Напоминание

Применение бережливых технологий в ДОУ


Автор: Тянгаева Елена Владимировна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №44"
Населённый пункт: г. Саров, Нижегородская обл.
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Применение бережливых технологий в ДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №44

Консультация

«Использование бережливых технологий в работе с детьми

дошкольного возраста»

Подготовила старший воспитатель

Тянгаева Е.В.

г.Саров

2023

"В каждом новом учреждении, бережливые технологии

внедряются уже с большой эффективностью"

Г. Никитин.

Актуальность.

Изменения в современном мире привели к созданию новых ценностей, смене одного

поколения педагогов, родителей и детей другим, что приводит к необходимости создания

новой образовательной среды в ДОУ.

Совместный проект правительства Нижегородской области и госкорпорации "Росатом"-

Эффективная губерния", реализуемый в регионе по инициативе Г. Никитина показывает

практические результаты в сфере образования. Бережливые технологии, которые

появились сначала в промышленности, чтобы сократить так называемые "издержки" -

непрофильную работу сотрудников, и в результате повысить производительность труда,

теперь применяются не только в государственных учреждениях, но и в школах и в

детских дошкольных учреждениях образования.

Подход "Бережливое производство" внедряется во все сферы: промышленность,

банковское дело, здравоохранение и т.д. Образование в этом ключе имеет много

специфических особенностей, поскольку школы и детские сады сами по себе являются

сложными организмами.

Бережливые технологии

– это эффективное управление временем и ресурсами

участников образовательного процесса.

Цель проекта "Бережливые технологии" - вырастить поколение людей, приученных

жить эффективно.

Основной

целью

внедрения

бережливых

технологий

в

детском

саду

является,

современную организацию рабочих мест, повышение информированности родителей

воспитанников, «формирования бережливого сознания дошкольников, бережливого

отношения к вещам, книгам, предметам».

Задачи сотрудников ДОУ:

создать условия для повышения безопасности детей;

повысить эффективность организации образовательной деятельности ;

повысить удовлетворенность родителей качеством образовательных услуг;

повысить информированность родителей воспитанников;

создать условия для рациональной организации рабочих мест сотрудников;

освободить время педагогов для самообразования и творчества;

формировать предпосылки

бережливого сознания

дошкольников (бережное

отношение к вещам, книга. предметам, ресурсам)

При реализации поставленных задач педагоги могут использовать возможности игровой

и познавательной деятельности для формирования бережного отношения к труду

взрослых, сохранения их результатов труда и ресурсов.

Существуют

следующие

инструменты

бережливого

производства:

1. Доска задач (канбан) позволяет визуально и очень наглядно отслеживать с начала и до

конца процесс работы над любым проектом. Это обычная таблица с несколькими

столбцами-колонками. Содержание разделов меняется в зависимости от текущих проектов

(или

от

ваших

задач). Применимо

для

работников

ДОУ

(взрослые).

2. Система 5S.

Эта система организации и рационализации рабочего места, разработанная в Японии.

Система состоит из пяти этапов, названия каждого из которых начинаются в японском

языке на букву «с»

Этапы

Действия

Результаты

1

Сортировка

Устранение ненужного

Отбор нужных операций

(повышение эффективности)

2

Соблюдение порядка

Рациональное

использование пространства

Снижение времени

операций (повышение

эффективности)

3

Содержание в чистоте

Поддержание чистоты на

рабочем пространстве

Улучшение гигиены труда

4

Стандартизация

Стандартизация процедур

Стабилизация эффективных

действий

5

Совершенствование

Привычка выполнение

процедур и

совершенствование

рабочего пространства

Изменения поведения

"Сортировка", подразумевающая четкое разделение вещей на нужные и ненужные

и избавление от последних.

"Соблюдение порядка" – организация хранения необходимых вещей, которая позволяет

быстро и просто их найти и использовать.

"Содержание в чистоте" – содержание рабочего места в чистоте и опрятности.

"Стандартизация" – поддержание порядка, необходимое условие для выполнения

первых трех правил и

"Совершенствование" – воспитание привычки точного выполнения установленных

правил, процедур и технологических операций.

В детском саду согласно принципу 5S могут быть организованы рабочие пространства:

заведующего, старшего воспитателя, воспитателей, помощников воспитателей, узких

специалистов.

