Автор: Волковская Светлана Борисовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 1748 "Вертикаль"
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: статья
Тема: Синтез слова и музыки в творчестве Г.Свиридова
Раздел: дополнительное образование
1.
Свиридов и литература.
"Художник призван служить, по мере своих сил, раскрытию
ИСТИНЫ МИРА.
В синтезе МУЗЫКИ и СЛОВА может быть заключена эта
ИСТИНА.
МУЗЫКА - искусство бессознательного. Я отрицаю за
Музыкой - Мысль, тем более какую-либо философию. То, что в
музыкальных кругах называется "философией", есть не более чем
Рационализм, и диктуемая им условность (способ) движения
музыкальной материи. Этот Рационализм и почитается в малом
круге людей философией.
На своих волнах она (Музыка) несет Слово и
раскрывает сокровенный, тайный смысл этого Слова.
Слово же несет в себе Мысль о Мире (ибо оно предназначено
для выражения Мысли).
Музыка же несет Чувство, Ощущение, Душу Мира.
Вместе они образуют ИСТИНУ МИРА".
Г.В. Свиридов.
В записи под заголовком «О главном для меня», композитор определяет
творческую позицию: синтез Слова и Музыки.
2015 год – Год Литературы, и в этом году невозможно не думать о юбилее
Свиридова. Каждый узнает мелодию «Время, вперед!», музыка к пушкинской
«Метели» со школьной скамьи знакома каждому. Но первым увлечением
Свиридова была литература. Он вспоминал: «Ребенком я воспитывался на
литературе классиков, читал очень много. Я привык верить Печатному
Слову, оно было для меня всегда Правдой». И эту связь со словесностью,
понимание единения слова и звука он пронёс через все свое творчество. В
своих записях Свиридов много говорит о литературе и писателях:
«Мощный, суровый, эпичный Федор Абрамов
Возвышенно-поэтический Василий Белов
Пронзительный, щемящий Виктор Астафьев
Драматичный Валентин Распутин
Мягкий, лиричный южанин, мой земляк Евгений Носов
Сергей Залыгин - тонкий и умный
Блестящий эссеист Владимир Солоухин
Я люблю и необыкновенно высоко [ставлю - С. Б.] их творчество,
они - украшение сегодняшней нашей литературы, не говоря, конечно, о
классиках Леонове и Шолохове. То, что это люди - мои современники, не
дает мне с такой силой почувствовать свое одиночество. Прекрасный,
свежий, благоуханный, сильный, новый и, вместе с тем, "вечный" Русский
язык. По-новому раскрытые современные Русские характеры».
Свиридов относился с трепетом к поэтическому языку, понимая, что
выразить мысли и чувства возможно только прибегая к синтезу искусств.
Сейчас, на сломе веков, в непростой обстановке культурного и эстетического
развития России творческие идеи Свиридова приобретают особое значение.
Псевдокультура, наступая, разрушает духовно-нравственные устои русского
национального характера. Это еще в 70-е ХХ века замечал Георгий
Васильевич, он видел, как музыка, литература начинают производиться на
потребу, ради денег, произведения носят коммерческий характер, он
отмечает, что дело «не в коммерции, а во власти над душами людей, над
миром». В своих «Дневниках» он, анализируя общественную мысль,
культуру и искусство, приходит к выводам, что «проистекающее от отчаяния
безумное легковерие, вялость ума, отсутствие всякой морали» возможно
преодолеть, обращаясь к искусству истинному, к духовности. «Искусство –
то, чем питаются духовно», - говорит Свиридов.
2. Свиридов - композитор, иллюстрирующий литературу (на примере
творчества С.Есенина).
1) Пейзажная лирика
В «Поэме памяти Сергея Есенина» Г.В.Свиридов обращается к лирике поэта.
В качестве эпиграфа композитор использует строки из стихотворения
С.Есенина, которые выражают отношение творцов к Родине:
Более всего любовь к родному краю
Меня мучила и жгла…
Свиридов отобрал девять стихотворений и отрывков разных лет: «Край ты
мой заброшенный» (1914), «Поет зима» (1910), «В том краю, где желтая
крапива» (1915), «Молотьба» (1916), «Ночь под Ивана Купала» (его
композитор разделил на две части, «За рекой горят огни купальные» и
«Матушка в купальницу», редакторская дата 1914—1916), фрагмент поэмы
«Песнь о великом походе» (1925), названный композитором «Крестьянские
ребята», «Я — последний поэт деревни» (1920) и строфы, начиная со строки
«Небо — как колокол», из большого стихотворения «Иорданская голубица»
(1918).
Ключевой Свиридов считал часть «Я — последний поэт деревни», с которой
и начал сочинение. Первое исполнение Поэмы состоялось 31 мая 1956 года в
Москве, в зале имени Чайковского. Выступая перед премьерой, композитор
сказал: «В этом произведении мне хотелось воссоздать облик самого поэта,
драматизм его лирики, свойственную ей страстную любовь к жизни и ту
поистине безграничную любовь к народу, которая делает его поэзию всегда
волнующей. Именно эти черты творчества замечательного поэта дороги мне.
И мне хотелось сказать об этом языком музыки».
