Напоминание

Экологический проект "Волшебный мир морей и океанов"


Автор: Калинникова Елена Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС №71 "Кристаллик"
Населённый пункт: г. Смоленск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Экологический проект "Волшебный мир морей и океанов"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 71 «Кристаллик» г. Смоленска

Экологический проект

"Волшебный мир морей и океанов"

в подготовительной к школе группе.

Воспитатель: Калинникова Елена Ивановна

Вид проекта:

исследовательско – творческий

Продолжительность:

долгосрочный

Участники проекта:

воспитатели, дети подготовительной к школе группы,

родители.

Цель

проекта:

формирование

экологического

сознания,

воспитание

бережного, осознанного отношения к окружающему миру.

Актуальность:

Проект разработан в силу особой актуальности проблемы

воспитания экологической культуры дошкольников.

На сегодняшний день охрана окружающей среды является одной из

актуальной и значимой проблемы не только нашей страны, но и всего мира в

целом. Одной из причин этого является отсутствие у людей экологической

грамотности и культуры. Основы экологической культуры закладываются

еще

раннем

детстве.

Ознакомление

детей

с

окружающим

миром,

как

необходимостью воспитания экологически грамотной, гармонично развитой

личности необходимо начинать в дошкольном возрасте. Жизненно важно

воспитывать у детей бережное и осознанное поведение по отношению к

природе. Но, к сожалению, из бесед с детьми следует, что у многих не

сформированы представления об окружающим их мире. Самый большой

пробел у детей обнаруживается в познаниях о водном мире нашей планете:

флоре и фауне морей и океанов. Выбор темы обусловлен пониманием ее

педагогами,

родителями

значимости

этой

проблемы,

с

одной

стороны

и

недостаточными представлениями детей об обитателях морей, океанов.

С

целью

показать,

осознать

уникальность

данных

природных

объектов,

вызвать познавательный интерес, заполнить такой значимый пробел (ведь

Земля больше половины состоит из воды), и заложить основы экологически

грамотного

поведения

и

был

разработан

образовательный

проект

«Волшебный мир морей и океанов».

Гипотеза проекта.

В конечном итоге, жизненная устойчивость, к которой должен стремиться

каждый функционально грамотный человек, есть его личное состояние, не

даруемое природой, а достигаемое в процессе деятельности. Важнейшим

условием такого обретения является окружающая его, экологически здоровая,

среда.

В

общении

с

окружающим

миром

ребенок

выстраивает

свои

личностные позиции – своеобразный каркас будущей жизни. И от того,

насколько ребенок экологически грамотен будет зависеть его взрослая жизнь.

Постановка проблемы:

Развитие познавательной активности детей. Вовлечь

детей

в

активное

освоение

окружающего

мира,

помочь

им

овладеть

способами

познания

связей

между

предметами

и

явлениями.

Развитие

любознательности в процессе активной познавательно – исследовательской

деятельности.

В проекте используется метод педагогической интеграции.

Проблема:

Отсутствие у детей представлений о значении морей и океанов в

жизни человека, основных его обитателях, об источниках загрязнения воды,

его последствиях.

Задачи:

1.

Формировать

экологическую

грамотность

через

ознакомление

с

обитателями морей и океанов.

2.

Активизировать

познавательный

интерес

к

обитателям

морских

глубин.

3.

Закрепить знания о разнообразии подводного мира.

4.

Формировать бережное отношение к природе, воспитывать желание

охранять окружающую среду.

5.

Обеспечить

благоприятные

условия

для

экологического

развития

детей.

Предполагаемый результат:

Воспитание у детей бережного отношения к объектам окружающего

мира, умения видеть красоту живой и неживой природы.

Овладеть

понятиями

«морские

животные»,

«рыбы»,

«моллюски»,

«млекопитающие», «беспозвоночные».

Иметь простейшие представления об особенностях строения тела, о

том,

чем

и

как

питаются,

способах

их

передвижения,

способах

маскировки, уникальности каждого вида.

Развить

познавательный

интерес,

любознательность

к

обитателям

подводного мира.

Появление

стимула

для

работы

и

познания

с

удовольствием,

с

желанием; формирование у детей опытно – исследовательских навыков.

