Авторы: Лариса Геннадиевна Нишкомаева, Попова Гаяне Мартыновна
Должность: учитель-логопед, учитель-дефектолог
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 7
Населённый пункт: Новочеркасск
Наименование материала: Мастер-класс
Тема: «Развитие и коррекциякогнитивных, речевых и двигательных навыков посредством дидактических игр с использованием нейропсихологических приёмов»
Раздел: дошкольное образование
Педагог-мастер: учитель-логопед Нишкомаева Л. Г., учитель-дефектолог
Попова Г.М.
Продолжительность мастер-класса - 45 мин.
Вводная часть
Добрый день, уважаемые коллеги!
Представляем
вам
тему
мастер-
класса
«Развитие
и
коррекциякогнитивных, речевых и двигательных навыков посредством
дидактических игр с использованием нейропсихологических приёмов»
Актуальность
Каждый год увеличивается количество детей, имеющих нарушение в
развитии, возникают трудности при освоении программного материала и не
из-за детского не желания воспринимать его, а вследствие недоразвития и
особенностей развития головного мозга современных детей. Таким образом,
актуальной
проблемой современного образования остается повышение
эффективности коррекционно-развивающего
процесса при организации
обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья,
потребность в обновлении содержания образования.
Всё это диктует необходимость подбора таких методических приёмов и
техник, которые основывались бы на детском интересе и побуждали ребёнка
к
проявлениям
двигательной,
коммуникативной
и
познавательной
активности.
Мы все знаем,
что игра является основным, ведущим видом
деятельности детей дошкольного возраста. Однако, игру и живое общение
детям в последнее время заменяет телевидение, компьютер, Интернет, что
обедняет речевые, когнитивные и двигательные возможности ребенка и не
дает возможности обогащатьих. Эта проблема в настоящее время является
актуальной. Тогда на помощь приходит дидактическая игра, как средство
активизации познавательной деятельности дошкольников. Учиться играя!
Чтобы маленькие дети овладели необходимыми движениями, речью,
разнообразными умениями и навыками, их надо этому научить.
Для
обучения детей и созданы дидактические игры. Главная их особенность
состоит в том, что задание ребенку предлагается в игровой форме. Дети
играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками
действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с
другом.
Любая
дидактическая
игра
содержит
познавательную
и
воспитательную игровые составляющие, игровые действия.
Мы увидели, что с помощью дидактических можно решать более широкий
спектр
коррекционных
и
развивающих
задач
образовательных
программДОУ. Учитель-логопед и учитель-дефектолог разработали серию
дидактических игр
под общим названием «Большая игра», в которой
используются три направления:
а) с игрушками и предметами;
б) настольно-печатные;
в) словесные.
Цель мастер-класса : создание условий для повышения компетентности
участников мастер-класса по развитию и коррекции двигательных, речевых
и когнитивных навыков посредством дидактической игры с использованием
нейропсихологических приёмов.
Задачи:
ознакомить участников мастер- класса с авторским пособием «Большая
игра»;
продемонстрировать возможности использования дидактических игр с
нейропсихологическими
приёмами
для
развития
и
коррекции
двигательных, когнитивных и речевых навыков;
активизировать взаимодействие участников мастер-класса, повысить их
эмоциональный фон.
II. Основная часть:
Приглашаем вас окунуться в детство и поиграть в дидактическую игру
«Осенняя сказка – Теремок».
Нам понадобится четыре игрока, кто хочет принять участие, просим
подойти к игровому полю.
Участникам
необходимо выбрать себе персонаж из сказки (вместо
фишек).
Однажды Лиса, Волк, Заяц и Медведь отправились в лес погулять,
угощений на новоселье собрать. Но погода испортилась, и наши герои
поспешили домой в теремок. Дорога была сложная, и на пути им встречалось
много разных препятствий. Но наши герои дружные и всегда помогали друг
другу, поэтому без спора решили, кто за кем отправится домой.
Уважаемые игроки, выберете, кто первый отправится в путь.
Первый игрок бросает кубик.
Листочек № 2 Логоритмическое упражнение: «Поделись урожаем»
В корзинках у животных урожай овощей, фруктов, орехов и каштанов.
Выберете себе пару и овощ или фрукт, котором вы хотите поделиться с
другом. Займите место за столами напротив друг друга. В правую руку
возьмите предмет и передайте его игроку, сидящему напротив, рука без
мячика никуда не поднимается, это мячик движется к ней, а затем
освободившейся рукой хлопаем по ладони «дай пять». Движения четкие под
счёт или в такт слогам, словам, чистоговоркам. Посмотрите на нас.
Возвращаемся к дорожке. Следующий игрок бросает кубик.
Листочек
№5
Кинезиологическое
упражнения:
«Попробуй
повтори!»
На улице похолодало,и друзья решили выполнить упражнения
и
согреться.