Они оба не мыслили своей жизни вне судьбы России. Глубинное единение
слова и звука, композитора и поэта видно и в определении жанра
музыкального произведения - поэмы. Во второй части поэмы «Поет зима»
словесно-поэтическая выразительность, основанная на контрасте, выражена в
противопоставлении образов. Первый - зима, одушевленная с помощью
олицетворений («Поет зима, аукает, мохнатый лес баюкает…»), сначала
строгая, суровая в своей заботе, с развитием сюжета наполняется мощью,
которую подчеркивает эпитет «с ревом бешеным», олицетворение «стучит по
ставням свешенным и злится все сильней». Свиридов увидел в этом образе
разгулявшуюся народную силу, которую выделил вступившим мужским
хором и активным оркестром. Антитеза - в характеристике Воробушек,
хрупких и прозрачных - завершается описанием Весны, эпитеты
«прекрасная, ясная красавица весна» и метафора «в улыбках солнца»
подчеркивают земное тепло, этому способствует и звукопись (повторение
сонорных), которая передает весенний природный шум. Свиридов
подчеркивает смену настроения женским хором и звучанием флейты-
пикколо, имитирующей голос пташек. Мир чувств и переживаний поэта,
выраженных в этом стихотворении, отображает Свиридов. Одиночество и
незащищенность подчеркивает автор с помощью голосов нежного женского
хора. Символический образ метели, вьюги уже останавливал внимание
композитора – это поиск и трудный путь народный.
2) Судьба и путь народа.
Выделив в качестве основной темы «Поэмы памяти Сергея Есенина»
«любовь к родному краю», Свиридов именно сквозь призму этой темы
рисует и самого Есенина - прекрасного русского поэта, «крестьянского
сына», неразрывно связанного с народом, природой Руси.
«Край ты мой заброшенный...» - это картина русской природы -
бескрайних полей с лесами до самого горизонта, деревеньки с
покосившимися избами, картина бедного, убогого, но до боли любимого
родного края. Поэт и композитор выступают здесь пейзажистами-лириками,
высказывая глубокие чувства привязанности и любви к Родине. Неизбывной
тоской, состраданием к бедствиям и горю русского народа, крестьянства
исполнена эта музыка. Описывая пять «забоченившихся» изб, Есенин
использует литоту, преуменьшение, чтобы обратить внимание на угасание
жизни деревни. Но следующий образ создает ощущение бесконечности,
крыши этих домов в восприятии героя становятся будто дорогой в будущее,
«заревой гатью». Свиридов подчеркивает тематическое единство
стихотворения протяжностью мелодии, хоровая партия, вступающая после
тенора, рисующего нерадостную картину русской деревни, вводит
насыщенный мотив плача. В конце автор возвращает нас к напевности,
плачу. Колокольная звучность пронизывает всю тему трагическим набатом.
Христианская тема, близкая и поэту и композитору, звучит в образе
монастыря и соломы, напоминающей ризу, а вороны, бьющие без промаха в
окна, вызывают ощущение беды, которое заставляет тревожно сжиматься
сердце.
В последнем четверостишии у героя возникает риторический вопрос:
Уж не сказ ли в прутнике
Жисть твоя и быль?... -
который опять возвращает к теме жизни человека, народа, заставляет
задуматься о непростом пути, об этом говорит и сочетание в одном
произведении высокой лексики «окропил», «заревая гать» и просторечных
слов «машет», «жисть».
3) Образ поэта-человека (сложная человеческая судьба, душевная боль за
Русь и народ).
Созвучна данной теме песня «В том краю». Но это уже монолог человека,
прощающегося с прошлым, плач об уходящей жизни: жизни деревни, жизни
поэта. Солист задушевно передает переживания на основе сопоставления: на
фоне умирающей деревни (эпитет «сухой плетень», олицетворение
«приютились сиротливо избы») выступают образы новой Руси - это
пугающее будущее - «все они убийцы или воры», но поэт и сам не
открещивается от такой судьбы и в этих людях видит не зло, а простоту,
грусть, безысходность («их сердца просты»). Музыкальной и драматической
кульминацией является строчка «с улыбкой …распрямлю я грудь», но этот
протест кратковременный и завершается печальной мелодией
безысходности.
Но и для Есенина, и для Свиридова Русь деревенская, народная - это
прежде всего крестьянский труд, радостный, приносящий удовлетворение,
дающий жизнь. Не случайно композитор выбирает для музыкальной
иллюстрации прославления патриархальной жизни деревни стихотворение
«Молотьба». Женский звонкий хор и мелодия кларнетов и флейт
символизирует яркое раннее утро («вышел зараня»), а вторящий мужской хор
выполняет роль действующего лица – старого, но полного сил деда. Хор
рассказывает о работе, подчеркивая кипучий характер олицетворением
«зазвенели цепы», гиперболой «ворочает…немолоченый край», метафорой
«выбивай каравай». Неожиданная остановка в кипучем звучании «За тяжелой
сохой эта доля дана» подчеркивает тяжесть труда крестьянина. И снова
ликующая тема молотьбы, которую передает оркестр, радостного труда для
жизни – «тучен колос сухой – будет брага хмельна».