Общеизвестно, что состояние нашего здоровья напрямую зависит от грамотного

обустройства рабочего места. Если человек в течение рабочего дня не успевает выполнить

все намеченное, это не всегда означает, что он плохой работник: причиной тому может

стать неудобное рабочее место, которое вызывает у него быстрое утомление, а также

вынуждает тратить время и энергию на лишние действия. Сегодня обустройство рабочего

места — это популярное, престижное и модное искусство.

Пример: "Организация рабочего места педагога"

Первый этап — сортировка.

Все, что лежала в вашем столе и вокруг него, разделите по трем характеристикам

— нужные предметы; нужно, не каждый день; ненужные предметы.

В первую группу отложите все нужное (используемые ежедневно) табель, план, ручка

блокнот для записи т.д.

Во вторую группу - нужно, но не каждый день (тетрадь учета игрушек, протоколы

собраний, тетрадь бесед с родителями и т. п.), расположите удалено.

В тритий группу определите ненужное - старые тетради, сломанные ручки и т. д.

отправьте в мусор.

Второй этап — соблюдать порядок. На нашем рабочем столе остались только

необходимые вещи. У каждой вещи появилось свое место, которое отвечает нескольким

критериям:

1. Вещь лежит на видном месте.

2. Ее легко взять.

3. Ее легко использовать.

4. Ее легко вернуть на место.

На рабочем месте вы оптимизировали пространство, сложили мелкие вещи в коробки. По

технологии 5S поиск любого предмета должен занимать не больше 30 секунд.

Третий этап — содержать в чистоте.

Чтобы рабочий стол оставался чистым, его нужно периодически приводить в порядок.

Проще всего поддерживать чистоту, если определить время для уборки. Заведите правило

— перед окончанием рабочего дня выкидывать ненужные листы бумаги в мусорное ведро,

лишние файлы — в корзину, а рабочие инструменты возвращать на место. Всего 5 минут,

и рабочий стол выглядеть чистым.

Четвёртый этап — стандартизация.

Выше перечисленные правила вами, применяются каждый день. Ежедневно приводим в

порядок свое рабочие места каждую вещь убираем на свое место.

Пятый этап — совершенствование.

Совершенствование предполагает доведение всех действий до автоматизма — они

должны стать необходимой привычкой, когда не нужно будет контролировать их

напоминать себе о том, что нужно навести порядок на рабочем столе.

Пример: "Организация РППС для сюжетно-ролевых игр"

с использованием

принципов 5С

Сортировка. Подразумевает четкое разделение атрибутов на нужные и ненужные

и избавление от последних. Таким образом, в контейнере для определенной сюжетно-

ролевой

игры

сложены

атрибуты

необходимые

именно

для

ее

развертывания.

Соблюдение порядка. Делаем так, чтобы каждая вещь оказалась «на своем месте»..

Организация хранения сюжетно-ролевых игр строго по одинаковым, промаркированным

в едином стиле контейнерам. Это позволяет быстро и просто их найти и использовать.

Систематическая

уборка.

Развиваем

привычку

убирать

после

себя.

В каждом

контейнере находится карта – визуализация атрибутов к данной игре, чтобы дети меньше

времени

тратили

на

наведение

порядка

и четко

знали,

куда

и что

положить..

Стандартизация – ежедневно контролируем соблюдение правила, "поиграл- убери на

место"

Совершенствование – воспитание привычки точного выполнения установленных правил

и процедур.

Дети

самостоятельно

убирают

все

на

свои

места.

Использование

технологии

5S

отличная

возможность

продемонстрировать

воспитанникам

пользу

алгоритмов

и правил

на

собственном

примере.

В

младших

группах

детского

сада,

в связи

с особенностями

психологических

и возрастных особенностей детей, возможно внедрение первых 3 пунктов системы "5S"

-

это

сортировка,

соблюдение

порядка

и содержание

в чистоте.

Соблюдая принципы 5С, у детей прививаются навыки правильного одевания,

экономии времени, бережного отношения к игрушкам, соблюдения чистоты и многие

другие.

Ещё одним

инструментом бережливого производства является картирование

процесса – схема (алгоритм), изображающая каждый этап движения материальных

и информационных

потоков

с целью

выявления

возможностей

совершенствования

текущего

процесса

и его

приближения

к идеальному

состоянию.

При организации работы в группе детей, создание бережливых технологий тесно связано

с необходимостью сделать окружающую среду безопасной, понятной, доступной.

