Напоминание

«Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в практике ДОУ»


Автор: Лилиана Ивановна Алешина
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Колокольчик"
Населённый пункт: город Ноябрьск
Наименование материала: Семинар-практикум для педагогов
Тема: «Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в практике ДОУ»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в практике

ДОУ

Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех

известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак –

использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению

возникающих проблем.

Виды

здоровьесберегающих

педагогических

технологий

Время проведения

в режиме дня

Особенности

методики проведения

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья

Стретчинг

Не раньше чем через 30 мин.

после приема пищи, 2 раза в

неделю по 30 мин. со среднего

возраста в физкультурном или

музыкальном залах либо в

групповой комнате, в хорошо

проветренном помещении

Рекомендуется детям с вялой осанкой и

плоскостопием. Опасаться

непропорциональной нагрузки на мышцы

Динамические паузы

Во время занятий, 2-5 мин., по

мере утомляемости детей

Рекомендуется для всех детей в качестве

профилактики утомления. Могут включать в

себя элементы гимнастики для глаз,

дыхательной гимнастики и других в

зависимости от вида занятия

Подвижные и спортивные

игры

Как часть физкультурного

занятия, на прогулке, в групповой

комнате - малой со средней

степенью подвижности.

Ежедневно для всех возрастных

групп

Игры подбираются е соответствии с

возрастом ребенка, местом и временем ее

проведения. В ДОУ используем лишь

элементы спортивных игр

Релаксация

В любом подходящем помещении.

В зависимости от состояния детей

и целей, педагог определяет

интенсивность технологии. Для

всех возрастных групп

Можно использовать спокойную

классическую музыку (Чайковский,

Рахманинов), звуки природы

Технологии эстетической

направленности

Реализуются на занятиях

художественно-эстетического

цикла, при посещении музеев,

театров, выставок и пр.,

оформлении помещений к

праздникам и др. Для всех

возрастных групп

Осуществляется по специально

запланированному графику мероприятий.

Особое значение имеет работа с семьей,

привитие детям эстетического вкуса

Гимнастика пальчиковая

С младшего возраста

индивидуально либо с подгруппой

ежедневно

Рекомендуется всем детям, особенно с

речевыми проблемами. Проводится в любой

удобный отрезок времени (в любое удобное

время)

Гимнастика для глаз

Ежедневно по 3-5 мин. в любое

свободное время; в зависимости от

интенсивности зрительной

нагрузки с младшего возраста

Рекомендуется использовать наглядный

материал, показ педагога

Гимнастика дыхательная

В различных формах

физкультурно-оздоровительной

работы

Обеспечить проветривание помещения,

педагогу дать детям инструкции об

обязательной гигиене полости носа перед

проведением процедуры

Гимнастика бодрящая

Ежедневно после дневного сна, 5-

10 мин.

Форма проведения различна: упражнения на

кроватках, обширное умывание; ходьба по

ребристым дощечкам; легкий бег из спальни

в группу с разницей температуры в

помещениях и другие в зависимости от

условий ДОУ

Гимнастика корригирующая

В различных формах

физкультурно-оздоровительной

работы

Форма проведения зависит от поставленной

задачи и контингента детей

Гимнастика ортопедическая

В различных формах

физкультурно-оздоровительной

работы

Рекомендуется детям с плоскостопием и в

качестве профилактики болезней опорного

свода стопы

2. Технологии обучения здоровому образу жизни

Непосредственно

образовательная

деятельность по

физическому развитию

2-3 раза в неделю в спортивном

или музыкальном залах. Ранний

возраст - в групповой комнате, 10

мин. Младший возраст- 15-20

мин., средний возраст - 20-25

мин., старший возраст - 25-30 мин.

НОД проводятся в соответствии программой,

по которой работает ДОУ. Перед НОД

необходимо хорошо проветрить помещение,

сделать влажную уборку

Проблемно-игровые

(игротреннинги и

игротерапия)

В свободное время, можно во

второй половине дня. Время

строго не фиксировано, в

зависимости от задач,

поставленных педагогом

Занятие может быть организовано не заметно

для ребенка, посредством включения

педагога в процесс игровой деятельности

Коммуникативные игры

1-2 раза в неделю по 30 мин. со

старшего возраста

Занятия строятся по определенной схеме и

состоят из нескольких частей. В них входят

беседы, этюды и игры разной степени

подвижности, занятия рисованием, лепкой и

др.

Занятия из серии

«Здоровье»

1 раз в неделю по 30 мин. со ст.

возраста

Могут быть включены в сетку занятий в

качестве познавательного развития

Самомассаж

В зависимости от поставленных

педагогом целей, сеансами либо в

различных формах физкультурно-

оздоровительной работы

Необходимо объяснить ребенку серьезность

процедуры и дать детям элементарные знания

о том, как не нанести вред своему организму

Точечный самомассаж

Проводится в преддверии

эпидемий, в осенний и весенний

периоды в любое удобное для

педагога время со старшего

возраста

Проводится строго по специальной методике.

Показана детям с частыми простудными

заболеваниями и болезнями ЛОР-органов.

Используется наглядный материал

Биологическая обратная

связь (БОС)

От 10 до 15 сеансов работы с

компьютером по 5-10 мин. в

специальном помещении.

Рекомендуется со старшего

возраста

Необходимы соблюдение правил работы за

компьютером. Рекомендуется специальная

методика для дошкольников

3. Коррекционные технологии

Технологии музыкального

воздействия

В различных формах

физкультурно-оздоровительной

работы; либо отдельные занятия 2-

4 раза в месяц в зависимости от

поставленных целей

Используются в качестве вспомогательного

средства как часть других технологий; для

снятия напряжения, повышения

эмоционального настроя и пр.

Сказкотерапия

2-4 занятия в месяц по 30 мин. со

старшего возраста

Занятия используют для психологической

терапевтической и развивающей работы.

Сказку может рассказывать взрослый, либо

это может быть групповое рассказывание, где

рассказчиком является не один человек, а

группа детей

Технологии воздействия

цветом

Как специальное занятие 2-4 раза

в месяц в зависимости от

поставленных задач

Необходимо уделять особое внимание

цветовой гамме интерьеров ДОУ. Правильно

подобранные цвета снимают напряжение и

повышают эмоциональный настрой ребенка

Технологии коррекции

поведения

Сеансами по 10-12 занятий по 25-

30 мин. со старшего возраста

Проводятся по специальным методикам в

малых группах по 6-8 человек. Группы

составляются не по одному признаку - дети с

разными проблемами занимаются в одной

группе. Занятия проводятся в игровой форме,

имеют диагностический инструментарий и

протоколы занятий

Психогимнастика

1-2 раза в неделю со старшего

возраста по 25-30 мин.

Занятия проводятся по специальным

методикам



В раздел образования