Автор: Михальская Ольга Александровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: Школа-гимназия № 1 им. А.С. Пушкина
Населённый пункт: г.Токмок,Кыргызстан
Наименование материала: Статья
Тема: Метод проекта на уроках русского языка и литературы.
Раздел: полное образование
Проект - это исследование. Человек исследует, а это значит, что он наблюдает и
разгадывает тайны природы, окружающего нас мира, в том числе и тайны языка,
узнает связь явлений, закономерностей. Научиться исследовать, значит, научиться
самостоятельно узнавать новое, развивать в себе смелость мысли, интерес к знаниям.
Ребенок чувствует себя творцом и способен в создании конкретных предметов
выражать свое отношение к миру. Он создает продукт своего творчества, который
доставляет радость и ему, и взрослым. Школьник видит как серьезно оценивают его
работу, поэтому и сам относится к ней всерьез. Проектная деятельность требует
серьезной организации и материальной обеспеченности этого процесса - только тогда
можно ожидать хороших результатов. Проект ученика не может выйти за пределы
имеющихся у него знаний. Следовательно, надо сообщить школьникам эти
необходимые основные знания, научить таким навыкам и приемам работы, которые
были бы нужны для создания проекта. Таким образом, проектная деятельность
развивает ученика разносторонне. Она обусловлена, в основном, двумя основными
принципами: индивидуальной заинтересованностью и социальной значимостью ее.
В своей педагогической практике при обучении русскому языку и литературе я
чаще всего использую такие виды проектов, как информационные, игровые,
исследовательские, творческие. Вид проекта зависит от возраста учащихся и темы. По
содержанию чаще всего проекты межпредметны, т.к. интегрируют
знания по литературе, русскому языку, географии, истории, искусствознанию,
культурологи. Начинается всё уже в пятом классе: с этого периода я включаю в урок
фрагменты исследовательской работы. Инициатива учащегося при выборе темы
ограничивается на первых порах рамками школьного курса и моими возможностями ,
так как я изначально выступаю в роли научного руководителя проекта Избираемые
нами темы значительны, интересны и усложняются в зависимости от возраста
учащихся. Каждый школьник смог найти «своего поэта » и продемонстрировать свое
личное отношение как к нему, так и к его творчеству. Личный интерес способствовал
в данном случае реализации воспитательного потенциала, заложенного в
биографическом и поэтическом материале.
В дальнейшем мы осуществляем переход от индивидуального проекта к групповому.
Небольшие по объему исследования о персонажах или явлениях сводятся в
коллективный труд « Мой Пушкин» . Наиболее высокий уровень проектов
предусмотрен мною , как и должно быть, для старшеклассников, которые работают
индивидуально. Темы сужаются, требуя обращения к специальной литературе и
источникам. Они связаны с краеведением, этнографией, лингвистикой, социологией,
историей . Выбор темы проекта, как показывает мой опыт, — не самое простое
занятие Иногда ученик выбирает проблему, которая ему явно не по плечу. Я считаю,
что здесь важно не просто отклонить ее, но сделать это тактично, показав школьнику
все трудности предстоящей работы и не отпугнув его от исследования вообще. Часто
такой отказ связан с недостаточностью источников. Бывает, что темы просто «лежат
на поверхности».
Завершается работа над проектом его защитой, которая проходит в наиболее
подходящей форме. В своей работе я использую широкое обсуждение в классе,
требующее некоторой подготовки: назначаю рецензентов и оппонентов, организую
знакомство класса с самим текстом. Велика в этом случае и моя роль как
руководителя дискуссии, я не даю ей отдалиться от существа вопроса и в то же время
не навязываю своего мнения. При ограниченном времени мы обращаемся к спорному
или неудачному фрагменту текста.
Мой опыт работы над проектами позволяет сделать некоторые выводы.
При коллективной работе над проектом очень важно соблюдать поэтапность
(пошаговость):
1) замысел, определение темы, цели, формирование рабочих групп;
2) планирование, распределение ролей (в коллективном проекте);
3) принятие решений («мозговой штурм», обсуждение альтернатив, выбор
оптимального варианта);
4) выполнение проекта;
5) описание проекта;
6) защита проекта;
7) оценка результатов (анализ выполнения и защиты проекта, выяснение причин удач
и неудач).
Пропуск даже одного из этих этапов снижает эффективность работы над проектом.
Преимущество проекта прежде всего в том, что ограниченный временными рамками
урок "выплескивается" во внеурочную деятельность. Я предостерегаю своих юных
исследователей от самой распространенной ошибки: рефераты и простые
сообщения на заданную тему, тем более списанные из энциклопедии или словаря, не
являются проектами. Я учу ребят разграничивать эти понятия. Сообщение - это
краткое освещение факта, события; известие. Доклад - публичное, развернутое
освещение определенной темы. Реферат - краткое изложение содержания книги или
анализ литературы по освещаемому вопросу, проблеме. А вот исследование - это уже
научный труд, подвергнувший изучению факт, событие, процесс.
Важной особенностью метода является то, что он ориентирует на переход от
авторитарного стиля обучения, центрированного на учителе и передаче знаний, к
демократическому образовательному процессу, фокусом которого становится
учащийся и его самостоятельная исследовательская и творческая деятельность.
Метод проектов применительно к русскому языку и литературе- это
целенаправленная, в целом самостоятельная деятельность учащихся, осуществляемая
под гибким руководством учителя, направленная на решение творческой,
исследовательской, личностно или социально значимой проблемы и на получение
конкретного результата в виде материального и идеального продукта.
Проектная деятельность-это серия спланированных, обоснованных мероприятий,
предназначенных для достижения определённых целей и разрешения конкретных
задач за нормированный промежуток времени. Например, проект «Евгений Онегин-
«энциклопедия русской жизни»,цель – научить школьников давать самостоятельную
оценку художественному произведению, исследуя язык, историческую основу,
литературную жизнь произведения.
Помимо того, данный метод направлен на развитие навыков сотрудничества и
делового общения в коллективе, предусматривает сочетание индивидуальной
самостоятельной работы с групповыми занятиями, обсуждение дискуссионных
вопросов, то есть он способствует развитию социально значимых качеств учащихся.
Формирование у обучающихся базовых компетенций, в том числе и проектной
(компетенции решения проблем), включает реализацию следующих задач:
- выработать у школьников самостоятельное, критическое мышление, умение работать
с информацией;
- научить размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать
обоснованные выводы;
- принимать самостоятельные аргументированные решения;
- научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.
Учителю, готовому работать по-новому, желающему стать учителем проектного
обучения, необходимо иметь определенный уровень научно-методической
подготовки, владеть технологией проектирования, методикой исследования и
технологией осуществления проектного обучения.
На уроках русского языка и литературы через применение проблемного метода в
обучении закладываются основы исследовательского поведения учащихся и
формируются навыки поисковой деятельности.