Автор: Захарова Светлана Валентиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКОУ "Черепетская СОШ ЦО им. Н.К.Аносова" (Дошкольный блок)
Населённый пункт: п. Черепеть Суворовского района Тульской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Исследовательская деятельность по экологическому воспитанию «От плода до деревца»
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Черепетская средняя
общеобразовательная школа центр образования
им. Н.К. Аносова»
Методическая разработка по исследовательской деятельности
по экологическому воспитанию «От плода до деревца»
Воспитатель: Захарова Светлана Валентиновна
Черепеть 2023
Где было пустое место, где не было ничего,
Пусть каждый посадит дерево и не забудет его.
В. Берестов.
Введение
Методическая
разработка по исследовательской деятельности по экологическому
воспитанию «От плода до деревца» направлена на формирование экологической культуры
детей, предназначена
для реализации с детьми старшего дошкольного возраста в
условиях детского сада.
Актуальность исследования
На протяжении многих веков человечество живет рядом с удивительными живыми
существами — деревьями. Состояние этих растений, внешний облик отражают
экологическую обстановку, в которой они обитают. Мы так привыкли к их соседству, что
редко задумываемся о том, насколько они важны для жизни людей и всего живого на
Земле. Каждый знает, что деревья — это легкие Земли, источник кислорода воздуха, а
значит, источник здоровья людей. Важно не только знать и уметь использовать эти
чудесные свойства деревьев, но и необходимо научиться сохранять то, что нам дает
природа.
Деревья окружают нас постоянно, однако большинство современных детей и взрослых не
обращают на них внимания. Гораздо больший интерес дошкольники проявляют к
животным и ярким, красивоцветущим растениям. Деревья порой не представляют такого
интереса, ведь они считают их неживыми существами, а значит малоинтересными. А ведь
экологическое воспитание начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения,
с которым ребенок сталкивается каждый день. Деревья- прекрасный объект для
фенологических наблюдений. Это так интересно – наблюдать, как из маленького семечка
сначала проклюнется маленький росточек, а потом будет расти и постепенно вырастет
большое красивое дерево, которое будет жить сотни лет!
Анализ ситуации исследования:
Не раз мы были свидетелями варварского отношения к деревьям, когда взрослые или
подростки и даже маленькие дети просто так ломают ветки, вырезают на стволе свои
имена, повреждают кору во время сбора березового сока. Зачастую небрежное, а порой и
жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых
знаний. Ребенок же в дошкольном возрасте способен осознанно понять и принять
элементарные сведения о пользе деревьев для насекомых, птиц, животных, человека и
правилах поведения в природе. Природу нельзя изучать по картинкам и фотографиям
даже самого лучшего качества.
Проблема исследования:
Дети мало проявляют интерес к деревьям, не знают, как они вырастают, не предполагают,
где прячутся их семена. Я с детьми своей группы решили исследовать, какие деревья
растут вокруг детского сада, у своего дома, в поселке и выяснили, что очень мало растет
каштанов. Тогда возникла проблемная ситуация сможем ли мы, вырастить из плодов
каштана – деревце .Совместно с детьми мы нашли орехи каштана. У детей появилась
возможность посадить свое собственное дерево из ореха каштана и ухаживать за ним.
Цель исследования :
Формировать у детей исследовательские способности в процессе изучения
жизнедеятельности деревьев, их взаимосвязи с окружающей средой.
Задачи исследования:
Уточнить и расширить представления детей о развитии, строении, функциях и назначении
частей деревьев (корень, ствол, ветки, листья).
Развивать у детей познавательный интерес, любознательность к миру живой природы,
желание наблюдать, исследовать, получать новые знания, умения, навыки через поисково-
исследовательскую деятельность.
Развивать способность к прогнозированию будущих изменений семян деревьев.
Способствовать развитию трудового навыка по посадке, выращиванию и уходу за
проросшими всходами каштана.
Воспитывать бережное и осознанное отношение к деревьям ближайшего природного
окружения, прививать любовь к деревьям
Обоснование выбора темы и объекта исследования:
Экологическое воспитание начинается со знакомства с объектами ближайшего
окружения, с которым ребенок сталкивается каждый день. Деревья – прекрасный объект
для фенологических наблюдений. Это так интересно – наблюдать, как из маленького
семечка сначала проклюнется маленький росточек, а потом будет расти и постепенно
вырастет большое красивое дерево, которое будет жить сотни лет!
