Автор: Кастерина Елена Борисовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 12 " Светлячок" г. Куса"
Населённый пункт: ЧЕЛЯБИНСКАЯ ОБЛАСТЬ, КУСИНСКИЙ РАЙОН, КУСА
Наименование материала: Педагогический очерк
Тема: «Совершенствование содержания нравственно-патриотического воспитания с детьми по воспитательно-образовательному направлению»
Раздел: дошкольное образование
Педагогический очерк «Совершенствование содержания нравственно-
патриотического воспитания с детьми по воспитательно-образовательному
направлению»
Патриотизм – это социальное чувство, которое характеризуется
привязанностью к родному краю, народу, его традициям.
Нравственно-патриотическое воспитание – это система мероприятий,
направленных на формирование у граждан чувства долга по отношению к
родной стране, национального самосознания, готовность защищать свою
Родину.
Актуальность.
Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС подразумевает
следующие задачи:
формирование нравственно-духовных особенностей личности;
формирование чувства гордости за свою нацию; формирование
почтительного отношения к национальным и культурным традициям своего
народа; формирование либеральной позиции по отношению к ровесникам,
взрослым, людям других национальностей.
Дети дошкольного возраста особо эмоциональны, пытливы, готовы к
сопереживанию, у них идет процесс формирования личностных ориентиров,
поэтому можно наиболее плодотворно проводить воспитательную работу.
Этому также способствует особая подверженность дошкольников влиянию
взрослых.
Я считаю, что патриотическое воспитание в ДОУ должно проводиться с
целью формирования любви к отечеству, ответственного отношения к
окружающей природе и людям, становления устойчивой связи поколений.
Формирование этих ценностей происходит в результате целенаправленной,
систематической работы с ребёнком.
В процессе моей педагогической деятельности, что данную работу
необходимо начинать с детьми младшего возраста. Целью моей работы
стало формирование нравственно-патриотического воспитания детей.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
- формирование у детей высоких морально- нравственных норм и
ориентиров, уважительного отношения к традициям и истории России;
- организация работы по увековечиванию памяти погибших при защите
Отечества;
- развитие у детей гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-
нравственных и социальных ценностей.
-способствовать воспитанию у детей чувства патриотизма – любви к семье,
детскому саду, родной природе;
В соответствии с поставленными целями нравственно-патриотического
воспитания детей, в средней группе была проведена следующая работа :
это и сюжетно-ролевые игры «Семья», «Больница»,«Детский
сад», «Магазин», «Шофёры», Развивающие игры: «Экскурсия», «Кто больше
назовёт улиц», «Над – под - между (флаг)», «Найди отличия».
Заучивание пословиц и поговорок о Родине, о труде, о профессиях, о лени,
тематические беседы, раскрывающие традиции нашего народа (Масленица,
Пасха и т. д., творческая деятельность детей (театральные постановки,
тематическое рисование, участие в различных выставках и т. д.).
Дидактические игры и упражнения: «Закончи предложение»; «Слова любви к
Родине»; «Составь флаг»,
Занятия: «Есть у каждого свой дом», «Наша добрая матрёшка», «В зимнем
лесу». «Все профессии важны - все профессии нужны», «Как надо называть
человека», «Моя семья», «Хлеб – всему голова»
Проведены беседы: «Символика нашей страны», «Президент РФ», «Важные
профессии», «Приглашение в лес», «Как надо здороваться», «Ты – часть
природы», «Откуда хлеб пришёл», «Кем работают мои родители», «Дом
где я живу».
Чувство патриотизма формируется постепенно в процессе накоплений
знаний и представлений об окружающем мире. В сказках, стихах, рассказах
И. Бунина, С. Есенина, М. Пришвина, В. Бианки и других поэтов, и
писателей раскрывается красота родной природы, выражается лирическое
чувство. Воспитать настоящего патриота, человека, без любви к родине,
природе просто невозможно.
Рассказы о столице России и о родном городе – отдельный вид специальной
детской литературы для патриотического воспитания дошкольников, ребята
знакомятся с достопримечательностями, достоинствами и особенностями
родного края, города. У них развивается чувство гордости за свой край, своё
отечество, Родину.
В процессе подготовки к празднику «День защитника Отечества» были
проведены беседы с детьми на темы: «Наша армия», «Солдаты России», в
ходе которых пополнялись и уточнялись знания детей о профессии военного,
о его службе, о военной технике, о смелости, отваге и т. д. Был организован
показ презентации на тему «Солдаты Росси».
Была проведена работа по рисованию. Ребята очень старались, были
аккуратны. С огромным удовольствием рисовали военную технику.
В течение дальнейшей работы с воспитанниками проводились беседы и
просмотры мультипликационных фильмов. Детям читала рассказы и
стихотворения о Воинах Отечества.
Одно из форм работы по патриотическому воспитанию является
взаимодействие с родителями были подготовлены рекомендации:
«Как воспитать маленького патриота», «Воспитание патриотических
чувств у дошкольников
Выпущена стенгазета «Наши защитники»
Проводимая систематическая работа, позволяет сформировать у
дошкольников чувство патриотизма, привить детям гордость за свою страну,
закрепить и расширить знания о государственной символике, сформировать
знания о своем крае, а также привить познавательный интерес к истории
своей Родины.
Следует отметить, что воспитание нравственной основы дошкольника
невозможно без тесного сотрудничества с семьей, поскольку именно в семье
закладываются первые кирпичики фундамента будущей гражданской
платформы каждого человека. Поэтому наша работа по воспитанию будущих
граждан родной страны направлена на обеспечение тесного взаимодействия с
семьей каждого ребенка. С чего же начинается формирование патриотизма
в работе с дошкольниками? Есть одно основное правило, знакомое всем
педагогам – работа должна строиться от малого к большому. Ребенок не
способен осознать сразу всеобъемлющее понятие Родины. И для того, чтобы
это понятие не осталось для него абстракцией, воспитание патриотизма мы
начинаем с самого близкого и самого дорогого сердцу каждого ребенка. Для
любого малыша роднее всего мама. Именно с нее начинается формирование
чувств любви и привязанности, развитие основ духовности
и воспитание необходимых каждому человеку качеств.