Напоминание

Использование загадок для развития речи детей


Автор: Аалто Людмила Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ Центр развития детский сад №121 " Умничка"
Населённый пункт: Петрозаводск
Наименование материала: опыт работы
Тема: Использование загадок для развития речи детей
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование загадок в развитии речи дошкольников.

Родители хотят, чтобы у их детей была красивая и правильная речь, а также, чтобы у

ребенка был огромный словарный запас. А как этого добиться? Одним из таким средств

являются загадки. Загадки развивают в ребенке догадливость, сообразительность.

Поскольку загадка указывает на особые признаки и свойства, которые присущи только

загадываемому предмету. На сходстве и отрицании сходства между предметами она и

основана. Это свойство загадки вводит ребенка в размышление о связях между явлениями

и предметами окружающего мира. Разгадывание загадок развивает способность к анализу,

обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения. Особое

значение имеет загадка для развития речи дошкольников. Употребление различных

средств выразительности (сравнений, метафор, различных определений, эпитетов)

способствует формированию образной речи детей. Загадки обогащают словарь

дошкольников за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичное значение слов,

формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой

и грамматический строй русской речи.

Главная особенность загадки состоит в том, что она представляет собой словесно-

логическую задачу. Отгадать загадку – значит ответить на вопрос, т. е. совершить

сложную мыслительную операцию. Предмет, о котором идет речь в загадке, скрыт,

зашифрован и способы его расшифровки различны. Загадки разнообразны и по тематике и

по содержанию. На данный момент в детском саду изучается тема «Зимующие птицы»

Используя загадки, детям легче усвоить материал в художественной, образной форме.

Дети наблюдают за птицами, их повадками и внешним видом. Учатся отличать их по

размеру, оперению, повадкам. Загадки способствуют развитию творческого мышления,

гибкости ума. А загадки про зимующих птиц закрепят знания детей о птицах,

представления об образе жизни птиц, помогут привить любовь к природе.

Так, например,загадки про зимующих птиц:

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Черненькая шапочка

И полоска шарфика. (Синица)

Вот птичка так птичка,

Хоть и невеличка,

Выводит птенцов

Только лютой зимой. (Клест)

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зернышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять. (Снегирь)

Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это ... (Снегири)

Птичка-невеличка

Ножки имеет

А ходить не умеет.

Хочет сделать шажок –

Получается прыжок. (Воробей)

Непоседа пестрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая.

Вещунья белобока,

А зовут ее ... (Cорока)

Все время стучит,

Деревья долбит.

Но их не калечит,

А только лечит. (Дятел)

Использование загадок в работе с детьми способствует развитию у них речи-

доказательства и речи-описания. Загадка становится не просто развлечением, а

упражнением в рассуждении и доказательстве, т.е. важным средством обучения связной

речи детей.

Систематическое обращение к загадке приближает ребенка к пониманию народной и

литературной речи, обеспечивает более быстрое мыслительное, речевое и художественное

развитие ребенка.



В раздел образования