Как продолжение картины крестьянской жизни - две части,
объединенные музыкальной и смысловой темой «Ночь под Ивана Купала».
Народный характер стихотворения подчеркивает характерная для песенного
творчества анафора и повторение припева «Ой, купало, ой, купало»,
использование звукописи (аллитерации и ассонанса): мажорных, светлых
звуков «и», «е» и минорных твердых согласных с гласными «о» и «у»: «Не
дознамо печени, Охнула кормилица, В радугу свивали, Сутемень колдовная»,
а оркестр имитирует народные инструменты. Образ гулянья – необходимый
элемент народной жизни. Личная тема неразрывно связана с народной. Свое
рождение лирический герой стихотворения красочно рисует с помощью
метафоры «Родился я с песнями в травном одеяле» и неотделяет себя от
природы «Зори меня вешние в радугу свивали». В музыке это передается
контрастными красками: нежная, «мягкая», таинственная интонация зари и
ночи, и неожиданное торжественное вступление хора – в первой части,
былинные отголоски во второй.
Следующая часть «1919…» начинается прощанием с былой Русью, музыка-
причитание не только передает ощущение скорби и печали поэтических
строк:
На родимой стороне
Никто жить не рад.
Опустели огороды,
Хаты брошены,
Заливные луга
Не покошены…
но мелодия становится тревожной. И взрывной апофеоз – риторический
вопрос «Где ж теперь, мужик, ты приют найдешь?», который поэт адресует, в
частности, и себе.
«Крестьянские ребята», рисует новую жизнь крестьянской бедноты.
Появляются частушечные мотивы разгула молодецкой силы,
соответствующие строкам:
Ах, рыбки мои,
Мелки косточки!
Вы, крестьянские ребята,
Подросточки.
Веселись, душа
Молодецкая,
Нынче наша власть,
Власть советская.
И вновь колокольная тема, но это залихватские бубенцы несущейся тройки.
Куда несется она? В новую жизнь, которую и Есенин, и Свиридов видели в
счастливой жизни, народ готов и отстаивать её, и бороться, и трудиться:
За один удел бьётся эта рать,
Чтоб владеть землей да весь век пахать.
Именно здесь появляется маршевая интонация музыки.
В заключительных частях поэмы представлена лирическая тема судьбы поэта
и эпический сюжет жизни страны и народа. Именно со стихотворения «Я
последний поэт деревни» и начался замысел поэмы. Резкий контраст с
предыдущей частью: на смену колокольцам и бубенцам, маршевой четкости
приходит полная трагизма и печали исповедь лирического героя. Свиридов,
иллюстрируя стихотворения Есенина, выражает и своё отношение к Родине и
народу, двойственное отношение – принятие и непринятие нового,
сожаление о прошлом и взгляд в будущее, надежды на лучшую долю народа.
Недаром авторская ремарка «скорбно и отрешенно» объединяет и
музыкально, и тематически с первой частью «Край ты мой заброшенный».
Личная тема подчеркивается ведением партии солистом и хором без слов.
Возвращается церковная тема, метафорический образ угасающей жизни
«догорит золотистым пламенем из телесного воска свеча», времени «луны
часы деревянные прохрипят мой двенадцатый час» усиливают печальные
аккорды оркестра. Вновь появляется колокольная тема, но это уже траурный
звон. Развитие действия связано с появлением образа железного гостя,
разрушающего не только землю и уклад жизни: «Злак овсяный, зарею
пролитый, соберет его черная горсть», но и культуру: «Не живые, чужие
ладони, этим песням при вас не жить!» Он имеет тройной смысл – это и
новая техника, наступающая на деревню, и противопоставление города
деревне, и появление нового человека. О прошлом скорбит и поэт, и природа.
Композитор передает скорбным звучанием трагизм строк. И вот удар
колокола и «панихида» хора без слов символизируют уход гения, трагизм.
Но и поэт, и композитор не случайно обращаются к церковным символам,
они верят в духовное начало Руси и человека, поэтому заключительная часть
жизнеутверждающая. Колокол теперь и в стихах, и в величественной музыке:
Небо — как колокол,
Месяц — язык…
Но колокол здесь метафорический образ, олицетворяющий благое знамение,
возвещающий новую, счастливую жизнь крестьянства. И такую весть
приветствует поэт:
Мать моя — родина,
Я — большевик.
Ради вселенского
Братства людей
Радуюсь песней я
Смерти твоей.
Музыка колокольным благовестом вторит стихотворным строкам.
Торжественность оркестрового звучания гармонично поддерживается
колокольным звоном, радостным и звучным.
Как мы увидели, Свиридова и Есенина объединяет острота восприятия мира.
Противоречия во взглядах поэта находят выражение в позиции композитора.
Объединяет их вера в духовность и «вселенское братство людей»,
народность и природное начало поэзии и музыки.
Духовность, по мнению Георгия Васильевича, это стремление к идеалу,
духовному началу православия, недаром он обращается к фольклору в
«Курских песнях» («Часто я вспоминаю свою Родину - Курский песенный
край. Россия была богата песней, Курские края - особенно. До пятидесятых
годов (как я знаю) хранились в памяти народных певиц и певцов,
передаваемые изустно, из поколения в поколение дивные, старинные напевы.