Основная часть
Тема методической разработки по исследовательской деятельности по экологии « От
плода до деревца» направлена на формирование экологической культуры детей,
предназначена для реализации с детьми старшего дошкольного возраста в условиях
детского сада.
Я решила основную часть исследовательской работы разделить на несколько этапов.
1 этап — организационный.
Для этого этапа я проделала следующую работу:
Изучила методическую литературу.
Подобрала справочную, детскую художественную литературу.
Подобрала дидактические, словесные, подвижные игры.
Организовала целевую прогулку: «Какие деревья растут на территории детского сада?»
Подготовила материал: подобрала изображения деревьев, растущих на территории
детского сада, собрала информацию и иллюстрацию о каштане и других деревьях.
Собирала с детьми плоды каштана на участке.
Проводила беседы с детьми «Что мы знаем о деревьях?» (Модель трех вопросов: Что я
знаю? Что хочу узнать? Как узнать?)
Составила паспорт дерева « Каштан»
Создала проблемную ситуацию: «Сможем мы с вами провести исследование: прорастить
плоды (орехи) каштана?»
2 этап — основной
Во втором этапе я решила провести исследование: «Вырастить из плодов каштана
деревце».
Я изготовила модель трудовой деятельности: алгоритм посадки и лист наблюдений за
ростом каштана.
Для выращивания каштана я с детьми на участке детского сада собрала орехи
каштана.
На участке, где растут каштаны, было много снега и мы раскапывали снег для того, чтобы
найти каштан. Под каштанами, мы набрали орехи каштанов для посадки.
Перед тем, как произвести высадку ореха в грунт, следует подготовить его наружную
оболочку – она должна быть мягкая.
Для этого собранные каштаны положили в теплую воду. Воду меняли каждый день, иначе
она застаивалась. Процедура замачивания длилась 7 дней. Через указанный период
завершился процесс замачивания. Наружная кожура набухла и была мягкая, при нажатии
продавливалась.
Учитывая, что вода быстро застаивалась, а период замачивания завершался, я решила 21
марта 2022 года посадить орехи, не дожидаясь появления росточка на поверхности, и
укрыть ящик с каштанами пленкой, чтобы быстрее появились ростки.
В этот период очень важен полив для растения. Посаженные каштаны поливали через
день, не давая земле высыхать. В процессе посадки семян каштана уточнялось, какие
условия необходимы для прорастания семян.
Могут ли орехи каштана дать росток, если будет холодно, темно. Через 10 дней
появились маленькие ростки.
Во время наблюдения уточняла, как питается росток, что ему помогает вырасти. Проводя
исследования по проращиванию орехов каштана, нами были выполнены все
поставленные цели, на практике были рассмотрено влияние внешних факторов на
проращивание орехов.
Заключение
В процессе проведения исследовательской работы по экологии «От плода до деревца» у
детей повышается интерес к особенностям жизнедеятельности деревьев ближайшего
окружения.
Вывод: Дети приобретут навыки исследовательской деятельности, научатся искать пути
разрешения проблемной ситуации, умение прогнозировать результаты эксперимента.
Приобретенные навыки трудовой деятельности помогут в формировании экологического
самосознания: выращивая каштаны, дошкольники участвуют в преумножении природного
богатства, у них появиться желание вырастить и посадить новые деревья.
Практическая значимость:
У детей повысится уровень экологической воспитанности, понимание значимости
бережного и заботливого отношения к живому, сдерживание в поведении негативных
поступков по отношению к деревьям.
Перспективы дальнейшего развития:
Методическая разработка по исследовательской работе по экологии « От плода до
деревца» практически применима, и может быть использована в работе другими
педагогами.
При высокой заинтересованности детей исследовательская работа может быть
продолжена: может быть предложено дальнейшее знакомство детей с
жизнедеятельностью деревьев в разные сезоны, наблюдение и исследование за жизнью
одного дерева, выращивание рассады других растений.
Список литературы и использованных источников информации
Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для
педагогов дошкольных учреждений. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010
- Штанько И. В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. //
Журнал «Управление ДОУ» №4, 2004 г.
1.Дыбина О.В. «Неизведанное рядом», Москва, «ТЦ Сфера», 2010.
2.Кондратьева Н.Н.«Мы» — программа экологического образования детей. Санкт-
Петербург, «Детство- пресс», 2000.
3.Рыжова Н.А. «Экологический проект «Мое дерево»», «Карапуз», 2006.