Автор: Татьяна Юрьевна Цебрий
Должность: ВОСПИТАТЕЛЬ
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 30 (дошкольное отделение)
Населённый пункт: г. Коломна
Наименование материала: Конспект занятия
Тема: Весенние фантазии в произведениях художников и композиторов
Раздел: дошкольное образование
Конспект комплексного занятия в подготовительной группе
«Весенние фантазии в произведениях
художников и композиторов»
Цель :
На примере произведений о весне показать
детям взаимосвязь музыки живописи и поэзии;
Через эмоциональное восприятие произведений
искусства закрепить и обобщить знания о весне
и её признаках;
Развивать воображение образное мышление
интеллектуальные способности детей;
Воспитывать в детях чувство прекрасного любовь к природе родному
краю через изобразительное искусство музыку поэзию.
Предварительная работа:
Наблюдения за весенними явлениями в природе;
Рассматривание репродукций картин изображающих весенний пейзаж;
Прослушивание музыкальных произведений на тему весны;
Чтение стихов о весне беседа о содержании разъяснение незнакомых
слов;
Заучивание наизусть стихов песен пословиц о весне.
Репродукция картин весенних пейзажей:
И.Левитан «Март» «Весна. Большая вода»;
А. Саврасов «Грачи прилетели»
Ход занятия :
/ЗВУЧИТ УУДИОЗАПИСЬ «СЛАДКИЕ ЗВУКИ ВЕСНЫ/
Под звуки легкой, весенней музыки дети входят в музыкальный зал образуют
полукруг.
Ребенок: Я здороваюсь везде дома и на улице:
Даже здравствуй говорю я знакомой улице.
Здравствуй солнце золотое, здравствуй небо голубое.
Здравствуй вольный ветерок, здравствуй маленький дубок !
Здравствуй, утро! Здравствуй, день!
Нам здороваться не лень!
Воспитатель : Дети, дружно поздороваемся с нашими гостями.
Дети здороваются с гостями /
/ ЗВУЧИТ АУДИОЗАПИСЬ « ЗВУКИ ВЕСНЫ»/
Воспитатель : Дорогие ребята, оглянитесь по сторонам. Мы с вами слышим разные
звуки. Когда слышим пение птиц , журчание ручьев, несмолкаемую капель, а
стаи птиц возвращаются из теплых стран – мы узнаём в этом приметы какого
времени года?
Дети: Весны.
Воспитатель : Правильно, весны.
Ребенок :
Полюбуйся: весна наступает,
Журавли караваном летят,
В ярком золоте день утопает,
И ручьи по оврагам шумят.
/ ЗВУЧИТ АУДИОЗАПИСЬ «ШУМ ВЕСЕННЕГО РУЧЕЙКА» /
Воспитатель : Как можно назвать эти звуки ?
(Ответы детей)
Воспитатель : Как вы думаете, может у Весны быть
своя музыка ? (Ответы детей)
-Где мы можем услышать музыку Весны? ( Ответы детей)
Воспитатель :Весна – это свежий праздник рождения природы.
ЗВУЧИТ МУЗЫКА «ПРОБУЖДЕНИЕ ПРИРОДЫ»
Ребёнок : Весной на земле зацветает новая жизнь,
распускаются почки на деревьях, появляется робкая
зелень травы. Природа весной обновляется, одевается
в роскошный наряд.
Воспитатель : Какая бывает весна ? (Ответы детей)
/ дождливая, нарядная, влажная, ненастная, прохладная,
яркая, звонкая, волшебная, прекрасная, чудесная и др. /
Воспитатель : Какие первые весенние цветы вы знает ?
Дети : Подснежники.
Воспитатель : А почему их так называют ? (Ответы детей)
Ребёнок :
Весна приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой
Взмахнет –
В лесу подснежник
Расцветет.
Воспитатель : Очень красивый, светлый, нежный,
весенний цветок. Посмотрите, как подснежник
растет в лесу, какой это нежный и в то же время
отважный цветок, который не боится холода и снега.
Воспитатель : Сейчас послушайте музыкальное произведение.
/ ДЕТИ САДЯТСЯ НА СТУЛЬЧИКИ/
Воспитатель : Кто написал это музыкальное произведение ?
Дети : Петр Ильич Чайковский.
Воспитатель : Музыкальное произведение,
которое вы прослушали, называется «Подснежник».
- Какая музыка по характеру ?
Дети :Нежная, ласковая, прозрачная.