Как они прекрасны, как они оригинальны, своеобычны, какая радость -
слушать их. Один из музыкальных ладов, на котором построена моя кантата
"Курские песни", говорит о глубокой древности своего происхождения.
Этому ладу, я думаю, сотни лет. Теперь уже так не поют. Жизнь -
неумолима! Радио и особенно телевидение вытесняют эту музыку. Будет
жаль, если она совсем исчезнет»). Народное и православное, церковное – вот
стержни истинного искусства. Свиридов восклицает: «Самая же великая
тайна есть – Христос». Всех русских великих творцов объединяет общая тема
- Россия, ее самобытность и духовная мощь, именно в этом видел Свиридов
цель искусства - отразить народную идею, показать величие России во все
периоды истории: сложные и триумфальные, периоды расцвета и кризиса,
счастливые и тягостные.
Философские размышления.
Двух юбиляров 2015 года Есенина и Свиридова объединяет искусство –
синтез музыки и слова. Свиридов писал: «Что мне дорого в поэзии? -
высокое, благородное движение души». «Существует искусство - как голос
души, как исповедь души. Такова была русская традиция». «Два хора» на
слова С.Есенина – это уже философское размышление о смысле жизни.
«Душа грустит о небесах» - именно эти строки стали лейтмотивом
размышления композитора, они выражают его основную мысль - это зачин
стихотворения. Хор по нарастающей выводит их лейтмотивом. А последние
строки – концовка (хоровые тихие интонации), в этих четырех строках
раскрывается общий смысл произведения:
Душа грустит о небесах,
Она не здешних нив жилица…
О, если б прорасти глазами…
В глубину.
В этой антитезе - противопоставление неба, чего-то высшего – души, света –
воздуха, свободного полета мысли – глубине, к которой стремится автор,
проходя через ряд образов. «Метафорические образы природы «на деревах
огонь зеленый шевелится», «сучья золотых стволов» выражают вечную
основу природы, ее мудрость: «расцветают звезды слов на их листве
первоначальной». Мелодия нежно и трепетно рисует картины природы.
Жизнь для поэта – это мир природы, метафоричный образ («Понятен мне
земли глагол»), но бессмертная душа стремится к вечной тайне, которая
выражена в духовных исканиях человека («О, если б прорасти глазами, Как
эти листья, в глубину»). Мир земного представлен символически в образах
стихий – вода и земля («отразивший в водах дол», «нивы»), воздух, огонь
(«огонь зеленый шевелится»). Сопоставления земного и духовного
представлено сравнением «то сучья золотых стволов, как свечи, теплятся
пред тайной». Контрастно звучит сольный голос лирического героя на фоне
хора, выводящего сокровенный философский смысл.
4. По мотивам русской классики.
«А. Блок, С. Есенин, Н. Рубцов, Мусоргский, Корсаков, Рахманинов - поэты
национальные (народные). Они никому не служат, но выражают дух нации,
дух народа, на него же опираясь». Свиридов ощущал мощь и величие
России, пытаясь и словом и музыкой указать верное движение, для него
родина с героическим прошлым и противоречивым настоящим – тема
напряженных размышлений, отразившихся в богатейшем эпистолярном
наследии писателя (рукописи, монографии, записи): «Для меня Россия –
страна простора, страна песни, страна печали, страна минора, страна
Христа». Читая русскую классику, Свиридов обращается к ее сюжетам, это, в
первую очередь, А.С.Пушкин «Метель», композитор прочувствовал глубину
символического образа судьбы, в которую верил поэт, нравственного начала,
утверждаемого в повести. Главные герои Маша и Владимир решают
обвенчаться против воли родителей, но высшие силы противятся этому и
распоряжаются жизнью героев по-своему. Образ природы является
самостоятельным действующим лицом, метель - это судьба, рок, который не
дает совершиться безнравственному поступку. Свиридов в музыкальной
иллюстрации передает мистическое восторженное любование красотой
природы и, в то же время, трагическое одиночество человека перед лицом
природы. В музыке отражается вера поэта в высокую духовность человека,
если он живет в гармонии с окружающим миром и Творцом. Трудно
определить образный ряд поэзии А.Блока-символиста, Свиридов в кантате
«Ночные облака» и хоровом цикле «Песни безвременья», передал ощущение
одновременно величия и сиротства России, предугадывания ее будущего,
восхищения и жалости. Поэтому он обращается к поэтическому творчеству,
пейзажная лирика передает душу народа, патриархальный уклад народной
жизни, неразрывно связанный с природой. Хоры на стихи Блока
представляют поэтический образ объемно и величественно, а романсы на
стихи Есенина выражают народную душу природы.
6 романсов на слова А. С. Пушкина (1935)
РОМАНСЫ (ШЕСТЬ РОМАНСОВ) НА СЛОВА А. С.
ПУШКИНА: Для высокого голоса в сопровождении фортепиано.
Посвящено: Петру Борисовичу Рязанову.
