Авторы: Шаблинская Наталия Александровна, Зямилова Венера Аркадьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ 50 компенсирующего вида
Населённый пункт: Республика Коми, г. Ухта
Наименование материала: презентация
Тема: Здоровье детей в приоритете: внедряя сберегающие технологии в ДОУ для детей с ТМНР"
Раздел: дошкольное образование
Представление педагогического опыта
работы воспитателей МДОУ «Детский
сад № 50 компенсирующего вида»
На тему:
«Здоровье детей в приоритете:
внедряя сберегающие технологии в
ДОУ для детей с ТМНР».
Выполнили воспитатели группы №3
Шаблинская Н.А., Зямилова В.А
Актуальность здоровьесберегающих технологий в ДОУ обусловлена тенденцией к
увеличению количества детей
с
проблемами в
развитии.
Сегодня
сохранение
и
укрепление
здоровья
детей
–
одна
из
главных
стратегических
задач
развития
страны.
Она
регламентируется
и
обеспечивается
нормативно
–
правовыми
документами
такими,
как
Закон
«Об
образовании»,
«О
санитарно
–
эпидемиологическом
благополучии
населения»,
а
так
же
Указами
Президента
России
«Об
утверждении
основных
направлений
государственной
социальной
политики по улучшению положения детей в Российской Федерации».
Согласно основным положениям Федерального Государственного образовательного
стандарта
дошкольного
образования,
особое
внимание
уделяется
охране
и
укреплению
здоровья,
учета
особенностей
и
коррекции
недостатков
развития
детей
с
ограниченными
возможностями
здоровья
и
детей
инвалидов.
Вовремя
начатое
и
правильно
организованное
лечение
таких
детей,
укрепление
их
психического и физического здоровья позволяет минимизировать множественные
по своему характеру нарушения, а так же способствует их успешной социализации.
Цель:
организация
коррекционно
–
компенсирующей,
коррекционно
–
развивающей работы с детьми ТМНР, основанной на технологии сохранения и
стимулирования здоровья воспитанников.
Здоровьесберегающая направленность обеспечивается через следующие задачи:
- Создание атмосферы доброжелательности, эмоционального подъёма,
психологической свободы и защищенности, внимания и заботы;
-
Обеспечение
ребенку
удовлетворения
физиологических
и
личностных
потребностей, желаний и интересов;
-
Представление
ребенку
возможности
самореализации
в
различных
видах
деятельности;
-
Соблюдение санитарно – гигиенических норм и требований к организации
воспитательно – образовательного процесса;
-
Исключение
эмоциональных
,
интеллектуальных
и физических
перегрузок
ребенка.
Воспитательно - образовательный процесс строится с
учетом использования традиционных и нетрадиционных
методов сохранения и стимулирования здоровья детей с
тяжелыми и множественными нарушениями развития.
Одной
из
важнейшей
составляющей
в
режимных
моментах
с
детьми
является
применение
здоровьесберегающие технологий.
К
основным
формам
реализации
здоровьесберегающих
технологий относятся:
«Музыкотерапия»
(Арт – терапия)
Музыкотерапия для детей с ограниченными возможностями здоровья
необходима как способ эмоционального воздействия на ребёнка с целью
коррекции, имеющихся физических и умственных отклонений, как
способ невербальной коммуникации, как способ оздоровления, а так же
как один из способов познания мира.
«Динамические паузы или физкультминутки».
Динамические паузы или физкультминутки положительно
сказываются на общем развитии детей, улучшают речевую,
интеллектуальную и эмоциональную деятельность, способствуют
снижению утомляемости между видами непосредственно
образовательной деятельности.
Разминка «Цигун»
Цигун – это оздоровительный вид гимнастики,
его название происходит из двух слов – энергия
и сила, а вместе обозначают – обретение энергии.
Гимнастика состоит из комплекса движений,
которые были разработаны для улучшения состояния
здоровья и подходит для людей любого возраста и уровня
физической подготовки.
«Дыхательная гимнастика по А.Н.Стрельниковой»
Дыхательная гимнастика по А.Н.Стрельноковой тренирует
дыхательную систему, учит правильно дышать через нос и
при
дыхании
выполнять
различные
упражнения;
снимать
эмоциональное
напряжение.
Приучая
детей
к
правильному
носовому дыханию, мы тренируем дыхательную мускулатуру,
препятствуем разрастанию аденоидов и скоплению слизи.
«Насос»
«Ладошки»
«Обними плечи»
«Гимнастика пробуждения»
Гимнастика пробуждения по праву считается одним из важных режимных
моментах в ДОУ. Она имеет оздоровительную направленность : повышает
адаптивные
возможности
детского
организма.
Обязательно
надо
учить
детей
подтягиваться
после
сна
–
это
считается
даже
самым
распространенным движением в мире животных . После такого упражнения,
сразу самочувствие становится легче, поскольку через связи между мышцами
и
внутренними
органами
происходит
улучшение
кровообращения
и
тонизируется весь наш организм.
«Использование песочной терапии»
(Арт – терапия)
Песок
–
это
уникальная
возможность
исследовать
свой
внутренний
мир,
ощутить чувство свободы, безопасности и самовыражения. Игры с песком
полезны
как
для
детей
с
необоснованной
агрессией,
так
и
для
детей
с
чувством тревожности и страха.
