Автор: Тянгаева Елена Владимировна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №44"
Населённый пункт: г. Саров, Нижегородская обл.
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Применение бережливых технологий в ДОУ
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №44
Консультация
«Использование бережливых технологий в работе с детьми
дошкольного возраста»
Подготовила старший воспитатель
Тянгаева Е.В.
г.Саров
2023
"В каждом новом учреждении, бережливые технологии
внедряются уже с большой эффективностью"
Г. Никитин.
Актуальность.
Изменения в современном мире привели к созданию новых ценностей, смене одного
поколения педагогов, родителей и детей другим, что приводит к необходимости создания
новой образовательной среды в ДОУ.
Совместный проект правительства Нижегородской области и госкорпорации "Росатом"-
Эффективная губерния", реализуемый в регионе по инициативе Г. Никитина показывает
практические результаты в сфере образования. Бережливые технологии, которые
появились сначала в промышленности, чтобы сократить так называемые "издержки" -
непрофильную работу сотрудников, и в результате повысить производительность труда,
теперь применяются не только в государственных учреждениях, но и в школах и в
детских дошкольных учреждениях образования.
Подход "Бережливое производство" внедряется во все сферы: промышленность,
банковское дело, здравоохранение и т.д. Образование в этом ключе имеет много
специфических особенностей, поскольку школы и детские сады сами по себе являются
сложными организмами.
Бережливые технологии
– это эффективное управление временем и ресурсами
участников образовательного процесса.
Цель проекта "Бережливые технологии" - вырастить поколение людей, приученных
жить эффективно.
Основной
целью
внедрения
бережливых
технологий
в
детском
саду
является,
современную организацию рабочих мест, повышение информированности родителей
воспитанников, «формирования бережливого сознания дошкольников, бережливого
отношения к вещам, книгам, предметам».
Задачи сотрудников ДОУ:
создать условия для повышения безопасности детей;
повысить эффективность организации образовательной деятельности ;
повысить удовлетворенность родителей качеством образовательных услуг;
повысить информированность родителей воспитанников;
создать условия для рациональной организации рабочих мест сотрудников;
освободить время педагогов для самообразования и творчества;
формировать предпосылки
бережливого сознания
дошкольников (бережное
отношение к вещам, книга. предметам, ресурсам)
При реализации поставленных задач педагоги могут использовать возможности игровой
и познавательной деятельности для формирования бережного отношения к труду
взрослых, сохранения их результатов труда и ресурсов.
Существуют
следующие
инструменты
бережливого
производства:
1. Доска задач (канбан) позволяет визуально и очень наглядно отслеживать с начала и до
конца процесс работы над любым проектом. Это обычная таблица с несколькими
столбцами-колонками. Содержание разделов меняется в зависимости от текущих проектов
(или
от
ваших
задач). Применимо
для
работников
ДОУ
(взрослые).
2. Система 5S.
Эта система организации и рационализации рабочего места, разработанная в Японии.
Система состоит из пяти этапов, названия каждого из которых начинаются в японском
языке на букву «с»
№
Этапы
Действия
Результаты
1
Сортировка
Устранение ненужного
Отбор нужных операций
(повышение эффективности)
2
Соблюдение порядка
Рациональное
использование пространства
Снижение времени
операций (повышение
эффективности)
3
Содержание в чистоте
Поддержание чистоты на
рабочем пространстве
Улучшение гигиены труда
4
Стандартизация
Стандартизация процедур
Стабилизация эффективных
действий
5
Совершенствование
Привычка выполнение
процедур и
совершенствование
рабочего пространства
Изменения поведения
"Сортировка", подразумевающая четкое разделение вещей на нужные и ненужные
и избавление от последних.
"Соблюдение порядка" – организация хранения необходимых вещей, которая позволяет
быстро и просто их найти и использовать.
"Содержание в чистоте" – содержание рабочего места в чистоте и опрятности.
"Стандартизация" – поддержание порядка, необходимое условие для выполнения
первых трех правил и
"Совершенствование" – воспитание привычки точного выполнения установленных
правил, процедур и технологических операций.
В детском саду согласно принципу 5S могут быть организованы рабочие пространства:
заведующего, старшего воспитателя, воспитателей, помощников воспитателей, узких
специалистов.
