Автор: Тихонова Екатерина Витальевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №2", корпус №3
Населённый пункт: Алтайский край, г. Бийск
Наименование материала: Научная статья
Тема: Роль постерного консультирования в формировании ранней профориентации воспитанников.
Раздел: дошкольное образование
Роль постерного консультирования в формировании ранней профориентации
воспитанников.
Профориентация - в современном мире является важным направлением
работы образовательных учреждений. В дошкольном возрасте нужно данное
направление для того, чтобы развить интерес к профессиям взрослых.
Цель: формирование представлений о профессиональной деятельности
взрослых у детей дошкольного возраста.
Задачи:
знакомить детей старшего дошкольного возраста с многообразием мира
профессий в обществе
расширять кругозор детей об окружающем мире
формировать у детей элементарный опыт профессиональных действий
способствовать ранней «предпрофессиональной ориентации» детей
старшего дошкольного возраста
Профессиональная ориентация дошкольников - включает в себя
ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром. Дети через сказки,
общение со взрослыми и средства массовой информации узнают о разных
профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей
темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности
труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и
отношение к определенным видам деятельности.
Ребенка нужно подготовить к выбору своей будущей профессии. Ему
необходимо знать, кем работают его родители или работали бабушки и
дедушки, познакомить со спецификой различных профессий, требованиями,
которые они предъявляют к человеку, а также интересоваться, кем он хочет
стать, когда вырастет. Чем больше ребенок будет получать разнообразной и
богатой информации, тем легче ему будет сделать в будущем свой
решающий выбор, который определит его жизнь. Ведь именно в детстве
закладывается профессиональная направленность. Первым этапом
подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в
навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей, а в
том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы
облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. Ребенок должен
поверить в свои силы путем поддержки его начинаний будь то в творчестве,
спорте, технике и т.д. Чем больше умений и навыков получит ребенок в
детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более
старшем возрасте. Например, если ваш ребенок мечтает работать в магазине
игрушек, то не стоит его отговаривать. Просто поговорите с ним о том, как
он представляет себе эту работу, что привлекает его в этой сфере
деятельности, какими качествами и знаниями нужно обладать, чтобы
работать и т.п., чтобы выявить реальные интересы и потребности ребенка.
Очень важно не отказываться от роли советчика. Родитель может выступить
как эксперт и поделиться той информацией, которой он владеет: рассказать,
что представляет собой та или иная профессия, где можно встретить такую
работу, какие ограничения она накладывает. Важно для детей, если взрослые
рассказывают картинки из своего детства, делятся переживаниями.
Подобные рассказы о профессии, как правило, производят на детей большое
впечатление.
Родители не должны ограничиваться рассказами и разговорами – необходимо
посещать такие места: магазин, на станция по ремонту машин и т.д. с целью
общения сотрудников с ребенком, даже сводить его на работу. Опыт
подобного общения может оставить неизгладимое впечатление у ребенка на
выбор его профессии.
Хорошо если выбор у ребенка будет постоянно меняться. Как правило, сами
дети об этом варианте не задумываются, и задача педагогов, родителей -
поставить перед ними вопрос: что они будут делать, когда вырастут? Следует
детям давать фантазировать: «Давай представим, кем ты будешь».
Практика показывает, что огромную роль в выборе будущей профессии
играет семья, хотя сами дети этого могут и не осознавать. Зачастую они
ориентируются на профессии родственников. Всем нам известно примеры
трудовых династий, когда несколько поколений одной семьи работают по
одной специальности, и случаи, когда кто-то становится «врачом, как мама»
или «шофером, как папа». Например, дети врачей прекрасно знают, что
медицинская профессия подразумевает срочные вызовы и работу по ночам, а
также просьбы о помощи со стороны знакомых и соседей, а дети учителей –
что необходимо готовиться к урокам и проверять тетради.
Детей дошкольного возраста нужно готовить к тому, чтобы они в свое время
– каким бы далеким нам сейчас это время ни казалось – могли смело
вступить в самостоятельную жизнь. Нужно, что бы дети: - понимали, что
труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд - это,
основа жизни; - уважали всех, кто трудится, и ценили плоды их труда; -
познакомились бы с тем, что делают люди разных профессий, с помощью
каких орудий и машин, и что получается в результате; - были готовы
трудиться сами - по причине, что это им нравится и интересно, и потому, что
это надо; - учились бы труду, овладевая необходимыми навыками, трудились
бы, принося пользу людям, и развивали бы свои трудовые способности.
Таким образом, профориентация дошкольников - это необходимое
направление деятельности дошкольной образовательной организации.
Знакомство детей с миром профессий осуществляется на протяжении всего
периода получения воспитанниками дошкольного образования и реализуется
в разнообразных формах работы и во взаимодействии педагогов и родителей.
Проводя профориентационную работу, мы подводим детей к важному
выводу, что труд, профессиональная деятельность являются значимой
сферой жизни.