Напоминание

Здоровье детей в приоритете: внедряя сберегающие технологии в ДОУ для детей с ТМНР"


Авторы: Шаблинская Наталия Александровна, Зямилова Венера Аркадьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ 50 компенсирующего вида
Населённый пункт: Республика Коми, г. Ухта
Наименование материала: презентация
Тема: Здоровье детей в приоритете: внедряя сберегающие технологии в ДОУ для детей с ТМНР"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Представление педагогического опыта

работы воспитателей МДОУ «Детский

сад № 50 компенсирующего вида»

На тему:

«Здоровье детей в приоритете:

внедряя сберегающие технологии в

ДОУ для детей с ТМНР».

Выполнили воспитатели группы №3

Шаблинская Н.А., Зямилова В.А

Актуальность здоровьесберегающих технологий в ДОУ обусловлена тенденцией к

увеличению количества детей

с

проблемами в

развитии.

Сегодня

сохранение

и

укрепление

здоровья

детей

одна

из

главных

стратегических

задач

развития

страны.

Она

регламентируется

и

обеспечивается

нормативно

правовыми

документами

такими,

как

Закон

«Об

образовании»,

«О

санитарно

эпидемиологическом

благополучии

населения»,

а

так

же

Указами

Президента

России

«Об

утверждении

основных

направлений

государственной

социальной

политики по улучшению положения детей в Российской Федерации».

Согласно основным положениям Федерального Государственного образовательного

стандарта

дошкольного

образования,

особое

внимание

уделяется

охране

и

укреплению

здоровья,

учета

особенностей

и

коррекции

недостатков

развития

детей

с

ограниченными

возможностями

здоровья

и

детей

инвалидов.

Вовремя

начатое

и

правильно

организованное

лечение

таких

детей,

укрепление

их

психического и физического здоровья позволяет минимизировать множественные

по своему характеру нарушения, а так же способствует их успешной социализации.

Цель:

организация

коррекционно

компенсирующей,

коррекционно

развивающей работы с детьми ТМНР, основанной на технологии сохранения и

стимулирования здоровья воспитанников.

Здоровьесберегающая направленность обеспечивается через следующие задачи:

- Создание атмосферы доброжелательности, эмоционального подъёма,

психологической свободы и защищенности, внимания и заботы;

-

Обеспечение

ребенку

удовлетворения

физиологических

и

личностных

потребностей, желаний и интересов;

-

Представление

ребенку

возможности

самореализации

в

различных

видах

деятельности;

-

Соблюдение санитарно – гигиенических норм и требований к организации

воспитательно – образовательного процесса;

-

Исключение

эмоциональных

,

интеллектуальных

и физических

перегрузок

ребенка.

Воспитательно - образовательный процесс строится с

учетом использования традиционных и нетрадиционных

методов сохранения и стимулирования здоровья детей с

тяжелыми и множественными нарушениями развития.

Одной

из

важнейшей

составляющей

в

режимных

моментах

с

детьми

является

применение

здоровьесберегающие технологий.

К

основным

формам

реализации

здоровьесберегающих

технологий относятся:

«Музыкотерапия»

(Арт – терапия)

Музыкотерапия для детей с ограниченными возможностями здоровья

необходима как способ эмоционального воздействия на ребёнка с целью

коррекции, имеющихся физических и умственных отклонений, как

способ невербальной коммуникации, как способ оздоровления, а так же

как один из способов познания мира.

«Динамические паузы или физкультминутки».

Динамические паузы или физкультминутки положительно

сказываются на общем развитии детей, улучшают речевую,

интеллектуальную и эмоциональную деятельность, способствуют

снижению утомляемости между видами непосредственно

образовательной деятельности.

Разминка «Цигун»

Цигун – это оздоровительный вид гимнастики,

его название происходит из двух слов – энергия

и сила, а вместе обозначают – обретение энергии.

Гимнастика состоит из комплекса движений,

которые были разработаны для улучшения состояния

здоровья и подходит для людей любого возраста и уровня

физической подготовки.

«Дыхательная гимнастика по А.Н.Стрельниковой»

Дыхательная гимнастика по А.Н.Стрельноковой тренирует

дыхательную систему, учит правильно дышать через нос и

при

дыхании

выполнять

различные

упражнения;

снимать

эмоциональное

напряжение.

Приучая

детей

к

правильному

носовому дыханию, мы тренируем дыхательную мускулатуру,

препятствуем разрастанию аденоидов и скоплению слизи.

«Насос»

«Ладошки»

«Обними плечи»

«Гимнастика пробуждения»

Гимнастика пробуждения по праву считается одним из важных режимных

моментах в ДОУ. Она имеет оздоровительную направленность : повышает

адаптивные

возможности

детского

организма.

Обязательно

надо

учить

детей

подтягиваться

после

сна

это

считается

даже

самым

распространенным движением в мире животных . После такого упражнения,

сразу самочувствие становится легче, поскольку через связи между мышцами

и

внутренними

органами

происходит

улучшение

кровообращения

и

тонизируется весь наш организм.

«Использование песочной терапии»

(Арт – терапия)

Песок

это

уникальная

возможность

исследовать

свой

внутренний

мир,

ощутить чувство свободы, безопасности и самовыражения. Игры с песком

полезны

как

для

детей

с

необоснованной

агрессией,

так

и

для

детей

с

чувством тревожности и страха.

