Автор: Амирханова Гузель Халитовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №36
Населённый пункт: город Октябрьский РБ
Наименование материала: методическая разработка
Тема: из опыта работы: "Развитие речи детей дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики пальцев рук"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №36 «Васильки» городского округа город Октябрьский
Республики Башкортостан
Из опыта работы
на тему: «Развитие речи детей дошкольного возраста
посредством развития мелкой моторики пальцев рук»
Подготовила и провела:
Амирханова Гузель Халитовна
воспитатель высшей
квалификационной категории
2021-2022 учебный год
Тема моего опыта работы: «Развитие речи детей дошкольного
возраста средствами развития мелкой моторики пальцев».
Своё выступление я хочу начать высказыванием великого педагога
Сухомлинского Василия Александровича .
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их
пальцев . От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити
– ручейки, которые питают источник творческой мысли.
Другими словами, чем больше мастерства в детской руке,
тем умнее ребёнок».
Детский сад – только первая ступень к развитию полноценного
члена общества: умного, доброго, и, главное здорового человека. Работа
по
развитию
мелкой
моторики
пальцев
рук
является
важной
составляющей в детского саду. Замечено, что игры и упражнения на
развитие мелкой моторики оказывают стимулирующее влияние на
развитие речи дошкольников. В процессе пальчиковых игр и упражнений
у
детей
улучшаются
внимание,
память,
слуховое
и
зрительное
восприятие, воспитывается усидчивость, формируется игровая и учебно-
практическая деятельность.
Тренинги мелкой моторики рук, координирующие органы речи,
способствуют расширению словарного запаса детей, формированию у
них правильного произношения. Потешки и скороговорки, которые
обычно сопровождают пальчиковые действия, помогают избавиться от
монотонности речи, нормализовать её темп, учат соблюдению речевых
пауз, снижают психическое напряжение за счёт удовольствия, с которым
дети занимаются пальчиковыми играми.
Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки,
тем ярче творческая стихия детского разума, тем умнее ребёнок.
Учёными было доказано, что движения пальцев рук исторически, в
ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой
функцией. Таким образом, есть все основания рассматривать кисть руки
как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки
зрения проекция руки есть ещё одна речевая зона мозга. Поэтому, чтобы
научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его
артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, то
есть мелкую моторику.
И, конечно, работа по развитию мелкой моторики и координации
движений рук стала важной частью развития детской речи, формирования
навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько
ловко научиться ребенок управлять своими пальчиками, зависит его
дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются
память, внимание, а также словарный запас.
Исходя из этого, я определила цель своей работы: развитие речи
посредством развития мелкой моторики рук через различные виды
деятельности.
В своей работе я поставила следующие задачи:
-содействовать нормализации речевой функции;
-улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;
-улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость
рук, ритмичность;
- улучшить общую двигательную активность;
- развивать
воображение,
логическое
мышление,
произвольное
внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
- создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со
сверстниками и взрослыми.
Для достижения поставленных задач я использовала различные формы
работы:
- совместная деятельность воспитателя с детьми;
- индивидуальная работа с детьми;
- свободная самостоятельная деятельность самих детей.
В совместную деятельность воспитателя с детьми я включала цели,
реализация которых требует систематической постановки перед детьми
строгой последовательности заданий, отвечающей логике развития тех
или иных способностей.
В индивидуальной работе с детьми решала задачи по развитию
социальных навыков, освоения разных видов деятельности. Создавался
микроклимат, в основе которого лежало уважение к личности маленького
человека, доверительные отношения между ребенком и взрослым.
Свободная
самостоятельная деятельность детей
обеспечивала
возможность саморазвития
ребенка,
который
свободно
выбирает деятельность, отвечающую его способностям и интересам.
Все формы работы строились с учетом следующих правил
:
-задания постепенно возрастающей сложности;
-учет индивидуальных особенностей ребенка;
-регулярность, систематичность;
-соблюдение временного регламента;
-повышение интереса к заданиям;
-успешная деятельность детей.
Для развития мелкой моторики рук и координации движений я
использовала разные методы и приемы работы:
- пальчиковый игротренинг;
- массаж кистей рук;
- пальчиковая гимнастика;
-физкультминутки;
- пальчиковые игры со стихами, со скороговорками;
- пальчиковый театр;
- лепка из пластилина и соленого теста с использованием природного
материала (семена, крупы, ракушки и т. д).;
- нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем и т.д.
- конструирование: из бумаги в технике оригами, работа с
конструктором ЛЕГО
- различные виды аппликаций;
- развитие графической моторики;
- рисование по трафаретам;
- штриховка.
Дидактические игры:
- шнуровки
- игры с мелкими предметами- пазлы;
-мозаика и т.д.
Прежде чем, приступить к работе, я четко разрабатывала план,
как работать, какой использовать материал. В основу своей работы
положила игру. Для ребенка игра– это способ познания мира. Чем
осмысленнее и четче будут детские игровые движения, тем глубже
знакомство с миром.
Одним из основных методов работы являлись пальчиковые игры. В
совместной
и
индивидуальной работе осуществлялась
тренировка
пальцев. Делалось это в форме массажа (поглаживание кистей рук от
кончиков пальцев к запястью) и упражнения (сгибание и разгибание
каждого пальца по отдельности). Массаж является одним из видов
пассивной гимнастики. Массаж оказывает общеукрепляющее действие на
мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную
способность мышц.
