Автор: Графьева Ольга Павловна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 6 ЦРР - Детский сад г. Кингисеппа
Населённый пункт: Ленинградская область г.Кингисепп
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: « Уроки безопасности зимой» для второй младшей группы
Раздел: дошкольное образование
Конспект ООД о теме « Уроки безопасности зимой» для младшей группы. Цель: формирование навыков безопасного поведения в
зимний период, расширение представлений о правилах безопасности у дошкольников Задачи:
Повторить знания детей о зиме, о свойствах снега и льда;
Знакомить детей с характерными особенностями зимы;
формировать у детей ответственное отношения к личной безопасности;
учить ребенка безопасному поведению в зимний период;
формировать дружеское взаимоотношение в игре, чувство ответственности.
Расширять и активизировать словарный запас по теме «зима». Предварительная работа:
Рассматривание картинок, иллюстраций, способствующих расширить знания детей о зиме, о зимних забавах;
Знакомство с произведениями, посвященными зимним забавам;
Проведена опытно – экспериментальная работа по изучению свойств воды, а именно превращение воды в лед;
Обсуждение на прогулке правил безопасного поведения зимой( на горках, на коньках, при игре в снежки).
Объяснение правил игры «Правильно/ неправильно».
Ход деятельности Воспитатель: Ребята, посмотрите в окно, как там красиво, много снега
намело, как он сверкает на солнышке. Какое у нас сейчас время года? Дети: Зима. Воспитатель: А давайте, ребята, вспомним, чем
мы занимаемся зимой на улице? Дети: Катаемся на санках, на лыжах, с горки, на коньках, играем в снежки,
строим снежные крепости, лепим снеговиков. Воспитатель: Вот сколько зимних забав вы знаете! Какие молодцы!
(Вдруг раздается плач) Воспитатель: Ой, ребята, кто это плачет?
(В комнату входит Зайчик. У него перебинтована лапка, он прихрамывает, царапина на щеке, разбита губа, у него одна
перчатка, а в другой руке сломанная ледянка.) Воспитатель: Ребята, посмотрите кто к нам пришел в гости? Дети: Это зайчик.
Воспитатель: Ребята, давайте спросим у зайчика что с ним случилось? Зайчик, почему ты плачешь? Что с тобой случилось???
Зайчик: Я гулял на улице с братишками зайчатами. Перчатку я потерял,
лапки у меня замерзли, братишки толкались на горке и я упал, поскользнулся
на льду и разбил губу, ледянку я сломал, потому что мы ее друг у друга отнимали.
Воспитатель: Эх ты, Зайчик! Неужели ты не знаешь, что зимой не только
много веселья, но и много опасностей! Нужно правильно себя вести! Зайчик: Но на улице так весело! Так интересно!
Воспитатель: Какой непослушный у нас гость! Никогда нельзя забывать о правилах поведения! Даже когда весело и
интересно! Ребята, давайте мы с вами расскажем Зайчику как надо себя вести на улице?! Дети: Давайте!
Воспитатель: Давайте вспомним, какая у нас погода зимой? Дети: Холодно, идет снег, дует сильный ветер, мороз кусает!
Воспитатель читает стихотворение: Летом, в жаркие часы – Только майка и трусы. А зимою нам нужны: Свитер, теплые штаны,
Шарф, пальто, сандалии, Шапка и так далее. Шапка…, свите… Впрочем, я… Я запуталась, друзья! Воспитатель: Где я ошиблась,
ребята? ( Ребята отвечают на вопрос) (Сандалии – летняя обувь!) Дидактическая игра «Одеваемся на улицу» (Перед детьми
лежат картинки с летней и зимней одеждой. Они должны выбрать зимнюю одежду). Мы одеваем зимой:
шапку, -
шарф, сапоги, куртку, штаны. Воспитатель: Так, шапку одели, куртку одели, сапожки одели, даже шарф
подвязали! А что мы с вами забыли? В снежки играют мальчики! У них не мерзнут пальчики! Пушистые сестрички На ручках …
(рукавички) (Ответ детей) Воспитатель: Правильно рукавички. А если у нас все равно на улице замерзли
наши пальчики? Что мы с вами делаем? Дети: Играем Воспитатель: Правильно, ребята! А покажем нашему гостю как мы играем?
Как мы греем наши ручки? Пальчиковая игра «Пальчик, пальчик, прячься». Пальчик прячется в ладошку
(Дети поколачивают сжатыми кулачками) Вот так, вот так. Ты его согрей немножко (Дуют в сложенные ладошки) Вот так, вот так.
Если пальчики замерзли (Сжимают и разжимаю пальцы) Вот так, вот так Отогреть всегда их можно (Хлопают в ладоши)
Вот так, вот так. Воспитатель: Ну как ты, зайчик, согрелся?? Зайчик: Да, жарко стало! Тут зайчишка начинает кашлять, чихать.
Зайчик: Кх – кх –кх!! Ох, чтото горлышко болит у меня! Жаль, теперь
вкусный «ледяной леденец» не съешь! Ребята, вы такие леденцы знаете? Снега первого я ждал, Бегал, прыгал и играл.
А теперь я пью микстурку, Потому что съел … (сосульку) (Ответ детей).