Общеизвестно, что состояние нашего здоровья напрямую зависит от грамотного
обустройства рабочего места. Если человек в течение рабочего дня не успевает выполнить
все намеченное, это не всегда означает, что он плохой работник: причиной тому может
стать неудобное рабочее место, которое вызывает у него быстрое утомление, а также
вынуждает тратить время и энергию на лишние действия. Сегодня обустройство рабочего
места — это популярное, престижное и модное искусство.
Пример: "Организация рабочего места педагога"
Первый этап — сортировка.
Все, что лежала в вашем столе и вокруг него, разделите по трем характеристикам
— нужные предметы; нужно, не каждый день; ненужные предметы.
В первую группу отложите все нужное (используемые ежедневно) табель, план, ручка
блокнот для записи т.д.
Во вторую группу - нужно, но не каждый день (тетрадь учета игрушек, протоколы
собраний, тетрадь бесед с родителями и т. п.), расположите удалено.
В тритий группу определите ненужное - старые тетради, сломанные ручки и т. д.
отправьте в мусор.
Второй этап — соблюдать порядок. На нашем рабочем столе остались только
необходимые вещи. У каждой вещи появилось свое место, которое отвечает нескольким
критериям:
1. Вещь лежит на видном месте.
2. Ее легко взять.
3. Ее легко использовать.
4. Ее легко вернуть на место.
На рабочем месте вы оптимизировали пространство, сложили мелкие вещи в коробки. По
технологии 5S поиск любого предмета должен занимать не больше 30 секунд.
Третий этап — содержать в чистоте.
Чтобы рабочий стол оставался чистым, его нужно периодически приводить в порядок.
Проще всего поддерживать чистоту, если определить время для уборки. Заведите правило
— перед окончанием рабочего дня выкидывать ненужные листы бумаги в мусорное ведро,
лишние файлы — в корзину, а рабочие инструменты возвращать на место. Всего 5 минут,
и рабочий стол выглядеть чистым.
Четвёртый этап — стандартизация.
Выше перечисленные правила вами, применяются каждый день. Ежедневно приводим в
порядок свое рабочие места каждую вещь убираем на свое место.
Пятый этап — совершенствование.
Совершенствование предполагает доведение всех действий до автоматизма — они
должны стать необходимой привычкой, когда не нужно будет контролировать их
напоминать себе о том, что нужно навести порядок на рабочем столе.
Пример: "Организация РППС для сюжетно-ролевых игр"
с использованием
принципов 5С
Сортировка. Подразумевает четкое разделение атрибутов на нужные и ненужные
и избавление от последних. Таким образом, в контейнере для определенной сюжетно-
ролевой
игры
сложены
атрибуты
необходимые
именно
для
ее
развертывания.
Соблюдение порядка. Делаем так, чтобы каждая вещь оказалась «на своем месте»..
Организация хранения сюжетно-ролевых игр строго по одинаковым, промаркированным
в едином стиле контейнерам. Это позволяет быстро и просто их найти и использовать.
Систематическая
уборка.
Развиваем
привычку
убирать
после
себя.
В каждом
контейнере находится карта – визуализация атрибутов к данной игре, чтобы дети меньше
времени
тратили
на
наведение
порядка
и четко
знали,
куда
и что
положить..
Стандартизация – ежедневно контролируем соблюдение правила, "поиграл- убери на
место"
Совершенствование – воспитание привычки точного выполнения установленных правил
и процедур.
Дети
самостоятельно
убирают
все
на
свои
места.
Использование
технологии
5S
–
отличная
возможность
продемонстрировать
воспитанникам
пользу
алгоритмов
и правил
на
собственном
примере.
В
младших
группах
детского
сада,
в связи
с особенностями
психологических
и возрастных особенностей детей, возможно внедрение первых 3 пунктов системы "5S"
-
это
сортировка,
соблюдение
порядка
и содержание
в чистоте.
Соблюдая принципы 5С, у детей прививаются навыки правильного одевания,
экономии времени, бережного отношения к игрушкам, соблюдения чистоты и многие
другие.
Ещё одним
инструментом бережливого производства является картирование
процесса – схема (алгоритм), изображающая каждый этап движения материальных
и информационных
потоков
с целью
выявления
возможностей
совершенствования
текущего
процесса
и его
приближения
к идеальному
состоянию.
При организации работы в группе детей, создание бережливых технологий тесно связано
с необходимостью сделать окружающую среду безопасной, понятной, доступной.
