Напоминание

РОЛЬ РАСПЕВОК В РАЗВИТИИ ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ


Автор: Казначеева Татьяна Николаевна
Должность: Музыкальный руководитель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад Радуга"
Населённый пункт: город Тихвин Ленинградской области
Наименование материала: Статья
Тема: РОЛЬ РАСПЕВОК В РАЗВИТИИ ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ
Раздел: дошкольное образование





Назад




РОЛЬ РАСПЕВОК В РАЗВИТИИ ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ

Речь – основное средство общения, основа мышления. Развитие речи – сложный и

многообразный процесс, для правильного осуществления которого необходима

нормальная функция головного мозга, нервных проводящих путей и нормальное развитие

органов речивой системы. В процессе формирования речи различают доречевой и речевой

периоды.

Речевые недостатки сказываются на психофизическом развитии ребенка, затрудняют

обучение детей в школе. Недоразвитие речи – это аномалия, при которой нарушается

формирование всех компонентов речевой системы: произношения, словарного запаса,

грамматического строя, понимания. Проявляется такое нарушение многообразно, так как

зависит от локализации и тяжести очага поражения, возраста и состояния ребенка.

Борьба с дефектами речи у детей – актуальная проблема. Распознавание речевых

нарушений не представляет особых трудностей. Родители чаще обращают внимание на

чистоту звукопроизношения у детей, а нарушения словаря и грамматического строя

остаются не всегда замеченными. Считают, что недоразвитие речи может исчезнуть с

возрастом, самопроизвольно. Однако такое ожидание не всегда оправдывается. Речевые

дефекты нередко с возрастом лишь закрепляются.

Нарушения звукопроизношения занимают особое место среди расстройств речи.

Развитие звуковой стороны речи в онтогенезе проходит определенный закономерный

путь. Различного рода задержки развития, педагогическая запущенность, эмоциональная и

речевая депривация, недоразвитие фонематического слуха часто приводят к нарушениям

звукопроизношения различным по механизму. Выделяют несколько уровней нарушения

произношения: полное неумение правильно произносить звук или группу звуков;

неправильное произношение их в речи при правильном произношении изолированно или

в простых словах; смешение близких позвучанию или артикуляции звуков при умении

правильно произносить их изолированно.

Работа над звукопроизношением требует системного подхода, согласно

которому необходимо развивать не только отдельные части речевого аппарата, но и

добиваться совокупных координированных действий дыхательного, голосового и

артикуляционно-резонаторного аппаратов. Процесс преодоления речевых нарушений

трудный и продолжительный. Существенную помощь логопеду в решении этой сложной

задачи могут оказать музыкальные занятия с использованием специально подобранных

упражнений, распевок которые позволяют эффективно добиться автоматизации звуков и

координации различных отделов системы речеобразования, а также развития речи в

целом.

Большое внимание уделяем распеванию, т. е. разучиванию упражнений,

способствующих развитию звуковысотного слуха, формированию чистоты интонации и

расширению диапазона голоса. Ведь тембр голоса у детей очень неровен, особенно это

проявляется в пении различных гласных: одни поют крикливо, открытым звуком, другие –

зажимают челюсть, что мешает пению. Систематическое использование маленьких

песенок помогает выровнять звучание голоса, добиться естественного легкого пения.

Очень важно, чтобы каждое упражнение имело интересное содержание или игровой

момент.

В работе используются знакомые упражнения и незнакомые, в зависимости от

задачи, поставленной перед разучиванием песни. Распевки на гласные – атака на гласные.

Распевки на слоги : гласных с согласными.

а) ма-ме-ми-мо-му – мягкая атака

б) да-де-ди-до-ду твердая атака

Дети не меняют певческую позицию, положение рта. Например, в работе над

дыханием, напевностью, протяжностью звука помогут русские народные песни «У кота

ворота», «Вальс» Тиличеевой, русская народная песня «Поет, поет соловушка». Перед

разучиванием песен в быстром темпе хорошо использовать песенки «Лошадки» Ф.

Лищинской, «Ехали» Филиппенко и др., где требуется отчетливое произношение слов при

легком подвижном звучании.

