Автор: Кириллова Тамара Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад комбинированного вида №3
Населённый пункт: г. Данков, Липецкая обл.
Наименование материала: Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми по познавательному развитию на тему «Синичкин календарь. Январь» в разновозрастной компенсирующей группе
Тема: Совместная деятельность
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №3 г. Данкова Липецкая область
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми
по познавательному развитию на тему
«
Синичкин календарь. Январь»
в разновозрастной компенсирующей группе
Разработчик
Кириллова Тамара Николаевна,
воспитатель первой
квалификационной категории
2023 г.
Цель:
1. Познакомить детей с рассказом В. Бианки «Синичкин календарь. Январь».
1. Расширять и систематизировать знания детей о птицах.
2. Воспитывать умение правильно вести себя в природе.
Оборудование: иллюстрации к рассказу.
Словарная работа: оконница.
Предварительная работа: чтение рассказа В. Бианки «Синичкин календарь.
Январь».
Ход совместной деятельности.
1. Вступительное слово воспитателя.
Мы уже познакомились с молодой синичкой Зинькой, о которой рассказал
писатель Виталий Валентинович Бианки, узнали, как живётся ей зимой, когда на дворе
холодно, и стоит январь.
Открою вам секрет: у писателя В.В. Бианки, кроме рассказа «Январь», ещё
много рассказов о жизни Зиньки, а точнее – ещё 11, по количеству месяцев в году.
Зинька будет прилетать к нам каждый месяц, и мы узнаем, как ей живётся круглый
год.
Сегодня мы вспоминаем, как познакомились с Зинькой, что узнала она о месяце
январе.
2. Беседа по содержанию рассказа « Синичкин календарь. Январь».
- Кто такая Зинька?(Ответы детей: молодая синичка, у которой не было своего
гнезда).
- Чем занималась целый день Зинька? (Ответы детей: перелетала с места на
место, прыгала по заборам, ветвям и крышам).
- Где же ночевала Зинька, если у неё не было гнезда? (Ответы детей: в пустых
дуплах или щёлках под крышей).
- Какое гнездо посчастливилось найти Зиньке среди зимы? (Ответы детей:
свободное воробьиное гнездо).
- Где оно помещалось, и как было оборудовано? (Ответы детей: над окном за
оконницей, в гнезде была перина мягкого пуха).
- Какой шум разбудил Зиньку ночью? (Ответы детей: шумели в доме, из окна
бил яркий свет).
- Что увидела испуганная синичка, когда заглянула в окно? (Ответы детей:
большую нарядную ёлку, вокруг неё прыгали и кричали дети).
- Почему Зинька никогда не видела, чтобы люди так вели себя по ночам?
(Ответы детей: она родилась только прошлым летом и не знала, что бывает праздник
Новый год).
- Как объяснили воробьи Зиньке, что такое календарь и январь? (Ответы детей:
календарь - это расписание работы солнышка на весь год. Год состоит из месяцев, и
январь его первый месяц. За ним идут месяцы февраль, март, апрель, май, июнь, июль,
август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь).
- Смогла Зинька запомнить названия месяцев? (Ответы детей: нет, не
запомнила).
- Какой совет дал Зиньке Старый Воробей? (Ответы детей: прилетать к нему,
как только услышит, что месяц заканчивается, а он будет называть Зиньке название
следующего месяца).
- Расскажите, что сказал Старый Воробей Зиньке, когда она прилетела к нему в
последний день января? (Ответы детей: январь – первый месяц года. Он начинается с
весёлой ёлки для детей. Солнце с каждым днём начинает вставать раньше и ложиться
позже. Крепчает мороз. Небо в тучах, но когда проглянет солнышко, начинают петь
синички: «Зинь-зинь-тю!»).
- Что вы узнали интересного из рассказа В. В. Бианки? (Ответы детей: как
живётся птицам зимой).
- О чём напомнил вам рассказ Старого Воробья? (Ответы детей: приметы
января месяца).
- Будите ли вы ждать новой встречи с Зинькой в феврале месяце? (Ответы
детей: будем, чтобы узнать, куда она полетит, с чем и кем будет знакомиться).
3.Подвижная игра «Зимующие и перелетные птицы»
Ход игры:
Дети надевают шапочки птиц (перелетных и зимующих). В середине площадки
на расстоянии друг от друга стоят два ребенка в шапочках Солнышка и Снежинки.
«Птицы» бегают врассыпную со словами: «Птички летают, зерна собирают.
Маленькие птички, птички-невелички». После этих слов «перелетные птицы» бегут к
Солнцу, а «зимующие» - к снежинке. Чей круг быстрее соберется, тот и выиграл.
4. Итог.
Рада, что вам понравилась молодая синичка Зинька. Новая встреча с ней совсем
не за горами, ведь скоро наступит месяц февраль, и мы снова откроем книгу В.В.
Бианки «Синичкин календарь».