Содержание: 1.Роняет лес багряный свой убор; 2. Зимняя дорога:
"Сквозь волнистые туманы пробирается луна"; 3. К няне: (Няне):
"Подруга дней моих суровых"; 4. Зимний вечер "Буря мглою небо
кроет"; 5. Предчувствие: "Снова тучи надо мною собралися в
вышине"; 6. Подъезжая под Ижоры, я взглянул на небеса:
1-е исполнение в 1936 г. по Ленинградскому радио. Исполнитель О.
Чишко (тенор).
7 романсов на слова М. Ю. Лермонтова (1938)
РОМАНСЫ НА СЛОВА М. Ю. ЛЕРМОНТОВА: Для баса в
сопровождении фортепиано. Посвящено: Моей матери.
Содержание: 1. Парус: "Белеет парус одинокий"; 2. Они любили друг
друга так долго и нежно; 3. Соседка: "Не дождаться мне, видно,
свободы"; 4. Как небеса, твой взор блистает; 5. Горные вершины спят
во тьме ночной; 6. Она поет - и звуки тают; 7. Выхожу один я на
дорогу.
3 романса на стихи А. А. Блока (1941)
РОМАНСЫ НА СЛОВА А. БЛОКА: Для голоса в сопровождении
фортепиано.
Содержание: 1."Жизнь медленная шла"; 2. "Душа, когда устанешь
верить"; 3. "Бывают тихие минуты"; 4. "Повеселясь на буйном
пире"; 5. "Прощаюсь я"; 6. "Медленной чредой"; 7. Незнакомка; 8.
"На улице дождик"; 9. Дым от костра; 10. "Снова иду я".
1-е концертное исполнение 2 декабря 2000. Санкт-Петербург Малый
зал им. Глинки Санкт-Петербургской академической филармонии.
Исполнитель: О. Петрусенко (сопр.), С. Урываев (фп.)
Романсы для голоса и фортепиано на стихи У. Шекспира (1944-60)
Вокальный цикл «Страна отцов» для тенора, баса и фортепиано на стихи
А. С. Исаакяна, состоит из 11 романсов (1950)
Оратория «Декабристы» на слова А. С. Пушкина и поэтов-декабристов
(1954—1955, не окончена)
ДЕКАБРИСТЫ (ПЕСНИ ВОЛЬНОСТИ): Оратория для солистов, хора
и симфонического оркестра в 6 частях /На слова поэтов-декабристов и
А. С. Пушкина.
Части: 1. Дума о родной земле/Сл. А. Одоевского; 2. Военная
песня/Сл. Ф. Глинки; 3. К друзьям/Сл. В. Кюхельбекера; 4. Кузнец/Сл.
К. Рылеева и А. Бестужева; 5. То не ветер шумит/Сл. М. Бестужева; 6.
Послание в Сибирь/Сл. А. Пушкина.
Романсы для голоса и фортепиано на стихи Р. Бернса в переводах С. Я.
Маршака (1955)
Вокальный цикл для тенора, баритона и фортепиано «У меня отец
крестьянин» на стихи С. А. Есенина(1956)
У МЕНЯ ОТЕЦ - КРЕСТЬЯНИН: Цикл песен на слова С.
Есенина для тенора и баритона в сопровождении симфонического
оркестра.
Содержание: 1. Сани: "Мелколесье. Степь да дали"; 2. Березка:
"Зеленая прическа, девическая грудь"; 3. В сердце светит Русь: "О,
пашни, пашни, пашни"; 4. Рекрута: "По селу, тропинкою кривенькой";
5. Песня под тальянку: "Сыпь, тальянка, звонко"; 6. Вечером: "Заиграй,
сыграй, тальяночка малиновы меха"; 7. Есть одна хорошая песня у
соловушки:
Состав оркестра: флейта пикколо, английский рожок,
бубенцы, малый барабан, бубен, челеста, вибрафон; арфа; струнные;
бас - кларнет, валторна (фа), литавры, вибрафон, челеста, струнные;
альтовая флейта, английский рожок, бас-кларнет, контрафагот,
колокольчики, деревянная коробочка, малый барабан,
тамтам, челеста, вибрафон; 2 арфы; струнные; флейта-
пикколо, английский рожок, бас-кларнет, контрафагот,
колокольчики, бубен, малый барабан, челеста; 2 арфы; струнные;
фагот, 2 арфы, струнные, флейта - пикколо, флейта, альтовая флейта,
2 гобоя, англ. рожок, кларнет (си - бемоль), бас - кларнет, 4 валторны
(фа), колокольчики, деревян. коробочка, бубенцы, челеста, 2 арфы,
струнные; альтовая флейта, англ. рожок, бас-кларнет,
челеста, вибрафон; 2 арфы; струнные.
Вокально-симфоническая поэма «Памяти С. А. Есенина» (1956)
1955-1956
ПОЭМА ПАМЯТИ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА: Для тенора, смешанного хора
и большого симфонического оркестра в 10 ч./Сл. С. Есенина;
Содержание: 1. Край ты мой заброшенный; 2. Поет зима; 3. В том
краю, где желтая крапива; 4. Молотьба; 5. Ночь под Ивана Купала; 6.
