Напоминание

Развитие творческих способностей детей с ОВЗ в процессе детского экспериментирования»


Автор: Журлова Галина Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад № 32 комбинированного вида"
Населённый пункт: г.о.Саранск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Развитие творческих способностей детей с ОВЗ в процессе детского экспериментирования»
Раздел: дошкольное образование





Назад




ЖУРЛОВА ГАЛИНА АЛЕКСЕЕВНА

МДОУ «Детский сад №32 комбинированного вида»

«Развитие творческих способностей детей с ОВЗ в процессе детского

экспериментирования»

В современном обществе все большую востребованность приобретают

профессии и специальности, связанные с умением изучать и преобразовывать

окружающий

человека

мир.

Творческие

проявления,

связанные

с

нестандартным видением объектов, дизайнерскими решениями, сегодня

приобретают особое значение, а это значит, что развитие познавательной

активности и инициативы, творческих способностей у детей становятся

наиболее актуальными и созвучными сегодняшнему дню.

В

Федеральном

государственном

образовательном

стандарте

дошкольного образования, утвержденном в 2020 году (приказ Министерства

образования и науки РФ №1155 от 17 октября 2021г.) поставлена задача

«Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их

возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития

способностей и творческого потенциала каждого ребенка».

В течение ряда лет я работаю по проблеме «Развитие творчества детей

на основе нетрадиционных изобразительных методик». Использую опыт

таких педагогов, как Лыкова И. А., автора программы художественного

воспитания обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки»,

Доронова Т.Н., Якобсон С.Г. «Обучение детей рисованию, лепке, аппликации

в игре», Казакова Р.Г. и других.

Так как я работаю с детьми, имеющими диагноз задержка психического

развития,

использование

нестандартных

методик

изобразительной

деятельности и приобщение детей к художественному экспериментированию

приобретает особое значение.

Используя нестандартный материал для изобразительного творчества,

ребенок освобождается от скованности, которая мешает ему с помощью

классических

техник

реализовать

собственный

замысел,

создать

выразительный образ предметов и явлений окружающего мира.

Ребенок становится более активным, самостоятельным, уверенным в

себе,

развивается

фантазия,

творческое

воображение,

мышление,

любознательность. Малыш увлекается процессом преобразования материала,

экспериментирует

с

ним.

В

процессе

работы

ребенок

становится

исследователем – экспериментатором, на собственном опыте он видит, что

сложенный

пополам

лист

раскрашенной

бумаги

дает

симметричное

изображение бабочки, красивого цветка, снежинки. Смешивая акварель,

ребенок видит, как словно по волшебству изменяются цвета, как появляются

новые

оттенки.

Рисуя

на

мятой

бумаге,

маленький

художник

на

собственном опыте убеждается, как по - новому ложатся краски от того, что

бумага поменяла свои свойства. Используя для рисования бумагу, скатанную

в плотный рулончик,

юный исследователь знакомится с еще одним

свойством бумаги - ее гигроскопичностью. А когда мы с увлечением рисуем

«кляксографиеей», малыш знакомится со свойствами воздуха, его движением

в ограниченном пространстве. Так же нами была использована техника

«цветные ладошки». Детям очень нравится рисовать ладошкой удивительных

животных, необычайные растения, обитателей морского дна, или далекого

космоса. Малыши с удовольствием рисуют кулачком, пальчиками, и даже

ступней, пяточкой.

Воспитанники моей группы принимали участие во Всероссийском

детско-юношеском конкурсе рисунка и прикладного творчества посвящённом

80-летию прорыва блокады в Ленинграде, где были представлены работы в

нетрадиционной изобразительной технике.

Ребенок

знакомится

со

свойствами

разных

изобразительных

материалов – красок, карандашей, цветных и восковых мелков. С детьми мы

используем

рисование

на

песке,

манной

крупе.

Такая

деятельность

способствует развитию мелкой моторики, воображения, успокаивает детей,

создает хорошее настроение.

