный объем знаний по экологии, но и в том, чтобы способ-

ствовать приобретению учащимися навыков научного анализа, а осознание

значимости практической помощи окружающей среде. Для экологического

воспитания учащихся большое значение имеет овладение необходимыми

знаниями и умениями, но и нормами и правилами поведения в природе, а так

же активное участие в выполнение разных видов практической деятельности

природоохранительной направленности.

Формирование таких качеств у ребят особенно эффективно происходит

в процессе их самостоятельных исследований. В ходе этой работы ученик

сам учится формулировать проблему, выдвигать и обосновывать причины её

возникновения, разработать и проводить эксперименты, делать выводы и

предложения по решению того или иного вопроса.

Исследовательская деятельность связана с открытием нового знания –

в этом ее принципиальное отличие от деятельности учебной, просветитель-

ско – познавательной, информативно – осведомительной.

В последние годы широкое распространение получила такая форма ор-

ганизации деятельности школьников, как проекты. Метод проектов возник в

США в 20- е годы двадцатого века. В России в 1905 году под руководством

С.Т. Шацкого была организована группа педагогов, пытающихся активно

использовать проектные методы в практике преподавания.

Исследовательские проекты – одна из наиболее распространенных

форм данного вида деятельности. На разных этапах проектов необходимо

решать исследовательские задачи, иначе проект отрывается от жизни и ста-

новится нереальным.

В муниципальном образовательном учреждении МКОУ СОШ №1 р.п.

Мулловка Мелекесского района Ульяновской области приоритетный

национальный проект «Образование» используется не только в качестве

ресурса, но и в качестве действенного механизма достижения конкретных

целей развития образовательной среды школы. Новые механизмы

саморазвития, основанные на творчестве педагогов, использование

современных образовательных технологий, укрепления связей школы с

наукой, позволили выстроить систему, где объединились усилия педагогов и

учащихся. В школе действуют комплексные программы – развития системы

образования, одна из них система дополнительного образования. На базе

нашей школы ребята получают дополнительное образование в

экологическом кружке по программе «Мир растений вокруг нас» от

областного Дома творчества.

Учебные проекты и исследовательская работа с учащимися в нашей

школе мною ведется с 5 по 11 класс более 15 лет. При выполнении проекта,

работа должна быть организована так, чтобы ребенок участвовал в ней с же-

ланием, проявлял инициативу, чувствовал, что это интересная работа, кото-

рую кроме него никто сделать не может. Ученик должен чувствовать свободу

выбора. Очень важно поддерживать естественный интерес ребенка к при-

роде, его любознательность, эти качества – залог успеха реализации проекта.

В ходе выполнения проектов ученик сам учится формулировать

проблему, выдвигать и обосновывать причины ее возникновения,

разрабатывать и проводить эксперимент, делать выводы и предложения по

решению того или иного вопроса. Моя роль как учителя строится на

принципах сотрудничества и включает: консультации для учащихся(групп) на

всех этапах проекта, привлечение родителей, общественных организаций

(администрации поселка, больница, ООО Гиппократ) к проектной

деятельности детей. Участие в организации презентации и общественной

экспертизы результатов проектной деятельности детей. На занятиях кружка я

знакомлю учащихся с понятием » проект», с технологией проектирования.

Творческое проектирование осуществляется в процессе коллективной

творческой деятельностью. Учащиеся, работая в малых группах анализируют

литературу, выявляют проблемы, предлагают решения на уровне гипотезы.

Тему проектов учащиеся выбирают сами .

Мы с ребятами в нашей школе вот уже несколько лет проводим эко-

логическое исследование посёлка. Расскажем о наиболее значимых из них в

разные годы. Ребята изучают экологию не только на уроках, они получают

дополнительное экологическое образование в детском объединении «ШЭГ»

-Школа экологической грамотности. С докладами о своей работе школьники

выступают на районной конференции юных исследователей «Шаг в буду-

щее», областной экологической научно-практической конференции ЭКО. В

региональном конкурсе «Юный ученый», конкурс для старшеклассников

,конкурс «Водных проектов». Деятельность их получила самые высокие

оценки.

