Автор: Трифонова Татьяна Михайловна
Должность: Заведующий
Учебное заведение: МБДОУ "Остерский детский сад "Солнышко"
Населённый пункт: село Остер Рославльского района Смоленской области
Наименование материала: научно-методическая статья
Тема: Использование современных технологий в образовательном процессе в соответствии с ФГОС ДО
Раздел: дошкольное образование
Использование современных технологий в образовательном процессе в
соответствии с ФГОС ДО по образовательной области «Познавательное
развитие «ФЭМП»
«От того, как заложены элементарные математические представления в
значительной мере зависит дальнейший путь математического развития,
успешность продвижения ребенка в этой области знаний»
Л.А. Венгер
Маленький ребенок, так или иначе, является неутомимым исследователем,
которому
интересно знать абсолютно все. Он везде сует свой нос и
постоянно задает вопросы о происхождении того или иного явления или
предмета.
От того,
сколько
разного
и увлекательного
увидит
дошкольник,
зависит то, какими знаниями он будет обладать.
Поэтому, в дошкольном возрасте особое место отводится познавательному
развитию,
поскольку
оно
предполагает:
развитие
интересов
детей,
любознательности, познавательной мотивации.
В
«Законе об образовании в РФ», концепции развития дошкольного
образования,
федеральном
государственном
образовательном
стандарте
дошкольного образования указывается на особую значимость познавательного
развития детей.
Одним из направлений в образовательной области «Познавательное развитие»
является
ФЭМП
(формирование
элементарных
математических
представлений).
В соответствии с ФГОС ДО основными целями математического развития детей
дошкольного возраста являются:
1. Развитие логико-математических представлений о математических свойствах и
отношениях предметов (конкретных величинах, числах, геометрических фигурах,
зависимостях, закономерностях);
2. Развитие
сенсорных,
предметно-действенных
способов
познания
математических свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка,
упорядочение, разбиение);
3. Освоение детьми экспериментально-исследовательских способов познания
математического
содержания
(экспериментирование,
моделирование,
трансформация);
4. Развитие у детей логических способов познания математических свойств и
отношений (анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение, классификация);
5. Овладение детьми математическими способами познания действительности :
счет, измерение, простейшие вычисления;
6. Развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости,
смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных
решений;
7. Развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащение
словаря ребенка;
8. Развитие инициативности и активности детей.
ФГОС ДО требует сделать процесс овладения элементарными математическими
представлениями привлекательным, ненавязчивым, радостным.
Как же «разбудить» познавательный интерес ребенка?
Ответы: новизна,
необычность,
неожиданность,
несоответствие
прежним представлениям. Т.е необходимо сделать обучение занимательным и
осуществлять в естественном, самом привлекательном виде деятельности для
ребенка – игре, используя современные технологии в образовательном процессе.
Одной из наиболее эффективных технологий математического развития, стало
использование педагогами проблемно-игровой технологии.
Суть технологии – создание взрослыми ситуаций, в которых ребёнок стремится к
активной деятельности и получает положительный творческий результат.
Технология позволяет ребенку овладеть средствами (речь, схемы и модели) и
способами познания (сравнением, классификацией, накопить логико-
математический опыт.
Проблемно-игровая технология представляется в системе следующих средств:
1. логико-математические игры
2.логико-математические сюжетные игры (занятия);
3. проблемные ситуации и вопросы
4.творческие задачи;
5.экспериментирование и исследовательская деятельность;
1.Современные логические и математические игры разнообразны. В них
ребёнок осваивает модели, овладевает способами познания, развивается
мышление. Это
- Дидактические и сенсорные игры такие как: «Цвет и
форма», «Сосчитай», «Логический поезд» и др.
- игры на объемное и плоскостное моделирование: «Кубики для всех»,
«Шар», «Змейка», «Ёж», «Танграм» и др.
- игры-забавы и математические головоломки
Для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми педагоги используют
логические блоки Дьенеша. В комплект игры входят карточки с условным
указанием свойств блоков и карточки с отрицанием свойств. Логические блоки
помогают ребёнку овладеть мыслительными операциями и действиями, важными
как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего
интеллектуального развития.
Игры с Палочками Кюизенера. С математической точки зрения палочки
Кюизенера – это множество, на котором легко обнаруживаются отношения
эквивалентности и порядка. В этом множестве скрыты многочисленные ситуации.
Цвет и величина, моделируя число, подводят детей к пониманию различных
абстрактных понятий, возникающих в мышлении ребёнка как результат его
самостоятельной практической деятельности (поиска, исследования).
Игры Воскобовича. Основным принципом педагогической технологии является
развитие детей в игре, с помощью которой выстраивается почти весь процесс
обучения ребёнка-дошкольника на развитие мышления, памяти, внимания.
“Мате:плюс” С 2021 года наш детский сад является инновационной площадкой по
апробированию программы «Вдохновение». Мы используем учебно-методическое
пособие «Мате плюс»
Дети экспериментируют с основными геометрическими формами, исследуют
закономерности и симметрию с узорами и кубиками, в увлекательных играх
осваивают числовой ряд и сопоставляют чисто с количеством, получают первые
представления о вероятности и пробуют себя в написании чисел.
2. Логико-математические сюжетные игры
Это игры, в которых дети учатся выявлять и абстрагировать свойства,
осваивают операции сравнения, классификации и обобщения. Для них характерно
наличие сюжета, действующих лиц, схематизации.
Для математического развития детей педагоги применяют следующие типы ТРИЗ-
упражнений:
«Поиск общих признаков» - найти у двух разных объектов как можно больше
общих признаков;
«Третий лишний» - взять три объекта, разные по смысловой оси, найти в двух из
них такие сходные признаки, которых нет в третьем;
«Поиск противоположных объектов» - назвать объект и как можно больше
объектов, противоположных ему.
