Автор: Калинникова Елена Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС №71 "Кристаллик"
Населённый пункт: г. Смоленск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Экологический проект "Волшебный мир морей и океанов"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 71 «Кристаллик» г. Смоленска
Экологический проект
"Волшебный мир морей и океанов"
в подготовительной к школе группе.
Воспитатель: Калинникова Елена Ивановна
Вид проекта:
исследовательско – творческий
Продолжительность:
долгосрочный
Участники проекта:
воспитатели, дети подготовительной к школе группы,
родители.
Цель
проекта:
формирование
экологического
сознания,
воспитание
бережного, осознанного отношения к окружающему миру.
Актуальность:
Проект разработан в силу особой актуальности проблемы
воспитания экологической культуры дошкольников.
На сегодняшний день охрана окружающей среды является одной из
актуальной и значимой проблемы не только нашей страны, но и всего мира в
целом. Одной из причин этого является отсутствие у людей экологической
грамотности и культуры. Основы экологической культуры закладываются
еще
раннем
детстве.
Ознакомление
детей
с
окружающим
миром,
как
необходимостью воспитания экологически грамотной, гармонично развитой
личности необходимо начинать в дошкольном возрасте. Жизненно важно
воспитывать у детей бережное и осознанное поведение по отношению к
природе. Но, к сожалению, из бесед с детьми следует, что у многих не
сформированы представления об окружающим их мире. Самый большой
пробел у детей обнаруживается в познаниях о водном мире нашей планете:
флоре и фауне морей и океанов. Выбор темы обусловлен пониманием ее
педагогами,
родителями
значимости
этой
проблемы,
с
одной
стороны
и
недостаточными представлениями детей об обитателях морей, океанов.
С
целью
показать,
осознать
уникальность
данных
природных
объектов,
вызвать познавательный интерес, заполнить такой значимый пробел (ведь
Земля больше половины состоит из воды), и заложить основы экологически
грамотного
поведения
и
был
разработан
образовательный
проект
«Волшебный мир морей и океанов».
Гипотеза проекта.
В конечном итоге, жизненная устойчивость, к которой должен стремиться
каждый функционально грамотный человек, есть его личное состояние, не
даруемое природой, а достигаемое в процессе деятельности. Важнейшим
условием такого обретения является окружающая его, экологически здоровая,
среда.
В
общении
с
окружающим
миром
ребенок
выстраивает
свои
личностные позиции – своеобразный каркас будущей жизни. И от того,
насколько ребенок экологически грамотен будет зависеть его взрослая жизнь.
Постановка проблемы:
Развитие познавательной активности детей. Вовлечь
детей
в
активное
освоение
окружающего
мира,
помочь
им
овладеть
способами
познания
связей
между
предметами
и
явлениями.
Развитие
любознательности в процессе активной познавательно – исследовательской
деятельности.
В проекте используется метод педагогической интеграции.
Проблема:
Отсутствие у детей представлений о значении морей и океанов в
жизни человека, основных его обитателях, об источниках загрязнения воды,
его последствиях.
Задачи:
1.
Формировать
экологическую
грамотность
через
ознакомление
с
обитателями морей и океанов.
2.
Активизировать
познавательный
интерес
к
обитателям
морских
глубин.
3.
Закрепить знания о разнообразии подводного мира.
4.
Формировать бережное отношение к природе, воспитывать желание
охранять окружающую среду.
5.
Обеспечить
благоприятные
условия
для
экологического
развития
детей.
Предполагаемый результат:
Воспитание у детей бережного отношения к объектам окружающего
мира, умения видеть красоту живой и неживой природы.
Овладеть
понятиями
«морские
животные»,
«рыбы»,
«моллюски»,
«млекопитающие», «беспозвоночные».
Иметь простейшие представления об особенностях строения тела, о
том,
чем
и
как
питаются,
способах
их
передвижения,
способах
маскировки, уникальности каждого вида.
Развить
познавательный
интерес,
любознательность
к
обитателям
подводного мира.
Появление
стимула
для
работы
и
познания
с
удовольствием,
с
желанием; формирование у детей опытно – исследовательских навыков.