Также детям предлагался массаж с использованием природного
материала (шишек, грецких орехов, мячиков-ежиков.
Эффективность и интерес к той или иной деятельности повышался,
когда упражнения пальчиковой гимнастики сопровождались чтением
стихов, потешек.
Слушая,
дети
одновременно «инсценировали» содержание
прослушиваемого
материала
с
помощью
пальцевых
движений
и
изображений персонажей, их действий и др. В качестве сюжетного
материала я использовала стихотворения С. Михалкова, С. Маршака, К.
Чуковского и др.
Стихи, сопровождающие упражнения – это та основа, на которой
формируется
и
совершенствуется
чувство
ритма,
создается
благоприятный эмоциональный климат, благодаря которому ребенок
увлекается игрой и с интересом выполняет движения, что обеспечивает
хорошую
тренировку
пальцев.
Сюжетность
стихов
и
потешек развивает умение слушать и понимать.
Мною была составлена картотека игр на развитие мелкой и общей
моторики: «Пальчиковая
гимнастика», «Хождение
по
дорожкам», «Физкультминутки».
Деятельность по
лепке
также
имеет
большое
значение
для
укрепления кистей рук и развития мелкой и крупной моторики. Лепка
необходима
для развития у
детей
сенсорных
и
пространственных
ощущений, восприятия. В своей работе для лепки я использовала
пластилин, составление узоров из семян, ракушек. Это кропотливый,
интересный
труд,
который развивает
внимание,
совершенствует сенсомоторику – согласованность в работе глаза и руки,
координации движений, их точность.
Изготовление
поделок
из
бумаги
также
является
одним
из
средств развития мелкой мускулатуры кистей рук. Эта работа увлекает
детей, способствует развитию воображения, конструктивного мышления.
Один из видов работы с бумагой являлись рваные поделки. Разрывание
бумаги
на
очень мелкие кусочки
является
хорошим
упражнением
для развития силы пальцев и навыков управления мелкими движениями.
Также детей привлекала возможность делать поделки из бумаги
(оригами, которые они использовали в играх, инсценировках.
В совместной деятельности
я использовала различные техники
рисования: тампонирование, рисование пальцем, с помощью кисти,
свечки,
кисти
с
жёсткой
щетиной.
В
процессе
рисования
у
детей развиваются не
только
общие
представления
о
творчестве,
углубляется
эмоциональное
отношение
к
действительности,
но
и
формируются элементарные графические умения.
Особое внимание уделялось раскрашиванию рисунков. Для этого
использовались
альбомы
для
раскрашивания
или
заготовки.
Раскрашивание предполагало несколько видов штриховки, которые
обеспечивают
постепенность
в развитии
и
укреплении
мелкой мускулатуры кисти руки, в отработке координации движения.
Для развития точности и уверенности движения руки я предлагала игры,
в которых детям необходимо был проводить параллельные линии в
определенном направлении.
Большой интерес для детей представляло конструирование (на базе
конструктора ЛЕГО). Дети сооружали многочисленные и разнообразные
постройки.
Работая
с
мелкими деталями
конструктора, развивается
мелкая мускулатура пальцев рук, воображение, творческая активность.
Еще одним из интересных занятий было собирание пазлов, нанизывание
мелких предметов на леску, заплетание косичек. Еще один из приемов,
который
я
использовала
в
своей работе,
это
игры
с мелкими
предметами (с
пуговицами,
горохом,
фасолью,
каштанами
и
др.).
Например, перебирание предметов, самомассаж этими предметами,
определение предмета на ощупь, счет предметов на ощупь.
Проводимые
упражнения,
игры
на развитие
мелкой
моторики я
комбинировала с различными видами познавательной деятельности.
Очень понравились детям обследование окружающего мира в природе
посредством мелкой моторики пальцев рук растений. В своей работе я
учитывала
индивидуальные
особенности
каждого
ребенка,
его
психофизиологическое развитие.
Работа с родителями – одно из важнейших направлений в работе.
Основная
задача
на
начальном
этапе работы с
родителями
–
формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей
к работе с их детьми.
Я использовала:
-консультации по организации игр с детьми в домашних условиях,
способствующих развитию мелкой моторики;
-использование ширмы на тему «Развития мелкой моторики пальцев
рук», папки-передвижки;
-выпуск памяток, информационных листков:
-индивидуальные беседы с родителями .
Таким образом, после проведенной работы я пришла к следующим
результатам:
- дети включают
в самостоятельные игры элементы упражнений
на мелкую моторику с речевым сопровождением;
-видна
положительная
динамика
в развитии диалогической
и
монологической речи у детей;
-обогащена предметно-развивающая среда элементами игр и пособий
на развитие мелкой моторики;
- повысилась компетентность родителей по данной проблеме.
В дальнейшем я планирую продолжать работу по развитию речи у
детей средствами мелкой моторики пальцев рук:
-
обогащать
предметно–развивающую среду
играми
и
пособиями
для развития
мелкой
моторики
рук,
моделями
и
схемами
по
речевому развитию с помощью развития мелкой моторики пальцев рук;
- продолжать использовать различные формы и приёмы и методы
работы с родителями;
- продолжать работу по данному направлению со специалистами детского
сада: музыкальным руководителем, учителем – логопедом.
- продолжать искать новые методические приемы, которые будут
способствовать развитию мелкой моторики рук.