3.Проблемные ситуации
Проблемные ситуации являются частью технологии ТРИЗ, в основе которой лежит
не просто обучение детей математике, сколько открытие способов получения
верного результата.
Проблемная ситуация для маленьких детей складывается в форме «потребности в
познании».
Занимательные задачи, задачи-шутки заставляют детей задуматься и установить
связи объектов по форме, соотношению частей, расположению их в пространстве,
количественному значению и т. д. Они могут выступать в виде
-проблемных вопросов типа: Как разрезать квадрат на треугольники? Какие общие
признаки есть у числа четыре и слона?
-занимательные вопросы (У стола четыре угла. Сколько будет у стола углов, если
один отпилить?
-занимательные задачи (Сколько концов у трех палок? А у трех с половиной?
-задачи-шутки (Выше какого забора ты можешь прыгнуть? Яйцо пролетело три
метра и не разбилось. Почему).
Формирование готовности детей к решению задач осуществляется в совместной
деятельности взрослого с ребенком. Взрослый может подвести ребенка на решение
задачи с помощью творческих вопросов. Например, нарисуй кошку, не рисуя ее.
Вариантом выполнения этого задания является рисование части кошки, по которой
можно догадаться о целом объекте (зависимость целого и части).
Со старшими дошкольниками воспитатели используют метод мозгового
штурма.
Ситуация введения мозгового штурма может возникнуть стихийно при решении
какой-либо познавательной задачи, во время игры-занятия. Воспитатель может
предложить детям выдвигать любые решения создавшейся проблемы удачные и
неудачные. В итоге можно проверить все идеи. Мозговой штурм можно применять
и при подготовке к праздникам, например, создать идеи детей и родителей.
Еще один метод, который применяют в процессе математического развития -
метод синектики, который заключается в поиске аналогий. Синектика, в переводе с
греческого, означает «объединение разнородных элементов». В работе с детьми
педагоги предлагают использовать прямую аналогию, то есть один объект
сравнивается с другим из другой области.
Аналогия по цвету
: солнце - одуванчик,
лампа, лимон, и т. д.
Экспериментирование и сюжетные игры
Эта деятельность направлена на поиск и приобретение новой информации. Она
не задана взрослым, а строится самими детьми по мере получения ими новых
сведений об объекте. В ходе экспериментирования и исследования дети осваивают
действия измерения, преобразования материалов и веществ, знакомятся с
приборами, учатся использовать познавательные книги как источник информации.
Проектная деятельность
Безусловно одной из современных и эффективных форм поддержки детской
инициативы является проектная деятельность. Используя проектную деятельность
для
развития
математических
представлений
детей,
педагоги
тем
самым
активизируют познавательное и творческое развитие ребенка, а также уделяют
внимание формированию личностных качеств ребенка. Знания, приобретаемые
детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта.
Одним из значимых современных подходов у организации образовательной
деятельности является интеграция всех видов деятельности.
Как можно объединить ФЭМП и художественно-эстетическое
развитие? (Нарисовать цифру, вылепить её, вырезать геометрические фигуры и
выложить какой-либо орнамент.
А интеграция ФЭМП с музыкальными занятиями? А с физкультурными? (ответы
педагогов)
Считаем до 10, но:
- цифру 3 не произносим, а приседаем 3 раза,
- вместо 5 – 5 раз хлопаем;
- вместо 8 – 8 раз топаем;
Для математического развития применяются
здоровьесберегающие технологии:
-пальчиковая гимнастика,
-гимнастика для глаз,
-дыхательная гимнастика,
-минутки шалости,
-технология музыкального воздействия,
-сказкотерапия (использование мнемотаблиц, с помощью которых сказка
выполняется, как единый комплекс),
технология использования подвижных игр,
динамические паузы,
релаксация.
Сегодня, пожалуй, нет воспитателя, которой не использует и ИКТ технологию
(просмотр видеофрагмента или презентации, дидактические компьютерные игры)
При проектировании развивающей предметно-пространственной среды, связанной
с математическим развитием дошкольников, уделяем внимание таким
компонентам как пространство, время, предметное окружение. С целью
стимулирования интеллектуального развития детей созданы центры
познавательного развития, где расположены игры, предметы и игровые материалы,
с которыми ребенок действует преимущественно самостоятельно или в совместной
со взрослым и сверстниками деятельности (геометрический конструктор, пазлы,
«Умные минутки» и др.); материалы для экспериментирования, календари, часы,
измерительные приборы, картотеки с подборкой математических загадок, весёлых
стихотворений, математических пословиц и поговорок, считалок, логических
задач, задач-шуток, математических сказок, лабиринтов и т.д.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Практика показывает, что старшие дошкольники проявляют повышенный
познавательный интерес к занятиям только в том случае, когда заинтригованы и
поражены чем то неизвестным. В этом случае информация выглядит в их глазах
интересной, почти волшебной.
Использование современных технологий, в основу которых заложены три
основных принципа - интерес, познание, творчество в педагогическом процессе
позволяет перестроить образовательную деятельность в познавательную игровую.
В заключении хочется отметить, что использование современных
эффективных технологий повышает
интерес дошкольников к изучаемому
материалу, за счёт высокой динамики эффективнее осуществляется усвоение
ими новой информации, тренируется внимание и память, активно пополняется
словарный
запас,
воспитывается
целеустремлённость
и
сосредоточенность,
развивается воображение и творческие способности, а это, в сою очередь, ведет
к повышению качества образовательного процесса.