Напоминание

"Применение игровых технологий на уроках русского языка и литературы в 5-6 классах


Автор: Христина Ивановна Атакова
Должность: МОБУ СОШ №26 (с углубленным изучением отдельных предметов)
Учебное заведение: МОБУ СОШ №26 (с углубленным изучением отдельных предметов)
Населённый пункт: г.Якутск
Наименование материала: Статья
Тема: "Применение игровых технологий на уроках русского языка и литературы в 5-6 классах
Раздел: полное образование





Назад




Доклад «Применение игровых технологий

на уроках русского языка и литературы в 5-6 классах.

Атакова Христина Ивановна,

учитель русского языка и литературы,

МОБУ СОШ№26 г. Якутск.

Делая шаги в мир педагогики и процесс обучения в условиях введения и реализации

ФГОС, я задаю себе несколько вопросов: «Что такое современный урок? Важнее

содержание или форма проведения урока? Чем сегодняшний урок отличается от урока

вчерашнего?» Можно задать и другие вопросы. «Как же быть и что делать?»

Последние два десятилетия очень многое изменилось в образовании. Я думаю, что нет

такого учителя, который бы не задумался над вопросами: «Как сделать урок интересным,

ярким? Как увлечь учеников своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для

каждого ученика?» Я думаю, каждый современный учитель мечтает, чтобы на его уроке

ребята работали добровольно, с интересом, творчески. Ведь именно интерес является

стимулом деятельности ребенка, его обучения, развития.

Актуальность игры в настоящее время повышается из-за переизбытка современного

мира информацией. Телевидение, видео, компьютерные сети в последнее время дают

учащимся большой объем информации. Задача современной школы – научить ребят

самостоятельно оценивать и отбирать полученную информацию. Одной из форм

обучения, развивающей подобные умения, является дидактическая игра, способствующая

практическому использованию знаний, полученных на уроке и во внеурочное время.

«Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным - вот задача первоначального

обучения» (К.Д. Ушинский)

«Игра – это огромное светлое нежное, через которое в духовный мир ребенка вливается

живительный поток представлений и понятий об окружающем мире. Игра – это искра,

зажигающая огонек пытливости и любознательности» (В.А. Сухомлинский).

Одной из основных задач проведения аттестации педагогических работников является

повышение эффективности и качества педагогической деятельности, т.е. развитие

профессионального мастерства педагогов. В условиях внедрения ФГОС второго

поколения к каждому учителю предъявляются новые требования по организации

образовательного процесса.

Современный педагог - это человек, способный создавать условия для развития

творческих способностей, развивать у учеников стремление к творческому восприятию

знаний, учить их самостоятельно мыслить, самостоятельно формулировать вопросы для

себя в процессе изучения материала, повышать мотивацию к изучению предметов,

поощрять их индивидуальные способности.

Современный педагог должен выявлять самые лучшие качества, заложенные в душе

каждого ребенка, поощрять детей, чтобы они получали радость от приобретенных знаний.

Для осуществления этих задач учителю необходимо знать и применять на уроках

современные педагогические технологии.

«Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной

педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного

процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя»

(В.М. Монахов).

Современные образовательные технологии способствуют повышению качества

образования, ориентированы на индивидуализацию, дистанционность и вариативность

образовательного процесса, академическую мобильность обучающихся, независимо от

возраста и уровня образования.

В современной школе в учебном процессе применяются разнообразные

образовательные педагогические технологии. В условиях реализации требований ФГОС

ООО наиболее актуальными следующие технологии:

1. Информационно – коммуникационная технология.

2. Проектная технология.

3. Технология развивающего обучения.

4. Здоровьесберегающие технологии.

5. Игровые технологии.

6. Модульная технология.

7. Технология мастерских.

8. Кейс-технология.

9. Технология интегрированного обучения.

10. Педагогика сотрудничества.

11. Технологии уровневой дифференциации.

12. Групповые технологии.

13. Традиционные технологии (классно-урочная система).

Остановлюсь подробно на игровой технологии.

У учителя есть возможность выбрать методы и технологии обучения, которые, по их

мнению, наиболее оптимальны для построения и конструирования учебного процесса.

Игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние. Возможно,

именно поэтому дидактическая игра остаётся очень действенным методом для развития и

совершенствования познавательных, умственных и творческих способностей детей.

Игра приоткрывает ребёнку незнакомые грани изучаемой науки, помогает по-новому

взглянуть на привычный урок, способствует возникновению у школьников интереса к

учебному предмету, значит, процесс обучения становится более эффективным.

«Игра практически с древних времён выступает как форма обучения» (Ян Коменский).

