Автор: Королёва Светлана Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ Венгеровский детский сад№3
Населённый пункт: село Венгерово Новосибирская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Точечный массаж по методике А.А.Уманской"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Венгеровский детский сад №3
«Точечный массаж по методике А.А Уманской».
Воспитатель Королёва С.Н.
Массаж в детском саду – элемент оздоровительных программ в
дошкольных учреждениях. Оздоровительный массаж проводится
штатными массажистами, владеющими специальными методиками работы с
детьми. Родители избавлены от необходимости специально выделять время
на полезную процедуру и платить за сеанс, если дошкольник посещает
детский сад регулярно. Массажные процедуры улучшают кровообращения и
обменные процессы в организме, помогают нормальному развитию
внутренних органов, костей и мышц, благотворно действуют на нервную
систему и является профилактикой простудных заболеваний, повышая
иммунитет.
Профилактический и лечебный.
Оздоровительный массаж назначают в профилактических целях.
Представляет собой специальные приемы механического воздействия на тело
ребенка с определенной длительностью и интенсивностью. В детских садах
он применяется как самостоятельный метод укрепления организма или в
комплексе с оздоровительной гимнастикой.
Лечебный массаж назначается при лечении заболеваний и имеет
особенности в зависимости от болезни, стадии заболевания и его
клинической формы.
Оздоровительные сеансы проводятся
штатным массажистом дошкольного учреждения, лечебные – назначаются
педиатром или физиотерапевтом и проводятся в поликлинике.
Общеукрепляющие массажные процедуры выявляют и выправляют
небольшие отклонения костно-мышечной системы, которые грозят
болезнями в дальнейшем, успокаивают нервную систему детей и снимают
стресс.
Точечный массаж по Уманской.
Методика детского точечного массажа разработана профессором
Уманской более десяти лет назад и за прошедшие годы показала хорошие
результаты при регулярном применении. Как и любой метод оздоровления,
не дает быстрых результатов, но если проявить терпение и практиковать его
последовательно и регулярно, то можно забыть о простуде и избавиться от
хронических заболеваний носоглотки – гайморита и аденоидов.
Точечный массаж с успехом применяется в детских садах, так как он
прост, эффективен и занимает немного времени.
Методика Уманской заключается в стимуляции пальцами девяти точек
на теле, расположенных в легкодоступных местах. Воздействуют на точки
большим, указательным или средним пальцем. Каждая зона, в соответствии с
рекомендациями, массируется сначала 9 раз по часовой стрелке, что
активирует зону, затем 9 раз против часовой стрелки для расслабления и
успокоения. Биозоны массируются в строгом порядке. В профилактических
целях используют мягкое воздействие на точки, при заболеваниях
интенсивность стимуляции усиливается.
Парные зоны растираются пальцами одновременно всегда в направлении
сверху вниз. Для усиления эффекта используются массажные масла и
бальзамы.
Простота и доступность методики делает возможной ее применение и в
дошкольном учреждении, и дома. Она не имеет ограничений по возрасту:
делать точечный массаж можно с первых месяцев жизни младенца, а
подросшие дети могут делать его самостоятельно.
В период эпидемий для повышения сопротивляемости организма
активные точки стимулируют каждые два-три часа. Регулярное воздействие
на биоточки запускает процесс выработки в организме интерферона и других
веществ, которые повышают защитные силы на клеточном уровне и
действуют эффективнее искусственных иммуностимуляторов.
Противопоказано воздействовать на активные точки в тех случаях, когда
на коже массажных зон есть родинки, новообразования или гнойнички.
Игровой самомассаж
Важно сформировать в детстве положительное отношение к
оздоровительным процедурам. Поэтому самомассаж,
как метод профилактики простудных заболеваний и гриппа
и метод коррекции речевых нарушений, практикуется в дошкольных
учреждениях в легкой игровой форме.
Несложные упражнения, которые сопровождаются традиционными
для массажа действиями: растиранием, разминанием, пощипыванием,
поглаживанием разных участков тела, делаются дошкольниками
самостоятельно. Упражнения тонизируют мышцы, развивают мелкую
моторику, активизируют работу головного мозга.
Игровой самомассаж используется в образовательной и игровой
деятельности дошкольников, при индивидуальной работе с ними.
Занятия сопровождаются музыкой, забавными песенками, потешками,
считалками. Педагоги используют для процедур нетрадиционные материалы:
еловые шишки, грецкие орехи, карандаши, бумагу, мыло, массажные
мячики, пластиковые массажеры, что нравится детям.
Ребята массируют себя только чистыми сухими руками, с коротко
остриженными ногтями, чтобы избежать повреждения кожи.
Для создания положительного настроя и сохранения внимания группы во
время оздоровительных занятий педагоги подбирают музыкальное
сопровождение, создают атмосферу при помощи интонационного
разнообразия речи, комбинируют и разнообразят упражнения. По времени
процедура не превышает 10 минут, проводится 2-3 раза в день, состоит из 3-5
упражнений, которые повторяются равное количество раз для каждой
стороны тела, между ними тело расслабляется поглаживанием
или «встряхиванием» рук и ног.
Растираются ушные раковины, глаза, руки от кисти к локтю, ноги от
стопы к бедру, массажные движения направляются от периферии к центру.
Педагоги обучают ребят мягким движениям пальцев, акцентируют внимание
на результатах – появлении тепла, а не болезненных ощущений
в массируемой области.
Особенное внимание при проведении сеансов самомассажа в детском
саду уделяется наблюдению за самочувствием и индивидуальными
реакциями детей на упражнения.
При лихорадочных состояниях, заболеваниях кожи, воспалительных
процессах самомассаж противопоказан.
С первых дней жизни здоровье малыша требует постоянного внимания. По
мере взросления родители стремятся развивать умственные способности и
выявлять таланты детей, а забота о физическом развитии отходит на второй
план. Несложные упражнения оздоровительной гимнастики, занятия
спортом, закаливание, если сделать их частью жизни, укрепят растущий
организм без лекарств.
Самомассаж лица для детей в стихах «Нос, умойся!»
1.«Кран, откройся!» - правой рукой делаем вращательные
движения, «открывая»кран.
«Нос, умойся!» - растираем указательными пальцами обеих рук крылья
носа.
«Мойтесь сразу оба глаза» - нежно проводим руками над глазами.
«Мойтесь, уши!» - растираем ладонями уши.
«Мойся, шейка!» - аккуратными движениями гладим шею спереди.
«Шейка, мойся хорошенько!» - гладим шею сзади, от основания черепа к
груди.
«Мойся, мойся, обливайся! – аккуратно поглаживаем щеки.
«Грязь, смывайся! Грязь, смывайся!» - трем ладошки друг о друга.
Самомассаж для лица и шеи для детей «Индеец»
Цель массажа – научить детей расслаблению мышц лица и шеи при
выполнении массажа перед зеркалом. Представим, что мы индейцы,
наносящие боевую раскраску.
«Рисуем» линии от середины лба к ушам сильными движениями –
повторяем 3 раза.
«Рисуем» линии от носа к ушам, при этом широко расставляем пальцы –
повторяем 3 раза.
«Рисуем» линии от середины подбородка по направлению к ушам –
повторяем 3 раза.
«Рисуем» линии на шее по направлению от подбородка к груди –
повторяем 3 раза.
«Пошел дождик» - легонько постукиваем пальцами по лицу, как будто
играя на пианино.
«Вытираем с лица потекшую краску», легонько проводя по лицу
ладонями, предварительно разогрев их, потерев друг об друга.
«Стряхиваем с рук оставшиеся капельки воды», опустив руки вниз.