Ночь под Ивана Купала: (Продолжение); 7. 1919:; 8. Крестьянские
ребята; 9. Я последний поэт деревни; 10. Небо - как колокол:
Состав оркестра: 4 (1 - флейта пикколо), 3, 3, 3; 6, 3, 3, 1; литавры,
ударные (треугольник, бубен, малый барабан, деревян. брусок, цеп,
молоток, 2 тарелки, большой барабан, тамтам, колокольчики, 4
колокола), ксилофон; челеста, 2 арфы, фп., струнные (скрипки I -16,
скрипки II - 14, альты - 10-12, виолончели - 10, контрабасы - 8).
1-е исполнение 31 мая 1956 г. Москва, Концертный зал им. П. И.
Чайковского. Исполнение: Государственный академический русский
хор п/у А.Свешникова, солист А. Масленников, Государственный
симфонический оркестр СССР, директор Е. Светланов.
«Патетическая оратория» на слова В. В. Маяковского (1959; Ленинская
премия, 1960)
Вокальный цикл (поэма) «Петербургские песни» для четырёх певцов-
солистов, фортепиано, скрипки и виолончели на стихи А. А. Блока (1961
—1969)
Маленькая кантата для хора и оркестра «Деревянная Русь» на стихи С. А.
Есенина (1964)
ДЕРЕВЯННАЯ РУСЬ: 4 песни на слова С. Есенина: Для
тенора в сопровождении фортепиано - М.: Музыка, 1966 - (Песни и
романсы советских композиторов). - Эпиграф: "Русь моя!.. Деревянная
Русь!" Сергей Есенин.
Содержание: 1. Прощай, родная пуща; 2. Топи да болота, синий плат
небес; 3. Я , странник убогий; 4. Не ищи меня ты в Боге: "Наша вера не
погасла".
1-е исполнение 4 февраля 1967 г. Москва, Малый зал Московской
филармонии. Исполнение: А. Масленников и автор (фортепиано).
Маленькая кантата для хора и оркестра «Снег идет» на стихи Б. Л.
Пастернака (1965)
Маленькая кантата для хора и оркестра «Грустные песни» на стихи А. А.
Блока (1965)
1960-е -1990-е гг.
ИЗ БЛОКА/БОЛЬШОЙ БЛОК : Песни на слова А. Блока для
солистов, смешанных и женских хоров, симфонический оркестр.
Содержание: 1. Ты и во сне необычайна: (1962-1967); 2. Наш путь
степной:: (1962-1967); 3. Под насыпью, во рву некошенном: (1962-
1967); 4. Свирель запела на мосту: Для меццо-сопрано с оркестром:
(1960-1970-е); 5. Петроградское небо мутилось дождем: Для
смешанного хора с оркестром: (1964); 6. Я не предал белое знамя:
(1967); 7. Русь моя, жизнь моя: (1967); 8. Весна: (1974); 9. Рожденные в
года глухие; 10. Сочельник в лесу: Для голоса с орк.: (1972 или 1973);
11. Барка жизни: (1974); 12. Когда в листве сырой и ржавой: Для баса с
орк. (1974); 13. Осенний день: "Идем по жнивью": Для тенора с
оркестром (1972); 14. "Все ли спокойно в народе": Для меццо-сопрано,
баса и оркестра (1972); 15. Видение: Для баса с орк.; 16. Голос из хора;
17. Пушкинскому Дому: Для смешанного хора с оркестром: (между
1972 и 1974); 18. "Поздно вечером ждала": Для меццо-сопрано с
оркестром: (1972); 19. Петербургская песенка; 20. Невеста; 21. "Ныне
полный блаженства": (1974); 22. "Не мани меня ты, воля": (1977); 23.
Царица и царевна; 24. "Когда невзначай в воскресенье": (1978); 25.
Вешние сумерки: "Сумерки, сумерки вешние": Для голоса с оркестром:
(не позднее 1974); 26. Сердце над бездной: "Темно в комнатах и
душно": Для меццо-сопрано с оркестром: (не позднее 1974); 27. Иуда:
"Был вечер поздний и багровый": (не позднее 1974); 28. "Ветер принес
издалека"; 29. "Работай, работай, работай"; 30. "Мы забыты одни на
земле"; 31. "Опустись, занавеска линялая.."; 32. "Пристал ко мне нищий
дурак"; 33. На поле Куликовом: "Мы сам-друг над степью в полночь
стали": Для баса с оркестром: (1985-1988); 34. Стучится тихо: (1972);
35. Похоронят, зароют глубоко: (1972); 36. Вновь богатый зол и рад:
(1972); 37 Спокойная метель: (1972).
Романс «Эти бедные селенья» для голоса, фортепиано и гобоя на слова
Ф. И. Тютчева (1965)
ДВЕ ПЕСНИ: Для баса, смешанного хора и симфонического орк./Сл.
Ф. Тютчева и А. Блока.
Содержание: 1. Эти бедные селенья: Для смешанного хора и орк./Сл.
Ф. Тютчева; 2. Голос из хора: Для баса с оркестром/Сл. А. Блока.
Музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина «Метель» (1973;
первая публикация 1978)
1964
МЕТЕЛЬ.
Производство киностудии "Мосфильм". Выход на экран 22 июля 1965 г.
