Напоминание

Весенние фантазии в произведениях художников и композиторов


Автор: Татьяна Юрьевна Цебрий
Должность: ВОСПИТАТЕЛЬ
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 30 (дошкольное отделение)
Населённый пункт: г. Коломна
Наименование материала: Конспект занятия
Тема: Весенние фантазии в произведениях художников и композиторов
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект комплексного занятия в подготовительной группе

«Весенние фантазии в произведениях

художников и композиторов»

Цель :

На примере произведений о весне показать

детям взаимосвязь музыки живописи и поэзии;

Через эмоциональное восприятие произведений

искусства закрепить и обобщить знания о весне

и её признаках;

Развивать воображение образное мышление

интеллектуальные способности детей;

Воспитывать в детях чувство прекрасного любовь к природе родному

краю через изобразительное искусство музыку поэзию.

Предварительная работа:

Наблюдения за весенними явлениями в природе;

Рассматривание репродукций картин изображающих весенний пейзаж;

Прослушивание музыкальных произведений на тему весны;

Чтение стихов о весне беседа о содержании разъяснение незнакомых

слов;

Заучивание наизусть стихов песен пословиц о весне.

Репродукция картин весенних пейзажей:

И.Левитан «Март» «Весна. Большая вода»;

А. Саврасов «Грачи прилетели»

Ход занятия :

/ЗВУЧИТ УУДИОЗАПИСЬ «СЛАДКИЕ ЗВУКИ ВЕСНЫ/

Под звуки легкой, весенней музыки дети входят в музыкальный зал образуют

полукруг.

Ребенок: Я здороваюсь везде дома и на улице:

Даже здравствуй говорю я знакомой улице.

Здравствуй солнце золотое, здравствуй небо голубое.

Здравствуй вольный ветерок, здравствуй маленький дубок !

Здравствуй, утро! Здравствуй, день!

Нам здороваться не лень!

Воспитатель : Дети, дружно поздороваемся с нашими гостями.

Дети здороваются с гостями /

/ ЗВУЧИТ АУДИОЗАПИСЬ « ЗВУКИ ВЕСНЫ»/

Воспитатель : Дорогие ребята, оглянитесь по сторонам. Мы с вами слышим разные

звуки. Когда слышим пение птиц , журчание ручьев, несмолкаемую капель, а

стаи птиц возвращаются из теплых стран – мы узнаём в этом приметы какого

времени года?

Дети: Весны.

Воспитатель : Правильно, весны.

Ребенок :

Полюбуйся: весна наступает,

Журавли караваном летят,

В ярком золоте день утопает,

И ручьи по оврагам шумят.

/ ЗВУЧИТ АУДИОЗАПИСЬ «ШУМ ВЕСЕННЕГО РУЧЕЙКА» /

Воспитатель : Как можно назвать эти звуки ?

(Ответы детей)

Воспитатель : Как вы думаете, может у Весны быть

своя музыка ? (Ответы детей)

-Где мы можем услышать музыку Весны? ( Ответы детей)

Воспитатель :Весна – это свежий праздник рождения природы.

ЗВУЧИТ МУЗЫКА «ПРОБУЖДЕНИЕ ПРИРОДЫ»

Ребёнок : Весной на земле зацветает новая жизнь,

распускаются почки на деревьях, появляется робкая

зелень травы. Природа весной обновляется, одевается

в роскошный наряд.

Воспитатель : Какая бывает весна ? (Ответы детей)

/ дождливая, нарядная, влажная, ненастная, прохладная,

яркая, звонкая, волшебная, прекрасная, чудесная и др. /

Воспитатель : Какие первые весенние цветы вы знает ?

Дети : Подснежники.

Воспитатель : А почему их так называют ? (Ответы детей)

Ребёнок :

Весна приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой

Взмахнет –

В лесу подснежник

Расцветет.

Воспитатель : Очень красивый, светлый, нежный,

весенний цветок. Посмотрите, как подснежник

растет в лесу, какой это нежный и в то же время

отважный цветок, который не боится холода и снега.

Воспитатель : Сейчас послушайте музыкальное произведение.

/ ДЕТИ САДЯТСЯ НА СТУЛЬЧИКИ/

Воспитатель : Кто написал это музыкальное произведение ?

Дети : Петр Ильич Чайковский.

Воспитатель : Музыкальное произведение,

которое вы прослушали, называется «Подснежник».

- Какая музыка по характеру ?

Дети :Нежная, ласковая, прозрачная.

Воспитатель : Можно ли сравнить музыку

с цветком ? Чем они могут быть похожи ?

Ответы детей.

- Сейчас послушаем с вами другое музыкальное

произведение.