Станьте так, чтобы вам и зрителям был виден экран, на котором
появились карточки с изображением движений. Предлагаем вам выполнить
упражнение «Ухо-нос».
Мы будем выполнять вместе с вами. А для
усложнения
можно
взять
балансиры.
Зрителям
в
зале
предлагаем
присоединиться к нам.
Возвращаемся к дорожке. Следующий игрок бросает кубик.
Листочек №7 Графомоторное упражнения: «Затейливый рисунок»
А в лесу осенью грибов видимо, невидимо.
Для выполнения следующего задания нашим игрокам необходимо
выбрать карточку и два фломастера, присесть за стол и одновременно двумя
руками двигаться по дорожке и проговаривать чистоговорку. Для тех, кто
сидит в зале мы предлагаем посмотреть на экран и выполнить задание в
воздухе или на спине соседа, сидящего впереди соседа, если он не будет
против. Тоже проговариваем стихотворение. Игроки выполнили задание и
пора отправляться в путь.
Бросайте кубик.
Листочек № 10Логоритмическое упражнение: «Угощаем друзей»
Почти половина пути пройдена, наши друзья проголодались и «Волчок»
предложил подкрепиться. Для этого нужно сесть вокруг стола, взять
угощение и сначала под счет, а затем под музыку передавать его своему
соседу справа. Под музыку выполняем упражнение со сменой. Посмотрите
на нас.
Все подкрепились пора в путь.
Листочек №11 Кинезиологическое упражнения: «Топай, хлопай,
говори!»
В лесу начал накрапывать дождь, но наши друзья не переживают у них
есть удобные резиновые сапожки, а какие мы с вами сейчас покажем.
Станьте так, чтобы вам и зрителям был виден экран, на котором
появились карточки с изображением движений. Предлагаем вам выполнить
упражнение «Зелёный сапожок!». Мы будем выполнять вместе с вами.
Зрителям в зале предлагаем присоединиться к нам.
Листочек
№
13
Логоритмическое
упражнение:
«Ритмические
дорожки»
«Лисичка» тоже делала заготовки и решила заполнить ими кладовку в
теремке. А чтобы веселее было, она по дорожкам ходила и чистоговорки
говорила.
Для выполнения этого задания нашим игрокам необходимо выбрать
карточку с ритмическими дорожками, присесть за стол и одновременно
двумя руками двигаться по дорожке и проговаривать чистоговорку. Для тех,
кто сидит в зале, мы предлагаем посмотреть на экран и выполнить задание в
воздухе или на спине соседа, сидящего впереди себя, если он не будет
против этого.
Тоже проговариваем стихотворение. Игроки выполнили
задание и пора отправляться в путь.
Листочек
№
16
Кинезиологическое
упражнения:
«Цветовые
дорожки»
Осенью дорожки в лесу красивые, разноцветные, так приятно по ним
шуршать листочками.
Предлагаем нашим игрокам прогуляться по разноцветным дорожкам.
Занимайте место за столами и берите карточку. Указательным пальцем левой
руки
вы
нажимает
на
круг,
а
правой
показывает
жест
(хасту),
соответствующий данному цвету.Зрители также могут пройти по цветовым
дорожкам, которые представлены на экране, выполняя упражнения обеими
руками.
Листочек № 18 Графомоторное
упражнения: «Разноцветные
деревья»
Прогулялись наши друзья по осенним дорожкам, а вокруг такая красота.
«Лес, словно терем расписной стоит».Мы приглашаем наших участников,
украсить деревья разноцветными листочками.
Выберете себе пару и
одновременно двумя руками прикрепите прищепки на деревья. А зрители
поддерживают своих коллег.
Полюбуйтесь, как красиво получилось.
Листочек № 20 Кинезиологическое упражнения: «Весёлый счёт»
Животное (Заяц) решил посчитать, сколько друзей придёт в теремок
жить. А помогут ему в этом песенка и ваши пальчики.Станьте так, чтобы вам
и зрителям был виден экран.
Листочек № 22 Логоритмическое упражнение: «Дорожка к теремку»
Совсем чуть - чуть осталось нашему «Мишке» до домика, нужно пройти
по последней дорожке. Правило такое нельзя обеими ногами наступать на
один квадрат. Начинаем с левой ноги: 2 шага вперёд, шаг в лево, приставили
правую ногу. Затем тоже самое с правой ноги.
ФИНИШ
Вот и первый игрок добрался до теремка, но скучно ему и решил он
подождать всех друзей. Вот все встретились в домике, угостились и решили
устроить весёлый перепляс.
Всех желающие из зала могут к нам присоединиться. Встаньте лицом к
экрану, разомкнитесь.Сначала мы вам покажем, а теперь вы вместе с нами.
III. Заключительная часть:
Приглашаем вас встать в круг, передавая игральный кубик и закончить
предложение "Играя в игру, я поняла, что ...".
Спасибо за внимание!