Автор: Рожкова Вера Владимировна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: преподаватель
Населённый пункт: пермский край, г.Кунгур
Наименование материала: доклад
Тема: роль интеграции и межлредметных связей на уроке сольфеджио
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования
«ДШИ им. Р.Н. Розен»
Пермский край г. Кунгур.
ДОКЛАД
РОЛЬ ИНТЕГРАЦИИ И МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ
НА УРОКЕ СОЛЬФЕДЖИО
Подготовила преподаватель теории и хора
Вера Владимировна Рожкова
2020 г.
.
Современный мир, опирающийся на интегративную основу, тре-
бует разностороннего знания, компетентности, умения из потоков ин-
формации выбирать нужную и грамотно оперировать ею. Поэтому об-
разование также должно строиться на интегративной основе, вводить
человека в новый мир и помогать его освоить.
Интеграция предмета сольфеджио с другими общеобразователь-
ными предметами является средством расширения школьного образо-
вания, методического обогащения педагога.
Интеграция-процесс сближения и связи наук, состояние связан-
ности отдельных частей в одно целое.
Главная цель интеграции - создание у школьника целостного
представления об окружающем мире, т.е. формирование мировоззре-
ния.
Урок сольфеджио в 4 классе ФО на тему «Музыкальные анто-
нимы» я построила на интегративной основе. На уроке мы затронули
понятие «антонимы» не только в русском языке, но и в музыке.
В начале урока звучит песня «На далекой Амазонке», которую
исполняют автор – Сергей Никитин и Татьяна Никитина. Этот фраг-
мент урока - интеграция с литературным чтением. Данный вид работы
применяется на этапе знакомства с текстом песни. Для качественного
исполнения любого вокального произведения необходимо чувствен-
ное восприятие предлагаемого материала. Чтобы детям стало понятно,
о чем идет речь в музыкальном произведении, на уроке производится
анализ текста. Анализируется каждая строчка. Определяется настрое-
ние, которое заложено автором, средства художественной выразитель-
ности, используемые в каждом отрывке. Далее идет рассуждение об
общем характере музыки. Дети выбирают какими цветами они бы на-
рисовали мелодию куплета и припева, определяют характер каждого
раздела и музыкально-выразительные средства им соответствующие-
минор и мажор.
Вспоминают и записывают строение мажорной и минорной гам-
мы. Обсуждаются вопросы: «Можно ли объединить эти понятия в
пару? По какому принципу?» Повторяется понятие тональность ( то-
ника+ лад), формируют две пары тональностей- параллельные и одно-
именные, выясняют их отличие и сходство. Делают промежуточный
вывод - тональности объединяются в пары по принципу противопо-
ложности, что соответствует различию в характере музыки куплета и
припева. Далее мы слушаем пьесу П. Чайковского «Баба-яга» из цик-
ла «Детский альбом». Я задаю вопросы: »Похожа ли эта музыка на
предыдущую? Почему?». Мы разбираем средства музыкальной выра-
зительности и приходим к выводу, что особый характер мелодии во
многом определяется сочетанием звуков - интервалами. Значение
французского слова «сонанс»- звучать и приставок – «конс»-(объеди-
нять, согласовывать) и «дисс» (разъединять, противоречить). Дети
складывают два слова «консонанс» и «диссонанс» и объясняют их
значение. Находим в пьесе все знакомые интервалы и делим на две
противоположные группы по характеру звучания. Консонансы и дис-
сонансы можно назвать музыкальными антонимами. Затем плавно
переходим на определение антонимов, характеризующих характер му-
зыки. Я говорю: «веселая, плавная, мелодичная и т.д.», дети отвечают:
«грустная, печальная и т.д.». Это упражнение помогает детям сделать
анализ музыкального произведения, увеличивает словарный запас,
расширяет кругозор.