Воспитатель : Можно ли сравнить музыку
с цветком ? Чем они могут быть похожи ?
Ответы детей.
- Сейчас послушаем с вами другое музыкальное
произведение.
АУДИОЗАПИСЬ. П.И.ЧАЙКОВСКИЙ «ПЕСНЯ ЖАВОРОНКА»
Воспитатель : Какая по характеру эта музыка ?
Ответы детей.
- Чем они отличаются ? Чем похожи ?
Ответы детей.
Ребёнок читает стихотворение В.Жуковского «Жаворонок»
На солнце темный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
Он голосисто с вышины
Поет, на солнышке сверкая:
Весна пришла к нам молодая,
Я здесь пою приход весны;
Здесь так легко мне, так радушно,
Так беспредельно, так воздушно;
Весь божий мир здесь вижу я.
И славит бога песнь моя!
Воспитатель : Человеку легче дышится весной. Мы ждем весны, ждем тепла, солнца,
радостного шума вешней воды, буйного птичьего гама и нежного пуха первой травы.
Теперь давайте нарисуем картину о весне.
УПРАЖНЕНИЕ – ИМПРОВИЗАЦИЯ «ЦВЕТОК»
/девочки танцуют с цветами, показывают движениями, как распускаются цветы /
Воспитатель : А теперь мальчики покажут свою картину о весне.
МАЛЬЧИКИ ИГРАЮТ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ
Если дождик поливает,
Наш цветочек вырастает.
Если ветер завывает,
Наш цветочек он качает.
Гром гремит и всех пугает,
Наш цветочек наклоняет.
Дети садятся на стульчики
Воспитатель : Какое прекрасное время года – весна. Что происходит с природой
весной ?
Дети : Просыпается ото сна, тает снег, бегут ручьи, набухают почки,
распускаются первые весенние цветы.
Воспитатель : Природа прихорашивается и предстает перед нами красавицей.
АУДИОЗАПИСЬ П.И.ЧАЙКОВСКИЙ «МАЙ» /БЕЛЫЕ НОЧИ /
Воспитатель :
«Весна»
Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно. / Н.Рыленков /
Воспитатель : Посмотрите, как изобразил весну художник Алексей Саврасов.
РАССМАТРИВАНИЕ КАРТИНЫ
Воспитатель : Какая весна на картине :ранняя или
поздняя ?
Дети : Ранняя.
Воспитатель : А как вы определили, что это ранняя весна?
Дети : Снег еще не растаял, но уже он не белый, как
зимой, а грязный, на нем видны проталины. Грачи прилетели.
Воспитатель : Вся картина как будто наполнена свежим дыханием весны. Как
можно назвать эту картину?/ Ответы детей /
Воспитатель : Художник А. Саврасов назвал свою картину «Грачи прилетели».
Какое настроение у вас, когда вы смотрите на картину?
Дети отбирают цветные карточки, высказываются о своем настроении.
Воспитатель : Посмотрите, какая весна на картине И.Левитана «Весна»
ЗВУЧИТ АУДИОЗАПИСЬ А.ВИВАЛЬДИ «ВЕСНА»
Воспитатель : Как вы думаете, что художник
хотел рассказать нам про весну?
Ответы детей.
Воспитатель : А что художнику казалось красивым
и интересным ?
Ответы детей.
- Как вы думаете, как мог назвать свою картину художник ?
Ответы детей.
Воспитатель : А есть ли на картине солнце? Как вы думаете?
Ответы детей.
Воспитатель : Какие чувства возникают у вас, когда смотрите на картину ?
Дети : нежность, очарование, радость, тепло, цветение природы и др.
Воспитатель : Сегодня мы с вами говорили о весне. Любое время года по-своему
прекрасно,
Оно
манит
художника,
композитора
своей
особенной
красотойрождая в душе творца свое, особое чувство.
-Кто пишет музыку ?
-Композитор.
- А как художник может выразить настроение природы?
- Художник напишет картину.
- Правильно, у художника – краски, у композитора – ноты, которыми он
записывает звуки.
Воспитатель : Я думаю, что музыка весны будет вашим постоянным спутником,
который принесет только радость и удовольствие.
ЗВУЧИТ МУЗЫКА ВЕСНЫ
Воспитатель : А сейчас я предлагаю вам выбрать
значки, которые покажут, с каким настроением
вы уходите с нашего занятия
/Перед детьми на столе тучки, солнышко, цветок/
Воспитатель: Занятие наше окончено.
Дети прощаются с гостями.