В работе по пению с детьми следует учитывать не только психические, но

физические особенности развития ребенка. Голосовые мышцы в раннем возрасте еще не

совсем сформированы и певческое звукообразование происходит за счет натяжения краев

связок, именно поэтому большое внимание необходимо уделять распеванию. В детском

возрасте тембр голоса очень неровен, особенно это проявляется в пении различных

гласных: одни поют крикливо, открытым звуком, другие, наоборот, зажимают челюсть,

что мешает пению. Систематическое использование распевок помогает выровнять

звучание голоса, добиться естественного легкого пения.

Огромную роль в звукообразовании играет правильное певческое дыхание. С целью

закрепления правильного дыхания с детьми проводятся упражнения по дифференциации

ротового и носового вдоха и выдоха. Данные упражнения способствуют также тренировке

ритма речевого дыхания с обязательной паузой после вдоха:

Вдох и выдох через нос;

Вдох через нос, выдох через рот;

Вдох через рот, выдох через нос;

Вдох и выдох через рот.

Упражнение «Поем песенку»

Вдохнуть воздух через рот, постепенно и медленно выдыхать воздух, произнося звук

«а» (сочетания звуков ау, ауи и т. д.)

Упражнение «Немое кино»

Педагог показывает беззвучную артикуляцию гласного звука (сочетаний двух-трех

гласных звуков). Ребенку предлагается озвучить немую артикуляцию, произнести звук на

длительном выдохе.

Упражнение «Толстяк» (картинка-образ – мальчик с надутыми щеками)

Надуть щеки и удержать воздух в течение 15 секунд. А также, важным для речевого

развития младших дошкольников являются дидактические игры «Угадай, кто поет и

назови песню», «На чем играют?» и т. д. Уже в младшей группе педагог привлекает

внимание ребенка к точному воспроизведению мелодии. Ребенок поет распевки, короткие

песни и при этом постоянно слышит чистое пение педагога. Детям часто предлагают

сначала прослушать мелодию, а потом спеть самим. У ребенка постепенно воспитывается

устойчивость слухового внимания, привычка «подравниваться» под звуки мелодии,

спетой педагогом.

Детям младшего возраста рассказывают, что есть высокие и низкие звуки.

Например, мама-птица поет низко (чик-чирик - звук до 1-й октавы, а птенчики - высоко

(чик-чирик звук до 2-й октавы). Понятие о длительностизвуков дается в самой простой

форме — одни звуки бывают короткие, другие долгие. Это дети улавливают по аналогии с

различными явлениями,взятыми из жизни (гудок паровоза бывает долгий и короткий). В

процессе музыкально-слухового восприятия детей зрительная наглядность играет

важную роль. Для этой цели в младшей группе на занятии проводится музыкально-

дидактическая игра «Где мои детки?». Педагог располагает на фланелеграфе фигурки

большой и маленькой птиц и рассказывает: «В одном дворе жили курица с цыпленком,

гусь с гусенком и большая птица с маленьким птенчиком. Вдруг подул ветер, да такой

сильный, что все мамы растеряли своих птенчиков. Первой стала звать своего малыша

мама-курица». Пропевает «ко-ко-ко» на ноте фа, дети повторяют. Затем педагог

продолжает: «Услышал свою маму маленький цыпленок и запищал тоненьким голосом

«пи-пи-пи». Поет на ноте до(2) дети повторяют. Таким же образом находят мамы-птицы и

остальных малышей.

Посредством пения упражняется и совершенствуется детскоедыхание, иными

словами, дети занимаются дыхательной гимнастикой. При пении упражняется и

артикуляционный аппарат, что способствует ясному произношению. Движения

артикуляционного аппарата видны, в отличие от скрытой от глаз работы мышц глотки и

гортани. Дети охотно и легко копируют движения нижней челюсти, губ, щек и языка

педагога, которые при пении максимально активны.

В работе с упражнениями большое значение имеет повторение материала. Это

способствует выработке навыков чистого произношения, развивает музыкальную память.

Повтор имеет большое значение не только для прочного удержания в памяти слуховых и

мышечных ощущений, но и для упражнения соответствующих мышц. Продуманная,

систематическая, последовательная работа по обучению детей пению способствует

развитию музыкальных способностей, устранению речевых недостатков, положительно

влияет на общее развитие ребенка.



В раздел образования