1. Вступление. Тройка; 2. Военный марш; 3. Вальс; 4. Отзвуки вальса.
Шкатулка; 5, 6. Пастораль (I, II); 7. Прощание с домом; 8. Прощание с домом;
9. Весна; 10. Осень; 11, 12. Романс; 13-15. Метель (I, II, III); 16. Венчание; 17.
Финал. Кода финала.
Кантата «Ода Ленину» на слова Р. И. Рождественского для чтеца, хора и
оркестра (1976)
«Отчалившая Русь», цикл для голоса и фортепиано на слова С. А. Есенина
(1977)
1977
184. ОТЧАЛИВШАЯ РУСЬ: Поэма на слова Сергея Есенина: Для
тенора в сопровождении фортепиано: В 12 ч. - М.: Музыка, 1979. -
Посвящение: Памяти Арнольда Наумовича Сохора.
Части: 1.Осень: "Тихо в чаще можжевеля по обрыву"; 2. Я покинул
родимый дом; 3. Отвори мне, страж заоблачный; 4. Серебристая
дорога, ты зовешь меня куда?; 5. Отчалившая Русь: (отрывок из поэмы
"Иорданская голубица"): "Земля моя златая!.."; 6. Симоне, Петр: Где
ты? Приди: (отрывок из поэмы "Пиршество"); 7. Где ты, где ты, отчий
дом; 8. Там, за млечными холмами: (отрывок из поэмы
"Пантрократор"); 9. Трубит, трубит погибельный рог! (отрывок из
поэмы "Сорокауст"); 10. По-осеннему кычет сова; 12. О верю, верю,
счастье есть!; 13. О Родина, счастливый и неисходный час! (отрывок из
поэмы "Октоих").
1-е исполнение 25 апреля 1983 г. Москва, Большой зал Консерватории.
Солистка Е. Образцова, партия фортепиано.
«Ночные облака», кантата на слова А. А. Блока (1979)
1979
64. НОЧНЫЕ ОБЛАКА: Кантата для смешанного хор без
сопровождения: В 5-и ч./Сл. А. Блока//Свиридов Г. Сочинения для
хора.
Части: 1. Ночные облака: "Скрипнула дверь. Задрожала рука"; 2.
У берега зеленого на малой могиле; 3. Часовая стрелка близится к
полночи; 4. Любовь (Отрывок из Гейне): "Племена уходят в могилы";
5. Балаганчик: "Вот открыт балаганчик": В сопровождении
инструментального ансамбля.
1-е исполнение 6 марта 1980 г. Москва, Большой зал Московской
консерватории. Московский камерный хор.
10 романсов на слова А. А. Блока (1972—1980)
«Ладога», поэма для хора на слова A. Прокофьева (1980)
«Песни», концерт для хора на слова А. А. Блока (1980—1981)
1964
7. КУРСКИЕ ПЕСНИ: Кантата для смешанного хора и симфонического
оркестра/Слова народные - Партитура. - М.: Музыка, 1965.
Содержание: 1. Зеленый дубок ; 2. Ты воспой, ты воспой, жаворонок;
3. В городе звоны звонют; 4. Ой, горе, горе да лебедоньку да моему; 5.
Да купил Ванька, Ванька себе косу; 6. Соловей мой смутный; 7. За
рекою за быстрою четыре двора.
Состав оркестра: 3 (1 - флейта пикколо), 3 (1- английский рожок), 3, 3;
4,3,3,1; литавры, ударные (треугольник, деревянный брусок, малый
барабан, тарелки, большой барабан, тамтам, колокольчики); челеста, 2
арфы, фортепиано, струнные.
1-е исполнение 13 июня 1964 г. Москва, Большой зал Московской
консерватории.
За это произведение композитору в 1968 г. присуждена Государственная
премия СССР.
1967
47. ДВА ХОРА НА СЛОВА С.ЕСЕНИНА. - Партитура. - М.: Музыка,
1969.
Содержание: 1. Ты запой мне ту песню: Для четырехголосого женского
хора; 2. Душа грустит о небесах: Для солиста (баритона) и 12-
тиголосового мужского хора.
1-е исполнение 17 ноября 1967 г. Москва, Большой зал Московской
консерватории. Республиканский академический русский хор капелла п/у
А. Юрлова.
1973
51. ТРИ ХОРА ИЗ МУЗЫКИ К ТРАГЕДИИ А. К. ТОЛСТОГО "ЦАРЬ
ФЕДОР ИОАННОВИЧ": Для смешанного хора без сопровождения- М.:
Музыка, 1975. - 9?.
Содержание: 1.Молитва: "Богородице дево, радуйся"; 2. Любовь
святая: "Ты любовь, ты любовь, ты святая"; 3. Покаянный стих:
"Окаянны и убогие человече".
2-я редакция "Двух хоров без сопровождения" (1969).
1-e исполнение: 23 октября 1973 г. Москва, Малый театр.
Республиканская академическая русская хоровая капелла под
руководством А. Юрлова.
58. ПУШКИНСКИЙ ВЕНОК: Концерт для хора: В 13 ч./Сл. А. С.
Пушкина.