Взаимодействие с родителями:
1.
Посещение
с
ребенком
библиотеки
для
накопления
информации
о
морях и океанах.
2.
Изготовление книжек – малышек «Подводные приключения».
3.
Помощь в изготовлении макета морского дна.
4.
Организация выставки рисунков на тему: «Удивительный мир морей и
океанов»
5.
Создание коллажа «Кто в море живет?»
6.
Консультация по теме: «Занимательные опыты и эксперименты для
дошкольников».
Взаимодействие с педагогами:
1.
Методические рекомендации по теме.
2.
Привлечение музыкального руководителя.
3.
Консультация
по
теме
«Опытно
–
экспериментальная
деятельность
дошкольников».
Совместная деятельность с детьми:
Познавательное развитие
1.
Опыты: «Как дышат рыбы под водой»; «Свойства воды»; «Подводная
лодка из яйца»; опыт с губкой.
2.
Просмотр мультфильмов и видеороликов, рассказывающих о флоре и
фауне подводного мира.
3.
Чтение
и обсуждение энциклопедий, литературных произведений:
Г.Косов «Азбука подводного мира», С Сахарнов «Кто в море живет?»,
Г.Х.Андерсен «Русалочка», «Сказки и были о морях и океанах», стихи
А.С.Пушкина «О море», и др.
4.
Рассматривание и обсуждение репродукций картин И. К. Айвазовский
«Ночь. Голубая волна», «Девятый вал», «Чёрное море», «Ураган на
море»,
«Парусник
в
море»;
Марк
Сузино
«Картины
рыбака»,
«Рыбацкое счастье», «Сокровища подводного мира».
Социально-коммуникативное развитие
1.
Дидактическая игра «Чья тень?», «Четвертый лишний».
2.
Сюжетно-ролевые
игры:
«Путешествие
на
корабле»,
«Подводная
экспедиция».
3.
Развивающая игра «Подводный мир».
4.
Беседы о рыбах, о морях и океанах, о подводном мире.
5.
Беседа о профессии водолаза
6.
Разрешение проблемной ситуации «Загрязнение окружающей среды».
7.
Составление кроссвордов, ребусов.
8.
Отгадывание загадок.
Художественно-эстетическое развитие
1.
Рисование красками «по мокрому» «Волшебный подводный мир».
2.
Рисование восковыми мелками.
3.
Аппликация «Разноцветные рыбки»; «На дне морском»
4.
Аппликация из картона «Морская черепаха».
5.
Коллективная аппликация «Экзотические рыбки».
6.
Пластилинография «Необыкновенные рыбки».
7.
Роспись камней «Жители океана».
8.
Лепка из соленого теста «Кораллы и их обитатели».
9.
Лепка из пластилина «Рыбки играют».
10.Оригами « Морские рыбки».
11.Собрание коллекции «Сокровища Чёрного моря».
12.Поделка из гофрированной бумаги «Кораллы и полипы».
13.Прослушивание
песен
о
море,
слушание
музыки:
«Звуки
моря»,
«
Звуки дельфина».
Речевое развитие
1.
Составление описательных рассказов о морских животных по схеме.
Разучивание стихов В. Орлова «Для чего морю наряды?», «Я рисую
море»,
Ю.
Дулепины
«Осьминог»,
С.
Баранова
«Дельфины»,
пословиц и поговорок, загадывание загадок
Физическое развитие
1.
Малоподвижные
игры
«Найди
море,
реку,
океан»,
«Кто
больше?»,
«Назови одним словом».
2.
Подвижные игры «Море волнуется», «Водолаз», «Рыбаки и рыбки»,
«Ручеек», «Капельки».
3.
Пальчиковая гимнастика «Чайка».
4.
Физкультминутки «Краб»; «Морские звезды».
Заключительный этап проекта:
Развлечение на тему «Волшебство подводного мира»
Конечный продукт проекта:
1.
Методические
разработки
занятий,
подборка
экспериментов
с
водой.
2.
Методические рекомендации для родителей и воспитателей.
Список используемой литературы:
1.
Программа
«От
рождения
до
школы»
под
редакцией
Мю:
МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 336 С.
