Автор: Мамаева Ольга Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад №61
Населённый пункт: Уфа
Наименование материала: Из опыта работы воспитателя МАДОУ Детский сад №61 Мамаевой Ольги Михайловны
Тема: «Роль игры как развитие творческого потенциала детей»
Раздел: дошкольное образование
Из опыта работы воспитателя МАДОУ Детский сад №61 Мамаевой
Ольги Михайловны
Тема: «Роль игры как развитие творческого потенциала детей»
Меня
стало
тревожить,
что
дети
стали
меньше
играть.
Порой
настораживают и сюжеты игр. Да, это серьезный повод для размышлений.
Только «педагогически воздействовать» можно и нужно не на саму игру,
ведь она лишь отражает то, чем наполнена жизнь, душа ребенка. То, что мы
видим в играх наших детей — это отражение мира, созданного взрослыми.
Это мы так разговариваем друг с другом, так укладываем малышей спать,
покупаем для них такие игрушки, это мы создаем и смотрим такие
телепередачи и видеофильмы. Мир детских игр бесконечно разнообразен,
как и мир окружающих их взрослых. Давайте же наберемся мужества
увидеть в играх детей отражение нашей взрослой жизни. И если это
отражение нам не нравится, то, как известно, «неча на зеркало пенять...».
Сюжеты игр меняются постоянно в зависимости от того, что в это время
смотрят по телевизору взрослые («Мушкетеры», «Робин Гуд» и т.п.). На
игры влияет и то, какие мультфильмы они видели сами («Чип и Дейл спешат
на
помощь»,
«Черепашки
Ниндзя»,
«Сэйлормун»,
«Покемоны»,
«Телепузики», «Смешарики»). Вслед за нами они перестали восхищаться
полярниками и космонавтами, вслед за нами они «открывают» банки, бары,
торговые точки, «заключают» договора и сделки... Но фраза «научить детей
играть» напоминает строчки известного поэта «..как если бы свече внушали
правила свеченья...». Что же тогда делать?!
По возможности обеспечить детей игрушками и материалами для игры,
дать свободное время и пространство и наблюдать, как и во что ваш малыш
свободно и самостоятельно играет.
Понимая огромное значение игры в жизни дошкольника, я решила
целенаправленно вести разъяснительную работу с родителями по данному
вопросу.
Во-первых, в ходе родительских собраний я провела анкетирование
родителей по проблеме оптимизации игры. Результаты опросов подтвердили,
что большинство родителей не считают игру определяющим фактором для
развития личности. На первом плане, по их мнению, должно стоять обучение
ребенка.
И для того, чтобы показать родителям важность игры в жизни ребенка, я
наметила
план
мероприятий:
консультации
для
родителей
«Выбирая
игрушки», «Игры со шнурками», «Играем дома», «Игровой интерес ребенка
дома»
и
т.п.,
педагогические
чтения
«Мир
детской
игрушки»,
«Использование природного материала на занятиях по ИЗО», «Методы
воздействия воспитателя, стимулирующие детей к творчеству» и т.д., мастер-
класс: сюж/ролевая игра «Поезд», дид/ игра «Заячьи следочки», «Играем
вместе», «Едем к кукле в госте» и т.д.
Так же свою деятельность я начала с создания предметно-развивающей
среды группы. Дети очень восприимчивы к окружающему, поэтому вся
окружающая обстановка имеет большое значение для развития ребенка. При
построении предметно-развивающей среды я руководствуюсь принципом -
исключить из быта детей безвкусицу, небрежность. Все, что есть, то красиво.
Для радостного, содержательного проживания детей в группе создан
красивый, современный быт, который создан трудом воспитателей и
родителей. Работа над интерьером идет ежедневно. Нашим девизом стал
девиз: «Каждая новая вещь должна жить в гармонии с другими».
Среда, в которой живет ребенок, включая помещения, предметы быта,
игрушки, его сверстников и взрослых оказывает огромное влияние на его
развитие и формирование. Это отмечали многие педагоги прошлого
(Витторино да Фельтре, А. Дистервек, В.Н. Дружинин, Р. Оуэн, Дж. Рензули,
А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий и др.) на важность этой
проблемы указывают современные исследователи и педагоги (Т.Н. Дорнова,
В.И. Ляскало, С.Л. Новоселова, Е.А. Пелих, О.В. Цаплина, А.И. Савенков и
др.)
Работая над созданием среды нашей группы, мы исходили из того, что
окружающая детей среда должна служить всестороннему развитию и
формированию личности. Она должна отвечать требованиям разнообразной
детской деятельности, вытекающей из их специфики: игры, художественная,
трудовая, учебная, предметно-развивающая и др.