Для нашего посёлка Мулловка чрезвычайно актуальна проблема за-

грязнения окружающей среды. Одно из исследований, которое проводили

ребята это изучение загрязнения окружающей среды тяжёлыми металлами,

так как через посёлок проходит дорога регионального значения Ульяновск -

Димитровград. Опыт проводили в 2003 году, так как поток транспорта уве-

личился из-за закрытия Тольяттинского моста в 2001 году. По данным учёта

интенсивности движения МДРСУ-2, по дороге через посёлок проходит 9994

единиц различных видов транспорта. Среди загрязнителей природы тяжёлые

металлы имеют особое экологическое, биологическое, и медицинское значе-

ние. Наиболее опасным, разрушающе действующем на организм человека

даже в очень маленьких концентрациях учёные считают ртуть, свинец, кад-

мий, хром.

Контрольный участок для опыта был заложен на пришкольном

участке, на расстоянии 1000 метров от дороги. Два других участка находи-

лись на расстоянии 200 и 500 метров от дороги, где выращивались овощи,

для сравнения были, взяты почвенные образцы от 50 и 200 метров. Учащимся

предстояло изучить, какие тяжёлые металлы накапливаются вблизи авто-

страды, выяснить, на каком расстоянии от автострады можно вести выращи-

вание сельскохозяйственных растений.

Для достижения поставленной цели было сделано следующее. Поч-

венные образцы отбирались на каждой пробной площадке в трёх равноуда-

лённых друг от друга точках, затем были отправлены в агрохимлабораторию

города Ульяновска. Исследования показали, что при приближении к авто-

страде содержание тяжёлых металлов возрастало не только в почве, но и в

растениях, однако значений ПДК (предельно допустимого контроля) они не

превышали. По количеству содержания тяжёлых металлов культуры можно

выстроить в ряд: свекла - морковь-капуста - картофель. После обработке ре-

зультатов сделаны соответственные выводы и разработаны рекомендации.

Подводя итог исследовательской работы, можно сказать, что в условиях из-

быточного увлажнения выращивают овощи и сельскохозяйственные культуры

для населения посёлка не опасно. В засушливые годы мы рекомендуем чаще

орошать растения внутренние и вечерние периоды дня.

Данная исследовательская работа вызвала большой интерес школьни-

ков и жителей поселка, проживающих вблизи автострады. Она получила вы-

сокие оценки на областной научно-практической экологической конферен-

ции. Эта работа была предоставлена на III Всероссийском молодежном

фестивале « меня оценят в XXI веке», где ее так же оценили.

Занимаясь исследовательской деятельностью, ребята не могут оста-

ваться равнодушными к экологическим проблемам своего поселка. На терри-

тории поселка находятся три пресноводных водоема: пруды Фабричный,

Менгулевский, Красотка. Все они между собой взаимосвязаны. Над прудом

Красотка нависла экологическая катастрофа, в результате деятельности ООО

«Гиппократ», так как это производство сбрасывает в водоем отработанную

воду. Неоднократно были заморы рыбы, над водоемом установился постоян-

ный неприятный запах, купаться и рыбачить было нельзя. Был разработан

план социально-экологического проекта «Вместе на чистой земле», исследо-

вательская работа «Вода – источник жизни».

Проведенный учащимися экологический мониторинг водоемов, срав-

нительная оценка их загрязнения показали, что самый грязный пруд – это

Красотка, второй по загрязнению – пруд Фабричный, самый чистый – Мен-

гулевский. После этого состоялся сход граждан с администраций поселка и

предприятием ООО «Гиппократ», где было решено создать комиссию по

контролю работы этого предприятия, был утвержден срок исправления всех

нарушений процесса производства. Цель нашей работы была достигнута. Ле-

том 2007 года в пруду Красотка можно было купаться, рыбачить. А осенью на

отдых здесь теперь останавливаются лебеди.

С этой исследовательской работой ребята приняли участие на XIV По-

волжской экологической конференции (г. Казань), где стали лауреатами, так

же в апреле 2008 г. с работой «Вода – источник жизни». Ибрагимова Лиля

защищала честь региона на Всероссийском конкурсе Водных ресурсов, где

стала дипломатом и получила приз Федерального агентства Водных ресурсов.

Интересные исследования проводятся в русле областного экологиче-

ского проекта «Флора». Ребята с большим энтузиазмом изучают растения

своей местности. В 2007 году проведена научно-исследовательская работа

по изучению первоцветов на территории р.п. Мулловка. В наиболее типич-

ных сообществах закладывались геоботанические площадки, на которых по-

дробно изучался видовой состав первоцветов, их обилие и характер разме-

щения. В ходе работы ребята познакомились с эколого-биологическими осо-

бенностями первоцветов; выяснили, что развитие этих растений начинается

еще под снегом и первые восходы появляются уже с развитыми цветками.