Для организации игр мы применяем следующие принципы:
-
Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок
чувствует себя комфортно и защищенно, проявляя творческую активность;
-
Реальное «проживание» проигрывание возможных ситуаций
вместе с героями;
-
«Оживление» абстрактных символов: букв, цифр, геометрических
фигур.
«Су-Джок терапия»
«Су
–
Джок
терапия»
является
одним
из
эффективных
приемов,
обеспечивающих
развитие
познавательной,
речевой,
эмоционально
–
волевой сферы ребенка. Упражнения с использованием Су – Джок развивают
тактильную
чувствительность,
мелкую
моторику
пальцев
рук,
опосредованно стимулируют речевые области в коре головного мозга.
Существует два приема с массажером:
-
Массаж
специальным
широком. Катая шарик
между ладонями,
дети
массируют
мышцы
кистей
рук
и
биологические
активные
зоны,
расположенные там же.
-
Массаж
эластичным
кольцом
помогает
стимулировать
работу
внутренних органов.
«Аква – метод»
Аква
–
метод
–
это
форма
коррекционных
технологий
для
регулирования эмоциональных состояний ребенка. При помощи игр с
водой и пеной можно регулировать эмоциональное состояние детей,
например, если ребенок в возбужденном состоянии - то при помощи
пены он легко успокаивается.
Манипуляции
с
водой
(брызгание,
переливание,
разглядывание,
касание)
очень
любимы
детьми
и
дают
психотерапевтический
эффект.
Сама
фактура воды оказывает приятно – успокаивающее воздействие, дает
эмоциональную
разрядку,
помогает
получить
положительный
заряд
энергии.
«Изотерапия» (арт – терапя)
Изотерапия – является одним из эффективных видов арт – терапии
в работе с детьми ТМНР.
Цель арт – терапии не создать объект искусства, а работать с
внутренним миром человека, поэтому творческие навыки здесь не
нужны.
Терапия позволяет эмоционально разгрузиться и избавиться от
отрицательных эмоций, позволяет избежать агрессию со стороны
ребенка;
понять душевное состояние ребенка, его переживание; вывести ребенка
на контакт; научить усидчивости, вниманию, терпению и аккуратности.
«Дыхательная гимнастика»
Дыхательная
гимнастика
корректирует
нарушения
речевого
дыхания,
способствует развитию дыхательной мускулатуры, увеличению объёма легких,
улучшению
кровообращения
и
лимфообращения
в
органах
дыхания,
что
помогает укрепить иммунитет и повысить сопротивляемость организма к
инфекциям.
Регулярное
выполнение
дыхательной
гимнастики
помогает
успокоить нервную систему , снять напряжение и улучшить сон ребёнка.
«Использование массажных ковриков и дорожек»
Дорожка
здоровья
предназначена
для
разнообразного
воздействия
на
детские
стопы. Как известно, на них располагается огромное количество активных точек,
стимуляция которых позволяет положительно влиять на прохождение разных
процессов внутри организма, а так же на работу органов и систем. Для детей
дорожка здоровья крайне важна, т.к. является не только профилактикой, но и
непосредственным методом лечения плоскостопия.
«Артикуляционная гимнастика»
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых
звуков
и
коррекции
нарушений
звукопроизношения;
она
включает
упражнения
для
тренировки
подвижности
органов
артикуляционного
аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба,
необходимых
для
правильного
произнесения,
как
всех
звуков
так
и
каждого звука той или иной группы.
«Игровые ситуации»
Игровые ситуации по формированию культурно – гигиенических навыков -
важная составляющая часть культуры поведения и сохранения здоровья.
Это трудоемкий и долгий процесс, который складывается постепенно шаг
за шагом, помогая детям с ТМНР устранить неуверенность в своих силах,
застенчивость.
«Использование пальчиковых игр и нетрадиционных технологий»
Пальчиковые игры способствуют развитию мелкой моторики, которая в свою
очередь стимулирует развитие речи, мышления, внимания и памяти. Кроме
того
такие
игры
помогают
снять
напряжение
и
усталость,
улучшают
кровообращение и способствуют улучшению координации движений.
В соей работе мы используем традиционные и нетрадиционные методы.
Традиционные: пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением и без,
игры – конструкторы, мозаика, шнуровка, игры с вкладышами и т.д.
Нетрадиционные:
самомассаж
кистей
и
пальцев
рук
с
грецкими
орехами,
карандашами,
массажными
щетками
и
шариками
Су
–
Джок;
коврик
«Травка»,
использование
природных материалов таких как шишки, листья, семена для
создания
поделок и
развития
мелкой моторики;
рисование
пальцем на песке; игры с водой; работа с пластилином; игры с
сенсорным коробками, наполненными такими материалами
как песок, крупа.
Использование
вышеперечисленных
здоровьесберегающих
технологий
при
проведении коррекционно-развивающей работы с детьми ТМНР
способствует:
-Укреплению психического и физического здоровья детей;
-Отслеживается
благоприятная
динамика
в
состоянии
здоровья
детей
(снижение числа случаев заболеваний в течении года);
-Совершенствование навыков самостоятельности;
-Активизация двигательной активности детей;
-Увеличение
информированности
родителей
в
вопросе
сохранения
здоровья
наших особенных деток;
-Создание единого воспитательно-образовательного пространства на основе
доверительных партнерских отношений педагогов группы с родителями.