Воспитатель: Ребята, Зайчик съел сосульку!!! Эх ты, Зайчишка, разве ты не знаешь, что сосулька не леденец! Что это ребята?
Дети: Это лед. Воспитатель: Тают звезды поутру, Месяц – загогулька, За окошком на виду Выросла сосулька. Как блестящий леденец
Дразнит, серебрится, Ей мороз – родной отец, Матушка – водица. А зима метет – поет, Посадила ловко В свой студеный огород
Льдистую морковку. Зайчик: А сосулька такая вкусная была! Воспитатель: Ребята, скажите зайчику разве можно кушать сосульку, снег
или лед? Дети: Нет. Воспитатель: А почему? Дети: Они холодные, можно заболеть! Может заболеть животик, потому что
они грязные! И тогда придется идти к доктору! Воспитатель: А что мы с вами делаем со льдом? Посмотрите в окно! Мы украсили
наше деревце на участке цветными льдинками! Мы заморозили
цветную воду и получили такую красоту! А теперь мы немножко полечим нашего гостя.
( Воспитатель выбирает 2 детей, они дают зайчику микстуру и слушают его с помощью фонендоскоп). Зайчик: Спасибо, ребятки!
Вылечили меня!!!Пойдука посмотрю на ваши сосульки. И правда какие красивые у вас льдинки, ребята! Какие вы
молодцы! Воспитатель: Зайчишка, теперь ты понимаешь, что надо очень аккуратно вести себя на улице зимой! Ребята, а
давайте с вами поиграем в игру и напомним зайчику правила поведения! Игра «Верно/ неверно».
Перед началом игры, вспоминаем какие цвета используются в работе. Сперва
демонстрируется одна табличка, дети называют ее цвет, потом другая. Данная
работа помогает нам закрепить знания основных цветов, а также вспомнить
правила игры, которая используется нами на разных занятиях. (У детей две круглые таблички – красная и зеленая. Им
показывают картинки, на которых изображены различные ситуации и поведение детей в
зимний период. Им нужно определить какая ситуация верная, а какая нет. И поднять соответствующую табличку: красная –
неверно, зеленая – верно. Каждая ситуация сопровождается наводящими вопросами, комментариями воспитателя)
1 картинка – Дети ,соблюдая очередность катаются с горки; 2 картинка – Дети толкают друг друга, обгоняют на горке.
Воспитатель: Какая карточка правильная? Конечно, ребята, на горке нельзя
друг друга толкать, потому что можно упасть и сильно удариться или ударить своего друга. И придется обращаться к врачу.
1 картинка – Дети, сидя съезжают с горки; 2 картинка – Дети сбегают с горки по льду. Воспитатель: Какая карточка правильная?
Мы с вами тоже в этом году построили красивую горку, катаемся на ней! Давайте вспомним как мы на ней катаемся?
Дети: По очереди мы заходим на горку, не толкаемся, аккуратно садимся на ледянки и съезжаем.
Воспитатель: Правильно! А когда мы скатились с горки, мы что делаем? Дети: Быстро отходим, чтобы не мешать другим!
1 картинка – Дети бросаются снегом; 2 картинка – Дети капают лопатками снег. Воспитатель читает стихотворение.
Возле елки снег глубокий, Трудно к елке подойти. Снегом замело дорожки, Не проехать, не пройти. Взяли мы лопатки И идем копать.
Станем снег глубокий Дружно убирать. Воспитатель: Какая карточка правильная? Мы с вами, ребята, молодцы, свой участок
держим в чистоте! Убираем снежок, кормим птиц, всегда собираем игрушки. А почему мы н бросаемся снегом?
Дети: Снег может попасть в лицо, будет холодно! 1 картинка – Мальчик лизнул железо на морозе и прилип;
2 картинка – Мальчик строит снежную крепость. Воспитатель: Какая карточка правильная? Девочки и мальчики, запомните. Никогда
на морозе нельзя прислоняться языком к железным предметам,
потому что вы сразу же прилипните! Потом язык будет очень болеть! 1 картинка – Дети прыгают с санок;
2 картинка – Дети съезжают с горки на санках. Воспитатель: Какая карточка правильная? Когда вы катаетесь на санках,
нужно быть очень осторожными, потому что на санках есть железные детали. К тому же они еще и острые. Можно пораниться.
1 картинка – Дети гуляют без шапки, без рукавичек; 2 картинка – Дети тепло одеты. Воспитатель: Какая карточка правильная?
Ребята, давайте еще раз вспомним, почему нельзя гулять зимой без шапки и без рукавичек?
1 картинка – Дети гуляют рядом с родителями 2 картинка – Дети убежали и не слушаются родителей. Воспитатель: Какая карточка
правильная? Ой, ребятки, а кто из вас не слушается родителей? Нет таких? Какие вы молодцы! И
правильно ,родителей всегда надо слушаться! Воспитатель: Вот такто, зайчик! Теперь ты тоже знаешь как нужно себя
вести на улице зимой! Будь всегда внимательным, слушайся маму и папу, будь
аккуратным, вежливым! И с тобой никогда не случатся неприятности! Зайчик: Спасибо вам, ребята! Теперь я буду хорошо себя
вести! До свидания!