Автор: Медведева Светлана Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Паровозик"
Населённый пункт: Тамбовская область, город Мичуринск
Наименование материала: сюжетно - ролевая игра
Тема: "Как вести себя в поезде"
Раздел: дошкольное образование
СЮЖЕТНО-ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА
для детей старшей группы
“КАК ВЕСТИ СЕБЯ В ПОЕЗДЕ”
ЗАДАЧИ.
Уточнить и расширить представления детей о правилах поведения в
поезде.
Обобщить и систематизировать знания детей о способах и
особенностях передвижения человека на железной дороге.
Объяснить правила поведения в поезде.
Сформировать понимание того, что основной принцип поведения в
поезде - это вести себя скромно, никому не причинять беспокойства, не
мешать.
Закрепить навыки невербального поведения: негромкость речи,
сдержанность в выражении чувств, отсутствие резких движений.
Отработать приставочные глаголы, развивать связную речь,
способствовать совершенствованию двигательных навыков.
ОБОРУДОВАНИЕ. Детали набора “Строитель ”, макет светофора, 3 кегли
(красная, желтая, зеленая), набор картинок (15х20 см) с изображениями
предметов, используемых на железной дороге.
ХОД ИГРЫ
Воспитатель. Ребята, я знаю, как вы любите путешествовать, и мы сегодня
отправляемся в дальний путь на поезде. Давайте поедем все вместе. Сколько
вагонов в этом случае нам понадобится?
Дети. Один.
Воспитатель. Скажите, почему поезда называют составами?
Дети. Поезда составляют из разного количества вагонов.
Воспитатель. Но прежде, чем отправимся в путь, нужно взять билеты.
Где мы покупаем билеты?
Дети. В железнодорожной кассе.
Воспитатель. Надя, будет кассиром, а мы будем покупать билеты в кассе.
Как ты, Вова, обратишься к кассиру?(ответы детей. Все покупают билеты)
Воспитатель. Билеты у нас на руках. Что указано в билете?
Дети. Время отправления поезда и маршрут.
Воспитатель. А можно немножко опоздать на поезд?
Дети. Нет, поезд отправляется точно по расписанию.
Воспитатель. А теперь подходим к поезду.
Управляет поездом?
Дети. Машинист.
Воспитатель. Правильно. А промогает ему помошник машиниста.
Машинистом у нас будет Дима, а помощником машиниста -Слава.
Воспитатель. А вы знаете, что находится в вагоне? Я знаю, что некоторые
ребята ездили в поезде дальнего следования и знают, как устроен вагон
поезда.
Дети. Он разделен на небольшие комнаты - купе, в каждом из которых едет
по четыре человека. Вагон ещё может быть плацкартным.
Воспитатель. Двери поезда открыты, возле дверей, на платформе, стоит
проводник.
Дети. Хозяин вагона - проводник.
Воспитатель. Проводником у нас будет Алина.
Проводник. Ваши билеты(дети показывают билеты). Проходите, занимайте
свои места.
(дети проходят по вагону)
Воспитатель. Располагайтесь, вешайте свою одежду, вещи положите в
багажный отсек.
Каждый пассажир занимает то место в вагоне, которое указано в билете.
И прежде, чем поезд тронется, давайте вспомним правила поведения в
поезде:
- не кричать;
- не бегать по вагону;
- не ссориться;
- не мешать попутчикам;
- не высовываться из окон;
- не бросать мусор в окна;
- не стоять на подножках;
- не прислоняться к дверям;
- не открывать наружные двери;
- при движении по вагону нужно держаться за поручни или за спинки
- сидений;
- без надобности нельзя срывать ручку стоп-крана.
Проводник. Поезд отправляется.
Воспитатель. А чем можно заняться во время движения поезда?
Дети. Можно почитать, посмотреть книгу, которую взяли перед отъездом;
поиграть в настольные игры “Танграм”, ”Мозаику”, ”Лото”, ”Колумбово
яйцо”, “Кубик-Рубик” и т. д. (проводится игра “Сложи картинку ”)
Воспитатель. А я предлагаю поиграть в дидактическую игру “Города ”
(вспоминают правила игры)
Дети. Мы устали сидеть, давайте разомнемся.
Проводится физкультмину ка “Мы устали, засиделись”
Мы устали, засиделись,
Нам размяться захотелось.
(одна рука вверх, другая вниз, рывками менять руки)
То на стену посмотрели,
То в окошко поглядели.
Вправо, влево поворот,
А потом наоборот.
(повороты корпусом.)
Приседанья начинаем,
Ноги до конца сгибаем.
Вверх и вниз, вверх и вниз,
Приседать не торопись!
(приседания.)
И в последний раз присели,
А теперь на место сели.
(дети садятся.)
Проводник. Остановка поезда.
Воспитатель. Прежде чем выйти, нужно спросить у проводника, сколько
минут длится стоянка поезда. Если вышли, то не отходите от своего вагона,
иначе вы рискуете отстать от поезда.
(дети выходят из поезда. )
Воспитатель. Я знаю замечательную игру “Светофор”. Напомните мне, что
означают сигналы светофора. (ответы детей. )
Встаньте в колонну по одному.
Воспитатель. Если свет зажегся красный, значит двигаться…
Дети. Опасно.
Воспитатель. Свет зеленый говорит: “Проходите, путь …
Дети. Открыт.
Воспитатель.
Желтый свет – предупрежденье -
Жди сигнала для…
Дети. Движения.
(на зеленый сигнал светофора дети идут в обход по группе. Когда желтый -
хлопают в ладоши, продолжая ходьбу. Когда красный - замирают на месте
неподвижно. Тот, кто перепутает сигнал, становится позади колонны. )
Проводник. Стоянка окончена.
Воспитатель. Едем дальше.
Проводник. Всем ребятам угощенье за хорошее поведенье!
(дети пьют чай с печеньем, благодарят проводника. )
Воспитатель. А теперь настало время интересных историй.
(дети рассказывают веселые истории. )
Воспитатель. Ребята, посмотрите в окно. Путешествие наше закачивается, мы
прибыли к месту назначения. Не забывайте свои вещи.
(дети благодарят проводника и выходят из вагона).