Взаимодействие с родителями:

1.

Посещение

с

ребенком

библиотеки

для

накопления

информации

о

морях и океанах.

2.

Изготовление книжек – малышек «Подводные приключения».

3.

Помощь в изготовлении макета морского дна.

4.

Организация выставки рисунков на тему: «Удивительный мир морей и

океанов»

5.

Создание коллажа «Кто в море живет?»

6.

Консультация по теме: «Занимательные опыты и эксперименты для

дошкольников».

Взаимодействие с педагогами:

1.

Методические рекомендации по теме.

2.

Привлечение музыкального руководителя.

3.

Консультация

по

теме

«Опытно

экспериментальная

деятельность

дошкольников».

Совместная деятельность с детьми:

Познавательное развитие

1.

Опыты: «Как дышат рыбы под водой»; «Свойства воды»; «Подводная

лодка из яйца»; опыт с губкой.

2.

Просмотр мультфильмов и видеороликов, рассказывающих о флоре и

фауне подводного мира.

3.

Чтение

и обсуждение энциклопедий, литературных произведений:

Г.Косов «Азбука подводного мира», С Сахарнов «Кто в море живет?»,

Г.Х.Андерсен «Русалочка», «Сказки и были о морях и океанах», стихи

А.С.Пушкина «О море», и др.

4.

Рассматривание и обсуждение репродукций картин И. К. Айвазовский

«Ночь. Голубая волна», «Девятый вал», «Чёрное море», «Ураган на

море»,

«Парусник

в

море»;

Марк

Сузино

«Картины

рыбака»,

«Рыбацкое счастье», «Сокровища подводного мира».

Социально-коммуникативное развитие

1.

Дидактическая игра «Чья тень?», «Четвертый лишний».

2.

Сюжетно-ролевые

игры:

«Путешествие

на

корабле»,

«Подводная

экспедиция».

3.

Развивающая игра «Подводный мир».

4.

Беседы о рыбах, о морях и океанах, о подводном мире.

5.

Беседа о профессии водолаза

6.

Разрешение проблемной ситуации «Загрязнение окружающей среды».

7.

Составление кроссвордов, ребусов.

8.

Отгадывание загадок.

Художественно-эстетическое развитие

1.

Рисование красками «по мокрому» «Волшебный подводный мир».

2.

Рисование восковыми мелками.

3.

Аппликация «Разноцветные рыбки»; «На дне морском»

4.

Аппликация из картона «Морская черепаха».

5.

Коллективная аппликация «Экзотические рыбки».

6.

Пластилинография «Необыкновенные рыбки».

7.

Роспись камней «Жители океана».

8.

Лепка из соленого теста «Кораллы и их обитатели».

9.

Лепка из пластилина «Рыбки играют».

10.Оригами « Морские рыбки».

11.Собрание коллекции «Сокровища Чёрного моря».

12.Поделка из гофрированной бумаги «Кораллы и полипы».

13.Прослушивание

песен

о

море,

слушание

музыки:

«Звуки

моря»,

«

Звуки дельфина».

Речевое развитие

1.

Составление описательных рассказов о морских животных по схеме.

Разучивание стихов В. Орлова «Для чего морю наряды?», «Я рисую

море»,

Ю.

Дулепины

«Осьминог»,

С.

Баранова

«Дельфины»,

пословиц и поговорок, загадывание загадок

Физическое развитие

1.

Малоподвижные

игры

«Найди

море,

реку,

океан»,

«Кто

больше?»,

«Назови одним словом».

2.

Подвижные игры «Море волнуется», «Водолаз», «Рыбаки и рыбки»,

«Ручеек», «Капельки».

3.

Пальчиковая гимнастика «Чайка».

4.

Физкультминутки «Краб»; «Морские звезды».

Заключительный этап проекта:

Развлечение на тему «Волшебство подводного мира»

Конечный продукт проекта:

1.

Методические

разработки

занятий,

подборка

экспериментов

с

водой.

2.

Методические рекомендации для родителей и воспитателей.

Список используемой литературы:

1.

Программа

«От

рождения

до

школы»

под

редакцией

Мю:

МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 336 С.