Для включения пятиклассников в учебный процесс, для лучшей их адаптации я

использую игровые технологии на уроках русского языка и литературы. Например, это

может быть урок-путешествие в «Сказочную страну», «Путешествие в страну

Морфологии» и другие. Игровые технологии являются одной из уникальных форм

обучения. Они позволяют сделать интересными и увлекательными работу учащихся на

уроках. Занимательные игры и игровые ситуации окрашивают урок эмоционально,

помогают снять чувство усталости, усиливают непроизвольное запоминание, раскрывают

способности детей, их индивидуальность

Другой положительной стороной игры является то, что она способствует

использованию знаний в новой ситуации, т. е. усваиваемый учащимися материал

проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный

процесс.

Игра – это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством

игры, мы учим детей не так, как нам удобно дать учебный материал, а как детям удобно и

естественно его взять.

В педагогическом процессе игра выступает как метод обучения и воспитания, передачи

накопленного опыта, начиная уже с первых шагов человеческого общества по пути своего

развития. В современной школе игровая деятельность используется в следующих случаях:

в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже

раздела учебного предмета;

как элементы более обширной технологии;

в качестве урока и его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения,

контроля);

как технология внеклассной работы.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий проходит по таким

основным направлениям:

дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

учебная деятельность подчиняется правилам игры;

учебный материал используется в качестве её средства;

в учебную деятельность вводятся соревнования, которые способствуют переходу

дидактических задач в разряд игровых;

успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым

результатом.

Игры достаточно разнообразны по дидактическим целям, организационной структуре,

возрастным возможностям их использования, специфике содержания.

По характеру педагогического процесса игры бывают:

обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;

познавательные, воспитательные, развивающие;

репродуктивные, продуктивные, творческие; коммуникативные.

По характеру игровой методики игры делятся на предметные, сюжетные, ролевые,

деловые, имитационные, игры – драматизации, интеллектуальные игры.

Игровые технологии я использую в основном в 5-6-ых классах. Это связано с тем, что

пятый класс - переходный этап в жизни детей: из начальной школы - в среднюю. Задача

учителей в это время - сделать так, чтобы встреча с незнакомым не испугала, не

разочаровала, а, наоборот, способствовала возникновению интереса к учению. Мне как

учителю русского языка и литературы приходится решать такую задачу почти каждый

день.

Программа предусматривает 6 часов (как и в 6-ом классе) русского языка в неделю.

Обилие новых тем и орфограмм. Для меня важно сделать почти ежедневные встречи с

фонетикой, морфологией, синтаксисом не скучными и обыденными, а радостными и

интересными. Вот здесь на помощь приходят уроки - игры, уроки - путешествия в страну

Русского Языка. Разумно и уместно используя подобного рода уроки наряду с

традиционными формами, учитель увлекает детей и тем самым создаёт почву для лучшего

восприятия большого и сложного материала.

Я убедилась, что на таких уроках ученики работают более активно. Особенно радует, что

те ученики, которые учатся неохотно, на таких уроках работают с большим увлечением.

Если же урок построен в форме соревнования, то, естественно, у каждого учащегося

возникает желание победить. После каждого подобного урока я слышу от детей фразу:

« Давайте ещё поиграем», что свидетельствует об успешности урока.

Использовать игровые технологии можно не только в 5-6-ых классах, но и на любой

ступени обучения. Конечно же, в старших классах подготовка такого урока потребует от

учителя больших затрат времени. Но это оправдается, когда учитель увидит, с каким

азартом работают дети.

Целью моей работы является изучение дидактических возможностей использования

игровых технологий на уроках русского языка и литературы в 5-6 классах.

Задачи:

1. Раскрыть особенности педагогических игр.

2. Показать возможную методику организации уроков с

использованием игровых технологий.

Актуальность работы состоит в том, что в настоящее время во всем мире, и в России в

частности, неизмеримо расширяется предметно-информационная среда. Телевидение,

видео, радио, компьютерные сети в последнее время обрушивают на учащихся огромный

объем информации. Актуальной задачей школы становится развитие самостоятельной

оценки и отбора получаемой информации. Одной из форм обучения, развивающей

подобные умения, является дидактическая игра, способствующая практическому

использованию знаний, полученных на уроке и во внеурочное время

Игровые технологии на уроках русского языка

Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди

использовали с древности. В современной школе, делающей ставку на активизацию и

интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих

случаях:

-В качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела

учебного предмета;

-Как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;

-В качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления,

упражнения, контроля);

Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций,

которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной

деятельности.

Урок с дидактической игрой.

Дидактическая игра от игры вообще отличается наличием чётко поставленной цели

обучения и соответствующими ей педагогическими результатами.

Дидактическая игра состоит из следующих основных компонентов: игровой замысел,

игровые действия, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование,

результаты игры.

Игровой замысел заключается в названии игры. Он заложен в той дидактической

задаче, которую надо решить на уроке, и придаёт игре познавательный характер,

предъявляет к её участникам определённые требования в отношении знаний.

