Напоминание

"Работа в научных клубах младших школьников "Ключ и заря", "Мы и окружающий мир"


Автор: Бардина Анна Михайловна
Должность: учитель начальных класов
Учебное заведение: МОУ "Лицей № 7"
Населённый пункт: г. о. Саранск Республики Мордовия
Наименование материала: статья
Тема: "Работа в научных клубах младших школьников "Ключ и заря", "Мы и окружающий мир"
Раздел: начальное образование





Назад




Бардина А. М. 02.12.17

МОУ «Лицей № 7» г. о. Саранск

Работа в научных клубах младших школьников "Ключ и заря",

"Мы и окружающий мир".

Особенность УМК «Перспективная начальная школа» состоит в том, что

входящие в его состав учебники опираются на коммуникативные технологии,

что соответствует новым ФГОС. Их цель - научить школьников

общаться с одноклассниками и взрослыми;

обосновывать собственную точку зрения;

уважать другую точку зрения;

владеть устной диалогической речью;

смотреть на любое изучаемое явление с разных точек зрения.

Для создания или восстановления целостной картины мира в учебниках

продумана внешняя интрига, герои которой сопровождают школьников на

протяжении 4 - х лет обучения. Эти герои – действующее интеллектуальное

окружение школьника. Они не только наравне с ним решают задачи, но и

навязывают с ним содержательную переписку, смысл которой не только в

том,

чтобы

создать

интерактивную

форму

обучения

русскому

языку,

литературному чтению, окружающему миру, но и в том, чтобы возродить

почти

утраченную

культуру

переписки, возродить

почти

утраченную

культуру клубной работы для младших школьников, восстановить тот

воспитательный потенциал, который несли в себе прежние идеологические

объединения школьников.

Учебники УМК «ПНШ» приглашают учеников принять участие в работе

клуба «Ключ и заря» (клуб гуманитарных дисциплин) и клуба «Мы и

окружающий мир» (клуб естественно – научных дисциплин).

В конце учебного года мы с первоклассниками начали работу по

переписке с научными клубами младших школьников.

Через систему заданий в учебниках организовался обмен письмами между

сюжетными

героями

комплекта

(это

брат

и

сестра

разновозрастные

сверстники наших учеников) и школьниками.

В учебнике Н. А. Чураковой Русский язык 1 класс на последних страницах

детям предлагаются задания.

1группа - задания Анишит Йокоповны по русскому языку.

2 группа - задания Михаила Потаповича по литературному чтению, анкета

для будущих членов клуба и адрес.

После повторения пройденного материала дети ответили на вопросы,

заполнили анкету, и им осталось только отправить выполненные задания по

указанному адресу. Но, как оказалось, это было для первоклассников самым

сложным. Не всем детям помогли родители, и до адресата дошли только

несколько писем. Но какова была радость, когда летом на них пришли ответы.

С какой гордостью дети 1 сентября принесли конверты с членскими билетами

научного общества!

1

Бардина А. М. 02.12.17

МОУ «Лицей № 7» г. о. Саранск

Мы

не

можем

работу

с

клубами

вести,

как

говорят, «в

одни

ворота». Нужно продолжать эту работу в классе, разнообразить ее. Поэтому я

объявила членов клуба своими помощниками, выбрали председателя нашего

классного клуба.

Интеграция клубной работы с учебной деятельностью позволяет сочетать

учебный

и

игровой

мотивы,

решать

учебные

и

практические

задачи.

Заседания

школьного

клуба

проводятся

согласно

программы.

Их

цель

обучать

младших

школьников

деловому

общению,

передавая

обучающие

функции учителя классу. Заседание состоит из двух этапов.

Этап 1. Предварительная подготовка учителя и членов клуба к заседанию.

Этап 2. Проведение учебного занятия.

На таких заседаниях созданы условия для формирования навыков делового

общения, а это один из показателей эффективности урока. Работа в группах,

способствует

формированию

общих

учебных

умений

делового

сотрудничества (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой

вклад в результат обшей деятельности) Результативностью обучения в этом

случае является уровень самостоятельности отдельных детей и классного

коллектива.

Тематика занятий клуба разнообразна:

- Экскурсия на почту «Как путешествует письмо?»

- Творческая работа «Необычная история» (составление рассказа по серии

картинок)

- Фотоконкурс «Красота рядом!»

- Игра - путешествие «Знакомимся со словарями»

- Конкурс «Вопросы от Учёного Кота»

- Мини-проект «Поздравляю с Новым Годом!» (написание поздравления)

-Презентация «Мой любимый журнал»

-Творческий конкурс «Необычные слова» (образование сложных слов)

На этом примере отчётливо прослеживается связь урочной и

внеурочной деятельности, преемственность содержания, способов

деятельности и планируемых результатов.

Дети почувствовали, что членство в клубе поднимает их на новую высоту,

стали

более

активными

и

следующие

задания

выполняли

с

большим

интересом.

В

процессе

переписки

у

ребят

класса

повысился

интерес

к

предметам. Из простого игрового желания получить ответ на каждое своё

письмо, советы и новые вопросы, членские билеты, поощрительные закладки

и открытки – постепенно за два года родилась потребность в долговременном

предметном общении.

Адрес научного клуба "Ключ и заря"

Куда: 117997, Москва, ул. Профсоюзная, дом 90, комната 607.

Кому: клубу «Ключ и заря».

2

Бардина А. М. 02.12.17

МОУ «Лицей № 7» г. о. Саранск

Адрес научного клуба "Мы и окружающий мир"

Куда: 117997, Москва, ул. Профсоюзная, дом 90, комната 607

Кому: клубу младшего школьника “Мы и окружающий мир”.

Внимание членам клубов «Ключ и заря» и «Мы и окружающий мир»!

Дорогие ребята, хочу сообщить вам, что теперь вы можете вести

переписку с научными клубами младших школьников («Ключ и заря», «Мы и

окружающий мир») по электронной почте.

Желающим участвовать в электронной переписке с клубами необходимо

заполнить анкету и послать ее на электронный адрес: naych_club@mail.

Только в этом случае вы будете получать ответы из клуба по электронной

почте.

Научный клуб младшего школьника (в рамках сопровождения)

позволяет:

учитывать

индивидуальные

особенности,

интересы

и

склонности

ребёнка;

развивать коммуникативные навыки личности;

формировать мировоззрение детей и родителей;

минимизировать дефицит общения, информационный «голод»;

помогать

школьникам

самостоятельно

делать

выбор,

принимать

решение, объяснять и доказывать собственное мнение; излагать свои мысли

не только устно, но и на бумаге;

воспитывать

внимательное

и

бережное

отношение

к

окружающему

миру.

УМК «Перспективная начальная школа» помогает мне организовать

обучение не только на уроке, но и вне урока. Учебник является для ученика

источником информации, необходимостью, «другом», без которого нельзя

обойтись.

Заседания клуба – это новая грамотная форма проведения учебных

занятий,

обеспечивающая успешную

реализацию образовательно

-

воспитательного потенциала деятельности учащихся.

3



В раздел образования