Автор: Серкова Дарья Андреевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: Структурное подразделение МАОУ «СОШ №132» им. Н.М. Малахова «Детский сад №259»:
Населённый пункт: г.Барнаул
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Адаптация ребенка в детском саду".
Раздел: дошкольное образование
Адаптация ребенка в детском саду
У многих детей адаптация к ДОУ проходит болезненно:
малыши долго не могут привыкнуть к детскому саду,
устраивают истерики, некоторых от мам по утрам приходиться
«оттаскивать».
Почему так происходит и как облегчить адаптацию ребят в
детском саду? Детям любого возраста очень непросто начинать
посещать детский сад. Вся жизнь ребёнка кардинальным
образом меняется. В привычную, сложившуюся жизнь в семье
буквально
врываются
изменения:
чёткий
режим
дня,
отсутствие
родных
и
близких,
постоянное
присутствие
сверстников,
необходимость
слушаться
и
подчиняться
незнакомым
взрослым,
резко
уменьшается
количество
персонального внимания. Ребенку необходимо время, чтобы
адаптироваться к жизни в детскому саду.
Для каждого родителя именно его ребёнок самый лучший,
самый умный. Но вот его отдают в детский сад. Естественно, у
мамы с папой возникают первые переживания, связанные с
садом. А как ребёнок привыкнет? Понравится ли ему?
Дети привыкают к детскому саду по-разному: кто-то с первых
дней ходит в детсад с радостью, но, это скорее исключение из
правил, а кто-то не может успокоиться целый день и родителей
вечером встречает ревами. Чаще всего у малышей расставание
с мамой сопровождается слезами, а потом они отвлекаются на
игрушки и успокаиваются. И это нормально.
Когда ребенок привыкнет к детсаду и перестанет плакать?
Пройдет время и адаптационный период завершится. Вот
только длительность этого периода у каждого будет своя. Все
зависит от степени адаптации детей.
Адаптация
-
это
приспособление
или
привыкание
организма к новой обстановке. Для ребенка детский садик,
несомненно,
является
еще
неизвестным
пространством,
с новым окружением и отношениями. Этот процесс требует
больших затрат психической энергии и часто проходит с
напряжением психических и физических сил организма.
Тип легкой адаптации
(от 1 до 16 дней) характеризуется
привыканием к новой обстановке - в течение полумесяца, а
изменения,
которые видны
в
поведении
ребенка,
кратковременны и незначительны, поэтому ребенок не болеет.
Тип средней адаптации (от 16 до 32 дней) характеризуется
сроком больше месяца, иногда во время нее возможны
заболевания без каких-либо осложнений.
Тип тяжелой или неблагоприятной адаптации
(до 64
дней) характеризуется потерей в весе или внезапным, без
каких-то видимых причин, кратковременным повышением
температуры. Стресс разрушает защитные барьеры малыша,
извращает
ряд
важных
физиологических
реакций,
необходимых для поддержки состояния здоровья, и - нет
больше защитного панциря, защищающего от всех болезней.
От любого дуновения ветерка ребенок заболеет, произойдет
срыв адаптации, а после срыва ему придется адаптироваться
заново.
Причины, почему ребенок не может привыкнуть к
детскому саду
Чтобы мамам было легче расставаться со своими дочками и
сыночками по утрам, рассмотрим причины, по которым дети
плачут. Устраните их — слезы исчезнут.
Ребенок не подготовлен к посещению детского сада:
не сформированы культурно-гигиенические навыки;
он не умеет самостоятельно играть с игрушками;
режим в семье не совпадает с режимом ДОУ.
Состояние
здоровья.
Болезненному
ребенку
адаптироваться
в
новых
условиях
тяжелее,
чем
здоровому.
Как надо родителям готовить ребенка к поступлению в детский
сад.
Настройте малыша как можно положительнее к его
поступлению в детский сад.
Не обсуждайте при малыше волнующие Вас проблемы:
ребенок не слушая, слушает.
Готовьте Вашего ребенка к временной разлуке с Вами и
дайте понять ему, что это неизбежно лишь только потому,
что он уже большой.
Все время объясняйте ребенку, что он для Вас, как
прежде, дорог и любим.
Учите
ребенка
дома
всем
необходимым
навыкам
самообслуживания.
Введите режимные моменты детского сада в домашний
режим дня .
Повысьте роль закаливающих мероприятий. Они не
защитят от инфекционных заболеваний, но уменьшат
вероятность возникновения возможных осложнений.
Не угрожайте ребенку детсадом как наказанием за
детские грехи, а также за его непослушание.
Не нервничайте и не показывайте свою тревогу накануне
поступления ребенка в детский сад или в случаях, если
ребенок заболевает: ребенок фиксирует родительские
способы реагирования и включает их в собственную
модель и стиль поведения.
Настраивайте ребенка на мажорный лад. Внушайте ему,
что это очень здорово, что он дорос до сада и стал таким
большим.
Забирайте первое время пораньше домой, создайте
спокойный, бесконфликтный климат для него в семье.
Уменьшайте нагрузку на нервную систему: на время
прекратите
походы
в
цирк,
в
театр,
в
гости
и другие многолюдные
и
шумные
места,
сократите
просмотр телепередач.
Не кутайте ребенка, а одевайте в соответствии с
температурой в группе.
Не надо в присутствии ребенка плохо говорить о детском
саде или обсуждать связанные с ним проблемы.
«Наказывать» ребенка детским садом и в числе последних
забирать его домой.
Мешать его контактам с детьми в группе: значимый
взрослый, оставаясь
в
группе
наблюдать
за
своим
ребенком порождает ситуацию двойственности, которая
усугубляет
в
ребенке
качество
нерешительности
и
препятствует
возможности
обучиться
спонтанному
поведению в новой обстановке.
Ошибки родителей, затрудняющие адаптацию ребенка
Чего нельзя делать маме с папой в период адаптации ребенка
2-3 лет к садику:
Нельзя пугать ребенка. Часто родители пугают своих
детей детсадом: «Вот не будешь слушаться меня —
пойдешь завтра в садик». Задумайтесь, разве место,
которым пугают, способно вызвать позитивные эмоции?
Нельзя наказывать за слезы при расставании. Никогда
не сердитесь на ребенка за то, что он не хочет идти в
детсад и плачет. Это вполне нормальная реакция для
детей 2-3 лет. Лучше поцелуйте, обнимите его и еще
разок уверьте, что вы его очень любите и обязательно
заберете из детсада.
Нельзя обещать ребенку то, что потом не сможете
выполнить. Например, если мама сказала, что заберет
сразу после обеда, то она должна так и поступить. Из-за
не выполненного обещания у детей часто случаются
истерики. Как же тут не плакать, если мама обещала и не
пришла, может она собирается оставить в садике на ночь.
Таким
образом,
можно
навсегда
потерять
доверие
ребенка. Лучше говорить конкретно, что забрать сможете
только вечером и не давать «пустых» обещаний.
В заключение еще один важный совет родителям: старайтесь
приходить за ребенком раньше, чтобы он не оставался одним
из последних в группе, поддерживайте его во всем, хвалите за
маленькие
достижения,
чаще
улыбайтесь,
сохраняйте
спокойствие и скоро вы заметите, что ребенок начал ходить в
детский сад с удовольствием.
Консультацию подготовила: Серкова Д.А.