Правилами определяется порядок действий и поведение учащихся в процессе игр. Они

разрабатываются с учётом цели урока и возможностей учащихся. Правилами создаются

условия для формирования умений учащихся управлять своим поведением.

Регламентированные правилами игры действия способствуют познавательной активности

учащихся.

Основой дидактической игры является инновационное содержание. Оно заключатся

в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы.

Оборудование игры включает в себя оборудование урока: наглядность, ТСО,

дидактический раздаточный материал и др.

Дидактическая игра имеет определённый результат, который выступает в форме

решения поставленного задания и оценивания действий учащихся. Все структурные

элементы дидактической игры взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Целесообразность использования дидактических игр на различных этапах урока

различна. При усвоении новых знаний возможности дидактических игр уступают более

традиционным формам обучения. Поэтому их чаще применяют при проверке результатов

обучения, выработке навыков и умений. В этой связи различают обучающие,

контролирующие и обобщающие дидактические игры.

Характерной особенностью урока с дидактической игрой является включение игры в

его конструкцию в качестве одного из структурных элементов урока. Существуют

определенные требования к организации дидактических игр.

1. Игра – форма деятельности учащихся, в которой осознается окружающий мир,

открывается простор для личной активности и творчества.

2. Игра должна быть построена на интересе, участники должны получать удовольствие от

игры.

3. Обязателен элемент соревнования между участниками игры.

Выделяют следующие виды дидактических игр.

1. Игры-упражнения. Они совершенствуют познавательные способности учащихся,

способствуют закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых

условиях. Примеры игр-упражнений: кроссворды, ребусы, викторины.

2. Игры-путешествия. Эти игры способствуют осмыслению и закреплению учебного

материала. Активность учащихся в этих играх может быть выражена в виде рассказов,

дискуссий, творческих заданий, высказывания гипотез.

3. Игры-соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр. Учащиеся

соревнуются, разделившись на команды.

При использовании игровых технологий на уроках необходимо соблюдение следующих

условий:

1) соответствие игры учебно - воспитательным целям урока;

2) доступность для учащихся данного возраста;

3) умеренность в использовании игр на уроках.

Можно выделить такие виды уроков с использованием игровых технологий:

1) ролевые игры на уроке;

2) игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок -

соревнование, урок - конкурс, урок - путешествие, урок - КВН);

3) игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно

предлагаются на традиционном уроке (найди орфограмму, произведи один из видов

разбора и т.д.);

4) использование игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец; знакомство

с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация

изученного);

5) различные виды внеклассной работы по русскому языку (лингвистический КВН,

экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.).

Игровые технологии занимают важное место в учебно-воспитательном процессе, так

как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации

деятельности учащихся, но и выполняют ряд других функций:

1) правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память,

помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;

2) игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и

познавательный интерес к предмету;

3) игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников;

4) в составе команды каждый ученик несёт ответственность за весь коллектив, каждый

заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится как можно быстрее

и успешнее справиться с заданием. Таким образом, соревнование способствует усилению

работоспособности всех учащихся.

За время моей педагогической практики мною собрана картотека различных игр,

которые я использую на уроках по всем учебным предметам. Так же при посещении

открытых уроков своих коллег моя картотека пополняется, делюсь с коллегами и своими

наработками. Убеждаюсь в том, что творчество педагогов безгранично. В заключении

хочу отметить, что игровые формы, как методы активного обучения приносят

удовольствие от процесса познания, доказывая, что образование – не нудное занятие. А

при комплексном использовании различных технологий, ориентированных как на

развитие творческого потенциала, так и на сохранение здоровья учащихся, можно

добиться хороших результатов в достижении поставленной цели.

Игровые технологии – эффективное средство воспитания познавательных процессов и

активизации деятельности учащихся. Это тренировка памяти, помогающая учащимся

вырабатывать речевые умения и навыки. Игры стимулируют умственную деятельность

детей, а также развивают внимание и познавательный интерес к предмету. Способствуют

преодолению пассивности на уроках и усилению работоспособности учащихся. В

процессе игровой деятельности у школьников появляется интерес к предмету, происходит

развитие познавательных процессов, что обеспечивает постепенный переход от пассивно-

воспринимающей позиции к позиции сотрудничества ученика и учителя, что способствует

формированию навыков самообучения и самоорганизации учащихся. В результате

формируются умения и навыки, закрепляются знания, приобретаемые на уроках.

Список использованных источников

1. Газман О.С., Харитонова Н.Е. В школу с игрой. М., 2011.

2. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в

развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008.

3. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока

по дидактической системе деятельностного метода. – Москва, 2006 г.

4. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 2003



В раздел образования