Напоминание

Использование современных технологий в образовательном процессе в соответствии с ФГОС ДО


Автор: Трифонова Татьяна Михайловна
Должность: Заведующий
Учебное заведение: МБДОУ "Остерский детский сад "Солнышко"
Населённый пункт: село Остер Рославльского района Смоленской области
Наименование материала: научно-методическая статья
Тема: Использование современных технологий в образовательном процессе в соответствии с ФГОС ДО
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование современных технологий в образовательном процессе в

соответствии с ФГОС ДО по образовательной области «Познавательное

развитие «ФЭМП»

«От того, как заложены элементарные математические представления в

значительной мере зависит дальнейший путь математического развития,

успешность продвижения ребенка в этой области знаний»

Л.А. Венгер

Маленький ребенок, так или иначе, является неутомимым исследователем,

которому

интересно знать абсолютно все. Он везде сует свой нос и

постоянно задает вопросы о происхождении того или иного явления или

предмета.

От того,

сколько

разного

и увлекательного

увидит

дошкольник,

зависит то, какими знаниями он будет обладать.

Поэтому, в дошкольном возрасте особое место отводится познавательному

развитию,

поскольку

оно

предполагает:

развитие

интересов

детей,

любознательности, познавательной мотивации.

В

«Законе об образовании в РФ», концепции развития дошкольного

образования,

федеральном

государственном

образовательном

стандарте

дошкольного образования указывается на особую значимость познавательного

развития детей.

Одним из направлений в образовательной области «Познавательное развитие»

является

ФЭМП

(формирование

элементарных

математических

представлений).

В соответствии с ФГОС ДО основными целями математического развития детей

дошкольного возраста являются:

1. Развитие логико-математических представлений о математических свойствах и

отношениях предметов (конкретных величинах, числах, геометрических фигурах,

зависимостях, закономерностях);

2. Развитие

сенсорных,

предметно-действенных

способов

познания

математических свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка,

упорядочение, разбиение);

3. Освоение детьми экспериментально-исследовательских способов познания

математического

содержания

(экспериментирование,

моделирование,

трансформация);

4. Развитие у детей логических способов познания математических свойств и

отношений (анализ, абстрагирование, отрицание, сравнение, классификация);

5. Овладение детьми математическими способами познания действительности :

счет, измерение, простейшие вычисления;

6. Развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости,

смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных

решений;

7. Развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащение

словаря ребенка;

8. Развитие инициативности и активности детей.

ФГОС ДО требует сделать процесс овладения элементарными математическими

представлениями привлекательным, ненавязчивым, радостным.

Как же «разбудить» познавательный интерес ребенка?

Ответы: новизна,

необычность,

неожиданность,

несоответствие

прежним представлениям. Т.е необходимо сделать обучение занимательным и

осуществлять в естественном, самом привлекательном виде деятельности для

ребенка – игре, используя современные технологии в образовательном процессе.

Одной из наиболее эффективных технологий математического развития, стало

использование педагогами проблемно-игровой технологии.

Суть технологии – создание взрослыми ситуаций, в которых ребёнок стремится к

активной деятельности и получает положительный творческий результат.

Технология позволяет ребенку овладеть средствами (речь, схемы и модели) и

способами познания (сравнением, классификацией, накопить логико-

математический опыт.

Проблемно-игровая технология представляется в системе следующих средств:

1. логико-математические игры

2.логико-математические сюжетные игры (занятия);

3. проблемные ситуации и вопросы

4.творческие задачи;

5.экспериментирование и исследовательская деятельность;

1.Современные логические и математические игры разнообразны. В них

ребёнок осваивает модели, овладевает способами познания, развивается

мышление. Это

- Дидактические и сенсорные игры такие как: «Цвет и

форма», «Сосчитай», «Логический поезд» и др.

- игры на объемное и плоскостное моделирование: «Кубики для всех»,

«Шар», «Змейка», «Ёж», «Танграм» и др.

- игры-забавы и математические головоломки

Для индивидуальной и подгрупповой работы с детьми педагоги используют

логические блоки Дьенеша. В комплект игры входят карточки с условным

указанием свойств блоков и карточки с отрицанием свойств. Логические блоки

помогают ребёнку овладеть мыслительными операциями и действиями, важными

как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего

интеллектуального развития.

Игры с Палочками Кюизенера. С математической точки зрения палочки

Кюизенера – это множество, на котором легко обнаруживаются отношения

эквивалентности и порядка. В этом множестве скрыты многочисленные ситуации.

Цвет и величина, моделируя число, подводят детей к пониманию различных

абстрактных понятий, возникающих в мышлении ребёнка как результат его

самостоятельной практической деятельности (поиска, исследования).

Игры Воскобовича. Основным принципом педагогической технологии является

развитие детей в игре, с помощью которой выстраивается почти весь процесс

обучения ребёнка-дошкольника на развитие мышления, памяти, внимания.

“Мате:плюс” С 2021 года наш детский сад является инновационной площадкой по

апробированию программы «Вдохновение». Мы используем учебно-методическое

пособие «Мате плюс»

Дети экспериментируют с основными геометрическими формами, исследуют

закономерности и симметрию с узорами и кубиками, в увлекательных играх

осваивают числовой ряд и сопоставляют чисто с количеством, получают первые

представления о вероятности и пробуют себя в написании чисел.

2. Логико-математические сюжетные игры

Это игры, в которых дети учатся выявлять и абстрагировать свойства,

осваивают операции сравнения, классификации и обобщения. Для них характерно

наличие сюжета, действующих лиц, схематизации.

