Автор: Бардина Анна Михайловна
Должность: учитель начальных класов
Учебное заведение: МОУ "Лицей № 7"
Населённый пункт: г. о. Саранск Республики Мордовия
Наименование материала: статья
Тема: "Работа в научных клубах младших школьников "Ключ и заря", "Мы и окружающий мир"
Раздел: начальное образование
Бардина А. М. 02.12.17
МОУ «Лицей № 7» г. о. Саранск
Работа в научных клубах младших школьников "Ключ и заря",
"Мы и окружающий мир".
Особенность УМК «Перспективная начальная школа» состоит в том, что
входящие в его состав учебники опираются на коммуникативные технологии,
что соответствует новым ФГОС. Их цель - научить школьников
общаться с одноклассниками и взрослыми;
обосновывать собственную точку зрения;
уважать другую точку зрения;
владеть устной диалогической речью;
смотреть на любое изучаемое явление с разных точек зрения.
Для создания или восстановления целостной картины мира в учебниках
продумана внешняя интрига, герои которой сопровождают школьников на
протяжении 4 - х лет обучения. Эти герои – действующее интеллектуальное
окружение школьника. Они не только наравне с ним решают задачи, но и
навязывают с ним содержательную переписку, смысл которой не только в
том,
чтобы
создать
интерактивную
форму
обучения
русскому
языку,
литературному чтению, окружающему миру, но и в том, чтобы возродить
почти
утраченную
культуру
переписки, возродить
почти
утраченную
культуру клубной работы для младших школьников, восстановить тот
воспитательный потенциал, который несли в себе прежние идеологические
объединения школьников.
Учебники УМК «ПНШ» приглашают учеников принять участие в работе
клуба «Ключ и заря» (клуб гуманитарных дисциплин) и клуба «Мы и
окружающий мир» (клуб естественно – научных дисциплин).
В конце учебного года мы с первоклассниками начали работу по
переписке с научными клубами младших школьников.
Через систему заданий в учебниках организовался обмен письмами между
сюжетными
героями
комплекта
(это
брат
и
сестра
–
разновозрастные
сверстники наших учеников) и школьниками.
В учебнике Н. А. Чураковой Русский язык 1 класс на последних страницах
детям предлагаются задания.
1группа - задания Анишит Йокоповны по русскому языку.
2 группа - задания Михаила Потаповича по литературному чтению, анкета
для будущих членов клуба и адрес.
После повторения пройденного материала дети ответили на вопросы,
заполнили анкету, и им осталось только отправить выполненные задания по
указанному адресу. Но, как оказалось, это было для первоклассников самым
сложным. Не всем детям помогли родители, и до адресата дошли только
несколько писем. Но какова была радость, когда летом на них пришли ответы.
С какой гордостью дети 1 сентября принесли конверты с членскими билетами
научного общества!
1
Бардина А. М. 02.12.17
МОУ «Лицей № 7» г. о. Саранск
Мы
не
можем
работу
с
клубами
вести,
как
говорят, «в
одни
ворота». Нужно продолжать эту работу в классе, разнообразить ее. Поэтому я
объявила членов клуба своими помощниками, выбрали председателя нашего
классного клуба.
Интеграция клубной работы с учебной деятельностью позволяет сочетать
учебный
и
игровой
мотивы,
решать
учебные
и
практические
задачи.
Заседания
школьного
клуба
проводятся
согласно
программы.
Их
цель
–
обучать
младших
школьников
деловому
общению,
передавая
обучающие
функции учителя классу. Заседание состоит из двух этапов.
Этап 1. Предварительная подготовка учителя и членов клуба к заседанию.
Этап 2. Проведение учебного занятия.
На таких заседаниях созданы условия для формирования навыков делового
общения, а это один из показателей эффективности урока. Работа в группах,
способствует
формированию
общих
учебных
умений
делового
сотрудничества (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой
вклад в результат обшей деятельности) Результативностью обучения в этом
случае является уровень самостоятельности отдельных детей и классного
коллектива.
Тематика занятий клуба разнообразна:
- Экскурсия на почту «Как путешествует письмо?»
- Творческая работа «Необычная история» (составление рассказа по серии
картинок)
- Фотоконкурс «Красота рядом!»
- Игра - путешествие «Знакомимся со словарями»
- Конкурс «Вопросы от Учёного Кота»
- Мини-проект «Поздравляю с Новым Годом!» (написание поздравления)
-Презентация «Мой любимый журнал»
-Творческий конкурс «Необычные слова» (образование сложных слов)
На этом примере отчётливо прослеживается связь урочной и
внеурочной деятельности, преемственность содержания, способов
деятельности и планируемых результатов.
Дети почувствовали, что членство в клубе поднимает их на новую высоту,
стали
более
активными
и
следующие
задания
выполняли
с
большим
интересом.
В
процессе
переписки
у
ребят
класса
повысился
интерес
к
предметам. Из простого игрового желания получить ответ на каждое своё
письмо, советы и новые вопросы, членские билеты, поощрительные закладки
и открытки – постепенно за два года родилась потребность в долговременном
предметном общении.
Адрес научного клуба "Ключ и заря"
Куда: 117997, Москва, ул. Профсоюзная, дом 90, комната 607.
Кому: клубу «Ключ и заря».
2
Бардина А. М. 02.12.17
МОУ «Лицей № 7» г. о. Саранск
Адрес научного клуба "Мы и окружающий мир"
Куда: 117997, Москва, ул. Профсоюзная, дом 90, комната 607
Кому: клубу младшего школьника “Мы и окружающий мир”.
Внимание членам клубов «Ключ и заря» и «Мы и окружающий мир»!
Дорогие ребята, хочу сообщить вам, что теперь вы можете вести
переписку с научными клубами младших школьников («Ключ и заря», «Мы и
окружающий мир») по электронной почте.
Желающим участвовать в электронной переписке с клубами необходимо
заполнить анкету и послать ее на электронный адрес: naych_club@mail.
Только в этом случае вы будете получать ответы из клуба по электронной
почте.
Научный клуб младшего школьника (в рамках сопровождения)
позволяет:
•
учитывать
индивидуальные
особенности,
интересы
и
склонности
ребёнка;
•
развивать коммуникативные навыки личности;
•
формировать мировоззрение детей и родителей;
•
минимизировать дефицит общения, информационный «голод»;
•
помогать
школьникам
самостоятельно
делать
выбор,
принимать
решение, объяснять и доказывать собственное мнение; излагать свои мысли
не только устно, но и на бумаге;
•
воспитывать
внимательное
и
бережное
отношение
к
окружающему
миру.
УМК «Перспективная начальная школа» помогает мне организовать
обучение не только на уроке, но и вне урока. Учебник является для ученика
источником информации, необходимостью, «другом», без которого нельзя
обойтись.
Заседания клуба – это новая грамотная форма проведения учебных
занятий,
обеспечивающая успешную
реализацию образовательно
-
воспитательного потенциала деятельности учащихся.
3