Части: 1.Зимнее утро: "Мороз и солнце, день чудесный!.."; 2.
Народная песня: "Колечушко, сердечушко"; 3. Мэри: "Пью за здравие
Мэри"; 4. Эхо: "Ревет ли зверь в лесу глухом"; 5. Стрекотунья
белобока; 6. Греческий гимн: "Бог веселый винограда"; 7.Есть в
России город Луга; 8. Камфара и мускус: "От меня вечор Леила"; 9.
Зорю бьют; 10. Наташа: "Вянет, вянет лето красно"; 11. Восстань,
боязливый; 12. Бич Ювенала; 13. Четыре эпиграммы: (Кн. Орлова-
Чесменская, Три цензора, Министр просвещения кн. Голицын, Александр
1).
59. БИЧ ЮВЕНАЛА: "О, МУЗА ПЛАМЕННОЙ САТИРЫ!": Кантата для
баса соло, смешанного хора и симфонического оркестра/Сл. А. С,
Пушкина.
Содержание: 1. Бич Ювенала: "О, муза пламенной сатиры!.."; 2.
Эпиграмма на кн. Орлову-Чесменскую: "Благочестивая жена душою
Богу отдана"; 3. Три цензора: "Тимковский царствовал"; 4. Эпиграмма
на кн. Голицына: "Вот Хвостовой покровитель"; 5. Эпиграмма на
Александра 1: "Воспитанный под барабаном".
60. ЧЕТЫРЕ ЭПИГРАММЫ: Для баса соло, смешанного хора и
симфонического оркестра/Сл. А. С. Пушкина.
Содержание: 1. Княгиня Орлова-Чесменская: "Благочестивая жена
душою Богу отдана:"; 2. Князь Н. Голицын: "Вот Хвостовой
покровитель"; 3. Шихматов. Шаховской. Шишков: "Угрюмых тройка
есть певцов"; 4.Ф. Булгарин: "Не то беда, что ты поляк".
61. БЕСЫ: "МЧАТСЯ ТУЧИ, ВЬЮТСЯ ТУЧИ» Для смешанного хора
с оркестром/Сл. А. С. Пушкина.
62. ПУШКИНСКИЙ ВЕНОК: Концерт для хора: В 10 ч./Слова А. С.
Пушкина.
Части: 1.Зимнее утро: "Мороз и солнце, день чудесный!..": Для бол.
cмешанного хора без сопровождения; 2. Колечушко, сердечушко: "Не
летай, мой соловей, поздно вечером один!..": Для сопрано и
смешанного хора без сопровождения; 3. Мэри: "Пью за здравие Мэри:":
Для большого cмешанного хора без сопровождения; 4. Эхо: "Ревет ли
зверь в лесу глухом": Для большого cмешанного хора без
сопровождения; 5. Греческий пир: "Бог веселый винограда"6. Камфара
и мускус: "От меня вечор Леила равнодушно уходила; 7. Зорю бьют, из
рук моих ветхий Данте выпадает; 8. Наташа: "Вянет, вянет лето
красно» 9. Восстань, боязливый, в пещере твоей святая лампада до утра
горит; 10. Стрекотунья, белобока, под калиткою моей.
1-е исполнение 5 апреля 1979 г. Москва, Большой зал Московской
консерватории. 24 ноября 1979 г
За это произв. композитору в 1980 г. присуждена Гос. премия СССР.
ОСЕНЬ: "Есть в осени первоначальной короткая, но дивная
пора". Для смешанного хора в сопровождении
органа/Сл.Ф.И.Тютчева//Свиридов
Г. Хоровые произведения. - [Партитура]. - М.: Сов. композитор, 1983.
СМОЛЕНСКИЙ РОЖОК: "Мы в землячество не лезем:":
Песня для тенора в сопровождении фортепиано/Сл. А. Твардовского
(Отрывок из поэмы "Василий Теркин"). - М.: Сов. композитор, 1958. -
Посвящение: Алексею Масленникову.
Литература:
1.
Музыка. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. Г.В. Келдыш. -
М.: НИ "Большая Российская энциклопедия", 1998. - 672 с.: ил. - С.488.
2.
Свиридов Г.В. Музыка как судьба / Сост., авт предисл. и коммент.
А.С. Белоненко. - М.: Мол. гвардия, 2002. - 798 [2] с.: ил. - (Б-ка
мемуаров: Близкое прошлое; Вып. 2).
3.
Книга о Свиридове. Размышления. Высказывания. Статьи. Заметки /
Сост. А. Золотов. - М.: Сов. композитор, 1983. - 261 с.: ил.
4.
Сохор А. Георгий Васильевич Свиридов: Критикобиографический
очерк. - Л.: Гос. муз. изд-во, 1956, 157 с.
5.
Сохор А. Георгий Свиридов. - М.: Сов. композитор, 1972. - 319 с.
6.
Георгий Свиридов: Сборник ст. и исслед. / Сост. Р.С. Леденев. - М.:
Музыка, 1979. - 462 с.
7.
Георгий Свиридов: Полный список произведений (Нотографический
справочник). - М. - СПб: Нац. Свиридовский Фонд, 2001. - 141 с.