Проследив антонимы в музыке и русском языке, дети обнару-
живают их присутствие на других предметах: математике- сложение-
вычитание, деление- умножение и т.п., хореографии- плавные и рез-
кие движения, рисовании- теплые и холодные тона. Можно найти ан-
тонимы и в жизни ( день-ночь, свет- тьма, жизнь-смерть) В интегриро-
ванных уроках стирается граница между наукой и искусством.
О разрыве связей между предметами, которые изучают дети в
школах искусств разговор идет давно. Что же делать с этой пробле-
мой? Как ее решить? Разрабатывая программу по сольфеджио, я по-
старалась сократить разрыв между предметами. Конечно, идеальный
вариант, когда все предметы по возможности ведет один преподава-
тель, но это, к сожалению, невозможно. Поэтому, я постаралась соеди-
нить специальность с сольфеджио, музыкальной литературой и хором.
Взаимосвязь сольфеджио и специального инструмента.
Один из видов работы на уроках сольфеджио- анализ музыкаль-
ных произведений из репертуара обучающихся. Мы разбираем эпоху,
в которой жил композитор, историю написания произведения, музы-
кальную форму. Дети разбирают строение каждой фразы, мелодиче-
скую линию. Это помогает им в работе дома. Ведь главная проблема
специалистов, это не секрет, это домашняя подготовка ученика к уро-
ку специальности. Самый оптимальный вариант- это привлечение ро-
дителей в работе с детьми, поэтому я только приветствую, если роди-
тели приходят на урок сольфеджио. На уроке дети все задания выпол-
няют, играя на своих инструментах. Результат положительный. Роди-
тели видят, что ребенок должен делать дома, используя знания, полу-
ченные на уроках сольфеджио.
Сольфеджио и музыкальная литература
Не секрет, что не так уж много детей посещает с родителями
концертные залы, и не так часто родители устраивают просмотры
передач по каналу «Культура». В результате уровень музыкального
восприятия ребенка может ограничиться просмотром передач для
взрослых и слушанием популярной музыки. Поэтому на своих уроках
я использую для прослушивания, как небольшие пьесы разных компо-
зиторов, так и отрывки из симфоний , опер, давая задания: найти зна-
комые гармонические обороты, сделать гармонический анализ и т.д.
соответственно дома. Ребенок будет слушать, найдя в Интернете,
необходимое произведение, чтобы выполнить задание и получить от-
метку. Поверьте, это срабатывает!
Другая форма работы - это диктанты. Используя сборник С.
Привалова «Сольфеджио на материале музыкальной литературы»,
можно в разных формах написания приобщать детей к музыке вели-
ких композиторов.
Сольфеджио и хор
Пение хоровых произведений, основанных на полифоническом
многоголосии, позволяет детям проследить по тексту движение каж-
дого голоса. Ребенок легче запоминает и воспроизводит на инстру-
менте полифонию, если использует способ поиграть один голос и
спеть другой. У композитора Ж. Металлиди, в ее учебниках по соль-
феджио - прекрасные произведения, которые можно использовать на
занятиях хора. Я этим пользуются и не без успеха. Ведь точное инто-
нирование- это главная задача сольфеджио, а если ребенок будет петь
песню, которую учит на хоре, дома , то проблемы с интонацией исчез-
нут.
Решая задачи, стоящие перед нами, как и перед любой другой
школой,- сохранности контингента, доступности излагаемого матери-
ала, заинтересованности ученика в процессе обучения - я пришла к
выводу, что межпредметные связи в работе многопрофильного дет-
ского образовательного учреждения необходимы для наиболее полно-
го всестороннего эстетического развития ребенка.
Используемая литература:
1. СД .» Поют Татьяна и Сергей Никитины», издательство Музыка,
1988г.
2. П. И. Чайковский «Детский альбом», издательство Советский
композитор, 1984г.
3. С. Привалов «Сольфеджио на материале музыкальной литературы»,
издательство Классика – 21 век , - 2009г.
4. Ж. Металлиди « Сольфеджио» 4 класс, издательство Классика -21
век ,-2002г.
5. Методический материал - авторская разработка.