Задача картирования – визуализация каждого процесса: посмотрел, вспомнил, повторил
в действии. Для работы с детьми применяются различные алгоритмы, правила, подсказки,
условные обозначения, маркёры. На красочной картинке, находящейся в зоне видимости
ребенка,
изображен
порядок
действия
в той
или
иной
ситуации.
Алгоритмы
и правила
нужны
ребенку
в
младшем
возрасте
для
знакомства с жизнедеятельностью,
организационными моментами
образовательного
учреждения. Так он сможет быстрее адаптироваться, почувствовать себя в группе
уверенно. В более старшем возрасте ребенок с помощь алгоритмов учится планировать
и организовывать свою деятельность (дежурство, труд, изготовление поделки и т.п.) .
Ребенок сам может составить для себя алгоритмы, используя "доску выбора" - чем будет
заниматься утром до занятия, на прогулке и т.п.
Данные технологии ориентируют
ребенка, сокращают время на выполнение необходимого действия, стандартизируют
рядовые операции, уменьшают время педагога, затраченное на организацию режимных
моментов,
информируют
родителей
о правилах
учреждения.
Насыщение РППС группы инструментами бережливых технологий (картирование):
- в раздевалке могут быть размещены алгоритмы: одевания на улицу, складывания вещей
шкафу, завязывания шнурков, переодевания на физкультуру.
- в детских шкафчиках вверху на дверцах могут быть прикреплены пластиковые
конверты
(планшеты)
для
передачи
информации
родителям;
- в групповой комнате могут размещаться алгоритмы: дежурства, ухода за комнатными
растениями,
подготовки
к
занятиям
и т.д.;
- в спальне могут находится алгоритмы: складывания вещей на стульчик перед сном;
складывание
пижамы;
- в туалетной комнате размещаются алгоритмы: умывания, полоскания рта. Такие единые
требования приводят ребенка к пониманию необходимости выполнять эти процедуры
быстро
и постоянно.
Напольная разметка для соблюдения дистанции перед раковинами для умывания
дает возможность детям поочередно умываться и свободно проходить с мокрыми руками
к стойкам
с полотенцами.
Следующий
инструмент
-
Визуализация.
Элементы визуализации могут быть направлены на повышение безопасности детей,
родителей и сотрудников: разметка открывания дверей в коридорах, разметка движения
по лестницам (остановки у первой ступеньки пролета); система пространственной
навигации по детскому саду (указатели),
Использование кукольного персонажа (например: Фиксик SOS), как визуализации,
позволяет воспитателю ненавязчиво указать детям на беспорядок в том, или ином месте
группового помещения.
Как метод визуализации можно использовать цветовую маркировку – это предметы
или группы предметов, объединенные общими признаками, маркируются цветными
ярлыками. В книжном уголке книги расположены на полке с определенной цветовой
маркировкой (например с желтой маркировкой находятся книги по теме недели, с синей
маркировкой - можно рассматривать только с воспитателем , с красной – сказки). На
каждой книге есть значок определенного цвета, который помогает найти детям
соответствующее
место.
Метод теней - нанесение на место размещения предмета разметки, повторяющей его
контур. Например, после занятия все материалы необходимо сложить в определённое
место, или посуду после приема пищи, но это часто получается хаотично. Воспитателю
приходится
многократно
повторять,
куда
что
поставить.
Можно
использовать
визуализацию "Метод теней". На прозрачную кленку, вырезанную в соответствии с
разметом стола наклеить
контуры
тетради, коробки карандашей или красок, дно
подстаканников,
контуры
помогут
детям
аккуратно
сложить
материал..
Маркеры и различные визуализации, удобны не только для детей и их обучения, но
и для самих педагогов. В группе можно разместить подсказки и для воспитателей, ведь их
принцип очень прост, посмотрел, вспомнил, повторил в действии. Это напоминания,
о необходимости выключения света, электрооборудования, перекрытия воды и закрытия
окон.
Значок «Капелька воды» можно использовать для того, чтобы дети экономили воду:
включали тонкой струйкой и закрывали кран до конца.
Сигнальный значок «Лампочка» напомнит о том, что уходя, надо гасить свет.
