Напоминание

«Развитие и коррекциякогнитивных, речевых и двигательных навыков посредством дидактических игр с использованием нейропсихологических приёмов»


Авторы: Лариса Геннадиевна Нишкомаева, Попова Гаяне Мартыновна
Должность: учитель-логопед, учитель-дефектолог
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 7
Населённый пункт: Новочеркасск
Наименование материала: Мастер-класс
Тема: «Развитие и коррекциякогнитивных, речевых и двигательных навыков посредством дидактических игр с использованием нейропсихологических приёмов»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Педагог-мастер: учитель-логопед Нишкомаева Л. Г., учитель-дефектолог

Попова Г.М.

Продолжительность мастер-класса - 45 мин.

Вводная часть

Добрый день, уважаемые коллеги!

Представляем

вам

тему

мастер-

класса

«Развитие

и

коррекциякогнитивных, речевых и двигательных навыков посредством

дидактических игр с использованием нейропсихологических приёмов»

Актуальность

Каждый год увеличивается количество детей, имеющих нарушение в

развитии, возникают трудности при освоении программного материала и не

из-за детского не желания воспринимать его, а вследствие недоразвития и

особенностей развития головного мозга современных детей. Таким образом,

актуальной

проблемой современного образования остается повышение

эффективности коррекционно-развивающего

процесса при организации

обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья,

потребность в обновлении содержания образования.

Всё это диктует необходимость подбора таких методических приёмов и

техник, которые основывались бы на детском интересе и побуждали ребёнка

к

проявлениям

двигательной,

коммуникативной

и

познавательной

активности.

Мы все знаем,

что игра является основным, ведущим видом

деятельности детей дошкольного возраста. Однако, игру и живое общение

детям в последнее время заменяет телевидение, компьютер, Интернет, что

обедняет речевые, когнитивные и двигательные возможности ребенка и не

дает возможности обогащатьих. Эта проблема в настоящее время является

актуальной. Тогда на помощь приходит дидактическая игра, как средство

активизации познавательной деятельности дошкольников. Учиться играя!

Чтобы маленькие дети овладели необходимыми движениями, речью,

разнообразными умениями и навыками, их надо этому научить.

Для

обучения детей и созданы дидактические игры. Главная их особенность

состоит в том, что задание ребенку предлагается в игровой форме. Дети

играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками

действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с

другом.

Любая

дидактическая

игра

содержит

познавательную

и

воспитательную игровые составляющие, игровые действия.

Мы увидели, что с помощью дидактических можно решать более широкий

спектр

коррекционных

и

развивающих

задач

образовательных

программДОУ. Учитель-логопед и учитель-дефектолог разработали серию

дидактических игр

под общим названием «Большая игра», в которой

используются три направления:

а) с игрушками и предметами;

б) настольно-печатные;

в) словесные.

Цель мастер-класса : создание условий для повышения компетентности

участников мастер-класса по развитию и коррекции двигательных, речевых

и когнитивных навыков посредством дидактической игры с использованием

нейропсихологических приёмов.

Задачи:

ознакомить участников мастер- класса с авторским пособием «Большая

игра»;

продемонстрировать возможности использования дидактических игр с

нейропсихологическими

приёмами

для

развития

и

коррекции

двигательных, когнитивных и речевых навыков;

активизировать взаимодействие участников мастер-класса, повысить их

эмоциональный фон.

II. Основная часть:

Приглашаем вас окунуться в детство и поиграть в дидактическую игру

«Осенняя сказка – Теремок».

Нам понадобится четыре игрока, кто хочет принять участие, просим

подойти к игровому полю.

Участникам

необходимо выбрать себе персонаж из сказки (вместо

фишек).

Однажды Лиса, Волк, Заяц и Медведь отправились в лес погулять,

угощений на новоселье собрать. Но погода испортилась, и наши герои

поспешили домой в теремок. Дорога была сложная, и на пути им встречалось

много разных препятствий. Но наши герои дружные и всегда помогали друг

другу, поэтому без спора решили, кто за кем отправится домой.

Уважаемые игроки, выберете, кто первый отправится в путь.

Первый игрок бросает кубик.

Листочек № 2 Логоритмическое упражнение: «Поделись урожаем»

В корзинках у животных урожай овощей, фруктов, орехов и каштанов.

Выберете себе пару и овощ или фрукт, котором вы хотите поделиться с

другом. Займите место за столами напротив друг друга. В правую руку

возьмите предмет и передайте его игроку, сидящему напротив, рука без

мячика никуда не поднимается, это мячик движется к ней, а затем

освободившейся рукой хлопаем по ладони «дай пять». Движения четкие под

счёт или в такт слогам, словам, чистоговоркам. Посмотрите на нас.

Возвращаемся к дорожке. Следующий игрок бросает кубик.

Листочек

№5

Кинезиологическое

упражнения:

«Попробуй

повтори!»

На улице похолодало,и друзья решили выполнить упражнения

и

согреться.