Для организации игр мы применяем следующие принципы:

-

Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок

чувствует себя комфортно и защищенно, проявляя творческую активность;

-

Реальное «проживание» проигрывание возможных ситуаций

вместе с героями;

-

«Оживление» абстрактных символов: букв, цифр, геометрических

фигур.

«Су-Джок терапия»

«Су

Джок

терапия»

является

одним

из

эффективных

приемов,

обеспечивающих

развитие

познавательной,

речевой,

эмоционально

волевой сферы ребенка. Упражнения с использованием Су – Джок развивают

тактильную

чувствительность,

мелкую

моторику

пальцев

рук,

опосредованно стимулируют речевые области в коре головного мозга.

Существует два приема с массажером:

-

Массаж

специальным

широком. Катая шарик

между ладонями,

дети

массируют

мышцы

кистей

рук

и

биологические

активные

зоны,

расположенные там же.

-

Массаж

эластичным

кольцом

помогает

стимулировать

работу

внутренних органов.

«Аква – метод»

Аква

метод

это

форма

коррекционных

технологий

для

регулирования эмоциональных состояний ребенка. При помощи игр с

водой и пеной можно регулировать эмоциональное состояние детей,

например, если ребенок в возбужденном состоянии - то при помощи

пены он легко успокаивается.

Манипуляции

с

водой

(брызгание,

переливание,

разглядывание,

касание)

очень

любимы

детьми

и

дают

психотерапевтический

эффект.

Сама

фактура воды оказывает приятно – успокаивающее воздействие, дает

эмоциональную

разрядку,

помогает

получить

положительный

заряд

энергии.

«Изотерапия» (арт – терапя)

Изотерапия – является одним из эффективных видов арт – терапии

в работе с детьми ТМНР.

Цель арт – терапии не создать объект искусства, а работать с

внутренним миром человека, поэтому творческие навыки здесь не

нужны.

Терапия позволяет эмоционально разгрузиться и избавиться от

отрицательных эмоций, позволяет избежать агрессию со стороны

ребенка;

понять душевное состояние ребенка, его переживание; вывести ребенка

на контакт; научить усидчивости, вниманию, терпению и аккуратности.

«Дыхательная гимнастика»

Дыхательная

гимнастика

корректирует

нарушения

речевого

дыхания,

способствует развитию дыхательной мускулатуры, увеличению объёма легких,

улучшению

кровообращения

и

лимфообращения

в

органах

дыхания,

что

помогает укрепить иммунитет и повысить сопротивляемость организма к

инфекциям.

Регулярное

выполнение

дыхательной

гимнастики

помогает

успокоить нервную систему , снять напряжение и улучшить сон ребёнка.

«Использование массажных ковриков и дорожек»

Дорожка

здоровья

предназначена

для

разнообразного

воздействия

на

детские

стопы. Как известно, на них располагается огромное количество активных точек,

стимуляция которых позволяет положительно влиять на прохождение разных

процессов внутри организма, а так же на работу органов и систем. Для детей

дорожка здоровья крайне важна, т.к. является не только профилактикой, но и

непосредственным методом лечения плоскостопия.

«Артикуляционная гимнастика»

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых

звуков

и

коррекции

нарушений

звукопроизношения;

она

включает

упражнения

для

тренировки

подвижности

органов

артикуляционного

аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба,

необходимых

для

правильного

произнесения,

как

всех

звуков

так

и

каждого звука той или иной группы.

«Игровые ситуации»

Игровые ситуации по формированию культурно – гигиенических навыков -

важная составляющая часть культуры поведения и сохранения здоровья.

Это трудоемкий и долгий процесс, который складывается постепенно шаг

за шагом, помогая детям с ТМНР устранить неуверенность в своих силах,

застенчивость.

«Использование пальчиковых игр и нетрадиционных технологий»

Пальчиковые игры способствуют развитию мелкой моторики, которая в свою

очередь стимулирует развитие речи, мышления, внимания и памяти. Кроме

того

такие

игры

помогают

снять

напряжение

и

усталость,

улучшают

кровообращение и способствуют улучшению координации движений.

В соей работе мы используем традиционные и нетрадиционные методы.

Традиционные: пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением и без,

игры – конструкторы, мозаика, шнуровка, игры с вкладышами и т.д.

Нетрадиционные:

самомассаж

кистей

и

пальцев

рук

с

грецкими

орехами,

карандашами,

массажными

щетками

и

шариками

Су

Джок;

коврик

«Травка»,

использование

природных материалов таких как шишки, листья, семена для

создания

поделок и

развития

мелкой моторики;

рисование

пальцем на песке; игры с водой; работа с пластилином; игры с

сенсорным коробками, наполненными такими материалами

как песок, крупа.

Использование

вышеперечисленных

здоровьесберегающих

технологий

при

проведении коррекционно-развивающей работы с детьми ТМНР

способствует:

-Укреплению психического и физического здоровья детей;

-Отслеживается

благоприятная

динамика

в

состоянии

здоровья

детей

(снижение числа случаев заболеваний в течении года);

-Совершенствование навыков самостоятельности;

-Активизация двигательной активности детей;

-Увеличение

информированности

родителей

в

вопросе

сохранения

здоровья

наших особенных деток;

-Создание единого воспитательно-образовательного пространства на основе

доверительных партнерских отношений педагогов группы с родителями.



В раздел образования