Задача картирования – визуализация каждого процесса: посмотрел, вспомнил, повторил

в действии. Для работы с детьми применяются различные алгоритмы, правила, подсказки,

условные обозначения, маркёры. На красочной картинке, находящейся в зоне видимости

ребенка,

изображен

порядок

действия

в той

или

иной

ситуации.

Алгоритмы

и правила

нужны

ребенку

в

младшем

возрасте

для

знакомства с жизнедеятельностью,

организационными моментами

образовательного

учреждения. Так он сможет быстрее адаптироваться, почувствовать себя в группе

уверенно. В более старшем возрасте ребенок с помощь алгоритмов учится планировать

и организовывать свою деятельность (дежурство, труд, изготовление поделки и т.п.) .

Ребенок сам может составить для себя алгоритмы, используя "доску выбора" - чем будет

заниматься утром до занятия, на прогулке и т.п.

Данные технологии ориентируют

ребенка, сокращают время на выполнение необходимого действия, стандартизируют

рядовые операции, уменьшают время педагога, затраченное на организацию режимных

моментов,

информируют

родителей

о правилах

учреждения.

Насыщение РППС группы инструментами бережливых технологий (картирование):

- в раздевалке могут быть размещены алгоритмы: одевания на улицу, складывания вещей

шкафу, завязывания шнурков, переодевания на физкультуру.

- в детских шкафчиках вверху на дверцах могут быть прикреплены пластиковые

конверты

(планшеты)

для

передачи

информации

родителям;

- в групповой комнате могут размещаться алгоритмы: дежурства, ухода за комнатными

растениями,

подготовки

к

занятиям

и т.д.;

- в спальне могут находится алгоритмы: складывания вещей на стульчик перед сном;

складывание

пижамы;

- в туалетной комнате размещаются алгоритмы: умывания, полоскания рта. Такие единые

требования приводят ребенка к пониманию необходимости выполнять эти процедуры

быстро

и постоянно.

Напольная разметка для соблюдения дистанции перед раковинами для умывания

дает возможность детям поочередно умываться и свободно проходить с мокрыми руками

к стойкам

с полотенцами.

Следующий

инструмент

-

Визуализация.

Элементы визуализации могут быть направлены на повышение безопасности детей,

родителей и сотрудников: разметка открывания дверей в коридорах, разметка движения

по лестницам (остановки у первой ступеньки пролета); система пространственной

навигации по детскому саду (указатели),

Использование кукольного персонажа (например: Фиксик SOS), как визуализации,

позволяет воспитателю ненавязчиво указать детям на беспорядок в том, или ином месте

группового помещения.

Как метод визуализации можно использовать цветовую маркировку – это предметы

или группы предметов, объединенные общими признаками, маркируются цветными

ярлыками. В книжном уголке книги расположены на полке с определенной цветовой

маркировкой (например с желтой маркировкой находятся книги по теме недели, с синей

маркировкой - можно рассматривать только с воспитателем , с красной – сказки). На

каждой книге есть значок определенного цвета, который помогает найти детям

соответствующее

место.

Метод теней - нанесение на место размещения предмета разметки, повторяющей его

контур. Например, после занятия все материалы необходимо сложить в определённое

место, или посуду после приема пищи, но это часто получается хаотично. Воспитателю

приходится

многократно

повторять,

куда

что

поставить.

Можно

использовать

визуализацию "Метод теней". На прозрачную кленку, вырезанную в соответствии с

разметом стола наклеить

контуры

тетради, коробки карандашей или красок, дно

подстаканников,

контуры

помогут

детям

аккуратно

сложить

материал..

Маркеры и различные визуализации, удобны не только для детей и их обучения, но

и для самих педагогов. В группе можно разместить подсказки и для воспитателей, ведь их

принцип очень прост, посмотрел, вспомнил, повторил в действии. Это напоминания,

о необходимости выключения света, электрооборудования, перекрытия воды и закрытия

окон.

Значок «Капелька воды» можно использовать для того, чтобы дети экономили воду:

включали тонкой струйкой и закрывали кран до конца.

Сигнальный значок «Лампочка» напомнит о том, что уходя, надо гасить свет.