Станьте так, чтобы вам и зрителям был виден экран, на котором

появились карточки с изображением движений. Предлагаем вам выполнить

упражнение «Ухо-нос».

Мы будем выполнять вместе с вами. А для

усложнения

можно

взять

балансиры.

Зрителям

в

зале

предлагаем

присоединиться к нам.

Возвращаемся к дорожке. Следующий игрок бросает кубик.

Листочек №7 Графомоторное упражнения: «Затейливый рисунок»

А в лесу осенью грибов видимо, невидимо.

Для выполнения следующего задания нашим игрокам необходимо

выбрать карточку и два фломастера, присесть за стол и одновременно двумя

руками двигаться по дорожке и проговаривать чистоговорку. Для тех, кто

сидит в зале мы предлагаем посмотреть на экран и выполнить задание в

воздухе или на спине соседа, сидящего впереди соседа, если он не будет

против. Тоже проговариваем стихотворение. Игроки выполнили задание и

пора отправляться в путь.

Бросайте кубик.

Листочек № 10Логоритмическое упражнение: «Угощаем друзей»

Почти половина пути пройдена, наши друзья проголодались и «Волчок»

предложил подкрепиться. Для этого нужно сесть вокруг стола, взять

угощение и сначала под счет, а затем под музыку передавать его своему

соседу справа. Под музыку выполняем упражнение со сменой. Посмотрите

на нас.

Все подкрепились пора в путь.

Листочек №11 Кинезиологическое упражнения: «Топай, хлопай,

говори!»

В лесу начал накрапывать дождь, но наши друзья не переживают у них

есть удобные резиновые сапожки, а какие мы с вами сейчас покажем.

Станьте так, чтобы вам и зрителям был виден экран, на котором

появились карточки с изображением движений. Предлагаем вам выполнить

упражнение «Зелёный сапожок!». Мы будем выполнять вместе с вами.

Зрителям в зале предлагаем присоединиться к нам.

Листочек

13

Логоритмическое

упражнение:

«Ритмические

дорожки»

«Лисичка» тоже делала заготовки и решила заполнить ими кладовку в

теремке. А чтобы веселее было, она по дорожкам ходила и чистоговорки

говорила.

Для выполнения этого задания нашим игрокам необходимо выбрать

карточку с ритмическими дорожками, присесть за стол и одновременно

двумя руками двигаться по дорожке и проговаривать чистоговорку. Для тех,

кто сидит в зале, мы предлагаем посмотреть на экран и выполнить задание в

воздухе или на спине соседа, сидящего впереди себя, если он не будет

против этого.

Тоже проговариваем стихотворение. Игроки выполнили

задание и пора отправляться в путь.

Листочек

16

Кинезиологическое

упражнения:

«Цветовые

дорожки»

Осенью дорожки в лесу красивые, разноцветные, так приятно по ним

шуршать листочками.

Предлагаем нашим игрокам прогуляться по разноцветным дорожкам.

Занимайте место за столами и берите карточку. Указательным пальцем левой

руки

вы

нажимает

на

круг,

а

правой

показывает

жест

(хасту),

соответствующий данному цвету.Зрители также могут пройти по цветовым

дорожкам, которые представлены на экране, выполняя упражнения обеими

руками.

Листочек № 18 Графомоторное

упражнения: «Разноцветные

деревья»

Прогулялись наши друзья по осенним дорожкам, а вокруг такая красота.

«Лес, словно терем расписной стоит».Мы приглашаем наших участников,

украсить деревья разноцветными листочками.

Выберете себе пару и

одновременно двумя руками прикрепите прищепки на деревья. А зрители

поддерживают своих коллег.

Полюбуйтесь, как красиво получилось.

Листочек № 20 Кинезиологическое упражнения: «Весёлый счёт»

Животное (Заяц) решил посчитать, сколько друзей придёт в теремок

жить. А помогут ему в этом песенка и ваши пальчики.Станьте так, чтобы вам

и зрителям был виден экран.

Листочек № 22 Логоритмическое упражнение: «Дорожка к теремку»

Совсем чуть - чуть осталось нашему «Мишке» до домика, нужно пройти

по последней дорожке. Правило такое нельзя обеими ногами наступать на

один квадрат. Начинаем с левой ноги: 2 шага вперёд, шаг в лево, приставили

правую ногу. Затем тоже самое с правой ноги.

ФИНИШ

Вот и первый игрок добрался до теремка, но скучно ему и решил он

подождать всех друзей. Вот все встретились в домике, угостились и решили

устроить весёлый перепляс.

Всех желающие из зала могут к нам присоединиться. Встаньте лицом к

экрану, разомкнитесь.Сначала мы вам покажем, а теперь вы вместе с нами.

III. Заключительная часть:

Приглашаем вас встать в круг, передавая игральный кубик и закончить

предложение "Играя в игру, я поняла, что ...".

Спасибо за внимание!



В раздел образования