Для математического развития детей педагоги применяют следующие типы ТРИЗ-

упражнений:

«Поиск общих признаков» - найти у двух разных объектов как можно больше

общих признаков;

«Третий лишний» - взять три объекта, разные по смысловой оси, найти в двух из

них такие сходные признаки, которых нет в третьем;

«Поиск противоположных объектов» - назвать объект и как можно больше

объектов, противоположных ему.

3.Проблемные ситуации

Проблемные ситуации являются частью технологии ТРИЗ, в основе которой лежит

не просто обучение детей математике, сколько открытие способов получения

верного результата.

Проблемная ситуация для маленьких детей складывается в форме «потребности в

познании».

Занимательные задачи, задачи-шутки заставляют детей задуматься и установить

связи объектов по форме, соотношению частей, расположению их в пространстве,

количественному значению и т. д. Они могут выступать в виде

-проблемных вопросов типа: Как разрезать квадрат на треугольники? Какие общие

признаки есть у числа четыре и слона?

-занимательные вопросы (У стола четыре угла. Сколько будет у стола углов, если

один отпилить?

-занимательные задачи (Сколько концов у трех палок? А у трех с половиной?

-задачи-шутки (Выше какого забора ты можешь прыгнуть? Яйцо пролетело три

метра и не разбилось. Почему).

Формирование готовности детей к решению задач осуществляется в совместной

деятельности взрослого с ребенком. Взрослый может подвести ребенка на решение

задачи с помощью творческих вопросов. Например, нарисуй кошку, не рисуя ее.

Вариантом выполнения этого задания является рисование части кошки, по которой

можно догадаться о целом объекте (зависимость целого и части).

Со старшими дошкольниками воспитатели используют метод мозгового

штурма.

Ситуация введения мозгового штурма может возникнуть стихийно при решении

какой-либо познавательной задачи, во время игры-занятия. Воспитатель может

предложить детям выдвигать любые решения создавшейся проблемы удачные и

неудачные. В итоге можно проверить все идеи. Мозговой штурм можно применять

и при подготовке к праздникам, например, создать идеи детей и родителей.

Еще один метод, который применяют в процессе математического развития -

метод синектики, который заключается в поиске аналогий. Синектика, в переводе с

греческого, означает «объединение разнородных элементов». В работе с детьми

педагоги предлагают использовать прямую аналогию, то есть один объект

сравнивается с другим из другой области.

Аналогия по цвету

: солнце - одуванчик,

лампа, лимон, и т. д.

Экспериментирование и сюжетные игры

Эта деятельность направлена на поиск и приобретение новой информации. Она

не задана взрослым, а строится самими детьми по мере получения ими новых

сведений об объекте. В ходе экспериментирования и исследования дети осваивают

действия измерения, преобразования материалов и веществ, знакомятся с

приборами, учатся использовать познавательные книги как источник информации.

Проектная деятельность

Безусловно одной из современных и эффективных форм поддержки детской

инициативы является проектная деятельность. Используя проектную деятельность

для

развития

математических

представлений

детей,

педагоги

тем

самым

активизируют познавательное и творческое развитие ребенка, а также уделяют

внимание формированию личностных качеств ребенка. Знания, приобретаемые

детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта.

Одним из значимых современных подходов у организации образовательной

деятельности является интеграция всех видов деятельности.

Как можно объединить ФЭМП и художественно-эстетическое

развитие? (Нарисовать цифру, вылепить её, вырезать геометрические фигуры и

выложить какой-либо орнамент.

А интеграция ФЭМП с музыкальными занятиями? А с физкультурными? (ответы

педагогов)

Считаем до 10, но:

- цифру 3 не произносим, а приседаем 3 раза,

- вместо 5 – 5 раз хлопаем;

- вместо 8 – 8 раз топаем;

Для математического развития применяются

здоровьесберегающие технологии:

-пальчиковая гимнастика,

-гимнастика для глаз,

-дыхательная гимнастика,

-минутки шалости,

-технология музыкального воздействия,

-сказкотерапия (использование мнемотаблиц, с помощью которых сказка

выполняется, как единый комплекс),

технология использования подвижных игр,

динамические паузы,

релаксация.

Сегодня, пожалуй, нет воспитателя, которой не использует и ИКТ технологию

(просмотр видеофрагмента или презентации, дидактические компьютерные игры)

При проектировании развивающей предметно-пространственной среды, связанной

с математическим развитием дошкольников, уделяем внимание таким

компонентам как пространство, время, предметное окружение. С целью

стимулирования интеллектуального развития детей созданы центры

познавательного развития, где расположены игры, предметы и игровые материалы,

с которыми ребенок действует преимущественно самостоятельно или в совместной

со взрослым и сверстниками деятельности (геометрический конструктор, пазлы,

«Умные минутки» и др.); материалы для экспериментирования, календари, часы,

измерительные приборы, картотеки с подборкой математических загадок, весёлых

стихотворений, математических пословиц и поговорок, считалок, логических

задач, задач-шуток, математических сказок, лабиринтов и т.д.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Практика показывает, что старшие дошкольники проявляют повышенный

познавательный интерес к занятиям только в том случае, когда заинтригованы и

поражены чем то неизвестным. В этом случае информация выглядит в их глазах

интересной, почти волшебной.

Использование современных технологий, в основу которых заложены три

основных принципа - интерес, познание, творчество в педагогическом процессе

позволяет перестроить образовательную деятельность в познавательную игровую.

В заключении хочется отметить, что использование современных

эффективных технологий повышает

интерес дошкольников к изучаемому

материалу, за счёт высокой динамики эффективнее осуществляется усвоение

ими новой информации, тренируется внимание и память, активно пополняется

словарный

запас,

воспитывается

целеустремлённость

и

сосредоточенность,

развивается воображение и творческие способности, а это, в сою очередь, ведет

к повышению качества образовательного процесса.



В раздел образования