2.

Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность

детей среднего и старшего дошкольного возраста»: Методическое

пособие. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2011.

3.

А. И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и

экспериментов

в

детском

саду»:

Пособие

для

работников

дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2003.

4.

Коломина

Н.

В.

«Воспитание

основ

экологической

культуры

в

детском саду: Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2004.

5.

Дыбина О.В., Поддъяков Н. Н., Рахманова Н. П., «Ребенок в мире

поиска»6 Программа по организации поисковой деятельности детей

дошкольного возраста / Под ред. О, В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера,

2009.

6.

Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. «Сценарии занятий

п о

э ко л о г и ч е с ком у

в о с п и т а н и ю :

С р е д н я я ,

с т а р ш а я ,

подготовительная группы. – М.: ВАКО, 2008.

7.

Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В.В. «Неизведанное

рядом»: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О. В.

Дыбиной. – 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2011.

8.

Барышникова Г. Б. «Наша зеленая планета». Познавательные игры,

конкурсы и праздники для начальной школы. /Г. Б. Барышникова;

худож. С. В. Павлычева – Ярославль: Академия развития, 2007.

9.

Скорлупова

О.

А.

«Занятия

с

детьми

старшего

дошкольного

возраста по теме: «Вода». – М., ООО «Издательство Скрипторий

2003», 2005.

10.

Шорыгина

Т.

А.

«Беседы

о

воде

в

природе»

Методические

рекомендации. – М., ТЦ Сфера, 2013.

11.

С.

Н.

Николаева

«Воспитание

экологической

культуры

в

дошкольном детстве». Москва «Просвещение», 2005.

12.

Журнал «Дошкольное воспитание» № 7 2004, №7 2005

13.

Журнал «Ребенок в детском саду» №3 2006

14.

Н. Н. Авдеева, Г. Б. Степанова «Жизнь вокруг нас» Ярославль. –

2003.

15.

Виноградова Н. Ф. «Рассказы – загадки о природе: книга для

детей 5- 6 лет / Н. Ф. Виноградова. – 2-е изд. дораб. – М.: Вентана –

Граф, 2012.

Этапы проекта "Мир воды"

Сроки

реализации

Цели и

задачи

Формы

Участники

Сентябрь І

неделя

Подбор методической

литературы, родительское

собрание «Детская

экспериментальная

деятельность»

Сентябрь ІІ

неделя

Занятие на тему

«Удивительный

подводный мир»

Дети

Сентябрь ІІІ

неделя

Экскурсия к реке

Дети и родители

Сентябрь ІV

неделя

Выставка рисунков на

тему «Волшебный мир

морей и океанов»

Совместная работа

детей и родителей

Октябрь І

неделя

Занятие –

экспериментирование на

тему «Свойства воды»

Дети

Октябрь ІІ

неделя

Занятие –

экспериментирование

«Круговорот воды в

природе».

Дети

Октябрь ІІІ

неделя

Экологическая акция

«Берегите воду»

Дети, воспитатели

и мл. воспитатели.

Октябрь ІV

неделя

Изготовление книжек –

малышек «Подводные

приключения »

Совместная работа

детей и родителей.

Ноябрь І

неделя

Открытое занятие

«Подводная экспедиция»

Дети

Ноябрь ІІ

неделя

Занятие по математике

«Заяц Коська и родничок»

Дети

Ноябрь ІІІ

неделя

ОБЖ «Безопасность

на воде»

Экпериментирование

с водой.

Дети, родители

Ноябрь І V

неделя

Занятие по

ознакомлению с

художественной

литературой Г.Косов

«Азбука подводного

мира», С. Сахарнов

«Кто в море живет?»,

Стенгазета

«Берегите океан»

Дети, воспитатели,

родители.

Декабрь І

неделя

Создание коллажа

«Кто в море живет?»

Дети, родители и

воспитатели

Декабрь ІІ

неделя

Развлечение «Волшебство

подводного мира»

Родители, дети,

воспитатели,

музыкальный

руководитель.

Декабрь ІІІ

неделя

Создание ледяных

построек на тему «На дне

морском», украшение

территории детского сада

разноцветными

льдинками.



В раздел образования