Огромные

возможности

для

развития

творчества

и

познания

окружающего мира имеет лепка. Мы лепим с детьми из пластилина, глины,

пластики, теста. Ребенок буквально на ощупь убеждается, насколько

различны по своим свойствам эти материалы. Пластилин эластичный,

мягкий, работы из него созданные, не хранятся долго, он цветной, цвета

можно смешивать, получая новый цвет. Пластилином можно рисовать,

можно выдавливать на нем орнамент штамповкой. Глина имеет сходные

свойства, но она сухая требует увлажнения, не имеет цвета ее нужно

окрашивать, она требует просушки, глина хрупкая

Пластика совмещает в себе свойства глины и пластилина ее нужно

запекать, после чего изделия становятся прочными. Знакомили мы так же

детей и с лепкой из теста.

В нашей группе постоянно действует выставка для родителей «Наш

вернисаж». Родители интересуются новой деятельностью детей, спрашивают

воспитателей о новых для них техниках и уже дома с ребятишками создают

совместные работы.

Так

же для родителей была проведена консультация «Истоки

способностей детей – на кончиках их пальцев», и организован мастер класс

по нетрадиционной технике рисования «Ниткография».

Большое внимание мы уделяем созданию развивающей предметной

среды. С целью развития творчества и познавательной активности детей в

нашей группе созданы «Уголок детского творчества» и «Лаборатория юного

исследователя». Тут собраны различные природные материалы – глина,

песок, мел, дерево, камень и изделия из них. Есть коллекция минералов,

тканей, гербарии, образцы семян, плодов растений. В уголке исследователя

есть весы, лупы, емкости для воды, кусочки цветного прозрачного пластика.

Дети

под

руководством

педагога

экспериментируют

с

собранными

материалами, узнают их свойства, взаимосвязи.

В «Уголке детского творчества» воспитанники могут самостоятельно

выбирать различные изобразительные средства – карандаши, фломастеры,

цветные ручки, восковые мелки, краски, пластилин, пластику, глину.

Используются трафареты, книжки – раскраски, штампы. Как стимулирующие

к творчеству материалы в уголок помещены иллюстрации, репродукции

картин, рисунки самих детей. Все это способствует развитию творческой

активности и формированию познавательного интереса.

Большое внимание уделяется художественному экспериментированию

на прогулках. Ребята с удовольствием рисуют на асфальте. Шероховатая

поверхность нового материала раскрывает новые возможности рисунка

мелом. Рисуют веточками на земле, получая новые знания о том, что земля

бывает твердой или мягкой, в зависимости

от влажности, так же в

зависимости от влажности земля меняет свой цвет. Осенью пришла пора

экспериментированию

с

опавшими

листьями

мы

плели

из

листьев

корзиночки, шапочки в ходе работы дети знакомились с такими свойствами

листа как эластичность, плотность, легкость. Дети в ходе работы закрепляли

знания о цвете и форме. Для зимнего времени года нами разработана серия

экспериментов со снегом и льдом. Малыши рисуют на снегу палочками и

видят, что не на всяким снегу можно рисовать, а только на плотном. Так

дети получили представления о свойствах снега. С помощью лупы мы

рассматривали с детьми снежинки и затем, используя технику монотипии,

стремились передать их хрупкую красоту. Совместно с детьми мы лепим из

снега снежные скульптуры, крепости, машинки, и даже пароход, но в ходе

данных опытов

дети поняли, что снег бывает липким только лишь в

оттепель. Свои постройки ребята украшали цветными льдинками, которые

сами же и приготовили, получив еще один опыт о свойствах воды и

зависимости ее состояния от температуры воздуха.

Таким образом, мы пришли к выводу, что детское художественное

экспериментирование при правильном руководстве может стать важнейшим

средством всестороннего развития детей дошкольного возраста.

Литература:

1.

От рождения до школы» Программа воспитания и обучения в детском

саду. п\р М.А. «Васильевой; М. «Мозаика-синтез, 2021г.;

2.

О. В. Бурляева, Л.П. Карпушина «Мы в Мордовии живем» Примерный

региональный модуль программы дошкольного образования. Саранск,

Мордовское книжное издательство , 2020г.

3.

Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания обучения и

развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» М. 2014г.

4.

Белая К.Ю., Сотникова В.М. «Разноцветные игры», М. 2007г.

5.

Доронова Т.Н., Якобсон С.Г. «Обучение детей 2-4 лет рисованию,

лепке, аппликации в игре» М. «Радуга» 2012г.

6.

Казакова

Р.Г.

«Рисование

с

детьми

дошкольного

возраста»

Нетрадиционные

техники,

сценарии

занятий,

план.

М.

2020г.



В раздел образования