Напоминание

Сказка как средство обогащения словаря детей дошкольного возраста


Автор: Трунова Анна Рудольфовна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №56" г. о. Самара
Населённый пункт: Самара
Наименование материала: Статья
Тема: Сказка как средство обогащения словаря детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Сказка как средство обогащения словаря детей дошкольного возраста

Обогащение словаря ребёнка происходит постепенно, с учётом

возвратных и интеллектуальных особенностей ребёнка. Ребёнок растет,

развивается, вместе с тем растёт и обогащается его словарь.

Дети дошкольного возраста очень любознательны. Они с удовольствием

изучают новые предметы, явления, задают много интересных вопросов.

Начинают общаться, эмоционально развиваться. Учатся сопоставлять

предметы и делать выводы. И вместе с этим развивается и обогащается их

словарный запас.

Как обогащается словарь ребёнка? Постепенно ребёнок развивается, растёт

знакомится с новыми предметами, явлениями, с их свойствами

особенностями. Необходимо постоянно обогащать словарь ребёнка,

стараться всесторонне развивать малыша, содействовать развитию его

активного и пассивного словаря.

На развитие словаря у дошкольников влияют следующие факторы.

1.

Возраст ребёнка. У детей 2-3 лет словарный запас будет небольшим,

ведь и их социальный опыт маленький. Чем старше ребёнок, тем больше

его словарный запас.

2.

Индивидуальные особенности ребёнка, например, малыш поздно начал

говорить, очень стеснителен, имеются перенесённые заболевания.

3.

Познавательное развитие ребёнка.

4.

Семейное развитие и воспитание в семье.

Обогащение словаря – это творческий, насыщенный и познавательный

процесс, содействующий познавательному и речевому развитию ребёнка, он

стимулирует и развивает все структуры речи.

Дошкольный возраст является сензитивным периодом для обогащения и

развития словаря ребёнка. Большая роль здесь принадлежит развитию

любознательности. Ребёнок увидел незнакомый предмет, он с интересом

тянет к нему свои ручки.

– Что за цветок? – спросит ребёнок. – Такой колючий!

– Это кактус...

– Кактус, кактус, кактус, – начнёт повторять ребёнок.

В этот момент у малыша развивается зрительное восприятие. Он увидел

предмет, определил его форму, размер. Потрогал, погладил, исследовал

данный предмет. Здесь мы содействуем сенсорному развитию ребёнка. В

речи ребёнка появилось слово, вместе с этим он познакомился с качествами

предметов: гладкий, колючий, шершавый. Так у ребёнка постепенно

обогащается словарный запас.

Развивать и обогащать словарный запас ребёнка можно, используя

следующие методы и приёмы.

1.

Наглядность: всевозможные картинки, предметы обихода – детям

интересно, когда информацию преподносят, используя наглядность.

2.

Словесность. Педагог использует в своей работе художественное

слово, тем самым вызывая интерес ребёнка. В свою очередь, ребёнок

начинает повторять, запоминать – так у него обогащается словарный

запас.

3.

Игровые методы. Ребёнок с удовольствием принимает участие в

различных играх, так он учится, познает, развивается и обогащает свой

словарь.

4.

Практические методы. Выполняя упражнения, ребёнок повторяет

определённые действия, развивается внимание, память, а самое главное

– речь. Проводя опыты, ребёнок исследует, познаёт окружающий мир,

начинает рассуждать, учится сопоставлять факты.

Можно использовать все методы и приёмы, можно их комбинировать: у

каждого педагога свой опыт, свой результат. В своей работе с детьми по

обогащению и формированию словаря я в большей степени использую

словесные методы, считая их наиболее эффективными в речевом развитии

ребёнка.

Словесные методы – это рассказ, беседа, сказка. Я бы хотела

остановиться на сказке. Как правило, дошкольники обожают сказки. Сказка

развивает речевую активность детей, обогащает словарь и содействует

познавательному развитию ребёнка. Она обычно вызывает у ребёнка интерес,

увлекает, развивает и направляет его, а также содействует развитию интереса

к художественной литературе.

При чтении сказок необходимо учитывать:

объем произведений;

возраст детей;

словарную нагрузку произведений;

познавательный уровень детей (воспитанники должны быть знакомы с

предметами или явлениями, представленными в сказках);

цель произведений (какую цель мы ставим и, какие результаты хотим

увидеть);

речевые задачи (желательно подробно писать, какие конкретно цели мы

преследуем в развитии связной речи, грамматического строя речи,

звуковой культуры речи, а также обратить внимание на словарную

работу при чтении произведения);

самоанализ педагога (необходимо анализировать каждое прочитанное

произведение, какие цели были достигнуты, а какие – нет и почему).



В раздел образования