Автор: Плещева Елена Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ № 29 "Детский сад комбинированного вида"
Населённый пункт: город Кемерово
Наименование материала: Конспект логопедического занятия в подготовительной группе
Тема: "Звук и буква "С"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 29
«Детский сад комбинированного вида»
Конспект
логопедического занятия
по развитию звукобуквенного анализа и подготовке
к обучению к грамоте в подготовительной группе
«Звук и буква С»
Подготовила: Плещева Елена Владимировна
учитель-логопед 1 кв.категории МБДОУ № 29
«Детский сад комбинированного вида»
г. Кемерово, 2023 г.
Задачи:
Коррекционно-образовательные задачи.
Закрепить навык четкого произношения и различения звуков с, сь в слогах, словах,
фразах. Развивать умение согласовать числительные с сущ . в падеже и роде.,
употребление предложно-падежных конструкций. Формировать навык составления
словосочетаний с предлогом с. Упражнять в составление предложений по опорным
словам.
Познакомить с буквой С. Совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза 2
двухсложных слов различного звукового состава. Развивать навык смыслового чтения
слов и простых предложений.
Коррекционно-развивающие задачи.
Развивать фонематический слух. Совершенствовать артикуляционную и мелкую
моторику. Продолжать учить понимать учебную задачу и самостоятельно ее
выполнять. Развивать координацию речи с движением и творческое воображение.
Коррекционно-воспитательные задачи.
Воспитывать интерес к животному миру леса, желание прийти на помощь.
Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия в парах.
Оборудование
«ноутбуки» - по количеству детей с заданиями (звуковые дорожки, слоговые дорожки,
слова
со
звуком
с
и
соответствующие
им
картинки,
цветовая
гирлянда.
Электрофонарики, предметные картинки со звуком с, сь и без него. Синие и зеленые
массажные дорожки, разноцветные шары с липучками для составления звуковых схем
слов.
Ход ОД
Звучит Звуковой сигнал игры.
Дети стоят в кругу.
Учитель-логопед «Ребята! Это сигнал тревоги. Где-то случилась беда. Хотите узнать ,
что произошло? Тогда превращаемся в детей шпионов. Надевайте энергетически-
силовые браслеты и вперед в секретную лабораторию! ( проходят в зал, надев на руки
мягкие резинки для волос, с пришитыми геометрическими фигурами).
Учитель-логопед. Ребята, мы на месте. Вот и сообщение (читает текст)
Учитель-логопед. В старом замке есть темница, прячет там Кощей девицу. Чары
злого колдуна вы развейте навсегда. Сможет сделать это тот, кто заданье разберет. А
Девица не простая – это буковка такая. Без нее в словах бардак, не прочесть нам их
никак. ( Логопед произносит слова - ..ок, автобу.., ..ани, ли..а. Какая это буква?
Дети. С
Учитель-логопед. Произнесем звук с-с-с. его нельзя петь, потому что воздушной
струе мешают зубы, во рту есть преграда. Этот звук согласный. Положите дадонь на
горлышко и произнесите с-с-с. Вы чувствуете, что дрожит горло?
Дети. Нет.
Учитель-логопед: Значит звук глухой. Он может быть мягким и твердым.
Учитель-логопед: Давайте посмотрим в ноутбуки. Это звуковые домики. Обратите
внимание на цвет крыш (синие и зеленые). Поставьте плюсики около домов, где живет
звук с и сь.
Учитель-логопед: Чтобы спасти букву С – надо в лес пойти. В лес чудесный мы
тихонько и на цыпочках вошли (ходьба на носках). Мы зверей не напугаем. Лес! С
добром к тебе пришли (ходьба на пятках).
Учитель-логопед: На пути у нас – цветной ручей. Вперед нас не пропустит, поиграть
с собою просит. Возьмите фломастеры и присаживайтесь возле ручья. Я буду
произносить разные звуки. Услышите звук с, «поймайте огонек» синего цвета.
Учитель-логопед: Сколько снега намело. Давайте поиграем в снежки. Я бросаю вам
снежок с твердым звуком с, а вы наоборот - с мягким (имитация движений).
Са-ся, со-се, су-сю и т. д.
Учитель-логопед:
Как темно в лесу стало. Давайте возьмем фонарики. Я буду
показывать вам картинки, а вы их называете. Если в название есть звук с, сь,
включайте фонарь и светите на картинку (сова, носки, автобус, сумка, кактус, рак,
гусь)
Учитель-логопед: Молодцы. А еще в этом лесу есть страна - добрая, мягкая, нежная
она. Травка зеленая всюду видна. Мягкие согласные звуки здесь живут, мягкие
согласные дети тут найдут. А рядом – твердые согласные звуки здесь живут, твердые
согласные дети тут найдут (показывает на коврики соответствующего цвета)
Слушайте слова и правильно выбирайте страну (гусь, самолет, персик, собака,
автобус, семена, сова, серьги, секунда, салют, соска)
Учитель-логопед: Смотрите, ежик бежит. Ежик по тропинке шел, шел и корзиночку
нашел. В этой маленькой корзинке что угодно для души. Вот и ты бери и расскажи,
что нашел еж (достают карточки с 2 картинками и проговаривают словосочетание с
предлогом с).
Дети: У меня синие сливы с красным сарафаном и т.д.
Учитель-логопед: Тут совушка- сова пролетала и заметила беду- пожар в лесу.
Давайте ей поможем. Направляем энергию наших силовых браслетов в небо,
соберутся тучи и пойдет дождь. Тут тучи грозные по небу побежали и слова разные в
предложения собрали (выставляет тучи с картинками , дети называют и составляют
предложения из 3 слов-картинок).
Учитель-логопед: Приближаемся к мосту. Чтобы нас пропустили, нужно сделать
пропуск- значок и показать смотрителям, охранникам. На что похож пропуск?
Дети: На букву с.
Учитель-логопед: Берите карточки, выбирайте драгоценные зеленые или синие
камушки и пока звучит музыка, выложите букву.
Учитель-логопед: А теперь с помощью браслетов вернемся к ноутбукам. Нас ждут в
гости зайчата и медвежата. Выбирайте, по какой дорожке хотите пройти и по очереди
прочитаете (читают слоги с изученными согласными).
Учитель-логопед: Смотрите, снова Сова. Она внимательна была. И конверт с
заданием для нас нашла. Разделитесь на пары. Каждой паре я дам конверт с картинкой
и тарелочку с красными, зелеными и синими шариками на липучках. Составьте
звуковую схему названия картинки из шариков.
А теперь составьте предложений с помощью букв (Сова спит. Лиса сидит)-
фронтальная работа у доски.
Учитель-логопед: Все задания мы выполнили и попали во дворец. А чтобы
разрушить злодейские чары, надо найти магический кристалл – там смерть Кощея.
( дети ищут).Чтобы расколдовать кристалл, необходимо много энергии. Включайте
браслеты – 1, 2, 3 – добро победи! Буква С выходи. ( выносит картонную букву) какая
она радостная веселая, смешная).
Она очень благодарна вам и хочет сделать подарки. Только забыла, куда положила
мешочек. Найдем?
Находят мешочек с колокольчиками. Они не простые. Если зазвенят. Значит кому-то
нужна ваша помощь.
Итог занятия:
Вот и закончилось наше путешествие. Мы славно потрудились и поиграли. Кому мы
помогли ? Что вам больше всего понравилось?
А теперь пора возвращаться. Это сделать помогут браслеты. Включайте их. 1, 2, 3-
назад нас отнеси ( уходят в группу).