Безопасность была и будет приоритетным звеном в комплексе педагогической

и организационной деятельности дошкольного учреждения. Для обозначения возможной

опасности необходим определенный эталон. Существует определенный государственный

стандарт, который должны знать и взрослые и дети: цвета сигнальные, знаки безопасности

и разметка сигнальная; назначение и правила применения.

Непосредственная опасность – красный цвет.

Возможная опасность – желтый цвет.

Безопасность, безопасные условия – зеленый цвет.

Указание – синий цвет.

Бережливые технологии можно использовать как дополнительное средство воспитания.

Реализуя их, у педагогов получится приобщить дошкольников к культуре бережливого

отношения. Дети начнут ценить свое время и окружающих, правильно распределять силы,

чтобы достичь наибольшей результативности.

Как любой проект, проект по бережливым технологиям проходит в три этапа:

1 этап подготовительный

1.

Постановка цели и задач

Выявление проблемной зоны (много времени уходит на переодевание детей на

физкультурное занятие)

определить, что хотите оптимизировать:

- какой процесс?

- Что сэкономить? (время, ресурсы)

Исходя из этого формулируются цели и задачи

Например:

цель - Сокращение времени переодевания детей

Задачи:

изготовить алгоритм-схему переодевания детей;

обучить детей работе по схему-алгоритму;

закрепить навык самостоятельности у детей.

2.

Разработка паспорта проекта

- Описание актуального состояния (сколько времени тратиться, за счет чего теряется

время)

- Описать чего хотите достичь, затем разработать план мероприятий по проекту с

указанием сроков и ответственных

2 этап основной

1.

Выполнение плана мероприятий всеми участниками образовательных отношений в

ДОО

3 этап заключительный

Анализ выполненной работы (подведение итогов)

По итогам проекта оформляется информационная справка

Пример:

Информационная справка

Возрастная группа

Старшая группа № 6

Название проекта

Оптимизация процесса организации дежурства по занятиям детей

старшего дошкольного возраста

Целевые ориентиры

Сокращение времени воспитателя на подготовку материала к

занятию

Сроки реализации

проекта

21.09.2023г. - 27.11.2023г.

Основания реализации

проекта (проблемы и

риски)

- отвлечение воспитателя от совместной деятельности с группой

детей (лишние движения и потеря времени);

- нарушение режима;

- не рациональное (без системное) размещение материала на

столах дежурными (потеря времени воспитателя для исправления

ошибок в размещении);

- не полный объем размещенного материала;

- наличие конфликтных ситуаций между дежурными.

Мероприятия по

достижению целевых

показателей

-

Создание

схем

размещения

материала

для

занятий

по

рисованию, аппликации, лепки и конструированию;

- знакомство детей со схемами-рисунками;

- обучение работе по схеме-рисунку;

- обучение рациональным способам решения конфликтных

ситуаций самостоятельно.

Результаты реализации

проекта

- соблюдение режима дня;

- оптимизация рабочего времени воспитателя с группой детей;

- рациональное размещение материалов на столах для детской

деятельности дежурными;

- снижение уровня конфликтных ситуаций между воспитанниками

(дежурными);

- формирование устойчивых умений и навыков трудовой

деятельности (дежурство по занятию)

Проблемы, возникшие

при реализации проекта

и выбранные способы

решения

Проблемы:

-

не

способность

дежурных

выполнить

все

операции

самостоятельно и качественно

Решение:

-

обучение

детей

работе

по схеме-рисунку

и решению

конфликтов

Финансовые затраты

реализации проекта (при

наличии)

- бумага (50 руб.)

- пленка для ламинирования (300 руб.)

- распечатка схем-рисунков на цветном принтере (400 руб.)

- трудовые ресурсы (время работы команды проекта)

Использованные

инструменты

бережливых технологий

- подбор картинок для оформления схем-рисунков;

- игровые тренинги с детьми по ознакомлению со способами

решения конфликтов.

Исполнители проекта

ФИО

Источники:

1. Формирование бережливой среды в образовательной организации: учебно-

методическое пособие/ А.В. Шарина, Л.В. Сибирякова, А.Н. Новоселова – Н. Новгород:

Нижегородский институт развития образования, 2019.

2. Учебно-методический центр бережливых технологий в образовании ("Фабрика

процессов") НИРО.

3. Вебинар "Содержательные аспекты реализации мероприятий Дорожной карты по

внедрению бережливых технологий".

4. Материалы Белгородского института развития образования.



В раздел образования