Среда должна соответствовать возрастным особенностям и возможностям
детей. Кроме того, среда должна включать традиционные и инновационные
компоненты.
Мы стремились к созданию эстетически оформленной содержательной,
информативной, разнообразной, динамичной среды детской жизни.
Такая
среда
способствует
формированию
у
детей
эстетического
отношения к окружающему, интеллектуальных и художественно-творческих
способностей.
Бедность,
однообразие
микросреды
препятствует
интеллектуальному развитию. Это отмечалось в исследованиях Н.М.
Шелованова, Н.М. Аксариной по отношению к детям, воспитывающимся в
домах ребенка. Явление бедности окружающей среды и образующийся в
результате у детей сенсорный голод ученые назвали госпитализмом.
Особое значение мы придаем творческой направленности эстетической
развивающей среды. В нее мы включаем творческое взаимодействие
педагога и детей, побуждающее их к творческому самовыражению.
Творческая
среда
характеризуется
эмоционально-психологической
комфортностью, стимулирующей активизацию сенсорного и сенсомоторного
опыта ребенка, его интерес к игровой деятельности.
Создавая развивающую среду, в первую очередь мы оформили центр
творчества. Без него невозможно формирование творческой личности.
Формирование творческой личности — одна из наиболее важных задач
педагога.
Наиболее
эффективное
средство
—
игровая
творческая
деятельность. Творческий характер игры подтверждается тем, что ребенок не
копирует
жизнь,
а
подражая
тому,
что
видит,
комбинирует
свои
представления. При этом он передает свое отношение к изображаемому, свои
мысли и чувства. Это роднит игру с искусством, но ребенок — не актер. Он
играет для себя, а не для зрителей, он не разучивает роль, а создает ее по
ходу игры. Когда ребенок входит в образ, у него живо работает мысль,
углубляются чувства, он искренне переживает изображаемые события.
Моя мечта — научить ребенка видеть и понимать красоту, овладеть
тонким эмоционально-эстетическим видением мира. Ведь детство — это не
только самая счастливая и беззаботная пора жизни человека, это пора
становления будущей личности. Поэтому так важны для детей умные,
полезные игры, которые развивают, воспитывают и приучают к здоровому
образу жизни. Они любят играть, фантазировать, рисовать.
Чтобы разбудить в душе ребенка творческий потенциал, я решила создать
центр игрового творчества. Однако в процессе проведения эксперимента у
меня возникла проблема — нехватка игровых пособий, дидактического
материала. На тот момент в нашей группе в большинстве своем игрушки
были старыми, многие дидактические игры сделаны своими руками, не
отвечали эстетическим требованиям современности. В первую очередь
пришлось работать над качеством игрового оборудования.
Вот тут на помощь пришли родители. Они принесли разнообразные
баночки ярких цветов для хранения продуктов, различные крупы, желуди,
ракушки, подносы. Вместе мы оформили игры Монтессори, так необходимые
для развития сенсорных способностей. Так же с помощью родителей в
группе появились яркие, притягивающие внимание детей игры, различные
пирамидки, куб-познайка, пазлы и многое другое.
Яркие краски как магнитом притягивают малышей. Дети в этой зоне с
интересом и увлечением играют с пирамидками, строительным материалом,
вкладышами, познавая форму, величину, цвет различных предметов. В этой
зоне собраны пособия, игры, книги, материалы, позволяющие развивать
представление детей о различных цветах и оттенках, формах, величинах
предметов, шершавости-гладкости их поверхности, звуках, их высоте,
громкости и т.д.
Не так давно в этой игровой зоне появились новые пособия, главные роли
в которых исполняют любимые герои мультфильмов: «Пин-машинист»,
«Ежик-художник», «Пин-ремонтник». Дети с восхищением описывают, как
на поезде Пин привез, к примеру, орешки, а Ежик раскрасил вагоны в разные
цвета. Играя в эти игры, дети развивают мелкую моторику рук, логику,
воображение, приучаясь к игровому творчеству.
Так же мы оформили пособие «Буренушка». Сколько живого интереса
было в глазах детей, когда они рассматривали, исследовали, знакомились с
милой коровкой. Очень скоро они стали свободно манипулировать всеми
частями
пособия.
Благодаря
нашей
«Буренушке»,
малыши
быстро
запомнили, какие части тела есть у коровы (голова, на ней рога, уши, глаза,
рот, ноги, копыта, хвост, туловище). Играя пособием, дети развивают мелкую
моторику рук.
Были обновлены материалы для сюжетно-ролевых игр. Вот некоторые из
них: «Супермаркет»,
«Салон
красоты:
Маленькая Фея»,
«Больница»,
«Фотосалон», «Бюро путешествий», «Пожарник» и др.