Напоминание

"Игровая технология в коррекционно-развивающей среде педагога-психолога с детьми с ОВЗ"


Автор: Эфендиева Галина Владимировна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБОУ Наро-Фоминская сош №7 ДОП №2
Населённый пункт: г. Наро-Фоминск
Наименование материала: статья
Тема: "Игровая технология в коррекционно-развивающей среде педагога-психолога с детьми с ОВЗ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Автор педагог-психолог:

Эфендиева Г.В.

«ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ

СРЕДЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ С ОВЗ»

Коррекционно-развивающая

работа

педагога-психолога

с

детьми

с

ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), с тяжелыми и множественными

нарушениями развития (ТМНР) направлена на коррекцию и развитие высших

психических функций (ВПФ), развитие эмоционально-волевой и личностной сфер

ребенка, и психокоррекцию его поведения.

Игровая технология - это совокупность методов и приемов организации

психолого-педагогического процесса в форме различных игр, при этом феномен и

значение игровой технологии состоит в том, что она является одновременно

развлечением и обучением, т.е. развлекаясь ребенок обучается, но все это

возможно только при грамотном педагогическом подходе с учетом возраста

ребенка

и

таким

образом

педагогика

с

определенной

точки

зрения

и

функциональной нагрузки становится «игровой».

Целевая

установка

игровой

технологии -

создание

полноценной

мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в

зависимости от уровня развития детей.

Цель игровой технологии:

Дидактическая (расширение кругозора, познавательная деятельность).

Воспитывающая (воспитание самостоятельности, воли, формирование

определенных

подходов,

позиций,

нравственных,

эстетических

и

мировоззренческих

установок,

воспитание

сотрудничества,

коллективизма,

коммуникативности).

Развивающая

(развитие

внимания,

памяти,

мышления,

речи,

воображения, рефлексии, способности сравнивать и анализировать, развитие

мотивации учебной деятельности).

Социализирующая (приобщение к нормам и ценностям общества,

адаптация к условиям среды, стрессовый контроль, саморегуляция, обучение

общению, психотерапия).

Задачи игровой технологии отвечают на следующие вопросы:

Как помочь сделать следующий шаг в развитии?

Как правильно поставить задачи для занятий?

Как подобрать подходящие игры?

Игровая технология основывается на трех игровых эпохах, которые

опираются на возрастные кризисы развития ребенка.

Первая игровая эпоха длится приблизительно от рождения малыша до

кризиса одного года и посвящена формированию согласованного диалога с

близкими взрослыми, восприятию самого себя на уровне телесных ощущений и

отграничению собственного тела от мира - противопоставлению ощущения своего

собственного тела ощущению окружающего мира.

Вторая игровая эпоха длится приблизительно до кризиса трех лет. Она

посвящена обнаружению своих ценностей, соотнесению с ними, созданию

картины Себя и проведению границ (отграничению своих ценностей). В конце

этой игровой эпохи ребенок говорит о себе «Я».

Третья игровая эпоха длится от кризиса трех лет приблизительно до

школы и посвящена проживанию и защите собственной ценности в социальных

отношениях, занятию позиции по отношению к себе и миру, формированию

суждения о себе и мире.

В игровой технологии использованы игры для детей от рождения до семи

лет и условно разделены на три большие группы в соответствии с тремя линиями

развития отношений в жизни человека (см. Лисина, 2007 г.)

- отношения с миром людей;

- отношения с миром предметов;

- отношения с собой.

Следует отметить, что развитие по этим линиям тесно взаимосвязано в

онтогенезе ребенка. При этом огромную роль в развитии ребенка с самого

рождения играют его потребности. Так К. Бриш в книге «Теория привязанности и

воспитание счастливых людей» классифицирует базовые потребности малыша

следующим образом:

- физиологические потребности: создание условий безопасности (питание,

сон, крыша над головой, свежий воздух и т.д.);

- потребность в привязанности: ребенок нуждается в установлении близких

отношений со взрослым человеком, который всегда может защитить и успокоить

его;

- потребность открывать новое (исследовательская активность).

Если все эти потребности удовлетворены и помощи со стороны взрослого

достаточно, то ребенок к шести-семи годам способен соблюдать правила,

регулирующие отношения между людьми, и соотносить свое поведение с

другими, что в свою очередь является одним из важных факторов, определяющих

его готовность к школе.

Чтобы лучше понять ребенка, увидеть его ценности и помочь ему перейти к

следующему шагу развития, необходимо иметь представление об изменениях

игровых смыслов на протяжении игровых эпох, с одной стороны, и о трех

основных линиях развития отношений - с другой, при этом особое внимание

стоит уделить процессу выстраивания доверительных отношений с ребенком,

достижению эмоционального контакта с ним и развитию взаимодействия в

диалоге.

При оценке способности ребенка к установлению и поддержанию контакта

стоит учитывать, что один и тот же ребенок может находиться на разных этапах

развития взаимодействия с разными взрослыми. Например, ребенок уже способен

поддерживать разделенное внимание с близким взрослым (мамой), но еще не

делает этого с педагогом.

Использование игровой технологии способствует выявлению не только

уровня развития ребенка, но и подобрать соответствующие данному уровню игры.

Игры должны быть понятны и интересны ребенку, что является залогом

успешного

положительно-эмоционального

контакта

ребёнка

со

взрослым

(педагогом-психологом). Педагог-психолог выступает в роли проводника, друга и

учителя, он создает условия таким образом, чтобы ребенок сам захотел протянуть

свою руку, взяв, которую педагог-психолог и ребенок пойдут смело вперед,

стараясь преодолеть имеющиеся трудности и ограниченности, стремясь как

можно шире раздвинуть эти границы.



В раздел образования