Автор: Зуева Наталия Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад "Радуга" комбинированного вида
Населённый пункт: Республика Мордовия,г.Рузаевка
Наименование материала: статья
Тема: Обучение дошкольников истокам региональной культуры в ДО
Раздел: дошкольное образование
Зуева
Наталия
Викторовна,
воспитатель
структурного
подразделения
«Детский
сад
№10
комбинированного
вида»
МБДОУ
«Детский
сад
«Радуга»
комбинированного
вида
Рузаевского
муниципального района
Обучение дошкольников истокам региональной культуры в
ДО
Мордовия
является
поликультурным
регионом,
на
территории
которогопроживаютрусские,татары,мордва(мокша,эрзяишокша),атакжепредстав
ителидругихнациональностей. Практика показывает, что, общаясь в социуме, у
детей
рано
проявляетсяинтересклюдямразныхнациональностей,ихвнешности,языку,манерео
деваться, питаться,обустраиватьбыт.
Интересдетейксвоемуместужительства вполне понятен и естественен, но
сведения, черпаемые малышамииз окружающего мира, довольно скудны и
разрознены. Впервуюочередь этооскуднение относится к нашему прошлому,
которое большинство людей знает поверхностно.Обратитьсяксвоимистокам–
значитвосстановитьсвязьвремен, вернуть утерянные ценности. В этом поможет
краеведение, ведь егосодержание – это жизнь народа, человеческий опыт,
духовный мир человека, егомысли,чувства,переживания.
Дошкольный
период
является
благоприятным
для
погружения
ребенкавистокирегиональнойкультуры.
Так
как
роль
семьи
вформированииначальныхпредставленийребёнкаородномкраеоченьважна
ив
комплексе с целенаправленной работой воспитателей ребёнок получаетдовольно
полное представление о миревокруг.
Чтобы воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес кего
истории и культуре, помочь уважать свое прошлое, свои истоки, мною
проводится работа с детьми по следующим направлениям:
- художественно – творческое развитии детей по материаламустно –поэти-
ческогои музыкальногофольклора;
- произведенийпоэтов,писателейикомпозиторовМордовии;
- декоративно–прикладноеиизобразительноеискусство;
- историко – культурное образование дошкольников в процессе знакомства
среспубликанскойсимволикой,гербомифлагомМордовии;
- физическое развитие детей через использование мордовских подвижны-
хигр.
Яиспользую различныеформызанятий.
Основными
являются
беседы,
рассматривание иллюстраций, тематические недели, экскурсии, праздники,
развлечения, посещение музеев, выставок, создание проектов, встречи с
интересными людьми, продуктивная деятельность.
В беседах, играх, индивидуальной работе добиваюсь, чтобы дети знали
названия своей улицы и той, на которой находится детскийсад, знакомлю с
объектами, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр,
рассказываю об их назначении и поясняю, что всё это создано для людей.
Диапазон объектов, с которыми знакомлю старших воспитанников, расширяется
– это город в целом, его достопримечательности, исторические места,
памятники. Объясняю детям, в честь кого они воздвигнуты.
На конкретных фактах из жизни старших членов семьи прививаю детям
такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству»,
«ненависть к врагу», подвожу дошкольников к пониманию, что мы победили
потому, что любим свою Отчизну.
На базе детского сада имеются предметы старины: старинная прялка,
чугунный утюг, крынка, каток, валёк, ухват и чугунок для приготовления каши и
щей.Их я используюв образовательнойдеятельности по ознакомлению детей с
далёким
прошлым
родного
края,
а
также
при
проведении
досугов
и
традиционных обрядовых праздников «Пошла коляда», «Сороки», «Масленица».
Игра – естественный спутник ребёнка, обладающая великой воспитательной
силой, в которой ребенок подчиняется правилам игры, договаривается о
совместных действиях, преодолевает трудности. В мордовских национальных
играх отражается образ жизни людей, их труд, быт, представления о чести,
смелости, мужестве, желания обладать силой, ловкостью, выносливостью,
проявлять смекалку, выдержку, находчивость.
Я в своей работе знакомлю детей с творчеством мордовского скульптора
С.Д. Эрьзя, современных мордовских художников Попкова В.А., Беднова В.А. и
др., М.Ямбушева., М. Свиязова, Ю., Бакаевой, О. Кшняйкиной.
Художественная литература всегда была важнейшим источником знаний о
родном крае, национальных традиций, культуре народа. Можно утверждать, что
исторический кругозор человека без знаний литературных произведений будет
ограниченным, скудным. Поэтому я в своей программе большое внимание
уделяю художественной литературе. Знакомлю детей с мордовскими писателями
Пинясов Я.М., Азрапкин Ю.Н., Атянин Ф.С.и др. Чтение художественной
культуры побуждает детей наблюдать, размышлять, рассуждать, активно
пополнять тем самым словарный запас ребенка.
Важное
место
в
изучении
родного
края
занимают
экскурсии.