Безопасность была и будет приоритетным звеном в комплексе педагогической
и организационной деятельности дошкольного учреждения. Для обозначения возможной
опасности необходим определенный эталон. Существует определенный государственный
стандарт, который должны знать и взрослые и дети: цвета сигнальные, знаки безопасности
и разметка сигнальная; назначение и правила применения.
Непосредственная опасность – красный цвет.
Возможная опасность – желтый цвет.
Безопасность, безопасные условия – зеленый цвет.
Указание – синий цвет.
Бережливые технологии можно использовать как дополнительное средство воспитания.
Реализуя их, у педагогов получится приобщить дошкольников к культуре бережливого
отношения. Дети начнут ценить свое время и окружающих, правильно распределять силы,
чтобы достичь наибольшей результативности.
Как любой проект, проект по бережливым технологиям проходит в три этапа:
1 этап подготовительный
1.
Постановка цели и задач
Выявление проблемной зоны (много времени уходит на переодевание детей на
физкультурное занятие)
определить, что хотите оптимизировать:
- какой процесс?
- Что сэкономить? (время, ресурсы)
Исходя из этого формулируются цели и задачи
Например:
цель - Сокращение времени переодевания детей
Задачи:
изготовить алгоритм-схему переодевания детей;
обучить детей работе по схему-алгоритму;
закрепить навык самостоятельности у детей.
2.
Разработка паспорта проекта
- Описание актуального состояния (сколько времени тратиться, за счет чего теряется
время)
- Описать чего хотите достичь, затем разработать план мероприятий по проекту с
указанием сроков и ответственных
2 этап основной
1.
Выполнение плана мероприятий всеми участниками образовательных отношений в
ДОО
3 этап заключительный
Анализ выполненной работы (подведение итогов)
По итогам проекта оформляется информационная справка
Пример:
Информационная справка
Возрастная группа
Старшая группа № 6
Название проекта
Оптимизация процесса организации дежурства по занятиям детей
старшего дошкольного возраста
Целевые ориентиры
Сокращение времени воспитателя на подготовку материала к
занятию
Сроки реализации
проекта
21.09.2023г. - 27.11.2023г.
Основания реализации
проекта (проблемы и
риски)
- отвлечение воспитателя от совместной деятельности с группой
детей (лишние движения и потеря времени);
- нарушение режима;
- не рациональное (без системное) размещение материала на
столах дежурными (потеря времени воспитателя для исправления
ошибок в размещении);
- не полный объем размещенного материала;
- наличие конфликтных ситуаций между дежурными.
Мероприятия по
достижению целевых
показателей
-
Создание
схем
размещения
материала
для
занятий
по
рисованию, аппликации, лепки и конструированию;
- знакомство детей со схемами-рисунками;
- обучение работе по схеме-рисунку;
- обучение рациональным способам решения конфликтных
ситуаций самостоятельно.
Результаты реализации
проекта
- соблюдение режима дня;
- оптимизация рабочего времени воспитателя с группой детей;
- рациональное размещение материалов на столах для детской
деятельности дежурными;
- снижение уровня конфликтных ситуаций между воспитанниками
(дежурными);
- формирование устойчивых умений и навыков трудовой
деятельности (дежурство по занятию)
Проблемы, возникшие
при реализации проекта
и выбранные способы
решения
Проблемы:
-
не
способность
дежурных
выполнить
все
операции
самостоятельно и качественно
Решение:
-
обучение
детей
работе
по схеме-рисунку
и решению
конфликтов
Финансовые затраты
реализации проекта (при
наличии)
- бумага (50 руб.)
- пленка для ламинирования (300 руб.)
- распечатка схем-рисунков на цветном принтере (400 руб.)
- трудовые ресурсы (время работы команды проекта)
Использованные
инструменты
бережливых технологий
- подбор картинок для оформления схем-рисунков;
- игровые тренинги с детьми по ознакомлению со способами
решения конфликтов.
Исполнители проекта
ФИО
Источники:
1. Формирование бережливой среды в образовательной организации: учебно-
методическое пособие/ А.В. Шарина, Л.В. Сибирякова, А.Н. Новоселова – Н. Новгород:
Нижегородский институт развития образования, 2019.
2. Учебно-методический центр бережливых технологий в образовании ("Фабрика
процессов") НИРО.
3. Вебинар "Содержательные аспекты реализации мероприятий Дорожной карты по
внедрению бережливых технологий".
4. Материалы Белгородского института развития образования.