Автор: Казначеева Татьяна Николаевна
Должность: Музыкальный руководитель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад Радуга"
Населённый пункт: город Тихвин Ленинградской области
Наименование материала: Статья
Тема: РОЛЬ РАСПЕВОК В РАЗВИТИИ ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ
Раздел: дошкольное образование
РОЛЬ РАСПЕВОК В РАЗВИТИИ ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ
Речь – основное средство общения, основа мышления. Развитие речи – сложный и
многообразный процесс, для правильного осуществления которого необходима
нормальная функция головного мозга, нервных проводящих путей и нормальное развитие
органов речивой системы. В процессе формирования речи различают доречевой и речевой
периоды.
Речевые недостатки сказываются на психофизическом развитии ребенка, затрудняют
обучение детей в школе. Недоразвитие речи – это аномалия, при которой нарушается
формирование всех компонентов речевой системы: произношения, словарного запаса,
грамматического строя, понимания. Проявляется такое нарушение многообразно, так как
зависит от локализации и тяжести очага поражения, возраста и состояния ребенка.
Борьба с дефектами речи у детей – актуальная проблема. Распознавание речевых
нарушений не представляет особых трудностей. Родители чаще обращают внимание на
чистоту звукопроизношения у детей, а нарушения словаря и грамматического строя
остаются не всегда замеченными. Считают, что недоразвитие речи может исчезнуть с
возрастом, самопроизвольно. Однако такое ожидание не всегда оправдывается. Речевые
дефекты нередко с возрастом лишь закрепляются.
Нарушения звукопроизношения занимают особое место среди расстройств речи.
Развитие звуковой стороны речи в онтогенезе проходит определенный закономерный
путь. Различного рода задержки развития, педагогическая запущенность, эмоциональная и
речевая депривация, недоразвитие фонематического слуха часто приводят к нарушениям
звукопроизношения различным по механизму. Выделяют несколько уровней нарушения
произношения: полное неумение правильно произносить звук или группу звуков;
неправильное произношение их в речи при правильном произношении изолированно или
в простых словах; смешение близких позвучанию или артикуляции звуков при умении
правильно произносить их изолированно.
Работа над звукопроизношением требует системного подхода, согласно
которому необходимо развивать не только отдельные части речевого аппарата, но и
добиваться совокупных координированных действий дыхательного, голосового и
артикуляционно-резонаторного аппаратов. Процесс преодоления речевых нарушений
трудный и продолжительный. Существенную помощь логопеду в решении этой сложной
задачи могут оказать музыкальные занятия с использованием специально подобранных
упражнений, распевок которые позволяют эффективно добиться автоматизации звуков и
координации различных отделов системы речеобразования, а также развития речи в
целом.
Большое внимание уделяем распеванию, т. е. разучиванию упражнений,
способствующих развитию звуковысотного слуха, формированию чистоты интонации и
расширению диапазона голоса. Ведь тембр голоса у детей очень неровен, особенно это
проявляется в пении различных гласных: одни поют крикливо, открытым звуком, другие –
зажимают челюсть, что мешает пению. Систематическое использование маленьких
песенок помогает выровнять звучание голоса, добиться естественного легкого пения.
Очень важно, чтобы каждое упражнение имело интересное содержание или игровой
момент.
В работе используются знакомые упражнения и незнакомые, в зависимости от
задачи, поставленной перед разучиванием песни. Распевки на гласные – атака на гласные.
Распевки на слоги : гласных с согласными.
а) ма-ме-ми-мо-му – мягкая атака
б) да-де-ди-до-ду твердая атака
Дети не меняют певческую позицию, положение рта. Например, в работе над
дыханием, напевностью, протяжностью звука помогут русские народные песни «У кота
ворота», «Вальс» Тиличеевой, русская народная песня «Поет, поет соловушка». Перед
разучиванием песен в быстром темпе хорошо использовать песенки «Лошадки» Ф.
Лищинской, «Ехали» Филиппенко и др., где требуется отчетливое произношение слов при
легком подвижном звучании.