АУДИОЗАПИСЬ. П.И.ЧАЙКОВСКИЙ «ПЕСНЯ ЖАВОРОНКА»

Воспитатель : Какая по характеру эта музыка ?

Ответы детей.

- Чем они отличаются ? Чем похожи ?

Ответы детей.

Ребёнок читает стихотворение В.Жуковского «Жаворонок»

На солнце темный лес зардел,

В долине пар белеет тонкий,

И песню раннюю запел

В лазури жаворонок звонкий.

Он голосисто с вышины

Поет, на солнышке сверкая:

Весна пришла к нам молодая,

Я здесь пою приход весны;

Здесь так легко мне, так радушно,

Так беспредельно, так воздушно;

Весь божий мир здесь вижу я.

И славит бога песнь моя!

Воспитатель : Человеку легче дышится весной. Мы ждем весны, ждем тепла, солнца,

радостного шума вешней воды, буйного птичьего гама и нежного пуха первой травы.

Теперь давайте нарисуем картину о весне.

УПРАЖНЕНИЕ – ИМПРОВИЗАЦИЯ «ЦВЕТОК»

/девочки танцуют с цветами, показывают движениями, как распускаются цветы /

Воспитатель : А теперь мальчики покажут свою картину о весне.

МАЛЬЧИКИ ИГРАЮТ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ

Если дождик поливает,

Наш цветочек вырастает.

Если ветер завывает,

Наш цветочек он качает.

Гром гремит и всех пугает,

Наш цветочек наклоняет.

Дети садятся на стульчики

Воспитатель : Какое прекрасное время года – весна. Что происходит с природой

весной ?

Дети : Просыпается ото сна, тает снег, бегут ручьи, набухают почки,

распускаются первые весенние цветы.

Воспитатель : Природа прихорашивается и предстает перед нами красавицей.

АУДИОЗАПИСЬ П.И.ЧАЙКОВСКИЙ «МАЙ» /БЕЛЫЕ НОЧИ /

Воспитатель :

«Весна»

Здесь мало увидеть,

Здесь нужно всмотреться,

Чтоб ясной любовью

Наполнилось сердце.

Здесь мало услышать,

Здесь вслушаться нужно,

Чтоб в душу созвучья

Нахлынули дружно. / Н.Рыленков /

Воспитатель : Посмотрите, как изобразил весну художник Алексей Саврасов.

РАССМАТРИВАНИЕ КАРТИНЫ

Воспитатель : Какая весна на картине :ранняя или

поздняя ?

Дети : Ранняя.

Воспитатель : А как вы определили, что это ранняя весна?

Дети : Снег еще не растаял, но уже он не белый, как

зимой, а грязный, на нем видны проталины. Грачи прилетели.

Воспитатель : Вся картина как будто наполнена свежим дыханием весны. Как

можно назвать эту картину?/ Ответы детей /

Воспитатель : Художник А. Саврасов назвал свою картину «Грачи прилетели».

Какое настроение у вас, когда вы смотрите на картину?

Дети отбирают цветные карточки, высказываются о своем настроении.

Воспитатель : Посмотрите, какая весна на картине И.Левитана «Весна»

ЗВУЧИТ АУДИОЗАПИСЬ А.ВИВАЛЬДИ «ВЕСНА»

Воспитатель : Как вы думаете, что художник

хотел рассказать нам про весну?

Ответы детей.

Воспитатель : А что художнику казалось красивым

и интересным ?

Ответы детей.

- Как вы думаете, как мог назвать свою картину художник ?

Ответы детей.

Воспитатель : А есть ли на картине солнце? Как вы думаете?

Ответы детей.

Воспитатель : Какие чувства возникают у вас, когда смотрите на картину ?

Дети : нежность, очарование, радость, тепло, цветение природы и др.

Воспитатель : Сегодня мы с вами говорили о весне. Любое время года по-своему

прекрасно,

Оно

манит

художника,

композитора

своей

особенной

красотойрождая в душе творца свое, особое чувство.

-Кто пишет музыку ?

-Композитор.

- А как художник может выразить настроение природы?

- Художник напишет картину.

- Правильно, у художника – краски, у композитора – ноты, которыми он

записывает звуки.

Воспитатель : Я думаю, что музыка весны будет вашим постоянным спутником,

который принесет только радость и удовольствие.

ЗВУЧИТ МУЗЫКА ВЕСНЫ

Воспитатель : А сейчас я предлагаю вам выбрать

значки, которые покажут, с каким настроением

вы уходите с нашего занятия

/Перед детьми на столе тучки, солнышко, цветок/

Воспитатель: Занятие наше окончено.

Дети прощаются с гостями.



В раздел образования