Напоминание

Метод проекта на уроках русского языка и литературы.


Автор: Михальская Ольга Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: Школа-гимназия № 1 им. А.С. Пушкина
Населённый пункт: г.Токмок,Кыргызстан
Наименование материала: Статья
Тема: Метод проекта на уроках русского языка и литературы.
Раздел: полное образование





Назад




Проект - это исследование. Человек исследует, а это значит, что он наблюдает и

разгадывает тайны природы, окружающего нас мира, в том числе и тайны языка,

узнает связь явлений, закономерностей. Научиться исследовать, значит, научиться

самостоятельно узнавать новое, развивать в себе смелость мысли, интерес к знаниям.

Ребенок чувствует себя творцом и способен в создании конкретных предметов

выражать свое отношение к миру. Он создает продукт своего творчества, который

доставляет радость и ему, и взрослым. Школьник видит как серьезно оценивают его

работу, поэтому и сам относится к ней всерьез. Проектная деятельность требует

серьезной организации и материальной обеспеченности этого процесса - только тогда

можно ожидать хороших результатов. Проект ученика не может выйти за пределы

имеющихся у него знаний. Следовательно, надо сообщить школьникам эти

необходимые основные знания, научить таким навыкам и приемам работы, которые

были бы нужны для создания проекта. Таким образом, проектная деятельность

развивает ученика разносторонне. Она обусловлена, в основном, двумя основными

принципами: индивидуальной заинтересованностью и социальной значимостью ее.

В своей педагогической практике при обучении русскому языку и литературе я

чаще всего использую такие виды проектов, как информационные, игровые,

исследовательские, творческие. Вид проекта зависит от возраста учащихся и темы. По

содержанию чаще всего проекты межпредметны, т.к. интегрируют

знания по литературе, русскому языку, географии, истории, искусствознанию,

культурологи. Начинается всё уже в пятом классе: с этого периода я включаю в урок

фрагменты исследовательской работы. Инициатива учащегося при выборе темы

ограничивается на первых порах рамками школьного курса и моими возможностями ,

так как я изначально выступаю в роли научного руководителя проекта Избираемые

нами темы значительны, интересны и усложняются в зависимости от возраста

учащихся. Каждый школьник смог найти «своего поэта » и продемонстрировать свое

личное отношение как к нему, так и к его творчеству. Личный интерес способствовал

в данном случае реализации воспитательного потенциала, заложенного в

биографическом и поэтическом материале.

В дальнейшем мы осуществляем переход от индивидуального проекта к групповому.

Небольшие по объему исследования о персонажах или явлениях сводятся в

коллективный труд « Мой Пушкин» . Наиболее высокий уровень проектов

предусмотрен мною , как и должно быть, для старшеклассников, которые работают

индивидуально. Темы сужаются, требуя обращения к специальной литературе и

источникам. Они связаны с краеведением, этнографией, лингвистикой, социологией,

историей . Выбор темы проекта, как показывает мой опыт, — не самое простое

занятие Иногда ученик выбирает проблему, которая ему явно не по плечу. Я считаю,

что здесь важно не просто отклонить ее, но сделать это тактично, показав школьнику

все трудности предстоящей работы и не отпугнув его от исследования вообще. Часто

такой отказ связан с недостаточностью источников. Бывает, что темы просто «лежат

на поверхности».

Завершается работа над проектом его защитой, которая проходит в наиболее

подходящей форме. В своей работе я использую широкое обсуждение в классе,

требующее некоторой подготовки: назначаю рецензентов и оппонентов, организую

знакомство класса с самим текстом. Велика в этом случае и моя роль как

руководителя дискуссии, я не даю ей отдалиться от существа вопроса и в то же время

не навязываю своего мнения. При ограниченном времени мы обращаемся к спорному

или неудачному фрагменту текста.

Мой опыт работы над проектами позволяет сделать некоторые выводы.

При коллективной работе над проектом очень важно соблюдать поэтапность

(пошаговость):

1) замысел, определение темы, цели, формирование рабочих групп;

2) планирование, распределение ролей (в коллективном проекте);

3) принятие решений («мозговой штурм», обсуждение альтернатив, выбор

оптимального варианта);

4) выполнение проекта;

5) описание проекта;

6) защита проекта;

7) оценка результатов (анализ выполнения и защиты проекта, выяснение причин удач

и неудач).

Пропуск даже одного из этих этапов снижает эффективность работы над проектом.

Преимущество проекта прежде всего в том, что ограниченный временными рамками

урок "выплескивается" во внеурочную деятельность. Я предостерегаю своих юных

исследователей от самой распространенной ошибки: рефераты и простые

сообщения на заданную тему, тем более списанные из энциклопедии или словаря, не

являются проектами. Я учу ребят разграничивать эти понятия. Сообщение - это

краткое освещение факта, события; известие. Доклад - публичное, развернутое

освещение определенной темы. Реферат - краткое изложение содержания книги или

анализ литературы по освещаемому вопросу, проблеме. А вот исследование - это уже

научный труд, подвергнувший изучению факт, событие, процесс.

Важной особенностью метода является то, что он ориентирует на переход от

авторитарного стиля обучения, центрированного на учителе и передаче знаний, к

демократическому образовательному процессу, фокусом которого становится

учащийся и его самостоятельная исследовательская и творческая деятельность.

Метод проектов применительно к русскому языку и литературе- это

целенаправленная, в целом самостоятельная деятельность учащихся, осуществляемая

под гибким руководством учителя, направленная на решение творческой,

исследовательской, личностно или социально значимой проблемы и на получение

конкретного результата в виде материального и идеального продукта.

Проектная деятельность-это серия спланированных, обоснованных мероприятий,

предназначенных для достижения определённых целей и разрешения конкретных

задач за нормированный промежуток времени. Например, проект «Евгений Онегин-

«энциклопедия русской жизни»,цель – научить школьников давать самостоятельную

оценку художественному произведению, исследуя язык, историческую основу,

литературную жизнь произведения.

Помимо того, данный метод направлен на развитие навыков сотрудничества и

делового общения в коллективе, предусматривает сочетание индивидуальной

самостоятельной работы с групповыми занятиями, обсуждение дискуссионных

вопросов, то есть он способствует развитию социально значимых качеств учащихся.

Формирование у обучающихся базовых компетенций, в том числе и проектной

(компетенции решения проблем), включает реализацию следующих задач:

- выработать у школьников самостоятельное, критическое мышление, умение работать

с информацией;

- научить размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать

обоснованные выводы;

- принимать самостоятельные аргументированные решения;

- научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.

Учителю, готовому работать по-новому, желающему стать учителем проектного

обучения, необходимо иметь определенный уровень научно-методической

подготовки, владеть технологией проектирования, методикой исследования и

технологией осуществления проектного обучения.

На уроках русского языка и литературы через применение проблемного метода в

обучении закладываются основы исследовательского поведения учащихся и

формируются навыки поисковой деятельности.



В раздел образования