Я
Воспитанники подготовительной группы побывали в Центральной детской
библиотеке, где дети познакомились с произведениями писателей города
Рузаевки. Также нравятся детям экскурсии в парк.
Продолжением данной работы является знакомство детей с символикой
родного края. Полученные знания закрепляем в продуктивной деятельности:
лепке, аппликации, рисовании. В игровой форме предлагала детям стать
художниками и сделать герб нашего детского сада. Детские работы порадовали
сердца и воспитателей, и родителей.
Не маловажным для дошкольников является природное краеведение –
ознакомление с растительным и животным миром, который окружает его. Мои
формы работы в этом направлении разнообразны: беседы, викторины, прогулки,
экскурсии, наблюдения.
Взаимодействие с семьями дошкольников пополикультурному воспитанию
должно проводиться с учетом особенностей семьи и семейных взаимоотношений
и строится в двух направлениях:
1. Работа педагога с родителями.
2. Работа родителей с детьми.
Работа педагога с родителями подразумевает:
1. оформление информационных стендов по данной проблеме;
2. выпуск памяток, буклетов;
3. разработка методических рекомендаций, консультаций;
4. проведение родительских собраний;
5. экскурсии в семьи «Встречи в семейных гнездах»;
6. организация фотовыставок;
7. недели культуры различных народов.
Работа с родителями и детьми подразумевает вовлечение родителей в
воспитательно-образовательный процесс. Для этого организуются различные
мероприятия:
1. в гости к детям в группу можно пригласить родителей — представителей
различных национальностей;
2. совместно с детьми изготовить дома атрибуты костюмов для игр-
драматизаций или театрализованных игр;
3. сшить национальный костюм для куклы;
4. организовать семейное чтение сказок разных народов;
5. фестиваль национальных творческих семей, семейный клуб и др.;
6. конкурс семейной национальной песни, сказки, танца, дегустация блюд
национальной кухни;
7. организовать вечер развлечений ко Дню толерантности;
8. родительские уроки — обучение детей рисованию, вышиванию,
выжиганию и пр. национальных орнаментов; изготовлению национальных кукол
и др.;
9. национальные игры бабушек и дедушек.
Взаимодействие с семьями воспитанников является важным фактором по
формированию толерантности у дошкольников и помогает на более высоком
уровне развиться у них нравственным качествам.
У каждого из нас – своя малая Родина. Любовью к ней, к людям, живущим
на этой земле, гордостью за свой край пронизана вся наша работа. И пока мы
интересуемся прошлым, изучаем свою историю – не прерывается связь
поколений. Считаю, что эта работа – маленький ручеёк, который со временем
станет большой рекой в деле воспитания дошкольников.
Литература:
1.
Календарные обряды и праздники мордвы. Саранск, ООО «Бьюти»,
2010.
2.
Н.Ф.Мокшин «Мы-Мордва!»:рассказы о родном крае и мордов. на-
роде для маленьких читателей жителей Мордовии и ее гостей. /Саранск:Изд.
Центр ИСИ МГУ им. Н.П.Огарева,2007.-48с.
3.
Мордовские народные песни. Саранск, Мордовское книжное изда-
тельство, 1969.
4.
Лузгин А. «Промыслы и мастеровые люди Мордовии: рассказы о
том, как жили и трудились в старину наши предки» /Саранск: Фонд «Открытия
Мордовия»: АНО «Дом народных промысел»,2009.-48с.
5.
Ручин А. «Природа Мордовского края»:Рассказы для самых малень-
ких читателей/-Саранск: Фонд «Открытая Мордовия»;Изд. Центр.ИСИ МГУ им.
Н.П.Огарева,2007.-48с.
6.
Н.М.Арсентьев,Э.Д.Богатырев
и
др.
«Мордовия
в
истории
России»:Дорогами тысячилетия;Изд.центр ИСИ МГУ им. Н.П.Огарева. -Са-
ранск,2012.-596с.: ил.
7.
Гульянц Э.К., Базик И.Я. Что можно сделать из природного материа-
ла: Кн.для воспитателя детского сада.- М.: Просвещение,1991,-176 с., ил.
8.
Шорыгина Т.А. Зелёные сказки: Экология для малышей.- М.: Про-
метей; Книголюб, 2002. -104 с. -(Развивающие сказки для детей).
9.
Шорыгина Т.А. Какие звери в лесу!: Путешествие в мир природы и
развитие речи. Кн.для воспитателей, гувернеров и родителей.- М.: Издательство
ГНОМ и Д, 2000.- 96 с.
10.
«Мы в Мордовии живем»: пример. Регион. Модуль. Программа дош.
Обр. (О.В. Бурляева и др) –Саранск: морд. книжн. изд-во, 2011 – 107 с.
11.
Национально-региональный компонент непрерывного дошкольного
педагогического
образования:
Материалы
межрегиональной
научно-
практической
конференции
12апреля2002г./под.ред.Р.А.Ереминой.-
Саранск:МГПИ2002-194с.