В работе по пению с детьми следует учитывать не только психические, но
физические особенности развития ребенка. Голосовые мышцы в раннем возрасте еще не
совсем сформированы и певческое звукообразование происходит за счет натяжения краев
связок, именно поэтому большое внимание необходимо уделять распеванию. В детском
возрасте тембр голоса очень неровен, особенно это проявляется в пении различных
гласных: одни поют крикливо, открытым звуком, другие, наоборот, зажимают челюсть,
что мешает пению. Систематическое использование распевок помогает выровнять
звучание голоса, добиться естественного легкого пения.
Огромную роль в звукообразовании играет правильное певческое дыхание. С целью
закрепления правильного дыхания с детьми проводятся упражнения по дифференциации
ротового и носового вдоха и выдоха. Данные упражнения способствуют также тренировке
ритма речевого дыхания с обязательной паузой после вдоха:
Вдох и выдох через нос;
Вдох через нос, выдох через рот;
Вдох через рот, выдох через нос;
Вдох и выдох через рот.
Упражнение «Поем песенку»
Вдохнуть воздух через рот, постепенно и медленно выдыхать воздух, произнося звук
«а» (сочетания звуков ау, ауи и т. д.)
Упражнение «Немое кино»
Педагог показывает беззвучную артикуляцию гласного звука (сочетаний двух-трех
гласных звуков). Ребенку предлагается озвучить немую артикуляцию, произнести звук на
длительном выдохе.
Упражнение «Толстяк» (картинка-образ – мальчик с надутыми щеками)
Надуть щеки и удержать воздух в течение 15 секунд. А также, важным для речевого
развития младших дошкольников являются дидактические игры «Угадай, кто поет и
назови песню», «На чем играют?» и т. д. Уже в младшей группе педагог привлекает
внимание ребенка к точному воспроизведению мелодии. Ребенок поет распевки, короткие
песни и при этом постоянно слышит чистое пение педагога. Детям часто предлагают
сначала прослушать мелодию, а потом спеть самим. У ребенка постепенно воспитывается
устойчивость слухового внимания, привычка «подравниваться» под звуки мелодии,
спетой педагогом.
Детям младшего возраста рассказывают, что есть высокие и низкие звуки.
Например, мама-птица поет низко (чик-чирик - звук до 1-й октавы, а птенчики - высоко
(чик-чирик звук до 2-й октавы). Понятие о длительностизвуков дается в самой простой
форме — одни звуки бывают короткие, другие долгие. Это дети улавливают по аналогии с
различными явлениями,взятыми из жизни (гудок паровоза бывает долгий и короткий). В
процессе музыкально-слухового восприятия детей зрительная наглядность играет
важную роль. Для этой цели в младшей группе на занятии проводится музыкально-
дидактическая игра «Где мои детки?». Педагог располагает на фланелеграфе фигурки
большой и маленькой птиц и рассказывает: «В одном дворе жили курица с цыпленком,
гусь с гусенком и большая птица с маленьким птенчиком. Вдруг подул ветер, да такой
сильный, что все мамы растеряли своих птенчиков. Первой стала звать своего малыша
мама-курица». Пропевает «ко-ко-ко» на ноте фа, дети повторяют. Затем педагог
продолжает: «Услышал свою маму маленький цыпленок и запищал тоненьким голосом
«пи-пи-пи». Поет на ноте до(2) дети повторяют. Таким же образом находят мамы-птицы и
остальных малышей.
Посредством пения упражняется и совершенствуется детскоедыхание, иными
словами, дети занимаются дыхательной гимнастикой. При пении упражняется и
артикуляционный аппарат, что способствует ясному произношению. Движения
артикуляционного аппарата видны, в отличие от скрытой от глаз работы мышц глотки и
гортани. Дети охотно и легко копируют движения нижней челюсти, губ, щек и языка
педагога, которые при пении максимально активны.
В работе с упражнениями большое значение имеет повторение материала. Это
способствует выработке навыков чистого произношения, развивает музыкальную память.
Повтор имеет большое значение не только для прочного удержания в памяти слуховых и
мышечных ощущений, но и для упражнения соответствующих мышц. Продуманная,
систематическая, последовательная работа по обучению детей пению способствует
развитию музыкальных способностей, устранению речевых недостатков, положительно
влияет на общее развитие ребенка.