Напоминание

Обучение дошкольников истокам региональной культуры в ДО


Автор: Зуева Наталия Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад "Радуга" комбинированного вида
Населённый пункт: Республика Мордовия,г.Рузаевка
Наименование материала: статья
Тема: Обучение дошкольников истокам региональной культуры в ДО
Раздел: дошкольное образование





Назад




Зуева

Наталия

Викторовна,

воспитатель

структурного

подразделения

«Детский

сад

№10

комбинированного

вида»

МБДОУ

«Детский

сад

«Радуга»

комбинированного

вида

Рузаевского

муниципального района

Обучение дошкольников истокам региональной культуры в

ДО

Мордовия

является

поликультурным

регионом,

на

территории

которогопроживаютрусские,татары,мордва(мокша,эрзяишокша),атакжепредстав

ителидругихнациональностей. Практика показывает, что, общаясь в социуме, у

детей

рано

проявляетсяинтересклюдямразныхнациональностей,ихвнешности,языку,манерео

деваться, питаться,обустраиватьбыт.

Интересдетейксвоемуместужительства вполне понятен и естественен, но

сведения, черпаемые малышамииз окружающего мира, довольно скудны и

разрознены. Впервуюочередь этооскуднение относится к нашему прошлому,

которое большинство людей знает поверхностно.Обратитьсяксвоимистокам–

значитвосстановитьсвязьвремен, вернуть утерянные ценности. В этом поможет

краеведение, ведь егосодержание – это жизнь народа, человеческий опыт,

духовный мир человека, егомысли,чувства,переживания.

Дошкольный

период

является

благоприятным

для

погружения

ребенкавистокирегиональнойкультуры.

Так

как

роль

семьи

вформированииначальныхпредставленийребёнкаородномкраеоченьважна

ив

комплексе с целенаправленной работой воспитателей ребёнок получаетдовольно

полное представление о миревокруг.

Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес кего

истории и культуре, помочь уважать свое прошлое, свои истоки, мною

проводится работа с детьми по следующим направлениям:

- художественно – творческое развитии детей по материаламустно –поэти-

ческогои музыкальногофольклора;

- произведенийпоэтов,писателейикомпозиторовМордовии;

- декоративно–прикладноеиизобразительноеискусство;

- историко – культурное образование дошкольников в процессе знакомства

среспубликанскойсимволикой,гербомифлагомМордовии;

- физическое развитие детей через использование мордовских подвижны-

хигр.

Яиспользую различныеформызанятий.

Основными

являются

беседы,

рассматривание иллюстраций, тематические недели, экскурсии, праздники,

развлечения, посещение музеев, выставок, создание проектов, встречи с

интересными людьми, продуктивная деятельность.

В беседах, играх, индивидуальной работе добиваюсь, чтобы дети знали

названия своей улицы и той, на которой находится детскийсад, знакомлю с

объектами, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр,

рассказываю об их назначении и поясняю, что всё это создано для людей.

Диапазон объектов, с которыми знакомлю старших воспитанников, расширяется

– это город в целом, его достопримечательности, исторические места,

памятники. Объясняю детям, в честь кого они воздвигнуты.

На конкретных фактах из жизни старших членов семьи прививаю детям

такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству»,

«ненависть к врагу», подвожу дошкольников к пониманию, что мы победили

потому, что любим свою Отчизну.

На базе детского сада имеются предметы старины: старинная прялка,

чугунный утюг, крынка, каток, валёк, ухват и чугунок для приготовления каши и

щей.Их я используюв образовательнойдеятельности по ознакомлению детей с

далёким

прошлым

родного

края,

а

также

при

проведении

досугов

и

традиционных обрядовых праздников «Пошла коляда», «Сороки», «Масленица».

Игра – естественный спутник ребёнка, обладающая великой воспитательной

силой, в которой ребенок подчиняется правилам игры, договаривается о

совместных действиях, преодолевает трудности. В мордовских национальных

играх отражается образ жизни людей, их труд, быт, представления о чести,

смелости, мужестве, желания обладать силой, ловкостью, выносливостью,

проявлять смекалку, выдержку, находчивость.

Я в своей работе знакомлю детей с творчеством мордовского скульптора

С.Д. Эрьзя, современных мордовских художников Попкова В.А., Беднова В.А. и

др., М.Ямбушева., М. Свиязова, Ю., Бакаевой, О. Кшняйкиной.

Художественная литература всегда была важнейшим источником знаний о

родном крае, национальных традиций, культуре народа. Можно утверждать, что

исторический кругозор человека без знаний литературных произведений будет

ограниченным, скудным. Поэтому я в своей программе большое внимание

уделяю художественной литературе. Знакомлю детей с мордовскими писателями

Пинясов Я.М., Азрапкин Ю.Н., Атянин Ф.С.и др. Чтение художественной

культуры побуждает детей наблюдать, размышлять, рассуждать, активно

пополнять тем самым словарный запас ребенка.

Важное

место

в

изучении

родного

края

занимают

экскурсии.