Исследуя видовой состав изучаемой территории, ребятами были обна-

ружены представители 14 видов высших сосудистых растений из 14 родов и 9

семейств. Среди травянистых первоцветов преобладают корневищные мно-

голетники. Геоботанические исследования показали, что довольно часто

встречается ландыш майский, гусиный лук. Редкие на изучаемой

территории купальница европейская, первоцвет весенний. Экологическое

состояние лесных и открытых сообществ признано удовлетворительным.

В рамках областного конкурса »Редкий вид» работали над

экологическим проектом «Редкие растения нашего поселка», изучали

согласно методики виды и численность редких растений, было выяснено ,что

среди редких есть растения занесенные в Красную книгу Ульяновской

области и России. Прежде всего это Рябчик русский. В проекте «Флора «

изучались растения - синоптики нашей местности. Был выполнен проект

экологический , где сравнивались показатели растений синоптиков и самым

предсказуемым по изменению погоды был определен одуванчик

лекарственный. Среди комнатных растений точным барометром стал

комнатный цветок Канна.

Все исследовательские работы являются составной частью одной

большой и объемной темы – «Экология поселка Мулловка», над которой мы

работаем с 2000 года. Ребята с большим интересом и ответственностью вы-

полняют исследовательские проекты, зная, они имеют практическое значение

для территории нашего поселка. Высоко оценивают нашу работу и местные

жители.

В 2009-2011 гг. учащими нашей школы были проведены исследова-

тельские работы, направленные на здоровый образ жизни и здоровья уча-

щихся. В 2009-2010 учебным году учащиеся начальной школы впервые при-

няли участие в областном конкурсе Малая академия. В 2010-2011 учебном

году первоклассники Рамзаев А, Рамзаева М выступили на кустовом кон-

курсе Малой академии с работой «Использование метода лихеноиндикации в

определении экологического состояния окружающей среды на территории

МОУ СОШ № 1 р. п. Мулловка Мелекесского района»

В 2013 году был разработан экологический проект «Утилизация ново-

годних елок», где ребятами было предложено дальнейшее использование

елок после новогодних праздников. На уроках технологии елки обрабаты-

вались от веток, очищалась древесина, ствол распиливался на заготовки для

кубиков. Изготовленные кубики окрашивались в яркие цвета, игрушки

были переданы в детский сад.

В 2014 году старшеклассниками было разработано несколько новых

проектов: Зотов Евгений работал с проектом «Определение состояния окру-

жающей среды по снежному покрову». Были проведены различные исследо-

вания снега, пробы взяты в разных точках поселка. Результат показал, что

около промышленных предприятий и дороги снег очень грязный.

Назаркина Юлия определяла состояние воздуха по состоянию сосны

обыкновенной. Ее экологический проект » Сосна обыкновенная – биоинди-

катор загрязнения воздуха». По состоянию хвои на разных участках леса,

вдоль дороги и на определенном расстоянии вглубь леса определялось коли-

чество хвоинок с изменением цвета и формы. Были сделаны определенные

выводы и даны рекомендации.

В настоящее время ученики нашей школы работают над экологиче-

скими проектами « Влияние транспорта на окружающую среду р.п. Мул-

ловка», «Контрольная закупка: определение качества меда нашей местно-

сти», «Состояние малокофауны прибрежной зоны р.п. Мулловка».

Занятие детей экологической деятельностью, работа над экологиче-

скими проектами являются дополнительным средством пополнения и расши-

рения знаний учащихся, а также развивают любознательность и пытливость

ума. Идет развитие личностных качеств и индивидуальных способностей де-

тей, все это способствует обогащению навыков общения и умений совмест-

ной деятельности.

Экологическое воспитание в первую очередь направлено на

формирование активной жизненной позиции. Оно помогает убедить

учащихся в том, что от каждого из нас зависит состояние окружающей

среды. Они должны владеть достоверной информацией о современных

проблемах окружающей среды, уметь анализировать и оценивать глобальные

и региональные экологические проблемы, пути их решения, последствия

собственной деятельности в окружающей среде, что является отличительной

чертой экологической грамотности.



В раздел образования