2.
Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность
детей среднего и старшего дошкольного возраста»: Методическое
пособие. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2011.
3.
А. И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и
экспериментов
в
детском
саду»:
Пособие
для
работников
дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
4.
Коломина
Н.
В.
«Воспитание
основ
экологической
культуры
в
детском саду: Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
5.
Дыбина О.В., Поддъяков Н. Н., Рахманова Н. П., «Ребенок в мире
поиска»6 Программа по организации поисковой деятельности детей
дошкольного возраста / Под ред. О, В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера,
2009.
6.
Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. «Сценарии занятий
п о
э ко л о г и ч е с ком у
в о с п и т а н и ю :
С р е д н я я ,
с т а р ш а я ,
подготовительная группы. – М.: ВАКО, 2008.
7.
Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В.В. «Неизведанное
рядом»: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О. В.
Дыбиной. – 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
8.
Барышникова Г. Б. «Наша зеленая планета». Познавательные игры,
конкурсы и праздники для начальной школы. /Г. Б. Барышникова;
худож. С. В. Павлычева – Ярославль: Академия развития, 2007.
9.
Скорлупова
О.
А.
«Занятия
с
детьми
старшего
дошкольного
возраста по теме: «Вода». – М., ООО «Издательство Скрипторий
2003», 2005.
10.
Шорыгина
Т.
А.
«Беседы
о
воде
в
природе»
Методические
рекомендации. – М., ТЦ Сфера, 2013.
11.
С.
Н.
Николаева
«Воспитание
экологической
культуры
в
дошкольном детстве». Москва «Просвещение», 2005.
12.
Журнал «Дошкольное воспитание» № 7 2004, №7 2005
13.
Журнал «Ребенок в детском саду» №3 2006
14.
Н. Н. Авдеева, Г. Б. Степанова «Жизнь вокруг нас» Ярославль. –
2003.
15.
Виноградова Н. Ф. «Рассказы – загадки о природе: книга для
детей 5- 6 лет / Н. Ф. Виноградова. – 2-е изд. дораб. – М.: Вентана –
Граф, 2012.
Этапы проекта "Мир воды"
Сроки
реализации
Цели и
задачи
Формы
Участники
Сентябрь І
неделя
Подбор методической
литературы, родительское
собрание «Детская
экспериментальная
деятельность»
Сентябрь ІІ
неделя
Занятие на тему
«Удивительный
подводный мир»
Дети
Сентябрь ІІІ
неделя
Экскурсия к реке
Дети и родители
Сентябрь ІV
неделя
Выставка рисунков на
тему «Волшебный мир
морей и океанов»
Совместная работа
детей и родителей
Октябрь І
неделя
Занятие –
экспериментирование на
тему «Свойства воды»
Дети
Октябрь ІІ
неделя
Занятие –
экспериментирование
«Круговорот воды в
природе».
Дети
Октябрь ІІІ
неделя
Экологическая акция
«Берегите воду»
Дети, воспитатели
и мл. воспитатели.
Октябрь ІV
неделя
Изготовление книжек –
малышек «Подводные
приключения »
Совместная работа
детей и родителей.
Ноябрь І
неделя
Открытое занятие
«Подводная экспедиция»
Дети
Ноябрь ІІ
неделя
Занятие по математике
«Заяц Коська и родничок»
Дети
Ноябрь ІІІ
неделя
ОБЖ «Безопасность
на воде»
Экпериментирование
с водой.
Дети, родители
Ноябрь І V
неделя
Занятие по
ознакомлению с
художественной
литературой Г.Косов
«Азбука подводного
мира», С. Сахарнов
«Кто в море живет?»,
Стенгазета
«Берегите океан»
Дети, воспитатели,
родители.
Декабрь І
неделя
Создание коллажа
«Кто в море живет?»
Дети, родители и
воспитатели
Декабрь ІІ
неделя
Развлечение «Волшебство
подводного мира»
Родители, дети,
воспитатели,
музыкальный
руководитель.
Декабрь ІІІ
неделя
Создание ледяных
построек на тему «На дне
морском», украшение
территории детского сада
разноцветными
льдинками.