Я

Воспитанники подготовительной группы побывали в Центральной детской

библиотеке, где дети познакомились с произведениями писателей города

Рузаевки. Также нравятся детям экскурсии в парк.

Продолжением данной работы является знакомство детей с символикой

родного края. Полученные знания закрепляем в продуктивной деятельности:

лепке, аппликации, рисовании. В игровой форме предлагала детям стать

художниками и сделать герб нашего детского сада. Детские работы порадовали

сердца и воспитателей, и родителей.

Не маловажным для дошкольников является природное краеведение –

ознакомление с растительным и животным миром, который окружает его. Мои

формы работы в этом направлении разнообразны: беседы, викторины, прогулки,

экскурсии, наблюдения.

Взаимодействие с семьями дошкольников пополикультурному воспитанию

должно проводиться с учетом особенностей семьи и семейных взаимоотношений

и строится в двух направлениях:

1. Работа педагога с родителями.

2. Работа родителей с детьми.

Работа педагога с родителями подразумевает:

1. оформление информационных стендов по данной проблеме;

2. выпуск памяток, буклетов;

3. разработка методических рекомендаций, консультаций;

4. проведение родительских собраний;

5. экскурсии в семьи «Встречи в семейных гнездах»;

6. организация фотовыставок;

7. недели культуры различных народов.

Работа с родителями и детьми подразумевает вовлечение родителей в

воспитательно-образовательный процесс. Для этого организуются различные

мероприятия:

1. в гости к детям в группу можно пригласить родителей — представителей

различных национальностей;

2. совместно с детьми изготовить дома атрибуты костюмов для игр-

драматизаций или театрализованных игр;

3. сшить национальный костюм для куклы;

4. организовать семейное чтение сказок разных народов;

5. фестиваль национальных творческих семей, семейный клуб и др.;

6. конкурс семейной национальной песни, сказки, танца, дегустация блюд

национальной кухни;

7. организовать вечер развлечений ко Дню толерантности;

8. родительские уроки — обучение детей рисованию, вышиванию,

выжиганию и пр. национальных орнаментов; изготовлению национальных кукол

и др.;

9. национальные игры бабушек и дедушек.

Взаимодействие с семьями воспитанников является важным фактором по

формированию толерантности у дошкольников и помогает на более высоком

уровне развиться у них нравственным качествам.

У каждого из нас – своя малая Родина. Любовью к ней, к людям, живущим

на этой земле, гордостью за свой край пронизана вся наша работа. И пока мы

интересуемся прошлым, изучаем свою историю – не прерывается связь

поколений. Считаю, что эта работа – маленький ручеёк, который со временем

станет большой рекой в деле воспитания дошкольников.

Литература:

1.

Календарные обряды и праздники мордвы. Саранск, ООО «Бьюти»,

2010.

2.

Н.Ф.Мокшин «Мы-Мордва!»:рассказы о родном крае и мордов. на-

роде для маленьких читателей жителей Мордовии и ее гостей. /Саранск:Изд.

Центр ИСИ МГУ им. Н.П.Огарева,2007.-48с.

3.

Мордовские народные песни. Саранск, Мордовское книжное изда-

тельство, 1969.

4.

Лузгин А. «Промыслы и мастеровые люди Мордовии: рассказы о

том, как жили и трудились в старину наши предки» /Саранск: Фонд «Открытия

Мордовия»: АНО «Дом народных промысел»,2009.-48с.

5.

Ручин А. «Природа Мордовского края»:Рассказы для самых малень-

ких читателей/-Саранск: Фонд «Открытая Мордовия»;Изд. Центр.ИСИ МГУ им.

Н.П.Огарева,2007.-48с.

6.

Н.М.Арсентьев,Э.Д.Богатырев

и

др.

«Мордовия

в

истории

России»:Дорогами тысячилетия;Изд.центр ИСИ МГУ им. Н.П.Огарева. -Са-

ранск,2012.-596с.: ил.

7.

Гульянц Э.К., Базик И.Я. Что можно сделать из природного материа-

ла: Кн.для воспитателя детского сада.- М.: Просвещение,1991,-176 с., ил.

8.

Шорыгина Т.А. Зелёные сказки: Экология для малышей.- М.: Про-

метей; Книголюб, 2002. -104 с. -(Развивающие сказки для детей).

9.

Шорыгина Т.А. Какие звери в лесу!: Путешествие в мир природы и

развитие речи. Кн.для воспитателей, гувернеров и родителей.- М.: Издательство

ГНОМ и Д, 2000.- 96 с.

10.

«Мы в Мордовии живем»: пример. Регион. Модуль. Программа дош.

Обр. (О.В. Бурляева и др) –Саранск: морд. книжн. изд-во, 2011 – 107 с.

11.

Национально-региональный компонент непрерывного дошкольного

педагогического

образования:

Материалы

межрегиональной

научно-

практической

конференции

12апреля2002г./под.ред.Р.А.Ереминой.-

Саранск:МГПИ2002-194с.



В раздел образования