Авторы: Серякова Любовь Александровна, Терновая Наиля Камильевна
Должность: учителя начальных классов
Учебное заведение: МБОУ г.Астрахани "СОШ № 20"
Населённый пункт: г. Астрахань
Наименование материала: сценарий экологической сказки, посвященной столетию Астраханского биосферного заповедника
Тема: "Приключения Маши и Вити в заповедном крае"
Раздел: начальное образование
Сценарий экологической сказки, посвящённый 100-летию
Астраханскому биосферному заповеднику.
«Путешествие Маши и Вити в заповедном крае».
Авторы : Серякова Л.А., Чухарева Н.С. , Терновая Н. К., Чернова Н.К.
Цель: познакомить детей с флорой и фауной Астраханского биосферного
заповедника.
Действующие лица:
Ведущий- Волкова Александра
Маша- Кузнецова Светлана
Витя- Колобродов Роман
Лесничий- Рузмикина Полина
Лотос- Русакова Анастасия
Кубышка- Резаева Анна
Чилим- Алисултанов Ислам
Осётр- Павленко Кирилл
Кабан- Смирнов Александр
Пеликан- Айтмагамбетов Имран
Цапля - Кузьмина Арина
Браконьер- Бирюков Данила
Ход мероприятия
Действия происходят в заповедной зоне. На поверхности воды растут
растения. Маша и Витя попадают в заповедный край.
Ведущий:
На раскатах, в дельте Волги,
Заповедник есть.
На водно- болотных угодьях-
Галерейный лес.
Здесь живут учёные,
Птицы и зверьё,
Рыбы, насекомые, ящерки, ужи,
А в тихой заводи, в глуши,
Растут рогоз и камыши.
Об этом нам сегодня расскажи!
Маша и Витя:
Мы с тобой попали
в заповедный край.
Вокруг растут растения-
Иди и узнавай.
Нам навстречу сам лесничий.
Здесь он самым главным служит,
Всех зверей оберегает,
От охотников спасает.
Лесничий:
Здравствуй, Витя, здравствуй, Маша!
Зачем пожаловали к нам?
В заповедный этот рай?
Маша и Витя:
Мы пришли, чтобы узнать
Про чудесный этот край:
Кто и что здесь есть вокруг?
Птицы, звери как живут?
Как растения растут?
Много ль рыбы тут?
Лесничий:
Заповедной тропкой
Пойдём мы дальше в лес,
И увидим красоту природы,
Немало встретим и чудес.
Вот первое- смотрите:
Лотос на пути,
И мимо его песенки,
Конечно, не пройти.
На поверхности воды растет лотос. Лесничий и дети подходят к нему.
Лотос(поёт песенку на мотив «Ой, цветёт калина…»):
Ох, расту ,цвету тут
У всех я на виду.
Своею красотою людей я привлеку.
Но приходят люди,
Рвут меня в цвету
И не понимают,
Что вред они несут.
Маша, Витя, Лесничий проходят дальше .
Лесничий:
Чуть дальше ,в глубине,
Чилим рогатый растёт
на самом дне
И разговор такой
Ведёт он при луне.
Чилим:
Рядом, по соседству,
Лотос здесь растёт.
Песню про себя он
Каждый день поёт.
Я же очень скромный,
Но очень вкусный я,
За это в Красную книгу
Занесли меня.
Продолжают свой путь дальше .
Лесничий :
Пройдём мы с вами дальше,
Увидим на воде
Какое –то растение.
А ну-ка, погоди!
Без особых, без прикрас
Кубышка белая встречает нас.
Кубышка:
А я – кубышка белая,
Цвету на глади вод,
Давно бы я исчезла,
Но люди берегут.
Не рвут меня, не трогают,
Стараются спасти,
Чтобы могла я
Цвести, цвести, цвести!
По тропинке дальше проходят наши путешественники.
Лесничий:
По тропинке дальше мы пойдём
И к реке скорее подойдём.
И в бассейне водном
Познакомимся с осетром.
Осётр:
Я – рыба знатная, ценная,
Исчезающая и бесценная.
На экспорт меня отправляют,
Консервы изготовляют,
Браконьеры ловят сетями.
Люди! Подумайте о равновесии в природе сами!
Путешествие продолжается.
Лесничий :
И вновь тропинка нас зовёт
Всё дальше, дальше, дальше.
И увидим мы полёт
Птичек настоящих.
Тут навстречу пеликан
Важный и красивый
И завёл он разговор
Очень справедливый.
Пеликан:
Рыбы нынче мало стало,
Не хватает про запас.
Люди здесь нам помогают,
В заповеднике у нас.
Орнитологи заботятся о нас.
Лесничий вместе с ребятами подходят к камышовым зарослям.
Лесничий :
Вот в камышовых зарослях
Встречаем кабана .
И у него узнаем
Как живётся ему?
Какие есть проблемы?
Зачем и почему?
Кабан:
Пожары в заповеднике
Наносят вред,
Уничтожают природу-
Приносят много бед.
Страдают и растения,
И птицы, и зверьё.
Подумай, человек!
Ведь это всё- твоё!
Путешественники подходят к берегу реки. Навстречу им летит цапля и
садится рядом с людьми.
Ведущий :
Прилетела цапля,
Жалуется цапля.
Цапля:
Я лягушек грязных наелась,
И у меня живот разболелся.
От такой еды – недолго до беды!
Человек цепи питания разрушает
И равновесие в экологии нарушает.
Я над речкой пролетала,
Браконьера увидала.
Караул! Беда! Беда!
Разлетайтесь кто -куда!
Браконьер идёт сюда!
(Крадучись, идёт браконьер с ружьём, с сетями. Звучит тревожная музыка.)
Браконьер:
Разлетайтесь, птицы, звери!
Вышел я побраконьерить!
Природу с детства не люблю,
Птиц, зверей я погублю!
Веток быстро наломаю
И в костёр их побросаю.
Брошу мусор на опушке,
Раздавлю ногой лягушку!
Птичьи гнёзда разорю,
И растенья отравлю!
Осетров я наловлю,
Про запас их засолю!
Маша и Витя :
Надо срочно спасать заповедный лес!
Нам самим не справиться!
Нужно срочно звать на помощь лесничего, надо срочно найти его.
(Дети уходят и приводят лесничего)
Лесничий:
Всех животных, рыб, зверей
Мы должны спасти скорей!
Мы злодея победим,
Заповедник защитим!
(Прогоняют браконьера, он сопротивляется)
Маша и Витя :
Убирайся, браконьер!
Ты для нас плохой пример!
С природой в дружбе будем жить
И богатства все хранить!
Лесничий:
Вместе мы прогнали браконьера. Теперь нам нечего бояться! Наша работа –
следить за тем, чтобы в заповеднике было всё спокойно. На нас можно
положиться .
Вот и закончилось наше первое знакомство с жителями заповедника.
Мы познакомились только с несколькими его обитателями.
Я надеюсь, что мы ещё не раз встретимся в нашем чудесном крае.
Маша и Витя:
Человек! Ты- часть природы!
Береги её почву,
Воздух, лес и воду!
Если будет уничтожена природа,
Будем жить мы хуже год от года.
Все вместе:
Давайте сбережём
Заповедный край родной!